Мнение: введение безусловного базового дохода в России может оказаться плохой идеей
В одном из выпусков «Редакции» рассказывали о безусловном базовом доходе на примере какой-то европейской страны.
Изначально были опасения, что при ежемесячных выплатах населению люди просто перестанут работать. Но оказалось, что это не совсем так. Такие выплаты воспринимались людьми скорее как подушка безопасности. Имея такую подушку, комфортнее искать и пробовать то дело, которое действительно нравится и которым хочется заниматься. И при этом можно не бояться, что поиски приведут к нищете.
У всех точно есть пример таких людей, которые обложились семьей, детьми и кредитами, застряли на непонятной работе, которую проклинают, но которая вроде как приносит деньги и позволяет не умереть с голоду и не ходить босиком. У них даже мысли нет искать или пробовать что-то такое, что действительно будет хоть как-то нравиться и станет давать в будущем комфортный уровень бюджета. Потому что страшно, потому что может не получиться и можно упасть еще ниже, а на кону много чего. Так что в теории безусловный базовый доход — неплохая стимулирующая вещь.
Если опустить то, что никакого бюджета на это не хватит, остается другой вопрос: будет ли это работать в нашей стране?
Если мельком взглянуть на историю, то побросало нас и наших предков неслабо. Помню, в начале 2010-х часто употреблялось уже мемное слово «стабильность». И как будто даже можно было что-то планировать далеко вперед. А сейчас опять ничего не понятно. То с кем-то поссорятся, то что-то запретят, то что-то отожмут. А что завтра еще учудят?
Так что есть вероятность, что БДД будет восприниматься как «трать сейчас, завтра может не наступить», и действительно получится так, что вечно пьяный сосед в драных семейниках будет иметь столько же, сколько имел ты, когда впахивал свою пятидневку. Это какое-то нечестное равенство получается, несправедливое.
Да и вообще, может, кому-то и не нужно это равенство, может, кто-то хочет ходить в сандалиях по Индии и гладить корову по голове или сидеть на горе и молчать. И так всю жизнь.