Я работаю библиотекарем и зарабатываю 32 000 ₽

24

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Профессия: библиотекарь

Город: Иркутск

Возраст: 27 лет

Опыт работы: 1,5 года

Выбор профессии

После школы я поступила на исторический факультет. До сих пор не знаю, как так получилось — училась я хорошо, ЕГЭ сдала не на запредельные баллы, но все же высокие, но почему то для высшего образования выбрала заведомо бесперспективную специальность. Хотя учиться было интересно как в плане знаний, так и в плане социальной жизни.

Университет я закончила с красным дипломом, отчасти он мне пригодился — на первую работу в сферу экспорта природных ресурсов меня взяли со словами "красный диплом, значит, трудиться умеете". Проработав там два года, я выгорела в ноль. Сфера была мне абсолютно неинтересна, я не понимала, для чего я встаю по утрам. Я всегда была гуманитарием до мозга костей — любила литературу, искусство, творчество. С первой работы увольнялась в никуда.

Спустя пару месяцев безделья, наткнулась на сайте вакансии на должность преподавателя английского языка в научной библиотеке. Английский я всегда любила и знаю достаточно хорошо — закончила школу с углубленным изучением языка, все студенчество посещала языковые курсы, с которых вышла с сертификатом, подтверждающим знание на уровне С2 (конечно, по факту я бы так не сказала. Скорее, уверенный В2 и неуверенный С1). Особых требований на этой вакансии не было, я легко прошла собеседование, провела пробный урок и меня взяли на работу в сектор литературы на иностранных языках на должность методиста. Моя зарплата на тот момент составляла 24 тысячи.

План мой был надежен как швейцарские часы — поработать 1-2 года на этом месте, набраться опыта и с этим опытом перекочевать в коммерческую языковую школу или в репетиторство. Но, спустя три месяца после выхода на эту работу, начался ковид со всем сопутствующим. Весь следующий год прошел в непонятном режиме: то удаленка, то очка. Это сильно мешало "набираться опыта" и вообще вести какой либо адекватный рабочий процесс, который, к тому же, никто не регулировал и не контролировал — я была как в меме "плывите сосиски". Но учить людей мне нравилось. Я вела занятия у взрослых групп — начинающих с нуля и B1.

Спустя примерно год я уволилась из за недопонимания с начальником сектора. Я даже не могу назвать это конфликтом — произошла действительно непонятная ни мне, ни моим коллегам ситуация, после которой я решила, что не хочу работать с таким отношением непосредственного руководителя. Я снова уволилась в никуда и впала в ужасную апатию.

Я ходила по собеседованиям и понимала, что не вижу никаких перспектив — все работы казались скучными, с зарплатой такой же или чуть больше, как моя прошлая, при этом все пришлось бы начинать с начала — опять новый коллектив, новые начальники, новые условия. Я в целом пассивный человек, к тому же страдаю тревожно-депрессивным расстройством, мне легко даются импульсивные поступки и с трудом — важные, взвешенные решения.

Спустя некоторое время мне позвонили с прошлой работы — заведующая другого сектора. Еще когда я увольнялась, она говорила, что скоро у них освободится место, и предлагала подождать и перейти в ее сектор. К моменту ее звонка я была уже истощена морально и финансово — у меня были накопления, которые позволили скоромно прожить пару месяцев, но они уже подходили к концу. Вот так я оказалась на должности библиотекаря в секторе литературы по искусству.

Суть профессии

Многие люди считают, что библиотекарь целыми днями сидит и читает книги. Это очень далеко от истины. Я работаю в огромной областной библиотеке — отраслевые сектора, более миллиона экземпляров в фонде. Думаю, в маленьких районных библиотеках дела обстоят несколько иначе.

Я работаю в секторе литературы по искусству, который, в свою очередь, делится на нотно-музыкальный абонемент, где можно взять на дом книги о музыке, ноты и послушать грампластинки, и читальный зал, в котором книги по всем остальным отраслям культуры, но взять их на дом нельзя. На мой взгляд, странное деление, но повлиять на это я не могу.

У абонемента и читального зала разные фонды, с отдельными хранилищами и системой хранения. Формально каждый сотрудник сектора должен уметь работать с обоими фондами, неформально каждый все-таки в большей степени прикреплен к одному из них. Но, конечно, ориентироваться нужно и там, и там.

Я в основном работаю в нотно-музыкальном абонементе. Наши основные читатели — учителя и ученики музыкальных школ и училищ.

Среди моих коллег есть "классические" библиотекари — те, кто помнит времена, когда не все можно было найти в свободном доступе в интернете, и люди шли в библиотеку толпами в поисках бесплатных знаний. К счастью или сожалению, эти времена прошли. Сейчас библиотека больше подходит на культурно-досуговый центр, а выдача книг — скорее остаточный эффект. Конечно, я иногда работаю "на кафедере", то есть непосредственно с литературой и читателями: подбираю книги/ноты по их запросу, выдаю и продлеваю, расставляю книги в фонде. Но в большей степени я могу назвать себя "массовиком-затейником".

В моей библиотеке ежедневно проходит большое количество мероприятий самой разной направленности: лекции, творческие встречи, мастер-классы, собрания клубов и так далее. Как сектор искусства, мы в первую очередь отвечаем за художественные выставки — одновременно в библиотеке как правило размещается их 3-4, и это только от нашего сектора. Выставляются как совсем молодые и малоизвестные художники, так и вполне заслуженные, из тех, чьи картины висят в музеях и платных галереях. Иногда художники и фотографы сами пишут в библиотеку с предложениями о сотрудничестве, но в основном их находит через соцсети и знакомых заведующая сектора. Мы проводим музыкальные концерты, вечера бардовской песни, театральные выступления. Мероприятия — наш основой источник посещаемости. Посещаемость, в свою очередь — один из основных показателей по госзаданию от министерства культуры.

Полный цикл любого мероприятия лежит на библиотекаре — нужно договориться с партнерами, написать анонс для соцсетей и сайта, сделать афишу, приглашать людей дополнительно — запускать "сарафанное радио" или раздавать листовки читателям. Заведующая моего сектора порой даже вручную рассылает по 50-70 смс нашим постоянным посетителям. У библиотеки есть отдел рекламы и связей с общественностью, но опыт показывает, что только на него полагаться нельзя. Если просто разместить две строчки на сайте и — есть вероятность, что на концерте будет сидеть два человека.

Кроме того, нужно проследить, чтоб было все необходимое оснащение и оборудование. На самом мероприятии тоже нужно дежурить, следить, чтоб всем было комфортно, как выступающим, так и зрителям.

За одно мероприятие может отвечать как один человек, так и несколько. Четкого распределения обязанностей внутри сектора нет — как правило, большую часть работы складывают на того, кто помоложе, "прошареннее" и порасторопнее — я отношусь именно к этой категории. Например, я пишу анонсы и делаю афиши для большинства наших событий, даже тех, за проведение которых я не отвечаю.

Несколько раз в год проходят крупные библиотечные мероприятия, например, библионочь или книжный фестиваль. Раньше все мероприятия библиотеки были бесплатными, нужен был только читательский билет. Но в этом году правительство стало активно педалировать проект "Пушкинская карта". Помимо музеев и театров, которые традиционно предоставляют платные услуги, подключили теперь и библиотеки. Теперь наша задача: сохранить и привычные людям бесплатные мероприятия, и генерировать новые, платные — которые, конечно же, должны быть выше уровнем и быть ориентированными в первую очередь на молодежь 14-22 лет. Пока что, мне кажется, ни мы, ни наши читатели к этому морально не готовы. Мы — потому что из социальной сферы нужно быстро перестроиться в коммерческую. Читатели — потому что сложно принять, с какой стати вдруг в библиотеке надо за что-то платить.

Тем не менее, процесс запущен, и конкретно мой сектор, как мне кажется, справляется с ним вполне успешно, и без ложной скромности, в большой степени благодаря мне. Например, первым платным мероприятием сектора, пробным шаром, стал квиз по анимации, рассчитанный на подростков 12-15 лет. Я полностью сама его составила, проконтролировала все организационные процессы (те самые анонсы и оборудование) и провела в качестве ведущей. Коллеги помогли с привлечением аудитории — из-за плохо отлаженных бюрократических процессов анонс и доступ к покупке билетов открылся поздно, поэтому чтоб гарантировать посетителей пришлось договариваться с художественной школой, с которой мы часто сотрудничали по другим вопросам.

Также в целях популяризации пушкинской карты библиотека стала проводить крупные составные мероприятия, в которых задействованы все сектора. Пока прошло одно, в активной разработке еще два — во время подготовки первого я была то в отпуске, то на больничном, и не особо активно была в нем задействована, но в следующих я уже в главных рядах — выхожу на партнеров и снова готовлю бесконечные рекламные материалы.

Еще последние полгода я веду книжный клуб. Мне кажется, это самый очевидный формат для библиотеки, но почему-то раньше его здесь не было. Это я делаю исключительно по своей инициативе и для своего удовольствия. У меня уже сложилось свое небольшое, но лояльное коммьюнити — думаю, даже если/когда я уволюсь, я бы хотела продолжать вести книжный клуб уже вне рабочих рамок.

Помимо анонсов, поощряется написание постов для соцсетей — например, я писала книжные обзоры или обширные заметки о каких-то культурных явлениях.

Еще я иногда вожу экскурсии. Библиотека большая — 7 этажей, со множеством отделов, посмотреть есть на что, поэтому часто приезжают на экскурсии школьники и студенты.

Также я готовлю книжные выставки, приуроченные разным юбилеям и памятным датам, а также участвую в различных эпизодических проектах — например, сейчас готовлю к изданию каталог одной местной художницы.

Место работы

Мне нравится в этой работе то, что она разноплановая и творческая. Среди коллег есть те, кто приходит "отсидеться" — выдать книжки 10-20 людям за день, попить чай и уйти домой. Для меня такой подход скучен. Мне хочется делать что то для людей — достойное и интересное. Мне хочется верить в социальную значимость своей профессии. Для меня большая радость, когда после наших мероприятий люди подходят сказать спасибо, задают вопросы, проявляют интерес к нашей работе.

Каждый день не похож на предыдущий. Конечно, бывают периоды затишья, но могу сказать, что за почти три года моей работы в библиотеке, движуха в ней только возрастает, соответственно, и объем работы тоже. Со своей первой работы (экспорта) я ушла из-за ощущения своей бесполезности для общества. Здесь такого чувства нет. И сам рабочий процесс мне нравится, я люблю что-то придумывать, мне нравится работать с людьми.

Но минусов тоже достаточно. Первый, конечно, это зарплата. Сейчас я получаю 32 тысячи. Это, в принципе, копейки по нынешним временам (для понимания, аренда студии в Иркутске — 18-20 тысяч в месяц). А для выполняемого мной функционала, я считаю, тем более. И швец, и жнец, и на дуде игрец — за два МРОТа. При этом в трудовой ты скромно записана как "библиотекарь" — вот это строчка в резюме! Но в целом, у библиотеки большой и разнообразный штат (около 200 человек), и я знаю, что есть сотрудники, которые получают как минимум в два раза больше чем я, а это уже неплохие деньги для Иркутска. Но это, конечно, не рядовые библиотекари. В то же время, есть люди, которые приходят на работу просто посидеть, поболтать с коллегами — а зарплаты у нас с ними одинаковые. Обидно.

В целом с материальным обеспечением могло бы быть и получше. Например, какие то украшения к мероприятиям приходится делать из подручных средств или приносить из дома. Призы на квизы по пушкинской карте я тоже приносила из дома — новые книги, которые я сама еще просто не успела прочитать. Рабочие компьютеры оставляют желать лучшего, стулья разваливаются прямо под тобой, в туалетах часто не хватает бумажных полотенец — все это влияет на твой моральных дух, на конечный результат работы и на восприятие посетителями в целом. Пожалуй, этот аспект угнетает меня больше всего.

Еще дико раздражает бюрократия. Мы зависим от Минкульта, в связи с чем огромное количество бумажной волокиты и излишняя сложность многих процессов. Например, анонс событий, продающихся по той же пушкинской карте, должен быть выложен аж на трех государственных ресурсах! Не считая собственного сайта и соцсетей библиотеки. Непосредственно с этими ресурсами работает наш отдел связей с общественностью, но мы, исполнители, должны подгонять свои анонсы и фото к требованиям всех этих сайтов разом.

Еще, например, мы сильно заранее подаем планы — примерно за полтора месяца до события. Если мероприятие завязано на стороннем партнере, у него за эти полтора месяца может произойти все что угодно, что влечет за собой очередную бумажную волокиту с переносом дат, уточнением информации и так далее. Например, чтоб внести в график внеплановое мероприятие, мне нужно написать служебку, утвердить ее у своей заведующей, затем у зам. директора, затем отдать заведующей отдела связей с общественностью.

Что касается непосредственно "библиотечной" деятельности с книгами — каждый год есть госзаказ от Минкульта: определенное количество посещений, новых пользователей и выданных книг и прочих инф.ресурсов, которые мы должны произвести за год. Все это выражается в многочисленных отчетах, от ежедневных до ежеквартальных.

После февральских событий мне стало морально сложнее работать на государство. Пока что общая повестка на "повышение патриотизма" и прочее нас не сильно коснулась, но тревожные звоночки есть. Я понимаю, что после определенного предела я не смогу идти на сделки с совестью.

Если обобщить — мне нравится моя работа за ее творческий потенциал и социальную значимость, но не устраивает мое материальное положение.

Рабочий день

У нас есть разные рабочие графики: 9-18 и 11-20 (время работы библиотеки для читателей). Я в основном работаю по первому. Первым делом я проверяю рабочую почту, отвечаю на срочные письма. Потом осматриваю все залы, чтоб все было в порядке, включаю там всю технику, нужную нам или читателям.

Затем до 11 я могу в своем кабинете спокойно делать дела, не связанные напрямую с читателями — готовить анонсы и афиши, заполнять планы, вести переписку с партнерами по нашим мероприятиям. В 11 библиотека открывается и нужно, чтоб кто-то обязательно присутствовал в зоне обслуживания читателей — но нас в секторе работает 7 человек, так что обычно там сидит тот, у кого на данный момент меньше всего других обязанностей. Процесс обслуживания читателей во многом автоматизированный, но часть из них приходит больше за общением, чем за книгами. Иногда бывает интересно поболтать, а иногда не знаешь, куда себя деть от навязчивого внимания.

С 13 до 14 у меня обед, но по согласованию с заведующей и коллегами можно передвигать его на удобное для тебя время.

В остальном типичный день описать сложно. Если это день завоза выставки — это один порядок работы, если день, в который проходит мероприятие за которое я ответственна — совсем другой. Если на этот день никакого события не запланировано, он проходит в подготовке к ближайшим из них. Если совсем нет подобных задач, все равно найдется чем заняться — например, вносить грампластинки из нашего фонда в электронный каталог. По нему и мы и читатели можем найти все, что есть в библиотеке — все книги в него вносятся по умолчанию сотрудниками специального отдела, а вот пластинки, видимо, как не основной наш ресурс, до сих пор многие не введены.

Случай

Такие истории случаются еженедельно и связаны, конечно, с нашими читателями. Иногда люди хотят, чтоб они напели нам мелодию, а мы нашли к ней ноты, недавно женщина нарисовала ноты и попросила найти партитуру по ее рисунку — и я нашла… Кажется, у меня начинается профдеформация.

Однажды после экскурсии для пятиклассников девочка подошла, обняла меня и от души сказала "Спасибо! Вы очень хороший человек!". Недавно девушка постарше, уходя из нашего сектора, поиграв на фортепиано сказала "Спасибо, я была очень счастлива". Иногда мне кажется, только ради таких моментов я и работаю.

Однажды, в разгар ковида, когда мы были обязаны носить маски на рабочем месте, пришла женщина, которая спросила почему я в маске и стала рассказывать, что ВОЗ это коалиция жидорептилоидов, а вакцины делают из абортированных плодов, поэтому я должна подписать ее петицию за отказ от масок и вакцинации.

А про самый вопиюще негативный случай я рассказывать не хочу, ибо это чревато последствиями. Скажу лишь то, что библиотекарь, по сути, почти не защищен от неадекватных и хамских посетителей — чтоб читателю запретили доступ он должен, наверное, как минимум проявить физическую агрессию. В остальных случаях мы работаем по принципу "клиент всегда прав".

Подработки

Многие сотрудники в рабочее время занимаются какой-нибудь удаленной работой. Но я так не делаю, потому что удаленно делать ничего не умею.

Доход

В месяц я получаю около 32 тысяч рублей. Бывают эпизодические премии после крупных мероприятий, а также годовая премия — но формируются они абсолютно непрозрачно и спрогнозировать их сложно. По-моему, в этом году я получила только одну премию, после книжного фестиваля. А годовая платится по принципу "как потопаешь, так и полопаешь" — при этом надо не просто хорошо работать, а так, чтоб ВСЕ знали, что ты хорошо работаешь. Другими словами, надо быть на виду. На должности методиста я на виду не была — сидела в своем кабинете, спокойно вела занятия — и премия у меня была соответственная. Сейчас, вроде как, ситуация изменилась. Но загадывать не буду, поживем — увидим.

Внутри сектора расти некуда, разве что на должность заведующей, но насколько я знаю, прирост к зарплате там не велик. Но можно попробовать перейти в другой отдел — проектный, или научно-методический, например. Пока что я делать этого не хочу, потому что свои рабочие процессы мне нравятся больше.

Расходы

Около 12 тыс. у меня уходит на питание — продукты, обеды в столовой, кофе навынос, походы в кафе/заказ доставки с друзьями — все отношу в эту категорию.

3-5 тыс. уходит на косметику и одежду. Естественно, все покупается в бюджете и масс-маркете.

Около 1200 плачу за домашний интернет и мобильную связь.

До весны удавалось откладывать по 3-4 тысячи в месяц, потом, во первых, сильно выросли цены, во вторых, пила дорогостоящие лекарства на эту же сумму. Недавно лечение прекратила, надеюсь начать вновь откладывать хотя бы по паре тысяч в месяц — в прошлом эта привычка меня здорово выручала, когда между сменами работы благодаря пусть и скромным накоплениям я могла отдохнуть пару месяцев, а не выходить сразу же на новое место.

Оставшиеся деньги расходятся хаотично. Иногда трачу их на развлечения (квизы, театры, кино, книги, выставки, алкоголь). Иногда необходимы крупные покупки в гардероб — например, кожаные ботинки или верхняя одежда. Иногда, в холода или в особо депрессивные эпизоды, передвигаюсь на такси, а не общественном транспорте, что вылетает в копеечку. И так далее.

В целом, конечно, денег не хватает. Я не могу позволить себе необходимое лечение или поездки куда-то. Я не материалистка, но все же хочется нормально жить, а не считать рубли от зарплаты до зарплаты.

Экономия

Мой способ экономии не посоветую никому — первую неделю после зарплаты/аванса я живу на широкую ногу (ха ха), а вторую — как истинный аскет.

Финансовая цель

Просто хочу чувствовать себя в безопасности. Знать, что если завтра случится какое то ЧП — мне не придется влезать в долги. Пока до безопасности мне как до луны пешком.

Будущее

Сейчас я не нахожусь в активном поиске новой работы, хотя иногда посматриваю сайты с вакансиями. Но то, что я там вижу — удручает. В Иркутске всегда было не особо хорошо с работой, а в свете последних событий стало совсем плохо. А мое психическое состояние на данный момент не способствует борьбе за место под солнцем.

Я считаю себя хорошим сотрудником. Я знаю, что могу многое, у меня живой ум, хорошие коммуникативные навыки и организаторские способности, есть творческая жилка. Люблю и умею учиться, в этом году прошла курсы повышения квалификации по направлению "Проектный подход в креативных индустриях". Вот только куда это все применить — я не знаю. Есть ощущение, что на рынке востребован только один навык — умение продавать. Я и это могу, но ужасно не хочу.

Я бы хотела и дальше работать в культуре, но там, где это будет достойно оплачиваться. Но пока что это звучит как утопия.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество