«Don’t cry, baby. Take my car», — недавно сказал мой трехлетний сын плачущей девочке на детской площадке. Тогда я поняла, что не зря учу его английскому с самого рождения.
У нас обычная семья, мы не билингвы и не живем за границей. В этой статье расскажу, как проходит наше обучение и каких результатов мне удалось добиться к трем годам.
Это личный опыт
Все дети разные. Если ребенок спокойный, с ним может быть проще организовать процесс обучения. Мой сын активный и неусидчивый, потому мне часто приходится идти на хитрости, чтобы закрепить какой-то навык.
Если ребенок не хочет заниматься английским строго по графику, а купленные игрушки его не интересуют, не стоит настаивать. Возможно, требуется сменить подход или обратиться к профессионалам.
Почему я начала учить сына так рано
Моя мама — учитель английского, она научила меня азам языка еще до школы. Это дало мне хороший старт для последующего образования и работы: сейчас я легко сотрудничаю с иностранными заказчиками, например пишу статьи в американский журнал о русской культуре.
Еще во время беременности я решила, что буду учить сына английскому с самого рождения. Мама объяснила, что в раннем возрасте проще заложить основы: обучение в процессе игры естественно для ребенка и не вызывает протеста. Дети восприимчивы к поглощению информации, и знания, которые удается заложить в раннем возрасте, остаются, даже если в дальнейшем интерес к иностранному языку теряется.
Где найти профессиональных преподавателей
Найти специалистов, которые готовы учить малышей и знают, как это правильно делать, непросто. Расскажу, какие варианты я рассматривала и почему все-таки решила заниматься с сыном самостоятельно.
Языковые школы. В большинство кружков принимают детей от трех лет. Я хотела начать раньше, чтобы сын воспринимал английский не как иностранный, а как еще один родной язык, поэтому искала центры, которые работают с детьми помладше. Вот о каких мне удалось узнать.
Сеть детских языковых центров «Полиглотики». Туда можно приводить детей от года. Стоимость одного занятия в группе — от 300 ₽, индивидуального — от 450 ₽. Предполагается, что за 30 уроков ребенок освоит 80 слов.
Международная сеть школ английского языка Helen Doron также представлена во многих городах. Там обучение можно начинать с трех месяцев. Курс для детей в возрасте до двух лет состоит из 40 или 70 уроков по 45 минут. Занятия проводятся на английском, но в небольших группах и с родителями. По итогам курса ребенок должен освоить около 550 слов. Цена — от 650 ₽ за урок.
В Липецке, где мы живем, таких центров не нашлось, а к занятиям по «Зуму» мы оказались не готовы: я решила, что мой сын не просидит у экрана даже полчаса и уроки будут неэффективными.
Сайты репетиторов. Поискать педагога можно, например, на сайте «Ассоциация репетиторов» или «Профи». Там можно выбрать населенный пункт, формат занятий и диапазон цен, сортировать репетиторов по стажу, статусу, полу. На страницах педагогов часто бывают отзывы.
Стоимость одного занятия у разных репетиторов сильно отличается. Например, в Липецке педагоги берут 400—1500 ₽ за 60 минут.
Обращаться к репетиторам я не видела смысла: по одному из образований я лингвист-переводчик, а еще всегда могла посоветоваться с мамой, поэтому решила заниматься с сыном сама.
Как я отрабатываю с сыном устную речь
В первые же дни после рождения я постаралась окружить сына английским языком, интегрируя отдельные слова и фразы в повседневную речь. Например, называла ингредиенты, когда готовила еду, или считала вслух ступеньки на лестницах.
В интернете и среди знакомых я встречала противоположные точки зрения: кто-то советовал не переводить слова и фразы, а кто-то, наоборот, делать именно это. Я не знаю, как лучше. Первое время я показывала на предмет и называла его на русском, а затем на английском, чтобы сын понимал, что оба варианта правильны. Сейчас чаще говорю только на русском или английском. Разницы не заметила: сын все равно осваивает оба варианта.
Например, сын одинаково верно реагирует на фразы «Let’s go to the potty» и «Идем на горшок», а также понимает, когда я прошу «Give me your hand» или «Дай руку». Еще он немного понимает времена — знает, что, когда я говорю «You are eating bananas», это означает «Ты ешь бананы прямо сейчас», а когда произношу «You eat bananas», имею в виду «Ты вообще ешь бананы». Обороты вроде «You have been eating bananas all this time», что означает «Ты ел бананы все это время», мы пока не используем.
В интернете советуют книгу Нины Проничевой «Английский с пеленок»: это своего рода разговорник, где собраны фразы, которые мы используем в повседневной жизни. В дополнение идет аудиодиск. В магазинах она сейчас встречается редко, но найти можно. Стоит около 150 ₽. Я не стала ее покупать: нашла бесплатную электронную версию, посмотрела и поняла, что мне проще строить беседу по ходу.
Я могу говорить на английском полчаса подряд, могу сказать только одну фразу, но включаю его в свою речь как можно чаще в течение дня. Долгое время сын только слушал. В полтора года сказал первое английское слово go и показал, куда хочет пойти.
Еще один способ отработать устную речь — ролевые игры. В них сын начал играть ближе к трем годам. Например, мы катаем машинки, а потом они встречаются и вступают в короткий диалог вроде такого:
- — Hello! How are you?
— Fine. Thanks. And you?
— I am fine, thank you. What are you doing?
— I am playing. Let`s play with me!
— Ok. Thank you!
Мне кажется, подобные диалоги можно разыгрывать с любыми игрушками, к которым ребенок проявляет интерес. Так у него не только отрабатывается устная речь, но и развивается фантазия, работает мышление. Он учится применять фразы, которыми овладел.
Песни на английском языке
Песни, конечно, тоже относятся к устной речи, но вынесу их в отдельный раздел: знаю, что для кого-то такой способ в приоритете.
Я использую песни на английском языке в дополнение к постоянному озвучиванию действий. Есть версия, что новые слова и грамматические конструкции усваиваются легче, если они сопровождаются музыкой. Еще в роддоме я скачала на телефон английские песни и периодически включала их, а некоторые выучила. Примерно до трех месяцев сын успокаивался под песни If You’re Happy and You Know It, One Little Finger, Old McDonald. Со временем вкусы изменились.
Если песню можно показать жестами, советую это делать. Так ребенок будет понимать, о чем в ней поется. Например, когда я пою «If you’re happy and you know it, clap your hands», хлопаю в ладоши. Далее в этой же песне есть слова «If you’re happy and you know it, stomp your feet» — на фразе «Stomp your feet» я топаю ногами.
Все песни скачиваю бесплатно, еще мы часто слушаем их онлайн на «Ютубе». Для этого достаточно вбить в поисковую строку что-то вроде «английские песни для детей», kids songs или nursery rhymes.
Каналов с детскими песнями на английском много, но нам больше всего понравились три: Cocomelon — Nursery Rhymes, Super Simple Songs — Kids Songs и LooLoo Kids — Nursery Rhymes and Children’s Songs. Некоторые песни в них повторяются, но графика отличается — для сына это оказалось важно. Например, он любит смотреть песню Wheels on the Bus на канале Cocomelon — Nursery Rhymes, но на канале Super Simple Songs — Kids Songs она ему не нравится.
Видео мы смотрим по-разному. Бывает, включаю и сама отвлекаюсь, к примеру, на готовку. Сын смотрит и пропевает песни самостоятельно. Так он их разучивает и потом поет мне в течение дня те, что понравились и запомнились больше всего. Если забывает какие-то слова, я ищу эту песню по отрывкам фраз, которые сын помнит, и мы смотрим ролик снова.
Иногда мы сразу смотрим видео вместе, а потом я выключаю ролик, и мы поем песню по памяти. Правда, чтобы запомнить слова, одно и то же видео чаще всего приходится пересматривать несколько раз.
Вот какие еще каналы я могу порекомендовать.
English Singsing. Помимо песен там собраны сказки и диалоги, которые пригодятся детям постарше. Есть забавные образовательные видео по глоссарию — можно выучить части тела, цвета, фрукты, овощи. Собраны видео для обучения определенным звукам, алфавиту, конкретным темам.
Little Treehouse Nursery Rhymes and Kids Songs. Еще один канал, где помимо детских песен есть колыбельные и небольшие образовательные видео.
ChuChu TV. На этом канале много оригинального контента: помимо песен и сказок здесь можно найти караоке для малышей, уроки по рисованию с пошаговыми инструкциями или игровые занятия, которые помогают выучить алфавит и цифры.
Какие игрушки использую
В детских магазинах есть много развивающих игрушек, которые могут помочь ребенку учить английский. Например, интерактивные мягкие игрушки, которые поют или называют слова, фразы. В «Детском мире» они, как правило, стоят от 1000 ₽. Часто встречаются азбуки, обучающие карточки, пазлы. Их можно купить от 100 ₽. Еще популярны игровые центры — они стоят от 3000 ₽, планшеты — от 1000 ₽.
Я стараюсь покупать игрушки, с которыми можно играть по-разному. Если в музыкальном центре заложено всего три песни, дополнительные игры с ним придумать сложно.
Многие рекомендуют набор «Умница. Skylark English. Английский для детей с рождения до 5 лет». Полный набор игр, книжек и песен с озвучкой носителем языка стоит около 7000 ₽. В него входит 180 игровых карточек по четырем темам, 12 книг для детей, игрушка-рукавичка, игровой плакат, книга для родителей. А также 12 песен и 10 игр, которые доступны онлайн.
Я не стала его брать из-за цены и решила собрать свой набор. За три года потратила на обучающие игрушки 4457 ₽.
- 4457 ₽
Магнитные буквы алфавита. Часто советуют не начинать изучение языка с алфавита, но когда сыну было около года, я заказала на «Алиэкспрессе» деревянные магниты в виде английских букв. Нам они обошлись в 229 ₽.
Буквы я повесила на холодильник, и сыну они понравились. Сначала я просто называла их и расставляла по порядку. Когда сын запомнил, начала менять местами, чтобы расставил сам.
Сейчас игры усложнились:
- одна буква иногда меняет свое место, а сын ее ищет;
- я называю одну букву, а показываю на другую, сын меня поправляет и указывает на верную;
- составляем из букв простые слова вроде car, frog, dog;
- называем как можно больше слов на определенную букву.
После знакомства с алфавитом можно учить читать, но мой сын пока не проявляет интереса к чтению. Поэтому я решила подождать. Когда заинтересуется, расскажу ему про буквосочетания.
Карты для рисования водой я приобрела, когда сыну было около года. Их я тоже заказала на «Алиэкспрессе» за 280 ₽. Маркер к ним обошелся в 76 ₽.
Принцип прост: в маркер заливается вода, и ребенок раскрашивает элементы на карточках, благодаря чему они приобретают цвет.
Я покупала карты с числительными, видела в продаже карты с геометрическими фигурами и цветами. Вероятно, есть и другие. Они помогли выучить числительные, но быстро поцарапались, из-за чего перестали закрашиваться и разонравились сыну. Покупать другие я не стала.
Детский игровой коврик. Его я заказала за 970 ₽, когда сын начал ползать: у нас были холодные полы, и я боялась, что он заболеет.
Для игры мы начали использовать его недавно. На нашем коврике нарисован город, а названия учреждений написаны на английском. Сын гоняет по дорогам машинки, а параллельно описывает на английском, что видит перед собой.
Кубики с буквами. я купила в детском магазине не для изучения алфавита, а чтобы сын учился составлять слова и в дальнейшем предложения. Они стоили 650 ₽.
У наших кубиков есть выступы с одной стороны и отверстие с другой, благодаря чему кубики скрепляются. Так как скреплять их можно только определенным образом, расположить буквы зеркально или вверх ногами не удастся. Это важно, чтобы у ребенка сформировалось правильное представление о письме.
Обычные игрушки. Например, цвета мы в основном учили по резиновым кубикам и цветным карандашам, животных — по мягким игрушкам, а геометрические фигуры — с помощью сортера.
В процессе обучения важно использовать все, что есть под рукой. Так, меняя расположение резинового гнома относительно игрушечной машины, мы отработали предлоги места.
Какие книги у нас есть
Пока я редко использую для занятий книги: сын проявляет к ним слабый интерес. Ему больше нравится, когда мы изучаем английский с помощью игрушек. Однако некоторые могу посоветовать.
Мягкие книги. Когда сыну было около полугода, я купила на «Алиэкспресс» шесть тканевых книг: с числительными, животными, овощами, фруктами, видами транспорта, геометрическими фигурами. Сыну нравились яркие цвета и шуршание страниц. Книги стоили 437 ₽, но сейчас таких на сайте уже нет.
Еще у нас есть мягкая книга с английским алфавитом. Книга тоже шуршит, а при нажатии на некоторые страницы в определенных местах раздается писк. В дополнение на переплете-кольце имеются яркие геометрические фигурки, которые можно двигать. Книга рассчитана на детей от года до трех лет, но сыну пока нравится.
Way Ahead 1: Pupil’s Book. Way Ahead — курс английского языка из шести уровней для учащихся начальной и средней школы от издательства Macmillan. Курс рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста.
Помимо учебника в комплект входит книга для учителя, дополнительные материалы для учителя, рабочая тетрадь, книга для чтения, аудиодиск, карточки и постеры. Правда, я пользуюсь только учебником. Яркие иллюстрации нравятся сыну, а грамматика подана в игровой форме. Новый учебник стоит со скидкой 2119 ₽.
Если у вас нет опыта в преподавании, советую купить еще книгу для учителя. Помимо комментариев и советов там содержатся дополнительные упражнения, задания, варианты игр, ответы к тестам и расшифровка аудиозаписей. В Myshop ее можно заказать за 1730 ₽.
Занимательный английский для малышей — English for Fun for the Little One. Эта книга 1994 года издания и уже не продается. Мне она досталась от мамы и нравится забавными иллюстрациями к стихам, но учить английскому только по ней я бы не стала: в книге мало упражнений на отработку тем и всего пять уроков.
Грамматика в стихах. Веселые грамматические рифмовки английского языка. Обычно дети любят стихотворения и рифмовки, и с их помощью можно облегчить изучение грамматических конструкций. Справочник я использую для себя: учу рифмовки и рассказываю сыну. Рифмовки разбиты по темам, но мне не нравится то, что книга черно-белая, — ребенку скучно ее листать.
Эту книгу мне тоже отдала мама, но ее можно купить в «Лабиринте» за 375 ₽.
Интерактивная книга «Английский с пеленок. Мой первый английский». Книга состоит из пяти карточек, которые разбиты на темы. Всего 10 тем — по две на карточке. Внутри каждой темы — 10 слов. Карточка вставляется в специальное отверстие, и при нажатии на картинку называется слово, которое она изображает. Я купила книгу со скидкой за 1390 ₽.
Как мы играем
Я стараюсь превращать в игру каждое занятие. Вот какие механики я использую особенно часто.
Прятки. Сын становится у стены и произносит считалочку на русском или английском. Например, эту:
- One potato, two potatoes,
Three potatoes, four.
Five potatoes, six potatoes,
Seven potatoes, more. - One, two, three, four,
Mary at the cottage door,
Five, six, seven, eight,
Eating cherries off a plate.
Я в это время прячусь. Рассказав считалку, сын ходит по комнате, приговаривая: «Where is mummy?» («Где мама?») Иногда комментирует свои действия: «Under the sofa? No. Under the table? No. She is here!» («Под диваном? Нет. Под столом? Нет? Она здесь!»)
Затем мы меняемся. Сначала свои действия комментировала только я, но постепенно сын стал брать пример.
Горячо-холодно. Я прячу какой-нибудь предмет, которым сын в данный момент заинтересован, и он начинает искать. Я же произношу «Warm» («Тепло»), если он идет в правильном направлении, или «Cold» («Холодно») — в противном случае. Когда предмет находится, восклицаю «Hot» («Горячо»). Общение при этом тоже стараюсь вести на английском.
Поймай мячик. Я называю слово и бросаю сыну мячик. Задача — поймать и назвать другое слово, после чего перекинуть мячик мне. Разумеется, повторяться нельзя. Так мы развиваем память, пополняем словарный запас и развиваем скорость реакции.
Думаю, чуть позже мы сможем играть в снежный ком, когда нужно повторять еще предыдущие слова.
Найди предметы определенного цвета или геометрической формы. Эту игру я подсмотрела в одном из мультфильмов. Например, спрашиваю сына: «Where is yellow?» («Где желтый?») Он начинает искать в комнате предметы желтого цвета. Можно попросить назвать предметы определенной геометрической формы. Помимо памяти игра развивает логику и внимание.
Где твой нос. Эта игра помогла нам выучить части тела. Сначала я показывала на себе части тела и называла их на английском, а потом спрашивала сына: «Where is your nose?» («Где твой нос?») — и он должен был найти его у себя. Сейчас мы сразу начинаем с вопроса, и части тела сын показывает не только на себе, но и на мне или игрушках.
Кто дольше продержится на мяче для фитнеса. Сын любит прыгать на мяче для фитнеса, и я решила, что во время этого занятия тоже можно изучать английский. У нас два мяча. Мы садимся на них, и я говорю, к примеру, «Touch your nose» («Дотронься до своего носа») или «Jump» («Прыгай»). Сын должен выполнить задание и не упасть с мяча. Потом выполняю его просьбы.
Покажи эмоции. Эту игру я тоже придумала на основе мультфильма. Сначала показываю эмоции, сопровождая словами. А затем начинаю путать, например улыбаюсь, говоря при этом «Sad» («Грустный»). Сын должен поправить.
Придумывать игры не так сложно, как может показаться, а идеи можно брать из видео или книг. Главное, чтобы занятие увлекало ребенка.
Что еще помогает мне учить сына
Мультфильмы. Примерно до полутора лет я старалась не включать сыну мультфильмы, но потом поняла, что без их помощи не справляюсь. Вот какие каналы на «Ютубе» сын обычно смотрит.
Gogo Loves English. Это небольшой мультипликационный сериал о дракончике Гого, который прилетел с другой планеты, встретил на Земле друзей и хочет выучить английский язык. Каждая серия длится около 5 минут, и в ней показана конкретная жизненная ситуация. Лексика простая, и этот мультфильм стал одним из первых, которые я показала малышу. Когда сын начал лучше понимать английский язык, мультфильм ему наскучил, но для начинающих рекомендую.
Muzzy in Gondoland. Мультсериал заявлен как 3+, но сын смотрел его в 1,5—2 года, а позже он ему надоел. Серии объединены сюжетной линией и рассказывают о жизни забавного инопланетянина, который пытается освоиться в новом для себя мире. Речь медленная, четкая, есть грамматические вставки и обучающие песни.
SeeZis Kids. На канале собрано много интерактивных мультфильмов: по ходу сюжета ребенку предлагается повторить что-то за героем или выполнить задание, к примеру посчитать обезьянок.
Super Why — WildBrain. Это забавный мультсериал, в котором герои попадают в разные переделки. Но этот канал мы смотрим редко: видео длятся около 20 минут, а ребенку тяжело концентрироваться все это время.
В последнее время сын начал смотреть на английском некоторые мультфильмы, которые он до этого уже видел на русском. Больше всего ему нравятся «Маша и Медведь» и «Щенячий патруль». Эти мультфильмы легко найти на «Ютубе», вбив в поисковую строку paw patrol или masha and the bear.
Приложения для смартфона. Я пробовала скачивать на смартфон разные приложения, но сыну понравилось только одно: Baby Games. Это сборник из 15 игр для детей 2—4 лет, но возможность играть в них бесплатно открывается постепенно. Выполняя задания, дети изучают цвета, формы, части тела, числительные на английском языке. Реклама отсутствует.
Многие рекомендуют приложение «Английский для детей. Фиксики», но оно рассчитано на детей от 5 лет и сына пока не заинтересовало. Полная версия приложения стоит 549 ₽, но часть игр доступны бесплатно.
Чему сын научился к трем годам
Мне не удалось найти в свободном доступе тестов и других способов проверить результативность занятий с малышом. На сайтах курсов по обучению английскому языку обычно пишут, что к трем годам ребенок знает около 700 английских слов. Иногда предполагается, что он уже умеет немного читать, но мне пока не удалось заинтересовать сына книгами. Возможно, есть более подробная информация, что должен знать и уметь ребенок к трем годам, если учит английский с рождения, но я не смогла найти. Расскажите в комментариях, если знаете.
Сейчас мой сын знает алфавит: называет буквы по порядку и вразброс, узнает на письме.
Его словарный запас составляет около 600—700 слов. Когда сын только начал говорить, я записывала слова, которые он произносит, но потом мне это надоело. Поэтому я посчитала примерное количество слов, которые от него слышу, по частям речи. Пробовала сделать это точнее, но сбилась.
Сын использует в речи существительные, глаголы, числительные, прилагательные и некоторые наречия, редко — местоимения. Свободно считает до 50 и понял, как образуются числительные до 100. Знает на английском 12 цветов, называет геометрические фигуры, причем довольно сложные вроде трапеции или шестиугольника.
В основном правильно применяет формы глагола to be, строит отрицательные предложения, вопросы. Умеет составлять трехсложные предложения и отвечает на простые вопросы, вступает в короткие диалоги. Еще иногда устраивает импровизированные концерты — знает наизусть семь песен с движениями и шесть стихотворений.
Надеюсь, что на следующий год сын станет усидчивее, и тогда я планирую отдать его в кружок по английскому языку, чтобы он учился воспринимать речь других людей и вступать с ними в беседу. К тому же мне не хватает педагогического образования, чтобы заинтересовать сына тем, что он пока изучать не хочет. Однако для начального обучения, мне кажется, занятий дома достаточно.
С какими стереотипами я столкнулась
Когда окружающие узнали, что я хочу учить ребенка английскому с рождения, начали отговаривать. Расскажу, какие доводы мне приводили и как все оказалось на самом деле.
Способности к языкам есть не у всех. Я не ставила перед собой цель научить сына к трем годам бегло читать по-английски или составлять сложные предложения. Мне было важно, чтобы он научился строить простые предложения и понимать английскую речь. Действительно, кому-то проще даются гуманитарные науки, кому-то — технические, но по-русски начинают говорить все, для этого способностей не требуется. Поэтому я решила, что хотя бы базовый уровень сын тоже сможет освоить.
В раннем возрасте нет мотивации. Малышу бесполезно объяснять, что знание английского языка может пригодиться в будущем для карьеры. На помощь приходят игры.
Ребенок будет путать языки, из-за чего возникнут сложности с коммуникацией. Сначала мы действительно столкнулись с тем, что сын выбирал из русского и английского более легкие для него слова. Например, вместо «чашка» говорил «cup», а вместо «машина» — «car». Окружающие не всегда его понимали, но по мере взросления смешение языков прошло.
Могут возникнуть сложности с произношением. Об этом меня предупреждала подруга-логопед. Есть мнение, что так как в разных языках разные звуки, ребенок может начать путаться, например вместо
Учить язык в раннем возрасте нужно с носителем языка. Некоторые считают, что только носитель языка может научить правильному произношению и правильной речи, иначе ребенок будет допускать ошибки. Но ведь ошибки мы совершаем и в русском языке, но это не мешает на нем говорить. Ребенок в любом случае будет путать грамматические правила, допускать ошибки в произношении, да и просто забывать некоторые слова. Над ошибками надо работать. Я на них обязательно указываю и объясняю, как правильно.
Например, сначала сын часто забывал использовать глагол-связку to be. Вместо «My name is Tima» мог сказать «My name Tima». По-русски это означает «Меня зовут Тима», но второй вариант на английском не верен, и я каждый раз поправляла. Сейчас такую ошибку он допускает редко.
К чему спешить, ведь в школе научат. Дома — это игра, а в школе — обязанность, которая может вызвать протест. К тому же если ребенок с детства владеет некоторыми знаниями, то ему наверняка будет проще на уроках.
Что могу посоветовать
- Прислушивайтесь к своему ребенку и стройте процесс, основываясь на том, какой род занятий ему интересен. Если он любит петь, давайте слушать песни и вместе пойте, если нравится собирать кубики, считайте их, стройте слова.
- Не думайте, что дорогие игрушки обязательно хорошие и ребенок с их помощью быстро выучит английский. В большинстве случаев для обучения можно использовать подручные предметы и обычные игрушки.
- Главное — регулярность. Английский должен звучать в вашем доме как можно чаще в течение дня: говорите, слушайте песни, смотрите мультфильмы. Однако если ребенок прямо сейчас увлечен чем-то другим, не пытайтесь посадить его за книгу.
- Все дети разные: кто-то в три года пытается читать, а кто-то не хочет брать в руки книгу и в шесть лет. Не расстраивайтесь и не ругайте ребенка. Вместо этого постарайтесь заинтересовать и чуть-чуть подождите.