Половина россиян помогала незнакомым людям хотя бы один раз.
Если верить ВЦИОМу, каждый третий россяинин отдает вещи в благотворительные организации и фонды и каждый четвертый — перечисляет им деньги. Мы посмотрели на официальную статистику, изучили опросы социологов и поговорили с представителями фондов. В результате выяснили, как изменилось отношение россиян к благотворительности за последние годы.
Сколько россиян помогает нуждающимся
С 2010 года английская компания Charities Aid Foundation (CAF) и американский Институт Гэллапа, который занимается изучением общественного мнения, публикует Всемирный индекс благотворительности.
Чтобы оценить уровень благотворительности жителей разных государств, исследователи задают им три вопроса: «Помогали ли вы незнакомцам за последний месяц?», «Переводили ли вы деньги благотворительным организациям или фондам деньги за последний месяц?» и «Занимались ли вы волонтерством в какой-либо организации за последний месяц?»
В 2022 году россияне по уровню благотворительности находились на 30-м месте: 71% помогал незнакомцам, 42% — жертвовали деньгами и 24% — занимались волонтерством. На первом месте этого рейтинга — Индонезия: 58% опрошенных сказали, что помогали незнакомцам в последний месяц, 63% — что были волонтерами и 84% — что жертвовали деньги на благотворительность.
Если верить другим исследованиям, в благотворительности участвует гораздо больше россиян, просто делают пожертвования они не раз в месяц, а реже. С 2017 года благотворительный фонд «Нужна помощь»* публикует отчет «Профессиональная благотворительность в развитии: участие населения». Исследование проводят среди интернет-пользователей 18—60 лет. Спрашивают, помогали ли люди за последний год хотя бы раз благотворительным организациям.
В 2021 году 75% опрошенных ответили, что хотя бы раз жертвовали деньги таким фондам, 30% делают это регулярно. Цифры незначительно подросли с 2020 года: тогда пожертвования делали 74% респондентов, 28% — регулярно.
Как и кому помогают
Меняется не только количество россиян, участвующих в благотворительной деятельности, но и сама форма помощи. ВЦИОМ подсчитал, что число тех, кто передавал вещи в детские дома и дома престарелых, с 2009 по 2019 года выросло в полтора раза. А число тех, кто работал волонтером в кризисных центрах, больницах, социальных службах, выросло в четыре раза. Тех, кто переводил деньги благотворительным организациям, — почти в семь раз. Параллельно с этим почти в полтора раза сократилось число подающих милостыню на улице.
По данным последнего исследования ВЦИОМ, которое проводили в 2022 году, примерно каждый второй россиянин поддерживал незнакомых ему людей и только треть из них делала это в финансовом плане, то есть переводила деньги в фонды и благотворительные организации. Чаще всего россияне жертвуют деньги детям — 66%. Взрослым, к примеру, перечисляют денежные средства почти вдвое меньше — 35%.
По данным фонда «Нужна помощь»*, чаще всего деньги жертвуют детям с инвалидностью или нуждающимся в лечении: 45%. На втором месте по популярности — помощь животным: 26%. На третьем — малоимущие, люди и семьи в трудной жизненной ситуации: 20%.
Большая часть благотворителей помогает организациям городского масштаба: 40% всех случаев пожертвований. На всероссийские некоммерческие организации приходится 35% переводов.
Сколько денег жертвуют
В ноябре 2019 года фонд «Нужна помощь»* и «Яндекс-деньги» запустили проект «Бенчмаркинг фандрайзинговой деятельности НКО». Там можно посмотреть статистику по пожертвованиям через интернет. Исследователи классифицировали благотворительные организации, выделили пять основных направлений и привели статистику по ним.
Например, так выглядит средний чек от благотворителей за май 2023:
- Помощь социально уязвимым группам, таким как сироты, люди с инвалидностью, — 881 ₽.
- Помощь организациям по защите прав человека — 583 ₽.
- Помощь бездомным животным — 533 ₽.
- Переводы медицинским организациям и больным людям — 785 ₽.
- Поддержка экологических инициатив — 748 ₽.
Авторы проекта говорят, что на сборы влияет новостная повестка. Например, в феврале 2022 года началась специальная военная операция и увеличивались пожертвования тем, кто защищает права человека, а в мае 2023 аналитики ожидают увеличения числа пожертвований на экологию из-за лесных пожаров.
Среднестатистический жертвователь
Социологи ВЦИОМа говорят, что активнее всего благотворительностью занимаются россияне в возрасте от 18 до 24 и от 35 до 44 лет: 84 и 81% от числа всех опрошенных соответственно. Меньше всего благотворителей среди тех, кому больше 60 лет: 46%.
Директор благотворительного фонда «Образ жизни» Елена Береговая рассказала, что сильнее всего включен в благотворительную деятельность средний класс. У этих людей уже есть накопления. Они читают СМИ и социальные сети, где можно узнать про ситуации, когда кому-то надо помочь. При этом женщины жертвуют больше, чем мужчины. Реже всего помогают НКО подростки и пенсионеры.
В фонде «Арифметика добра», который помогает сиротам, рассказали, что чаще всего вносят пожертвования люди в возрасте 35—45 лет. Вторая активная возрастная категория — 25—30 лет. Причем россияне этого возраста чаще подписываются на рекурренты — небольшие ежемесячные пожертвования. Активнее всего жертвуют жители крупных городов — преимущественно Москвы и Санкт-Петербурга. 80% жертвователей — женщины, но мужчины переводят большие суммы.
По данным исследования фонда «Подари жизнь», 80% благотворителей — люди с высшим образованием. Для сравнения, в среднем по стране диплом вуза есть только у 30% взрослых россиян. Большинство опрошенных имеют постоянную работу. «Нормальной» суммой пожертвования считают в среднем 4% от своего годового дохода.
Как меняется отношение россиян к НКО
На мой взгляд, сейчас лучшее время для развития благотворительности в России. Во-первых, у россиян практически нет других инструментов, чтобы влиять на происходящее в стране, — политических или экономических.
Тому же бизнесу приходится выживать, а не заниматься решением каких-то проблем. Тем более что главная задача любой компании — это все-таки зарабатывать деньги.
Некоммерческие организации дают возможность что-то изменить, в том числе не только адресно, но и системно. В последние годы в благотворительность включаются практически все пассионарии, которым небезразлично, что происходит вокруг.
Во-вторых, большое влияние на благотворительность оказало развитие технологий. Пять лет назад платеж картой в интернете был редкостью. Считалось, что это опасно: деньги могут украсть и так далее. Сейчас люди легко подписываются на ежемесячное пожертвование через отпечаток пальца или Face ID.
Благодаря таким подпискам поддержка фондов становится регулярной, а они, в свою очередь, могут добиваться серьезных результатов. Мы видим, что появляются НКО, которые не просто где-то там помогли отдельному ребенку, а повлияли на ситуацию системно, смогли изменить законодательство. Например, такие организации, как фонд «Вера», фонд Константина Хабенского, «Подари жизнь».
Кроме того, благодаря технологиям растет осознанная поддержка некоммерческих организаций. Представьте себе: вы идете по улице и подаете нуждающемуся. Скорее всего, вы даже не запомните этого человека, его имя, историю. Совершенно другая ситуация, когда раз в месяц вам приходит письмо с сообщением о списании денег для благотворительного фонда. Вы еще раз прогоняете у себя в голове, кому и для чего направляете деньги. Так люди начинают осознавать проблемы, которые есть вокруг.
По статистике, сейчас всего 3% населения осознанно и регулярно жертвует деньги проверенным благотворительным фондам. Еще пять лет назад это число было в районе нуля.