«Олененок»: почему в сети обсуждают триллер Netflix о сталкинге
11 апреля на Netflix вышел сериал «Олененок». Мрачная трагикомедия стала вирусной — ее до сих пор обсуждают в сети.
Проект малоизвестного стендап-комика Ричарда Гэдда — эталонный пример сарафанного хита. Премьера сериала прошла тихо. Зато к концу апреля просмотры выросли на 408%, что сделало «Олененка» самым популярным шоу месяца на Netflix. А еще сериал — любимец критиков. На агрегаторе Metacritic «Олененок» занимает первое место среди самых высокооцененных премьер года.
Подробно рассказываем, за что зрители полюбили пронзительную историю про сталкинг. И как сделали ее скандальной.
Что за «Олененок» (Baby Reindeer)
Дата премьеры: 11 апреля 2024 года
Страны производства: Великобритания
Режиссеры: Вероника Тофильская, Жозефин Борнебуш
Сценарист: Ричард Гэдд
В ролях: Ричард Гэдд, Джессика Ганнинг, Нава Мау, Майкл Уилдман, Нина Сосанья, Дэнни Киррейн, Шалом Брюн-Фрэнклин, Томас Кумбз, Майкл Льюис Джонс, Аманда Рут, Том Гудман-Хилл
Жанры: драма, триллер, комедия, биография
Сериалы, похожие на «Олененка»: «Я могу уничтожить тебя», «Дрянь»
Продолжительность: 7 серий длиной от 28 до 45 минут
Где смотреть: Netflix (сервис официально недоступен в России)
О чем сериал
Неудачливый стендап-комик Донни Данн регулярно выступает на сцене, но его неловкие постмодернистские перформансы не находят отклика у публики. Чтобы сводить концы с концами, 30-летний юморист подрабатывает в захолустном пабе и бесплатно живет в доме у мамы бывшей девушки.
Однажды за стойку бара, где работает герой, садится опечаленная женщина средних лет. Донни заводит с посетительницей дружелюбную беседу. Незнакомка представляется Мартой и говорит, что у нее нет денег даже на чашку чая. Комик угощает ее за счет заведения.
После этого Марта начинает приходить в бар каждый день. Она берет колу и по несколько часов рассказывает о себе. В том числе утверждает, что работает адвокатом влиятельных людей: например, бывшего премьер-министра Дэвида Кэмерона.
Поначалу новая посетительница не смущает Донни. К тому же она постоянно делает комплименты внешности героя и смеется над его шутками. Но вскоре Марта находит в сети электронный адрес комика и принимается заваливать его письмами.
В них женщина рассказывает очередные небылицы о своей жизни, пошло намекает на близость и почему-то рассуждает о совместном будущем. Во время одной из следующих встреч Донни осознает: Марта уверена, что у них роман.
Молодой человек пытается убедить женщину в обратном. Но та становится лишь настойчивее. Она комментирует каждый пост в соцсетях Донни, караулит у дома и оскорбляет его новую партнершу. А еще срывает выступления комика. Выясняется, что Марта — рецидивистка: ее уже арестовывали за сталкинг начальника.
Сериал открывается сценой, когда Донни обращается за помощью к полицейским. Но правоохранительные органы не видят состава преступления, в основном потому что сталкер — женщина. А еще спрашивают, почему Данн тянул с заявлением несколько месяцев.
Сам комик объясняет это пережитым пять лет назад травматическим событием. Он стал жертвой сексуализированного насилия со стороны знаменитого сценариста Дэрриена. Воспоминаниям об этом целиком посвящена четвертая серия.
Почему все обсуждают «Олененка»
Сериал основан на болезненной личной истории. Все показанное на самом деле случилось с создателем «Олененка» — стендапером Ричардом Гэддом. Он написал сценарии ко всем семи эпизодам и сыграл главного героя. В этом плане Гэдд пошел по пути многих известных комиков: автофикшен-сериалы выпускали Луис С.К., Джерри Сайнфелд, Пит Дэвидсон и Азиз Ансари. Правда, их шоу были комедийными.
«Олененок» тоже поначалу кажется забавным ситкомом про неудачника и назойливую поклонницу. Но Гэдд плавно переводит все происходящее в жанр психологического триллера. Проживая заново жуткие события из прошлого, комик устраивает трехчасовой публичный сеанс самокопания. Почти как на приеме у психолога. Только слушать его тревожные и болезненные эмоции приходится зрителям.
«Олененок» по-новому рассказывает о сталкинге. В кино и сериалах сталкеров часто романтизируют. Вспомнить хотя бы другой хит Netflix про обаятельного преследователя «Ты». Или эротический триллер «Роковое влечение» и стивенкинговский ужастик «Мизери»: в них сталкерами были женщины. В первом героиня — расчетливая femme fatale , во втором — одержимая фанатка. А Марту в сериале представляют как потерянную, ментально нестабильную героиню, которая не видит в своих действиях ничего особенного.
В то же время Гэдд не пытается показать свою преследовательницу как однозначную злодейку. В процессе рефлексии комик приходит к выводу, что она тоже жертва ситуации. Да и сам стендапер использовал ее внимание, чтобы справиться с комплексами. Марта была единственной, кто давал ему похвалу и любовь — пусть и нездоровую. А еще наличие опасного антагониста подпитывало его уверенность в себе.
Соответствует ли сериал реальной истории
Ричард Гэдд не скрывает, что некоторые события были изменены «ради драматических кульминаций», но не называет конкретные эпизоды. По словам сценариста, в самом преследовании не было ничего кинематографичного: Гэдд в основном просто сидел дома и нервничал. Также создатели старались не делать персонажей внешне похожими на своих прототипов. Сам комик называет сериал «эмоционально правдивым, но существующим в категории искусства».
«Олененок» начинается с тех же событий, что и реальная история 2015—2017 годов. Гэдд действительно подрабатывал в лондонском баре. И так же, как и его герой, угостил бесплатным напитком случайную посетительницу. Вскоре женщина перешла от милого флирта к активному сталкингу.
За 2,5 года она отправила Гэдду 41071 письмо по электронной почте, 350 часов голосовых сообщений, 744 твита и 106 страниц бумажных писем. Также женщина присылала небольшие подарки вроде шапок, трусов и детских игрушек — они в сериале не упоминались.
Гэдд обратился в полицию только после того, как женщина начала угрожать его родителям и возлюбленной. Известно, что на момент выхода «Олененка» конфликт с женщиной был решен. Правда, не совсем ясно, каким путем. Ее не арестовали, поскольку сам Гэдд «не хотел отправлять в тюрьму кого-то настолько психически нездорового».
Пожалуй, главное отличие «Олененка» от реальности — в профессиональных успехах Гэдда. На момент начала истории с преследовательницей его карьера была далеко не такой бесперспективной, как у Донни Данна. В 2011 году комик выиграл молодежную премию влиятельного журнала Chortle. На «Ютубе» сохранилась запись выступления. Панчлайнами на грани фола и актерскими ужимками Гэдд и правда напоминает своего персонажа. За тем исключением, что его шутки срывают хохот и аплодисменты.
Три года подряд — с 2013 по 2015 — комик устраивал аншлаговые шоу на эдинбургском Fringe, крупнейшем мировом фестивале искусств. Все моноспектакли Гэдда получали главные награды и высокие оценки критиков. Особенно его хвалили за откровенность, агрессивный черный юмор и авангардный подход.
Например, в спектакле Cheese And Crack Whores Гэдд рефлексирует о тяжелом расставании с девушкой, которая бросила его во время празднования годовщины в «Макдональдсе». А в шоу Waiting for Gaddot, рассказывающем об отношениях Гэдда с наркозависимым отцом, сам комик появляется на сцене только за пять минут до финала.
В 2016 году Гэдд представил Monkey See Monkey Do — спектакль, который британские медиа назвали смелым, тяжелым и адреналиновым. Комик вспоминает о пережитом сексуализированном насилии под наркотическим опьянением. На сцене он все время проводит на беговой дорожке. Так Гэдд воспроизводит свои попытки справиться с болезненным опытом — с помощью пробежек. При этом почти весь монолог заранее озвучен закадровым голосом, а сам комик молчит.
Гэдд ставил спектакль с октября 2016 по февраль 2017 года в Сохо, лондонском театре. В это время комик уже подвергался нападкам преследовательницы. Именно после успеха постановки женщина начала звонить родителям Гэдда. А также угрожать комику, что расскажет им историю, легшую в основу Monkey See Monkey Do. В сериале этого, как и самого спектакля, не было. Главный герой просто срывается и рассказывает о насилии во время обычного стендапа.
Личность реального преступника Гэдд публично не раскрывает. При этом недавно британский телеведущий и писатель Ричард Осман в своем подкасте заявил, что «все в индустрии знают, кто это». Если верить Осману, комик называл имя своего обидчика за кулисами фестиваля в Эдинбурге еще в 2016 году.
Какие споры возникли вокруг сериала
Зрители и журналисты нашли реальную преследовательницу. Согласно аналитике Google Trends, самый популярный запрос про «Олененка» в первые дни после премьеры был таким: baby reindeer real martha. Еще несколько дней понадобилось зрителям на то, чтобы найти самого вероятного прототипа Марты. Ей оказалась шотландка Фиона Харви.
Женщину вычислили, сравнив сообщения сериальной Марты с твитами, которые еще в 2014 году опубликовала Харви с упоминанием Ричарда Гэдда. В одном из них она призывает подписчиков сходить на выступление комика и полюбоваться его «фантастической задницей». А еще просит Гэдда «повесить шторы» — в сериале Марта использовала такой эвфемизм, чтобы намекнуть на секс. Похожих сообщений, часто датированных одним днем, могло быть около десятка.
27 апреля таблоид Daily Mail опубликовал материал по мотивам разговора с «настоящей Мартой». Издание не называло ее имя, но по описанию она была похожа на все ту же Фиону Харви. В тексте упоминается, что женщине 58 лет и она живет в Лондоне на 30 фунтов в неделю — это около 3500 ₽.
«Марта» жалуется, что получает пожелания смерти от поклонников Гэдда. А также заявляет, что собирается подать в суд на Netflix за клевету. Женщина считает большую часть «Олененка» выдумкой, а себя — жертвой всей этой истории. И обвиняет в сталкинге самого комика. С начала мая она ежедневно комментирует в соцсетях происходящее вокруг «Олененка» и регулярно оскорбляет Гэдда. Все сообщения она пишет с грамматическими ошибками — так же, как и Марта.
В сети также появились теории по поводу личности насильника. Изначально поклонники сериала решили, что это театральный режиссер Шон Фоли. Скорее всего, такое предположение возникло из-за его внешнего сходства с актером Томом Гудманом-Хиллом, который сыграл Дэрриена. К тому же через неделю после выхода «Олененка» Фоли неожиданно ушел с должности художественного руководителя театра в Бирмингеме.
Через четыре дня Гэдд написал у себя в инстаграме: «Люди, которых я люблю, с которыми работал, включая Шона Фоли, оказались несправедливо втянутыми в спекуляции. Пожалуйста, не нужно гадать, кто бы это мог быть из реальных людей». Это был единственный раз, когда комик открыто подтвердил непричастность кого-либо к его истории. Сам Фоли на следующий день заявил, что обратился в полицию по поводу угроз и оскорблений.
По другой версии, виновным может быть продюсер Гари Рич. Именно он режиссировал шоу Cheese And Crack Whores, а также продюсировал сериал «Грешники», где Гэдд сыграл небольшую роль. Рич закончил карьеру на телевидении в 2019 году. Никаких комментариев по поводу этой теории не поступило ни от продюсера, ни от комика. Еще одним прототипом Дэрриена называют актера Майкла Суоттона: он был соседом Гэдда по квартире. 10 лет назад в соцсетях он много писал о наркотиках, хвалил шоу стендапера и публиковал музыку, похожую на ту, что включал Дэрриен.
Также среди предположений всплывает имя сценариста Сэма Бэйна: некоторые поклонники шоу упоминают «слишком подозрительные» отсылки в «Олененке» к его сериалам «Пип шоу» и «Больное поведение».
Фиона Харви дала 54-минутное интервью. Женщина появилась в шоу журналиста Пирса Моргана, где снова заявила о намерении судиться с Netflix и Гэддом. Харви утверждала, что не смотрела «Олененка». Но в то же время опровергла многое из показанного в сериале: преследования Гэдда, нападение на его девушку, разгром бара, общение с родителями комика.
По словам Фионы, комик сам подошел познакомиться к ней в баре — она в тот момент общалась с кем-то другим. После этого Гэдд якобы стал ей одержим «из-за расстройства психики». А все письма и голосовые сообщения просто выдумал. Правда, после уточняющих вопросов Моргана женщина призналась, что отправила ему «несколько писем с шуточным стебом». Про твиты, которые все еще можно найти в сети, Харви сначала «ничего не помнила». Затем сказала, что «написала немного, около 18 или 14 твитов».
Женщина рассказала, что последние пять лет состоит в отношениях и работает юристом. А обвинения в сталкинге вредят ее профессиональной репутации. Харви назвала Гэдда «женоненавистником, зарабатывающим на ее страданиях» и посоветовала комику «заняться своей жизнью, найти нормальную работу».
По мнению Моргана, женщина много врала во время интервью. Журналист написал в колонке для The Sun: «Если ее угрозы иском Netflix и Гэдду продолжатся, я подозреваю, быстро выяснится, что она действительно написала все эти имейлы, сообщения и письма». Харви парировала ему в разговоре с шотландской газетой Daily Record, назвав их беседу «быстрой попыткой сбить с толку». Также женщина пожаловалась, что Морган «использовал» ее, заплатив за участие в шоу 250 фунтов.
Создателей «Олененка» обвинили в том, что они спровоцировали сталкинг реальных персонажей. Одним из первых высказался Рассел Т. Дэвис, шоураннер сериала «Доктор Кто». По его словам, на телевидении, в отличие от Netflix, гораздо строже относятся к персональным данным людей. Сценарист признался, что не всегда доволен редакционной политикой телеканала BBC, но «зато спокойно спит по ночам».
Колумнист издания Vox посчитала, что у Гэдда было достаточно времени на то, чтобы изменить все узнаваемые детали биографии преследовательницы. И тем самым снизить вероятность того, что ее найдут в интернете. Журналистка предположила: тот факт, что комик этого не сделал, может указывать на целенаправленную месть обидчице.
В Dazed раскритиковали Netflix, который не предпринимает никаких действий для защиты Харви от фанатов Гэдда. В материале отмечается, что именно стриминг несет ответственность за сохранность личных данных тех, на чьих историях основаны сериалы.
После этого директор по общественной политике британского подразделения Netflix Бенджамин Кинг выступил на слушаниях в парламенте страны. Представитель стриминга сообщил, что Netflix и продюсерская компания Clerkenwell Films приняли все меры предосторожности, чтобы замаскировать личности реальных людей. В то же время он признал, что создатели не хотели анонимизировать все до такой степени, чтобы это уже не было историей Гэдда.
Гэдд в одном из недавних интервью заявил, что больше не собирается давать комментарии о прототипах героев «Олененка». И еще раз попросил воспринимать сериал как художественное произведение. Комик подытожил: «Если бы я хотел, чтобы все знали, кто эти люди, я бы сделал документальный фильм».
Ричарда Гэдда опросили по поводу отношений с претенденткой на одну из ролей. Впервые об этой истории подробно рассказала Риз Лайонс, которая пробовалась на роль Тери — девушки Донни. Она познакомилась с Гэддом в октябре 2021 года. Тот рассказал ей, что готовит проект для Netflix, и предложил поучаствовать в кастинге.
Пока шли пробы, Гэдд и Лайонс сходили на несколько свиданий. Как утверждает актриса, она озвучивала опасения, что их романтическая связь или возможное расставание могут повлиять на решение о кастинге. Комик принял к сведению ее слова, но через две недели позвонил и все-таки предложил «попробовать встречаться». Окончательно они расстались в декабре 2021 года. Три месяца спустя девушке пришел отказ: студия решила взять более опытную актрису.
В своем рассказе Лайонс подчеркивает, что не считает себя жертвой какого-либо неподобающего поведения. Но хочет напомнить молодым актерам о важности правильной расстановки личных и рабочих границ.
Гэдд об отношениях с претенденткой на роль умолчал. Однако руководители Clerkenwell Films после разговора с комиком сделали вывод, что автор «Олененка» вел себя корректно и решение о кастинге не было скомпрометировано.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult