«Вписали автоматом в чек чаевые 10%»: как обманывают в барах и ресторанах

Невкусный опыт читателей
67
«Вписали автоматом в чек чаевые 10%»: как обманывают в барах и ресторанах
Аватар автора

Саша Золотова

не оставляет чаевых

Страница автора

Читатели Т⁠—⁠Ж уже рассказывали, как их обманули в общепите.

Вот еще несколько схем: обслуживание гостей внезапно оказывается платным, цена в меню не соответствует реальности, а в чеке появляются дополнительные шоты алкоголя. К счастью, свои деньги иногда удается отстоять.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
Схема № 1

Включать чаевые в чек автоматически

Аватар автора

Lexa Lexa

разочарован

Страница автора

Мне однажды вписали автоматом в чек чаевые 10% и с невозмутимым лицом вбили на терминале полную сумму. На вопрос, что за позиция такая интересная, на лице официантки, как в анекдоте, было написано: «Не прокатило». Очень печально, потому что само заведение казалось до этого момента замечательным. Будьте внимательными с чеками — и не будете обмануты.


Аватар автора

Надежда М.

путешествовала

Страница автора

Были в Абхазии. Там везде чаевые 10% принудительно. Обслуживание в 99% случаев отсутствует.


Аватар автора

Елена Крылова

не стала спорить

Страница автора

Отдыхали в Дагестане, принесли чек, в нем позиция — чаевые 10%, оплата переводом. У них это нормальная практика. Я бы не стала платить, но уже не было сил, обслуживание ужасное и хотелось быстрее уйти.


Аватар автора

Ганнибал ЭЛектер

поделилась историей

Страница автора

Знакомые однажды попали в ресторан, где чаевые им включили в счет в размере 10% от чека, не предупредив об этом. Компания была большая, счет решили поделить потом между собой. Заметили только потому, что девочка, которая забирала себе чек для дальнейшей дележки, решила глянуть в него прямо на месте. Собирались оставить больше, чем было в чеке, но в итоге потребовали убрать и не оставили ничего.


Лейбл заголовка
Схема № 2

Добавлять в счет разбитую кем-то посуду

Аватар автора

Тим Рябов

добился замены чека

Страница автора

Нам в баре как-то приписали разбитый стакан. Благо мы заметили, потому что позиций в чеке было много. 200 ₽, но все же — почему я их должен дарить? Высказали. Нам сразу заменили чек.


Лейбл заголовка
Схема № 3

Записывать в чек больше алкоголя, чем заказали

Аватар автора

Анастасия

гордится знакомыми

Страница автора

История случилась не со мной, а со знакомым. Собрались они классом отметить пять лет окончания школы. Сидели в баре. Заказывали шоты. И официант дописал им лишнего в чек.

Но класс-то был математический, и вузы потом тоже у всех были профильные. Поэтому за столом хорошо считать в любом состоянии умели все. Задачку «сколько шотов дописал официант» решили за пару минут. Назвали точную сумму. Официант расстроился, но лишнее вычеркнул.


Лейбл заголовка
Схема № 4

Не отдавать сдачу

Аватар автора

PK

поставила официанта на место

Страница автора

Мы сидели с подругами в недешевом заведении. Взяли по паре салатиков, особо официанта не напрягали. Девчонки скинули в корзинку с чеком свои оплаты без сдачи, а у меня кроме салата был еще и кофе. Мне должны были принести сдачу — 100 ₽.

Сидим 5—10 минут. Сдачу не несут. Девочки уже вышли, я подошла к официанту напомнить, на что две девушки, недовольно поморщившись, протянули «изви-и-и-ните, мы вас неправильно поняли», решив, что сдача автоматом им в чаевые зачисляется.


Аватар автора

kolasola

вежливо попросил сдачу

Страница автора

Когда я жил в Германии, то в популярных городах типа Мюнхена и Франкфурта в некоторых ресторанах на меня практически давили официанты. В одном случае официант молча недодал сдачи — я ее спокойно попросил. В ответ он бросил монеты на стол и крикнул, что надо было идти в «Макдональдс». В другом случае женщина скукожила такую мерзкую мину, что настроение очень испортилось.

После таких вот эпизодов мне совершенно не хочется оставлять никому чаевые, потому что ждать и требовать их — это ужасно.

Такого в России я не наблюдал. Стоит добавить, что я был студентом на стажировке и не мог позволить себе разбрасываться чаевыми.


Лейбл заголовка
Схема № 5

Включать в чек плату за красивый вид или воду на столе

Аватар автора

Orhidey

почувствовала себя обманутой

Страница автора

В кафе на Крите нам принесли чек. Мы попросили оплатить чек картой, но с нас требовали доплатить 2 €, объясняя это комиссией банка. Я говорю — ок, внесите эти 2 € в чек, и я оплачу, но они упорно не хотели этого делать и нажимали на «зачем вы на отдыхе ругаетесь и портите себе настроение?». В итоге мы дошли до банкомата через дорогу и оплатили наличными по чеку.

Ребята, с которыми мы познакомились на острове, также рассказывали про еще два обмана — умалчивания в кафе:

  1. При посадке гостю на стол ставят хлеб и воду, а затем их включают в счет, хотя гость этого не заказывал. Многие кафе это делали как должное.
  2. Включали в счет плату за красивый вид, если ты сел или тебя посадили на первой линии у моря или обрыва, при этом не предупредив.

Причем что в нашей истории, что в историях знакомых ребят не было в этих кафе никакого регламента или официального документа, которые бы подтверждали эти дополнительные платы.


Лейбл заголовка
Схема № 6

Писать в счете неправильную сумму

Аватар автора

АИС

разозлила официантку

Страница автора

В Праге нас пытались обмануть. В кафе официантка насчитала лишнее, думала, что я считать не умею. Когда же я ей об этом сказала, она обозлилась до неузнаваемости, даже стакан разбила, так шваркнула подносом о стол.


Лейбл заголовка
Схема № 7

Указывать в чеке цены выше, чем в меню

Аватар автора

Гломгольд Флинхарт

недоволен

Страница автора

В Испании приносят меню — там одно, а как платить — в чеке другие цены. На вопрос, какого черта, приносят другое меню, где якобы написано, что цена за порцию, но меньше двух они не готовят.


Лейбл заголовка
Схема № 8

Заставлять дополнительно платить за обслуживание

Аватар автора

Pasha RS

забрал сдачу

Страница автора

Был случай: купили с супругой купон на «Биглионе» в паб напротив Московского вокзала. Поели, посидели. «Пора платить», — сказал я и про себя подумал, что оставлю на чай из вежливости к повару и персоналу. Принесли чек: «N ₽ — сервисный сбор». Стало неприятно.

Плачу наличкой, приносят сдачу, мы с супругой благодарим за вкусный ужин. Под неодобрительный взгляд забираю сдачу, уходим сытые и довольные гулять. Официанту я сказал перед уходом, что хотелось оставить на чай, но сервисный сбор уже посчитан. The end.


Аватар автора

PK

возмущена комиссией за обслуживание

Страница автора

Жила по работе в Монголии несколько месяцев. Мне выделили бюджет на питание и проезд. Я снимала небольшую квартиру, в которой невозможно было готовить: холодильник был, но вся кухня была изгваздана так, что неприятно заходить. Питалась в основном готовой едой или в кафе у дома.

И как же я возмущалась, что каждый раз мне приходилось оставлять комиссию 15% за обслуживание, которая списывалась автоматом. Ну, я понимаю раз, два. Но я там ела каждый день! Хоть бы скидку какую начали делать. В итоге денег к концу командировки осталось на KFC одно. Целую неделю приходилось там есть. С тех пор не люблю KFC.



Саша ЗолотоваА вас пытались обмануть в баре, ресторане или кафе?
  • KikimoraЧаевые в чек это бред. Пусть тогда ценник поднимут на 10% лучше) Я бы с ценами смирилась вероятнее всего, а «автоматические» чаевые меня бы не разозлили. Рестораторы забыли суть чаевых. Ещё платная вода это сюр. У меня даже сформировался пунктик, что заведение хорошее, если у них бесплатно приносят воду. В моем любимом баре на столах стоят графины с огуречной водой. В паре мест мне отказали в бесплатном стаканчике воды и теперь я всегда начинаю с «мне очень срочно таблетку запить надо, принесите, пожалуйста, обычной воды, стаканчик, не в бутылке». И ещё одно дно, когда в кофейней к эспрессо не дают воду))))))) а когда просишь, приносят платную))))66
  • Ида СвиридоваРесторан в маленьком городке в глубинке. Пошли с мужем посидеть после Нового года, пригласили друга. В чек нам включили музыкальное сопровождение по 200р на человека)) итого: 600р даже не за живое исполнение, а за фоновый шум из плохого динамика. такое я увидела впервые)47
  • СнусмумрикВ Италии постоянно норовили развести: приносят закуски, которые ты не заказывал, добавляют в чек воду (хлеб вообще везде платный), впаривают какой-нибудь сок по цене коктейля.4
  • KikimoraDarth, мне кажется, что в заведениях с высоким уровнем обслуживания гости и без навязывания в чек оставят чаевые. Когда работала в общепите, могли и на 15-30% от чека оставить. Выглядит это больше как удел заведений, где этого самого хорошего уровня сервиса нет. Трудно представляю себе ситуацию, что хороший официант в хорошем заведении останется без чая достойного)))34
  • ДракошаЧаевые должны быть повару за вкусное блюдо, музыканту за живое музыкальное сопровождение, хостес на крайняк, за найденный столик в час пик. А официант лишь принимает заказ и приносит тарелки. Без обид. За что ему ?10
  • KikimoraАлексей, Алексей, тут дело в том, что хозяева таких заведений люто экономят именно на официантах. Поэтому, мне кажется, так и сложилась традиция чаевых. Ну и компенсация за постоянное общение с людьми))) У меня брат работал в кафе, где у официантов вообще не было оклада. 0 рублей!!! 2% от продаж было и чаевые. Дело не в официантах, а в предпринимателях, которых не хотят нормально платить официанту. И почему хостел заслужила чай, а официант, которые вовремя принял заказ и вынес его в час пик, нет?)))12
  • В "Л Патио" много лет назад (тогда ещё была "Патио пицца"). Поели с подругой где-то на 1000, должны были вернуть рублей 150 сдачи. Официант всё не несёт. Надоело ждать, подозвали официанта. Да, да, дорогой, сдачу нужно сначала принести, а потом мы решим оставлять её тебе или нет. Офигела от такого обслуживания.36
  • Один раз столкнулись с тем, что цены в чеке не соответствовали ценам в меню. "Не прокатило". На вопрос "Какого..." молча принесли правильный чек. А так, я в зависимости от настроения и качества обслуживания обычно оставляю от 5 до 30%. (если заказывали алко, а прайс на него откровенно овер, то 5-10% считаю нормальным, а если цены ультрадемократичные, а обслуживание на уровне, то можно и 25-30% оставить) Включение чаевых в счёт считаю дичью и неуважением к гостю, хотя в некоторых странах такое массово практикуется.12
  • Kikimora, ну я вот даже если официант накосячил (блюдо забыл), могу на чай оставить, если само обслуживание нормальное было и человек честно признал свою ошибку.14
  • Надежда М.Добавлю к опубликованному в статье кусочку моего прошлого комментария. Там было про Абхазию. Теперь так: Были в Армении. Там везде 10% чаевых включены в счёт. Но обслуживание при этом в 99% случаев хорошее)19
  • juarhalaKikimora, компенсацию за общение с людьми должен платить работодатель, а не клиент. Иначе получается, что когда он даёт на чай, то он как бы извиняется таким образом - ой простите ради бога, я такая гнида,а вам со мной общаться пришлось, давайте я вам выплачу моральную компенсацию за то что вам пришлось принять заказ😂ну куда это) в Японии кстати, если попытаться дать на чай официанту, он люто оскорбится - как так, вы считаете его настолько ниже себя, что милостыню подаёте?🤷меня удивляет, что в других странах к этому относятся иначе. А что касается предпринимателей - спрос рождает предложение. Пока будут находиться идиоты, готовые идти работать на оклад в 0 рублей и всячески экономить на зарплате сотрудников, приводящих весь день на ногах, и клиенты, не понимающие что платят из своего кармана зарплату которую должен платить работодатель, так и будут официанты получать копейки.43
  • VictoriaВ Ереване 20% в чеке было... Упасть не встать. И ладно бы обслуживание было адекватным, а то минут 10 еще ждали, пока меню принесут3
  • Ховард МоржовыйАлексей, если вы пришли просто поесть, не задавая официантам лишних вопросов о составе блюд, без просьб порекомендовать что-то особенное, сделать спец. заказ для вас и тд и тп- тогда да, офикам на чай можно не давать.11
  • Anxious MillenialЛет 7-8 назад отмечала день рождения с друзьями в траттории, когда принесли чек, оплатила не глядя, т.к. ожидала немалый счёт за всех. Спустя пару недель случайно нашла чек в кошельке и обнаружила, что официант пробил вино в 3(!) раза дороже заказанного. В следующий раз в этом месте рассказала ситуацию менеджеру, отдав чек, но он очень безразлично отреагировал.9
  • Selen StХотелось бы узнать, как правильно ругаться и на что имеешь право, а на что нет, когда, например, тебе в чек включают что-то лишнее, типа обслуживания (и влияет ли на законность включения в чек тот факт, что в меню написано про это либо официант заранее говорит словами, что будет такой сбор). И что будет, если просто уйти, когда тебе отказываются вычеркивать из чека такую позицию. Я имею в виду юридически. Нам так сказали как-то в steak it easy, что если у нас будет большой стол (компания 8-10 человек была), то за обслуживание 10% надо будет заплатить (а если стол на меньшее число человек - не надо). Хотя там и другие приколы есть, типа что на 1 стол можно всего 1 раз использовать бонусную карту, даже если платит каждый за себя. В общем, не пойду туда больше)7
  • ПаслёнычСтолкнулась с ситуацией, очень похожей на описанную в статье: в Ташкенте почти в каждом кафе сервисный сбор включен в чек и варьируется от 5 до 15%. На контрасте с российскими кафе и ресторанами это выглядело как-то очень алчно что ли... Да и оказалось, что это не очень практично: сбивает с толку при оценке средней стоимости блюда, а потом осложняет рассчёт при разделении общего чека с друзьями. Так что присоединяюсь к уже высказанному в комментариях мнению, что лучше бы уж просто подняли цены на всё меню — это вряд ли остановило бы меня от посещения данного заведения, зато освободило бы от ненужной информации (зачем мне знать, какой процент с продаж получает официант?), упростило бы жизнь, а так же повысило бы шансы на то, что я дам настоящие чаевые официанту.7
  • Агент желирующийНафига вообще идти на такую работу? Согласился на такие условия - сам виноват3
  • МаринаВот почему другим сотрудникам на чай не оставляют? Охранникам, кассирам, машинистам? Какое-то принудительное безобразие13
  • Стервэлла ДэВильХовард, блин, я так делаю вообще всегда. Аллергии нет, состав блюд везде написан, рекомендации не люблю.10
  • Эркин ДжураевКак то в Севастополе были в баре с друзьями и пара была знакомые друзей. Сделали заказ из алкоголя коньяк. Официант принёс графинчик с коньяком и девушка знакомая друзей взяла в руки графин, посмотрела так внимательно и попросила пригласить бармена. Когда пришёл бармен, она сказала что в графине мало коньяка и надо долить... Девушка ушла с барменом, когда вернулась оказалось недолив был около 40 гр.4
  • бакDarth, а почему вы решаете соответствует сервис или нет, а не клиент?7
  • Darth MaulDarth, не вот в том то и дело. Я считаю что чаевые это награда за хорошее обслуживание и кухню, а тут получается за меня решили. В таком случае когда чаевые принудительные, никогда ничего не оставлю, даже если сервис был ультра-топ-лакшери.9
  • juarhalaХовард, если задаешь вопросы о составе блюд или спрашиваешь что рекомендуют,на чай тоже можно не давать, так как а) - это работа официанта, знать меню, и прямое влияние на то, придет сюда ещё человек или нет, то есть будет ли официанту кому тарелки на стол ставить или он останется без работы б) - чаевые всегда только на усмотрение гостя 🤷3
  • Ховард Моржовыйjuarhala, из этого следует, что официанту абсолютно наплевать, прийдет этот гость ещё раз, или нет- во многих ресторанах зарплата чисто символическая, основной заработок- это чаевые. Индивидуальный сервис предусматривает необходимость оставлять чаевые, это если вы воспитанный человек :) закроется этот ресторан- официант пойдёт работать в другой. Визит в ресторан не является действием первой необходимости, поэтому, официанты только и рады адекватной публике, которая понимает смысл чаевых0
  • Анастасия МироноваДааа..включали в чек пиво лишнее, причем, что пил только муж, и то хотел попробовать именно этот сорт. Были с детьми, т.е. ладно бы как черти бухали, тут можно и не заметить, но среди наггетсов, пиццы, картошки фри и колы -па-баааа-м. Всегда и везде проверяю чеки.4
  • EkaterinaDarth, а проблем с законом у вашего заведения нет? Это же запрещено5
  • КираSelen, странно, нам в steak it easy разбили чек на две пары, и в каждом официант провел сразу скидку за регистрацию, чем заслужил те самые 500 рублей чаевых. Когда друзья пытались мне сказать, что 500 это много. Я ответила "ну вы ж все равно были согласны заплатить эти деньги за еду, ещё и чаевые оставить" "логично"- согласились друзья2
  • Артур РомашинВ Казахстане тоже в большинстве (во всех которые я посетил) заведений 10-12% "обслуживания" включено в счет, и в половине из них обслуживание отсутствовало полностью. От того что вы заходите и вас даже не спросят по классике, сколько вас будет и бронировали ли вы, а просто будут смотреть на вас глазками и не понимать что вы вдруг пришли в заведение, до того что пустые тарелки могут не убирать по 10 минут в почти пустом заведении, и это всё места с оценками 4+ из 53
  • Hanna BananaАлексей, если официант из разряда принёс/подал, то особо и не за что.Но встречаются отличные официанты, с которыми приятно побеседовать, которые подскажут, расскажут всё на свете и будут быстро обслуживать даже не смотря на час пик.Таким даже приятно оставить )4
  • JspbKikimora, добавлю, что не просто платная вода, а непомерно дорогая вода. Многие рестораны просто не имеют в меню обычный воды. Если заказываешь воду, то приносят "ледниковую воду с чилийских Анд", которая стоит, как фрэш. Вроде бы все честно, а ощущение, как будто обманули.8
  • JspbKikimora, одно время жил в Бельгии. Там чаевые необязательны, но можно оставить монетку если все было хорошо. Официанты там хорошо получают, это считается достойной работой. Часто можно встретить взрослых коренных бельгийцев. Обратная сторона - рестораны экономят, официанты носятся в запаре, часто приходится долго ждать меню и еды.2
  • juarhalaJspb, у нас такое тоже постоянно, только при этом официанты дико оскорбляются что они к столу больше одного раза так и не подошли, да им еще и чаевых не дали - вы что, не видите, у меня запара!!1
  • Jspbjuarhala, по моим личным ощущениям, у нас такое редко бывает, в целом обслуживание лучше1
  • JspbMike, обслуживание сложнее, но и денег больше.2
  • ЕкатеринаНам с бойфрендом в кафе в Черногории как-то принесли чек с суммой выше на 20 евро. Я начала пересчитывать, и оказалось, что рыбу они посчитали не за штуки, а за граммы, типа, в меню написано "цена за 100 грамм". Я потребовала меню, в котором, естественно, ничего такого написано не было. И потом полчаса шли разборки с этими умниками, которые на шару увеличивают чеки таким способом. В итоге счёт переделали, когда я пригрозила полицией. Кафе, кстати, было с русскими хозяевами, что вдвойне взбесило.1
  • АндрейJspb, удивительно. с австрийских Альп вода бесплатная))1
  • АндрейХовард, во многом от официантов в том числе зависит придете ли Вы туда еще раз. в таком городе, как Москва, где в ста метрах можно найти десяток аналогов это безумно важно. жаль, этого не понимают хозяева заведений. чаще всего официанты ходят с выражением лиц: "ну ху...ли вы приперлись". в дорогих местах с такими же, только улыбаются ртом. фанатиков, как условной Италии, которые шоу устраивают рассказами про блюда, еще обязательно пообщаются, поблагодарят, что выбрали именно их, комплимент принесут, у нас нет нигде.4
  • АндрейDarth, подскажите, пожалуйста, что такое "обслуживание на высоком уровне"? чем оно отличается от "обслуживания"?2
  • АндрейKikimora, так и есть. у коллеги супруги сын работал в шоколаднице. зарабатывал в месяц больше мамы. преимущественно на чаевых. больше 100 тысяч. до пандемии. потом закончил учебу и пошел в другое место.1
  • Алексей МитрофановAlex, суть не в жадности, а в нетерпении к наглости, терпила🤡1
  • СветланаМарина, работники расторанов вечно наглые или нищие, раз без чаевых жить не могут? Живут может другие люди на проценты с продаж и не умирают. Есть и такие должности.0
  • Светланаjuarhala, так пусть клиенты не платят из своего кармана, которую должен платить работодатель и будет всем счастье. Можно так делать. Кто хоть запретит?1
  • СветланаАгент, вот вот. И ноют бедняжки официанты.1
  • СветланаХовард, клиент всегда прав. Спросил про блюдо, не спросил - оплатил еду. Чаевые зачем?1
  • СветланаСтервэлла, просто поели, оплатили блюдо и без чаевых. И всем удобно.0
  • Светланаjuarhala, вариант а намного лучше нежели вариант б. Придерживаться варианта а людям нужно.0
  • СветланаАндрей, время пока не то, не до фанатиков как в Италии.0
  • АндрейСветлана, я рассказываю про временной период не за последние два года, а, минимум, с самого конца 90-ых.0
  • juarhalaАндрей, да нет, честно говоря, как раз когда заведений как грибов, мне до лампочки,с улыбочкой или без мне тарелку принесет официант. Я на него вообще внимания не обращаю, прихожу туда есть или общаться с друзьями, а вовсе не выслушивать попытки официантов продать мне то или иное выгодное заведению блюдо. Единственное что важно - это насколько вкусная и разнообразная там еда. Иначе ее проще приготовить дома)0
  • Андрейjuarhala, я в Москве без изучения отзывов не хожу в заведения. пусть их и как грибов. такое количество как раз снижает качество, обслуживания в том числе. мне не надо продавать ничего, но по ряду позиций бывает интересно услышать комментарий. и его дают. улыбки необязательны, а вот вежливое обращение и отношение как к гостю необходимы. контакт с официантом важен. особенно когда приходишь в заведение не на полчаса и заказ от среднего размера. в части того же алкоголя.0