Треснувший лед и замерзшие тормоза: как я съездил зимой на Байкал
Я часто путешествую по городам, но в феврале 2021 года мы с десятью друзьями отправились штурмовать природные красоты Байкала.
Мы не брали туры и гидов, все продумывали сами. Составили маршрут на пять дней, чтобы посмотреть самые известные и легкодоступные места: Ольхон, Хужир, Листвянку и Кругобайкальскую железную дорогу.
Подготовка к поездке заняла около месяца: мы создали чат, распределили обязанности, вели табличку общих трат. Авиабилеты купили за месяц до путешествия. Летели авиакомпанией S7 из Москвы в Иркутск за 13 300 ₽ в обе стороны.
Маршрут вышел таким. От Иркутска мы на поезде доехали до Слюдянки, оттуда по Кругобайкальской железной дороге — до Листвянки. Там переночевали и на следующий день вернулись в Иркутск, чтобы арендовать там две машины и на них исследовать остров Ольхон и поселок Хужир.
В статье я расскажу об организации нашего путешествия и опасностях байкальского льда в феврале.
Жилье
Мы искали жилье для десяти человек на пять ночей. Найти хороший дом для такой большой компании трудно. Комфортных и просторных коттеджей рядом с Байкалом немного, чаще встречаются турбазы и маленькие гостевые домики. А мы хотели жить все вместе.
Сначала мы сняли дом через Airbnb, но его хозяева пытались жульничать: звонили по телефону и просили заплатить больше, чем было указано в объявлении. Тогда на Airbnb по нашей просьбе отменили бронь, вернули все деньги, а хозяев оштрафовали. И мы остались без жилья за пару дней до поездки. Пришлось срочно искать новый дом.
На первую ночь мы снова через Airbnb сняли коттедж рядом с поселком Листвянка. Он простой, без излишеств, но расположен на берегу озера. Стоил 15 000 ₽ за ночь. На оставшиеся четыре ночи мы переехали в дом в поселке Куркут, в километре от ледовой переправы на Ольхон. Мы нашли его на «Авито». Очень переживали, что нас обманут: там не было отзывов или каких-то гарантий. Но повезло, и нам попалась отличная хозяйка. Дом оказался комфортной деревянной усадьбой со своей мангальной зоной, баней, беседкой и шестью спальнями. Стоил 60 000 ₽ за четыре ночи на всех.
В обоих домах были бани. За них мы доплачивали отдельно, парились каждый день. Суммарно за растопку и обслуживание бань мы отдали 14 000 ₽. Один час стоил 1000 ₽, минимальный заказ — 2 часа.
Аренда машин и дороги
От Иркутска до Слюдянки или Листвянки можно доехать на общественном транспорте: маршрутке, электричке или такси. Но до острова Ольхон они не ходят: нужно заказывать УАЗ или хивус — катер на воздушной подушке. Нам это не подошло: было дорого. Например, поездка до мыса Хобой стоила около 2000 ₽ на человека. А мы планировали посетить много локаций.
Поэтому мы взяли в Иркутске в аренду две старенькие Тойоты Харриер. Асфальтированных дорог на Ольхоне нет, еще предстояло ездить по льду, поэтому там нужна машина с высокой посадкой и хорошей подвеской. Мы нашли объявление на «Авито», при встрече оформили договор, заплатили наличными. Аренда одного автомобиля обошлась нам в 2500 ₽ в день.
Такие машины, как наши, на иркутских дорогах называют «хорек» — от названия Харриер. Автомобили не глохли, ехали бодро даже в горку. Но на одной из машин нас подвели барабанные тормоза, об этом я подробнее расскажу дальше.
Важно внимательно проверять техническое состояние машины. Если автомобиль сломается, вызывать эвакуатор дорого. Транспортировать машину из Куркута в Иркутск стоит 15 000 ₽. А из Хужира и вовсе вряд ли кто возьмется ее вывозить.
По дороге из Иркутска до Ольхона есть несколько шиномонтажных мастерских, но половина из них зимой не работают, а другой половины нет на карте. Их можно найти только случайно. Заправок ближе к Ольхону тоже мало. На некоторых АЗС бензин АИ-92 продавали только по карточкам для местных из-за дефицита. Так что если застрянешь, выбираться будет трудно. Лучше заранее записать телефоны эвакуаторов.
Зимой открыты две официальные ледовые переправы на Ольхон: в Куркуте и Сахюрте. Переправа — это просто дорога по льду. КПП там нет, только шлагбаумы. Если шлагбаум закрыт, ехать нельзя. На официальных переправах ежедневно проверяют лед, а днем дежурят спасатели.
Когда выезжаете на лед, нужно соблюдать правила безопасности. Каждый год на Байкале тонут машины вместе с людьми. Я читал в СМИ, что за последние 15 лет под лед провалились 215 авто. Чаще всего это происходит из-за неосторожности.
Вот что важно помнить, когда передвигаетесь по замерзшему озеру на машине:
- Перед тем как выезжать, узнайте, открыты ли переправы и достаточно ли крепкий лед.
- Ехать нужно только по накатанным дорогам, не срезать.
- Если дороги не видно, то старайтесь двигаться за местными на уазиках, но держите дистанцию не менее 20 метров.
- Пассажирам нельзя пристегиваться и блокировать двери.
- Если автомобиль уже уходит под воду, выбираться лучше через окна. Двери открывать нельзя, чтобы машина дольше была на плаву.
- Старайтесь не останавливаться на льду и не двигаться рывками.
- Помните, что ближе к суше может быть более ломкий лед.
Официальная переправа есть только к острову Ольхон. До других туристических мест можно добраться по неофициальным ледовым дорогам. Местные катают по ним туристов и не боятся. Но вы поедете на свой страх и риск. Также важно не съезжать с переправы, иначе есть все шансы пойти на корм нерпам.
Провалиться под байкальский лед человеку без машины сложнее. Но если слышите треск, аккуратно уходите или уползайте в сторону берега. Особенно если треск гулкий и будто идет от вас до берега эхом.
Кругобайкальская железная дорога
Вдоль берега Байкала от Слюдянки до Листвянки проложена Кругобайкальская железная дорога — КБЖД. Ее начали строить еще в Российской империи, а потом достраивали пленные и ссыльные. Часть путей на дороге промаркирована Made in USA и получена по ленд-лизу — государственной программе США по поддержке союзников во время Второй мировой войны.
По КБЖД ходит старинный туристический паровоз. Но билеты на него стоят дорого: 2000—4000 ₽ на человека с трансфером из Иркутска и обратно.
Мы выбрали более дешевый вариант: сначала доехали на электричке из Иркутска до Слюдянки за три часа, а дальше пересели на другую электричку, которая идет по Кругобайкальской железной дороге до поселка Листвянка. Она представляла собой один вагон и тепловоз.
Билеты можно купить на вокзале в Иркутске. Важно обращать внимание на время пересадки в Слюдянке: лучше иметь хотя бы полчаса в запасе, а то там можно и остаться. Конечная станция маршрута по КБЖД находится не в самой Листвянке, а в соседнем поселке Порт Байкал. Между ними ходит паром через Ангару.
Обратно в Иркутск из Листвянки вернулись на маршрутке за 200 ₽. Все билеты нам обошлись в 500 ₽ на человека.
Дорога до Слюдянки живописная: за окном заснеженные леса, деревни. Но красивее всего было в пути вдоль Байкала: деревья в снегу, ледяные торосы, вид на озеро и много туннелей. Советую выходить на остановках: можно встретить коней и местных дружелюбных собак, пообщаться с машинистами, а при должном уровне харизмы даже напроситься к ним покататься в кабине тепловоза.
Еще в электричке одна местная путешественница ни с того ни с сего прочитала нам стихотворение про чай на байкальском льду и поцелуи. Похоже, местное население там поэтичнее, чем жители культурной столицы: позже охранник дома, где мы жили, прочитал мне свои стишки-пирожки — видимо, я вызвал доверие. Знал бы я, что так будет, сам бы разучил что-нибудь.
Ольхон
На Ольхоне мы забрались на мыс Харанцы и скалу Шаманку, а некоторые из нас даже добрались до самой дальней точки острова — мыса Хобой.
Хужир — маленький поселок на острове Ольхон, где все работает для туристов. Дорога до него гравийная, но вполне сносная даже зимой. Везде глина, так что сцепление хорошее. В Хужире можно взять в аренду снегоходы, коньки и прочее снаряжение, найти гидов, ночлег и поесть. Сувениров там множество, но если вы хотите купить игрушки или типовые магнитики, то лучше это сделать в супермаркете «Хороший»: выйдет раза в два дешевле.
От Ольхона мы съездили на маленький остров Огой, где расположен буддистский храм. Место пустынное и очень красивое, оттуда открывается вид на весь остров и окружающий его Байкал.
Дальше мы хотели отправиться к мысу Хобой по неофициальной переправе, но буддистские божества ясно нам дали понять, что ехать не стоит. Пока мы ходили к храму, у нас заклинило заднее колесо: примерзли барабанные тормоза. Это мы выяснили, когда тронулись и неожиданно совершили полицейский разворот на 180 градусов. Колесо не крутилось вперед, а назад — пожалуйста.
В итоге мы час ехали по Байкалу задом наперед. Проезжающие мимо водители смотрели на нас глазами по пять рублей.
На следующий день мы поехали по трассе в автомастерскую в поселке Еланцы. На асфальте наше колесо крутилось, но со скрипом. Местные механики-любители разобрали тормозную колодку и сказали, что все нормально, просто ударил мощный ночной мороз ниже −20 °С. Зато днем дорога в Еланцы была красивой — до этого мы ехали по ней только в сумерках.
В последний день часть нашей команды без меня все-таки поехала на мыс Хобой. Ледовая переправа туда неофициальная, поэтому я и другая половина компании по ней ехать отказались. Те, что поехали, пристроились в колонну туристических уазиков, и дорога туда прошла без проблем.
На Хобое ребята были неприятно удивлены: в ледяных гротах другие туристы устроили туалет, всюду валялся мусор. Зато на обратном пути они нашли безымянный остров рядом с мысом Харанцы с красивыми нетронутыми ледяными пещерами. Они провели много времени, гуляя среди них. Рассказывали, что было страшно: там легко провалиться. Громко разговаривать в пещерах не стоит, а то сверху может упасть кусок льда или сосулька. Еще оказалось, ледяные сталактиты отлично поглощают звук. Можно видеть ноги человека в соседней пещере, но не слышать друг друга.
Ребята поехали обратно, когда уже смеркалось. Но в темноте сложно увидеть колею. Они на секунду остановились, чтобы проверить, не сбились ли с пути. И в этот момент наш друг Ярослав услышал треск. А затем увидел, как под машиной во льду появились трещины. Ребята дали по газам и успели уехать до того, как лед проломился. Все живы, даже машина цела. Но испугались знатно.
Еда
Из байкальской кухни мне больше всего запомнился омуль, рыба семейства лососевых. Это главное туристическое блюдо. Он очень вкусный, но стоил дорого — около 500 ₽ за штуку. Нам удалось урвать копченый вариант в кафе «Ольхон». Кажется, мы скупили половину того, что у них было.
Впечатлила бурятская молочная водка тарасун. Ее готовят из кислой молочной сыворотки, и она приятно пьянит. Продают ее редко, мы случайно нашли этот напиток в Harat’s Pub на подъезде к Куркуту.
В Листвянке много кафе, но мы в поселке не задерживались. В основном бродили по Хужиру. Местные заведения неплохие, меню и цены в них одинаковые. Сервис несовершенен: везде простая мебель и посуда, иногда грязно, а блюда несут долго. Но при этом все очень дружелюбны.
Лучше брать бурятскую еду, супы или рыбу — их они готовят лучше всего. Например суп бухлер с мясом на кости. В местных кафе он стоит 300 ₽. Но его не стоит есть на голодный желудок: суп жирный, может скрутить.
Что взять с собой
На Байкале не так холодно, даже сравнительно с погодой в Москве. Средняя температура в феврале — −13 °С. Зато влажно и очень ветрено. Хотя, по словам местных, нам повезло: ветра во время нашего путешествия почти не было. Соглашусь, что в населенных пунктах и за холмами было спокойно, но на открытых пространствах заметно сдувало. Не представляю, что происходит, когда дует сильно.
Вот что каждый из нас взял с собой в поездку:
- Теплые носки.
- Балаклаву от ветра.
- Ледоступы на ботинки.
- Две пары перчаток: плотные и более тонкие.
- Непромокаемые штаны.
- Пуховую куртку.
- Комплект термобелья.
- Солнцезащитные очки, чтобы яркий снег и лед не ослепляли.
- Фонарики.
- Аккумулятор для зарядки телефона. На холоде он быстро разряжается.
- Рации. Мы их забыли, но они были бы полезны для общения в дороге.
- Рюкзак для прогулок. Лучше с лямкой на груди, чтобы он не мешал удерживать равновесие.
Не стоит брать с собой хлопковую одежду: она быстро намокает и в ней становится холодно. А ледоступы или кошки — очень полезная вещь на Байкале. Без них на льду скользко. Даже если планируете гулять только по туристическим местам, ледоступы пригодятся. Их можно купить в любом магазине экипировки, например в «Сплаве» и даже «Фикспрайсе». Они стоят 200—500 ₽. Правда, недорогие ледоступы могут оставлять следы на обуви.
Связь
В один из дней у всех пользователей «Мегафона» и «Йоты» из нашей компании отключилась связь — лучше иметь симкарты нескольких операторов сотовой связи. Интернет есть во всех туристических местах, даже на Ольхоне. Но чуть уезжаешь в сторону — и нет ни интернета, ни связи. В автопутешествие рекомендую взять рации: удобно и не зависит от вышек. В местах проживания и кафе был вайфай, но на скорость рассчитывать не приходилось.
Что в итоге
На все путешествие я потратил 32 100 ₽. Поездка была потрясающей. Отдых на природе дался нам нелегко, путешествовать без туров интереснее, но труднее. Пришлось многое учитывать при подготовке: собирать участников в чат, распределять зоны ответственности, считать бюджет, составить чек-лист покупок и экипировки, а после — собирать папку с фотографиями и разбираться с таблицей трат. Но путешествие того стоило, я доволен.
Траты за пять дней на Байкале на одного человека — 32 100 ₽
Авиабилеты Москва — Иркутск — Москва | 13 300 ₽ |
Жилье и походы в баню | 9000 ₽ |
Еда и сувениры | 5000 ₽ |
Аренда авто и бензин | 4000 ₽ |
Общественный транспорт | 800 ₽ |
Траты за пять дней на Байкале на одного человека — 32 100 ₽
Авиабилеты Москва — Иркутск — Москва | 13 300 ₽ |
Жилье и походы в баню | 9000 ₽ |
Еда и сувениры | 5000 ₽ |
Аренда авто и бензин | 4000 ₽ |
Общественный транспорт | 800 ₽ |