В России дорожают книги и комиксы. Что происходит и стоит ли ждать пустых полок?
Генеральный директор издательской группы «Эксмо-АСТ» Евгений Капьев 5 марта заявил о «неизбежном и серьезном» подорожании книг в России.
Об этом же сообщили и члены Российского книжного союза: «Это не вопрос отдаленной перспективы, подорожание уже началось». Мы поговорили с представителями рынка и выяснили, к чему стоит готовиться читателям — и что теперь ждет книжную индустрию в стране.
Цены на книги продолжат расти
Продукция российских издательств вскоре подорожает на 10—15%, считают основатели петербургского магазина «Все свободны». По их мнению, в ближайшие месяцы цены на новые тиражи вырастут еще сильнее.
В свою очередь президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков утверждает, что рост себестоимости книг с начала 2022 года достиг 30%. Одна из причин — книги для российского рынка печатаются преимущественно на импортной бумаге.
«Первое, от чего придется отказаться, — мелованная бумага. Российской „меловки“ практически нет, зарубежная дорожает», — заявил гендиректор «Росмэн» Борис Кузнецов. Похожая ситуация с офсетной бумагой. В основном книги печатаются именно на ней, и не все виды производятся в России. С учетом введенных санкций и других ограничений ввезти ее в страну будет особенно сложно.
О проблемах с бумагой говорят как минимум с 2021 года. Пандемия коронавируса привела к нарушению поставок и повышению цен на бумагу из Европы и Китая. Сейчас цены стали еще выше. По данным Росстата, только в 2021 году стоимость книг в России в среднем увеличилась на 18%. Президент Национальной Ассоциации полиграфистов Юрий Чесноков еще 2 февраля 2022 года спрогнозировал дальнейшее подорожание книжной продукции.
В России часть комбинатов по производству бумаги переориентировались на изготовление упаковочного картона для международного рынка, в частности Китая. Об этом Т—Ж рассказал совладелец книжного магазина «Все свободны» Артем Фаустов. Это тоже влияет на дефицит бумаги для книжной печати. Типографии уже увеличивают стоимость печати в 1,5—2 раза, считает Фаустов.
Источник «Коммерсанта» в одной из типографий спрогнозировал рост цен на полиграфические услуги на 15–20%. А один из крупнейших в России целлюлозно-бумажных комбинатов «Кама» в начале марта разослал партнерам письмо, где рассказал о решении зафиксировать цены на бумагу и картон в условных единицах, то есть в евро по курсу 86,85 ₽. Меру приняли для «стабилизации ценообразования, придания ему прозрачности и возможности прогнозирования».
Российский книжный союз направил в Минцифры перечень мер поддержки книжной отрасли. Среди предложений указаны временная отмена таможенных сборов на ввоз мелованной бумаги, субсидирование пониженной кредитной ставки на обновление технической базы для полиграфических компаний и отмена таможенных сборов на ввоз полиграфического оборудования. Предложения находятся на рассмотрении у правительства, решений по ним нет.
Что говорят владельцы магазинов
Мы не только магазин, но еще и маленькое издательство. 28 февраля сдали книгу в печать и [успели сделать все по старой цене] — ее подняли, но незначительно. Мы хотели напечатать на хорошей бумаге, но напечатали на российской офсетной, поэтому уложились почти в ту же цену. А теперь уже все. Что-то мне подсказывает, что книга, которую мы сдали в печать, — она последняя на какое-то долгое время.
Те книги, которые в магазинах сейчас, на них, наверное, цена не увеличится. Наш магазин, например, не поднимет цены [на то, что уже на полках]. А тиражи, которые сданы в печать в последние дни и будут готовы примерно через два месяца, вот на них цены уже будут разительно отличаться. От 1,5 до 2,5 раз. Дальше, вероятно, будет хуже.
Мы, как любой маленький клиентоориентированный бизнес, уже прошли несколько кризисов. И всегда нам помогала лояльность наших клиентов, для которых мы нечто больше, чем магазин. Мы только на это и рассчитываем.
У нас все происходит волнами. В будни продажи снижаются, а в выходные идут наплывы покупателей. Мы начали использовать нетипичное для себя поведение и предупреждать людей о том, что грядет повышение цен. Когда мы получаем от издателя письмо о повышении, то говорим клиентам, что следующая закупка будет по другим ценам.
Кроме того, сейчас я изучаю прайс-листы сувенирной продукции и мерчендайза и понимаю, что это направление надо срочно закрывать. Там ощутимый скоростной рост цен. Часть товаров уходит из массового сегмента в премиальный. Также сейчас сокращаем все необязательные траты. Мы уже не можем себе даже заказать печать фирменных пакетов! Не знаем, сколько времени мы, если честно, продержимся.
Стивен Кинг и другие писатели обещают отозвать права на свои книги
С конца февраля Россия сталкивается с ограничениями: многие крупные компании уходят из страны или приостанавливают работу, издательства лишаются иностранных авторов. К примеру, о решении не продлевать контракты объявил автор детективов Линвуд Баркли. К нему присоединился и Стивен Кинг.
При этом Кинг —самый издаваемый писатель в России. Общий тираж его книг в 2021 году составил около 900 тысяч экземпляров. Тем не менее пока неясно, как решение о приостановлении контракта повлияет на издание его романов в России. В «АСТ», где издается автор, заявили, что пока не получали уведомления об отзыве лицензии. И пообещали в конце марта выпустить новый роман Кинга «Билли Саммерс». «Уход с рынка писателя такой величины — это существенная потеря для отрасли и российского читателя», — отметили в издательстве.
Вероятно, от работы с российскими издательствами откажутся и другие популярные в России авторы. О таких планах уже объявили британские фантасты Джо Аберкромби («Первый закон») и Нил Гейман («Звездная пыль», «Американские боги»).
Однако отказ от продления контракта не означает мгновенный разрыв отношений. Соглашения обычно заключаются на несколько лет вперед, отмечают собеседники Т—Ж. То есть дело не коснется уже выпущенных или готовящихся к выпуску тиражей. Возможно, издатели вскоре и сами начнут в меньшем количестве приобретать права на издание зарубежных произведений. Лицензионные отчисления иностранным авторам в рублях будут гораздо выше, чем раньше.
На выпуск комиксов это не повлияет — пока что
Планы Нила Геймана не продлевать контракты с издательствами влияют еще и на комикс-индустрию — в России издается его серия графических романов «Песочный человек» (The Sandman). По словам владельца магазина «Чук и Гик» Ивана Чернявского, эта серия достаточно популярна в России. И пока ей тоже ничего не грозит: все 10 томов уже изданы и представлены на российском рынке. Все, что уже напечатано, будет издаваться и дальше. В теории, проблемы могут возникнуть только при перезаключении соглашения.
«Песочный человек» вместе с комиксами про Бэтмена, Супермена и многих других популярных супергероев принадлежит американскому издательству DC Comics. Которое, в свою очередь, входит в структуру WarnerMedia. 9 марта компания объявила о приостановке лицензирования всего нового контента в России. В заявлении отдельно отмечен выпуск фильмов и видеоигр на территории страны, но о комиксах ничего не сказано.
Т—Ж связался с издательством «Азбука-Аттикус», именно оно издает комиксы DC в России. По их словам, речь об отмене новых выпусков пока не идет: «„Азбука“ продолжает сотрудничество с DC, и работа над всеми запланированными новинками идет по плану, но с учетом изменившейся ситуации в издательской отрасли.
На данный момент нам не поступало никаких официальных писем от наших партнеров из DC об изменениях в установленном рабочем порядке. Напротив — продолжают приходить обычные письма, информирующие о грядущих проектах».
У DC есть конкурент — принадлежащее Disney издательство Marvel Comics. 10 марта Disney приостановила работу на российском рынке, включая лицензирование нового контента. Комиксов это пока не коснулось.
Как предполагает владелец «Чука и Гика» Иван Чернявский, крупные российские издатели сформировали план выпуска заранее, примерно на год вперед. Ожидается, что в этот период комиксы будут выходить в обычном режиме — вероятно, до продления контрактов. Однако, по словам Чернявского, даже если американские и европейские компании откажутся от продления соглашений, у российских издателей останется «бэклог» — то есть комиксы, на которые уже приобрели права, но которые по каким-то причинам не выпускали в России.
По данным «Озона», самый популярный вид комиксов среди российской аудитории — это японская манга. Японские издатели также пока не сообщали о возможном прекращении работы на российском рынке. Но, по мнению Чернявского, многообразие российской комикс-индустрии в любом случае пострадает.
Что делать прямо сейчас
Подорожание книг касается в первую очередь тиражей, напечатанных по новым ценам. В любом случае можно купить то, что давно хотели купить. Это же касается редких или коллекционных изданий, в том числе зарубежных. Но даже если какая-то продукция уже подорожала, стоит помнить: издатели и владельцы магазинов уверены, что это только первая волна роста цен. И не стоит забывать, что переиздания будут напечатаны на бумаге более низкого качества.
Комиксы DC и Marvel, книги Стивена Кинга и других популярных зарубежных писателей не пропадут с полок магазинов — во всяком случае, в ближайшее время. Советуем подписаться в соцсетях на аккаунты любимых магазинов и издательств: они все чаще заранее предупреждают читателей о повышении цен и доступности продукции.
Обратите внимание на рынок электронных и аудиокниг. В этом случае на цены не влияют подорожание и дефицит бумаги, а также проблемы с логистикой. Но сохраняется потенциальная проблема с правами, особенно если речь идет о подписочных сервисах: какие-то авторы и книги, вероятно, станут недоступны в России.
Имейте в виду, что некоторые зарубежные сервисы могут приостановить деятельность на территории страны. Так уже поступил шведский подписочный сервис «Сторител». Впрочем, сервис оставил пользователям доступ к приложению и возможность продлить подписку.