Закулисье: как городская легенда про пустые комнаты породила свою интернет-вселенную

Вы здесь (не) одни
17
Закулисье: как городская легенда про пустые комнаты породила свою интернет-вселенную
Аватар автора

Алексей Сигабатулин

больше не любит пустые офисы

Страница автора

В интернете уже несколько лет медленно, но верно набирает популярность эстетика лиминальных пространств.

Люди делятся фотографиями пустых офисов, школ, подземных переходов, которые вызывают чувство тревоги, как перед лицом чего-то сверхъестественного.

Идея получила развитие с появлением Закулисья — Backrooms. Это городская легенда о таинственном месте за гранью реальности, которое полностью состоит из лиминальных пространств. Про Закулисье пишут истории тысячи поклонников, про него делают видеоигры и снимают фанатские короткометражки.

В начале февраля кинокомпании A24 («Солнцестояние»), Atomic Monster («Злое») и Chernin Entertainment («Улица страха») сообщили, что снимут по Закулисью фильм. А срежиссирует его 17-летний ютубер Кейн Парсонс.

Рассказываем, в чем суть лиминальных пространств и Закулисья и почему они привлекают внимание.

🤔 Что такое лиминальное пространство

Лиминальность — не новый термин, он появился еще в середине 20 века. Это слово указывает на пороговое или переходное состояние, а происходит от латинского līmen, что как раз и значит «порог» или «переход». Изначально термин использовался в этнографии при исследовании обрядов перехода в различных общинах. К таким обрядам можно отнести свадьбы, похороны, инициацию. То есть все случаи, в которых у человека меняется физический и социальный статус.

Позже лиминальность стала обозначать переход в более общем смысле. Например, лиминальным пространством можно назвать психологическое состояние, когда человек находится на распутье и принимает важное решение. А можно им же обозначить буквально пространство, где люди физически переходят из одного места в другое. Коридор, подземный переход, мост, лестница — все это лиминальные пространства.

В 2010-х эстетика лиминальных пространств обрела популярность в фотографии. Люди запечатлевали объекты и места, вызывающие необъяснимое чувство ностальгии и тревоги. Особенно много таких фото можно найти в сабреддите /LiminalSpace.

Заправка без людей не вписывается в принятое определение лиминального пространства. Но такой пример сообщество все равно принимает. Источник: Bryan Wan / Shutterstock
Длинный безлюдный коридор — почти эталонный пример лиминального пространства. Источник: DedMityay / Shutterstock
Мы привыкли, что в офисе всегда кто⁠-⁠то есть. А потому фото безлюдного рабочего помещения не соответствует нашим ожиданиям и вызывает тревогу. Источник: Dailin / Shutterstock

🚪 Почему лиминальные пространства вызывают особые эмоции

Все дело в том, что именно показано на фотографиях. Зачастую это какие-то места, в обычное время наполненные людьми и движением. Однако на фото они пусты и порой заброшены. Это вызывает странное чувство. Объект не выполняет свою основную функцию, лишен привычного контекста — людей. И поэтому меняется сам его смысл.

Вы могли испытывать что-то подобное, если когда-нибудь оказывались в школе поздно вечером. Коридоры и учебные помещения, где еще недавно кипела жизнь, пусты. Это можно сравнить с эффектом «зловещей долины»: нечто очень знакомое выглядит немного не так, как мы привыкли, а потому вызывает тревогу.

Другая возможная причина: изображения с лиминальными пространствами порой показывают места, в которых мы обычно не проводим слишком много времени. Когда человек идет по коридору, его больше интересует не сам коридор, а то, что находится за дверью рядом. Но в изображениях лиминальных пространств акцент сделан именно на переходности, а ответа, что ждет дальше, за углом или дверью, нет. Тут включается в работу фантазия, появляется чувство чего-то нереального.

Коридор здания Банка США в городе Линкольне. Источник: Downtown Lincoln
Коридор здания Банка США в городе Линкольне. Источник: Downtown Lincoln

👻 Новый виток популярности лиминальных пространств и появление Закулисья

12 мая 2019 года на анонимном веб-форуме 4chan в разделе /x/, где публикуются посты про паранормальное, стартовал новый тред. В нем неизвестный попросил пользователей поделиться «тревожными изображениями, которые ощущаются как-то не так».

Одним из постов в том треде была снятая под углом фотография. На ней — пустое помещение, возможно, какой-то старый офис. На стенах желтые обои с несовпадающим рисунком. Горят флуоресцентные лампы, на полу лежит ковер. В общем, почти образцовое лиминальное пространство.

Пользователи отметили, что фото вызывает чувство тревоги. А затем другой неизвестный придумал к изображению небольшую подпись.

Где именно было снято это фото, до сих пор неясно. Источник: {архивный тред 4chan}(https://archive.4plebs.org/x/thread/22661164/#22661164 )
Где именно было снято это фото, до сих пор неясно. Источник: {архивный тред 4chan}(https://archive.4plebs.org/x/thread/22661164/#22661164 )

Если вы не будете осторожны и выскользнете из реальности где-нибудь в неположенном месте, то окажетесь в Закулисье, где нет ничего, кроме вони старого влажного ковра, безумия желтого цвета, бесконечного нестерпимого шума флуоресцентных ламп и примерно шестисот миллионов квадратных миль случайно расположенных пустых комнат, в которых легко застрять. Храни вас Господь, если вы услышите, как что-то бродит поблизости, потому что оно-то точно вас услышало.

С этой крипипасты началась история Закулисья и новая волна популярности лиминальных пространств.

В мейнстрим Закулисье вывел 17-летний ютубер Кейн Парсонс, известный как Kane Pixels. В начале 2022 года он опубликовал на своем ютуб-канале видео The Backrooms (Found Footage). Оно сделано в стиле документальной съемки. Это история про то, как несколько друзей снимали короткометражку, а оператор фильма случайно провалился сквозь землю и попал в Закулисье.

Первая короткометражка Кейна Парсонса, посвященная Закулисью

Ролик привлек к феномену Закулисья огромное внимание — во многом за счет качества. Парсонс сумел с помощью Blender воссоздать стиль оригинального фото с 4chan. А за счет фильтров изображение не выглядит искусственно и действительно напоминает найденную пленку.

Видео набрало уже свыше 46 миллионов просмотров и открыло Закулисье для широкой аудитории. Блогер продолжил выпускать ролики, где показал свой взгляд на лор вымышленной вселенной. Этим он привлек внимание Голливуда. Теперь Парсонс срежиссирует фильм про Закулисье.

🌌 Что такое Закулисье и как туда попасть

В общем смысле Закулисье — это объект коллективного творчества. Придуманная вселенная. Сборник историй, который составляют люди со всего мира: порой независимо, порой используя общие идеи. В их основе лежит идея Закулисья как вымышленного пространства вне привычной реальности. Оно очень абстрактно, в нем не действуют привычные законы нашего мира. В оригинальной крипипасте автор обозначил лишь общие правила. Вот что мы точно знаем.

🚪 Попасть в Закулисье можно откуда угодно, провалившись сквозь стены или пол. То есть безопасного места нет, пропасть из реальности можно в любой момент. В оригинальной крипипасте сказано «выскользнуть из реальности», что в оригинале звучит как noclip out of reality. Noclip — термин из видеоигр. Он используется, когда игрок проходит сквозь стены на уровнях с помощью чит-кодов.

💡 Атмосфера в Закулисье некомфортная. Постоянный шум ламп, запах влажного ковра, навязчивый желтый цвет повсюду.

🚫 Выбраться из Закулисья, скорее всего, невозможно. Комнаты этого таинственного места занимают 600 миллионов квадратных миль, при этом они абсолютно пусты.

😱 Возможно, вы в Закулисье не одни. В этом кроется чуть ли не самый цепляющий момент крипипасты. Автор не говорит прямо, есть ли рядом кто-то или что-то. Но намекает, что если вы услышали какой-то звук — быть беде. Не показывать опасность напрямую, но намекать на нее — действенный способ напугать. Воображение само делает всю работу.

Сериал «Разделение». По словам его автора Дэна Эриксона, одним из источников вдохновения послужило Закулисье. Источник: Apple
Сериал «Разделение». По словам его автора Дэна Эриксона, одним из источников вдохновения послужило Закулисье. Источник: Apple

😱 Закулисье — не первая городская легенда, появившаяся в сети

Да, жанр digital horror существует уже давно, и вокруг него не раз собирались самые необычные сообщества. Вот несколько примеров:

  1. Слендермен. Безликий высокий человек в костюме, которого можно встретить ночью в лесу. Впервые он появился в крипипасте с форума Something Awful в 2009 году и с тех пор оказал большое влияние на современный веб-хоррор и хоррор в принципе. Про него написаны сотни рассказов, выпущено несколько видеоигр, сняты фильмы.
  2. Вселенная SCP Foundation. В ее центре — организация, занимающаяся поиском, захватом и изучением паранормальных объектов. SCP создается коллективными силами, как и Закулисье.
  3. Самосбор. Русскоязычная вымышленная вселенная, впервые появившаяся на анонимных веб-форумах. Ее основа — Гигахрущевка, бесконечный комплекс, напоминающий старую хрущевку. Историю вселенной придумывают сами участники форумов, придерживаясь стиля советского постапокалипсиса.

С ними Закулисье роднит то, что в создании и развитии всех этих вымышленных вселенных участвуют преимущественно энтузиасты. В этом особенность современного веб-хоррора. Это уже не жанр, в котором творец сам придумывает, как напугать зрителя, а тот просто следит за действием. Теперь любой может внести свой вклад, придумать жуткого монстра или необъяснимое явление.

Игра Control вдохновлена SCP Foundation. И в ней же постоянно используются лиминальные пространства. Источник: Remedy Entertainment
Игра Control вдохновлена SCP Foundation. И в ней же постоянно используются лиминальные пространства. Источник: Remedy Entertainment

👨‍🔬 Два взгляда на Закулисье

В первую очередь на популярность Закулисья повлиял стиль исходной крипипасты. Она короткая, всего несколько предложений. Но при этом в ней нет ничего лишнего, лишь несколько идей, способных заинтересовать и напугать. И она дает простор для фантазии.

Никто не знает точных законов, по которым работает Закулисье. Неизвестно, каких существ там можно встретить. А потому наполнить это пространство можно чем угодно. Вокруг этой идеи сформировалось свое сообщество. И оно почти сразу разделилось на два лагеря.

Фанаты оригинальной идеи Закулисья. Они полюбили эту вымышленную вселенную именно за стиль и атмосферу из оригинальной крипипасты. По их мнению, все пространство Закулисья состоит из пустых комнат с желтыми обоями и флуоресцентными лампами. Оттуда нельзя выбраться. Возможно, там обитают монстры, но доказательств этому нет. И главное — там точно нет других людей кроме «героя» крипипасты. Эта часть сообщества собралась на сабреддите /TrueBackrooms. И она в меньшинстве.

Сторонники развития вселенной. Они размышляли, можно ли выбраться из Закулисья, и придумывали новые «уровни». Среди них:

  1. «Лобби». Тот самый пустой офис с оригинального фото, считается нулевым уровнем Закулисья. Сюда попадают все вновь прибывшие.
  2. «Луна». Выглядит как Луна из реального мира, но по площади в два раза больше ее.
  3. «Неисправный мегаполис». Огромный пустой город из будущего. Повсюду висят рекламные дисплеи, на каждом из которых — «синий экран смерти».
На Луне из Закулисья есть кислород и нет монстров. Источник: backrooms.fandom.com
На Луне из Закулисья есть кислород и нет монстров. Источник: backrooms.fandom.com

Правил перехода с уровня на уровень нет. Где-то это можно сделать, провалившись сквозь пол. Где-то — пробив стену или пройдя в случайно появившуюся дверь. Все ограничивается лишь фантазией автора уровня.

Этот вариант Закулисья населяют различные монстры, которых прозвали Сущностями. Некоторые из них пугающие, как те же Кожекрады. А другие выглядят абсурдно: к примеру, в Закулисье обитает Хомяк. Это разумный хомяк, который говорит по-польски и идет на контакт с выжившими.

Уровень 188, напоминающий то ли комнату со странными стенами, то ли двор, почему⁠-⁠то скрытый под потолком. Источник: backrooms.fandom.com
Уровень 188, напоминающий то ли комнату со странными стенами, то ли двор, почему⁠-⁠то скрытый под потолком. Источник: backrooms.fandom.com

Такая абстрактность и непредсказуемость порой делает Закулисье сложным для понимания. Каждый участник трактует события по-своему, меняет правила игры. А потому уже сложно понять, что именно представляет собой эта вселенная, где она начинается и заканчивается.

В отличие от SCP Foundation, у Закулисья нет единой базы данных и единого лора. Разные группы поклонников объединяются и создают собственные wiki, информация в которых порой противоречит друг другу. Например, есть две разные версии уровня «Луна». В одной трактовке это копия земной Луны, но в два раза больше. В другой — это вообще пластиковая Луна из модели Солнечной системы. Каждый, кто попадает туда, уменьшается.

В этом одновременно и плюс, и минус вселенной, которую развивает сообщество. С одной стороны, тут много уникального контента и нет правил. С другой, каждый лепит что угодно, а потому легко потерять интерес, запутавшись в противоречащих друг другу фактах.

📺 Как познакомиться с Закулисьем, если не хочется много читать

Посмотрите ролики Kane Pixels. Они дадут полное представление о том, чего ждать от вымышленной вселенной. Реплик в них почти нет, все повествование ведется через картинку и звук.

В этом ролике можно увидеть, как ученые получают пленку героя, попавшего в Закулисье

Изучите ролики от других ютуберов. Например, стоит обратить внимание на короткометражки от Ruster. По просмотрам они не дотягивают до мини-фильмов от Kane Pixels, но по качеству им почти не уступают.

Ruster тоже работает в жанре «найденной пленки», но показывает не знакомый нулевой уровень Закулисья, а то, что находится дальше.

Найденная пленка с 232-м уровнем Закулисья

Сыграйте в видеоигры по Закулисью. Их несколько десятков, и почти все — фанатские проекты разной степени качества, которые можно пройти за вечер-другой.

В первую очередь лучше обратить внимание на три. Escape the Backrooms вышла в райннем доступе летом 2022. В нее можно сыграть вчетвером, у игры много положительных отзывов, а еще она постоянно пополняется контентом. Правда, придется заплатить 259 ₽.

Есть и бесплатный вариант — The Backrooms Game Free Edition. Она выглядит куда проще, но вышла в 2019 году, так что даст прочувствовать атмосферу «того самого» Закулисья. Это даже не совсем игра, скорее, виртуальный аттракцион по оригинальному Закулисью.

Хоррор The Backrooms: Lost Tape рассказывает об охраннике кинотеатра, который случайно попадает в Закулисье. У игры много положительных отзывов в Steam, в основном хвалят за жуткую атмосферу. А ругают за небольшую продолжительность: пройти Lost Tape можно за пару часов.

Escape the Backrooms находится в раннем доступе. Точной даты выхода у нее пока нет. Источник: store.steampowered.com
Escape the Backrooms находится в раннем доступе. Точной даты выхода у нее пока нет. Источник: store.steampowered.com

😊 Бонус: лиминальные пространства в массовой культуре

Как предмет интернет-эстетики лиминальные пространства существуют не так давно, но в кино и видеоиграх их используют уже много лет. Вот на что стоит обратить внимание, если хотите понять лиминальность лучше.

🪓 Фильм «Сияние» Стэнли Кубрика. Отель «Оверлук» полон лиминальных пространств. Огромная кухня, лобби, длинные пустые коридоры. Все это заставляет чувствовать себя неуютно. Будто рядом кто-то есть.

Сериал «Твин Пикс». Тихий городок Твин Пикс сам по себе может считаться одним большим лиминальным пространством, настолько он знакомый и одновременно чужеродный и вселяющий тревогу. А Красную комнату легко можно сравнить с Закулисьем.

📹 Фильм «Ведьма из Блэр». Лес — не самый очевидный пример лиминального пространства, но в фильме Дэниела Мирика и Эдуардо Санчеса он им и является. Даже когда в кадре ничего не происходит, выглядит это жутко. А монстров здесь хоть и не показывают, зрителю ясно, что опасность рядом.

🌫 Игра Control. Действие происходит внутри огромного постоянно меняющегося здания. Его захватила паранормальная сущность, а почти все люди вокруг исчезли. Лиминальность в сочетании с архитектурным брутализмом вызывает тревогу даже без монстров, хотя и они тут есть.

💻 Игра The Stanley Parable. Офис, в котором оказывается главный герой Стэнли, — сюрреалистичное лиминальное пространство. Пустое, чуть жуткое и не поддающееся никакой логике.

🎲 Игра Superliminal. Головоломка, где все действие происходит в лиминальных пространствах, а загадки решаются игрой с перспективой.

🏠 Роман «Дом листьев» Марка Данилевского. Сюжет книги крутится вокруг обычного с виду загородного дома, внутри которого — бесконечные лабиринты коридоров, переплетения лестниц, попросту невозможные в реальности пространства и, вероятно, опасное существо.


Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Алексей СигабатулинКакая у вас любимая городская легенда или крипипаста?
  • ingaС похожей тематикой фильм "Вивариум".11
  • Дмитрий НиконовЧасто там бываю, закулисье это круто и совсем нестрашно!1
  • Surullinen Hiiriэх, сколько Закулисья в РФ! Заброшки, долгострои, расселенные дома и целые обезлюдившие городки...8
  • Lentenменя эти ваши лиминальные пространства наоборот скорее успокаивают10
  • Ilya Lebedevооо, не знал что Кейн будет фильм снимать. Видосы у него топовые по этой теме2
  • ЗабудкаСледующая статья должна быть о полуденном ужасе 👀5
  • Евгений СА как же серия Silent Hill?2
  • АлексейSurullinen, не совсем так. Лиминальные пространства скорее не заброшены или покинуты. Это обычные места из нашей жизни, которыми мы пользуемся прямо сейчас. В тексте очень хороший пример со школой. Когда людей в данный момент в этом месте нет. Так что этим местом может быть даже новый офис, из которого люди ушли по домам, а ты остался один и стоишь в длинном коридоре, где из шума только звук ламп.5
  • Скажи, ктоА как опен спейс попал в список? Где там переход,1
  • Тусовщик :)Моя самая любимая крипипаста - это несколько видео на ютубе, где операторы замечают что-то странное, скорее аномальное в играх, в особенности видео, где оператор играл в TF2 и заметил странную сущность на локации 2fort1
  • Марина РомановаМне кажется, вечнострой «Лахта-Центр» - это генератор таких пространств.2
  • Владислав Шевченко>Вы могли испытывать что-то подобное, если когда-нибудь оказывались в школе поздно вечером. Коридоры и учебные помещения, где еще недавно кипела жизнь, пусты. Это можно сравнить с эффектом «зловещей долины»: нечто очень знакомое выглядит немного не так, как мы привыкли, а потому вызывает тревогу. у меня это вызывало обратные чувства. в обычное время нахождение в школе подчинено правилам, алгоритму, а во внеучебное ты как будто ломаешь систему, чувствуешь свободу3
  • Abibа И Аboba"Разные группы поклонников объединяются и создают собственные wiki, информация в которых порой противоречит друг другу. Например, есть две разные версии уровня «Луна»"... Как бывалый фанат Backrooms'а я это потверждаю (а ну ещё в Backrooms Fandom много мусорных уровней за плечами, итальянский контейнер... да и только)2
  • Франческа ХагемейстерЧто скажу: я фанат разных мистических и необъяснимых вещей, допускаю , что закулисье существует и еще ,что оно как-то связо с эффектом манделы -то есть с параллельными мирами?..Такоем можеьт быть?1
  • Антон АкимовСтранно, что везде пишут, будто лиминальные пространства должны вызывать тревогу. Все пишут это как под копирку. Хотя, на самом деле, лично я, например, не встречал людей, которых бы такие места и правда пугали. А конкретно мне (и некоторым другим комментаторам, как я вижу) такие пространства скорее, наоборот, дают ощущение спокойствия и свободы. P.S. Кстати, забавно, что перечисленные игры - вообще одни из моих любимых :)1
  • Вадим ПольдяевПомню пару игр на эту тему: "Шорох" - типичный квест и "Мор. Утопия". Последняя игра действительно меня поразила. Я играл дома в большой комнате при свете в наушниках, и пару раз такая жуть брала, что я оглядывался, а сзади на диване жена сидит и дети возятся... Телевизор работает. Всё в порядке...0