Типичный игрок в настолки, цены в частных школах и квас против кефира: 10 лучших статей о статистике
Весь год редакция Статистики анализировала статистику, соцопросы и большие данные, чтобы поделиться с читателями своими открытиями.
В этом материале мы собрали самые интересные, на наш взгляд, исследования, к которым хочется возвращаться снова и снова.
Чтобы разрешить вечное противостояние любителей окрошки, мы обратились к большим данным и вместе с аналитиками компании ecom.tech посмотрели на все заказы в сервисе «Самокат», которые содержат товары со словом «окрошка». Например, «смесь для окрошки», «ассорти зелени» и подобные.
Оказалось, что почти везде кефир как ингредиент для окрошки в 5—10 раз популярнее, чем остальные кисломолочные напитки, вместе взятые. Ситуация отличается на юге России: в Ростове-на-Дону и Краснодаре почти две трети заказов с окрошкой — это кисломолочные напитки, а не квас, при этом среди них примерно 50% приходится на кефир, еще 50% — на тан и айран.
Если бы люди рождались равномерно в течение года, то на каждый день приходилось бы 0,27% годовых рождений. Однако это не так: родившихся 1 января в два раза больше, 0,54%. В десятке самых популярных дат также 2 января и первые числа месяцев с февраля по сентябрь. На каждый из этих дней приходится 0,3—0,32% рождений. Меньше всего людей рождается, конечно, 29 февраля. А следующие по редкости — дни с 27 по 31 декабря: в эти даты родилось от 0,19 до 0,24% россиян.
В советское время в памятные даты — например, 7 ноября, 1 и 9 мая — регистрировали больше рождений, чем в обычные дни. В 1960-х и позже был даже небольшой рост числа родившихся 12 апреля. Напомним, в этот день в космос полетел Юрий Гагарин. Кстати, также в тот период выросла популярность имени Юрий. Сейчас в официальные выходные дни — 8 марта, 9 мая, 12 июня, 4 ноября и в новогодние каникулы — регистрируют мало детей. Загсы в эти дни не работают, и чиновники записывают дни рождения «после праздников».
Проанализировав 30 тысяч кулинарных рецептов, мы составили топ нужных продуктов, основываясь на том, как часто их упоминают. Всего в итоговом списке около тысячи ингредиентов. Перечень самых популярных ожидаемо открывает главная кулинарная приправа — соль. Она встречается в двух рецептах из трех. Без нее готовят разве что некоторые кондитерские блюда или напитки. На втором месте — куриные яйца, которые пригодятся для 40% рецептов. Замыкает тройку популярных ингредиентов сахар.
Еще на кухне всегда стоит иметь растительное масло, пшеничную муку, черный перец, сливочное масло, лук, морковь и чеснок. Вместе с уже упомянутыми сахаром, солью и яйцами они входят в десятку самых часто встречающихся в рецептах продуктов.
Сколько могла бы зарабатывать среднестатистическая россиянка, если бы вся эта работа была оплачиваемой? Если посмотреть на исследования Росстата, то окажется, что на бытовые дела россиянин в будний день тратит 54 минуты, а россиянка — 2 часа 10 минут. В выходные — 2 часа 17 минут и 4 часа 6 минут соответственно. Иными словами, типичная женщина работает по дому в полтора-два раза больше мужчины. На уход за детьми в будни у женщины суммарно уходит 37 минут, а у мужчины — 19 минут. В выходные — 47 и 26 минут соответственно.
Если оттолкнуться от средних сумм и учесть разницу в зарплатах у мужчин и женщин, то получится, что дома типичная домохозяйка зарабатывала бы примерно в полтора раза больше, чем мужчина: ее «зарплата» составляла бы 50,7 тысячи рублей, а мужа — 34,5 тысячи.
Оказывается, месяц, когда родился человек, напрямую влияет на его спортивные успехи, и гороскопы тут ни при чем. Дело в том, что детские спортивные команды комплектуют по годам рождения. Соответственно, два ребенка, родившиеся в январе и декабре одного и того же года, будут соревноваться между собой. Но разница между ними составляет 11 месяцев, а в подростковом возрасте это имеет большое значение.
В итоге того, кто родился раньше, станут ставить в основной состав чаще. У него будет больше игровой практики и больше внимания тренера — и он, вероятно, достигнет в спорте больших успехов. Этот феномен известен под названием «эффект относительного возраста». Ярче всего он проявляется на уровне детского и юношеского спорта, причем в командных видах.
Мы изучили расценки более чем в половине частных школ страны — и выяснилось, что без учета столичных регионов средняя стоимость месяца обучения составляет 26,2 тысячи рублей. Для сравнения: в Москве — 61,1 тысячи рублей, в Московской области — 66,9 тысячи. В Санкт-Петербурге — 42,8 тысячи, а в Ленобласти — 52,7 тысячи.
Если ориентироваться на средние зарплаты в регионах, окажется, что самые доступные частные школы — в Челябинской, Свердловской, Омской областях, а также в Москве. В столице высокая стоимость школ уравновешивается самыми высокими зарплатами, а на Урале и в Южной Сибири при средних зарплатах учеба в частных школах сравнительно дешева. Здесь типичная семья может с каждой зарплаты оплачивать больше двух с половиной месяцев обучения. В Петербурге, Калининградской, Тюменской областях и Башкортостане — от двух до двух с половиной месяцев.
По данным Росстата, в 2023 году прекратили работу более 10,9 млн россиян. Чаще всего увольняются те, кто работают в общепите, гостиничном бизнесе, строительстве, а также розничной и оптовой торговле. Например, в 2022 году из гостиниц и общепита уволилось 72,2% сотрудников, из торговых организаций — 58%. Впрочем, здесь персонал в принципе часто меняется из-за высокой доли молодых сотрудников, которые рассматривают такую работу как временную.
При этом организации сильнее всего нуждаются в квалифицированных рабочих, водителях грузовых автомобилей и спецтранспорта, разнорабочих, инженерах. Например, в промышленности количество вакансий выросло на 122%: нужны инженерно-технические работники, мастера цехов, квалифицированные рабочие. В службах доставки дефицит кадров вырос на 107% — то есть в два с лишним раза. Здесь ищут курьеров, водителей-курьеров и сборщиков заказов.
По результатам опроса, который Т—Ж провел вместе с издательским холдингом настольных игр Hobby World, большинство любителей настолок — мужчины: 63,8% против 36,2% женщин. Самый активный возраст для настольных игр — 27—35 лет: 46% опрошенных. Типичный настольщик увлекается играми давно. Всего 5,9% начали менее года назад, а половина респондентов занимается этим больше пяти лет: 24,4% играют уже 5—10 лет, 25,9% — более 10 лет.
Большинство опрошенных — 83,8% — предпочитают самостоятельно выбирать и покупать новые игры. Еще 8% получают настолки в подарок, 3% одалживают, а 5,3% знакомятся с новинками иначе. Почти 68% опрошенных приобретают игры в среднем ценовом диапазоне: 1500—3000 и 3000—5000 ₽. Почти поровну тех, кто покупает игры дешевле 1500 ₽ и от 5000 до 7500 ₽: 13,1 и 12,5% соответственно.
На размер ноги человека влияет рост, гены родителей, вес и даже особенности образа жизни. Пол тоже имеет значение: как правило, мужские стопы длиннее женских, так как у мужчин выше уровень гормонов роста и тестостерона. В целом же за последние десятилетия средний размер обуви увеличился: ноги людей становятся больше.
Сегодня самый популярный в России — 38-й размер: 11,6% всей проданной обуви за 2023 год без разделения на женский и мужской ассортимент. Второе и третье место за размерами 39 и 37: 10,5 и 9,4% всех продаж соответственно. Востребованность размеров 37—39 объяснима: это преимущественно женский размерный ряд, а женщины покупают обувь чаще мужчин. Среди больших размеров обуви, которые типичны для мужчин, можно выделить 43-й и 42-й: 5,7 и 5,6% соответственно.
Головоломка «5 букв» — это игра внутри приложения Т-Банка, в разделе «Город». Каждый день надо отгадывать существительное из пяти букв. На это дается шесть попыток. Вместе с аналитиками проекта T-Bank Data мы проанализировали 512 млн слов, которые пользователи ввели в процессе игры с октября 2022 по февраль 2024 года. За это время более 7 млн игроков сыграли 131 млн партий.
Чтобы отгадать слово, чаще всего людям требуется четыре или пять попыток — так происходит в 31,5 и 26,9% игр соответственно. С первой попытки угадывают ответ в 0,5% случаев. В среднем игроки решают головоломку за 4,2 попытки. Чаще всего начинают игру со слова «буква», на него приходится 4,2% всех стартовых слов. Затем следуют «книга», 1,3%, и «весна», 1,2%. При этом популярные слова далеко не самые эффективные в игре: например, «катер» занимает 28-е место по популярности среди стартовых, но позволяет решить головоломку за 4,07 попытки.
Еще статьи от нашей редакции:
Жизнь россиян в цифрах: что едят, сколько работают, куда ездят и на что тратят деньги. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное: @t_stata