Экранизация отечественного комикса «Майор Гром: Чумной Доктор» в России, Бразилии и Чехии стала самым просматриваемым фильмом на «Нетфликсе».

В то же время киноленты по американским комиксам становятся самыми кассовыми фильмами во всем мире. Мы пообщались с теми, кто продает такую литературу, и узнали, как россияне читают комиксы.

Что происходит с рынком комиксов в России

Как рассказали Т⁠—⁠Ж в сервисе «Объявления Вконтакте», в последние три года спрос на комиксы стабильно растет на 6—11% в год. Пик популярности пришелся на весну 2020 года: после того как власти объявили локдаун, продажи комиксов увеличились на 16%. Интерес россиян к такой литературе во время самоизоляции отмечают и в «Ozon»: по данным площадки, заказы комиксов в апреле — мае выросли на треть по сравнению с февралем — мартом того же года.

Чаще стали заказывать комиксы через интернет и в офлайн-магазинах. Владелец одного из первых магазинов комиксов в России «Чук и Гик» Иван Чернявский сказал Т⁠—⁠Ж, что обороты онлайн-заказов сопоставимы с продажами в самом магазине.

Что касается региональных различий, то, по статистике сервиса объявлений «Юла», больше всего комиксов покупают в Москве и Санкт-Петербурге. На жителей обеих столиц приходится 41% всех заказов. Кроме того, комиксы популярны в Краснодарском крае, Свердловской и Новосибирской областях.

Источник: «Юла»
Источник: «Юла»
Источник: «Юла»
Источник: «Юла»

За последний год в 12 раз выросли продажи отечественных комиксов. Популярность российских издательств продавцы объясняют выходом в апреле 2021 года экранизации комикса «Майор Гром: Чумной Доктор». В прокате фильм собрал 317 млн рублей.

По данным «Объявлений Вконтакте», за полгода с момента выхода фильма количество поисковых запросов, посвященных комиксу «Майор Гром», увеличилось в 16 раз. Продажи комиксов на сайте издательства Bubble, которому принадлежат права на использование супергероя, выросли в 13 раз. Как рассказал Т⁠—⁠Ж главный редактор издательства Bubble Роман Котков, кроме России комиксы с майором Громом активно покупают в Казахстане.

Экранизация «Майора Грома» также повлияла на рост продаж тематической копродукции: постеры с изображением главного героя в «Объявлениях Вконтакте» стали искать в 43 раза чаще, а автографы актеров из фильма — в 15 раз чаще.

Какие произведения и герои самые популярные

Самый популярный вид комиксов у россиян — манга. Так, по данным «Ozon», 11% всех просмотров книг приходится именно на японские комиксы. Это подтверждает и статистика «Объявлений Вконтакте»: 46% продаж всех комиксов составляет манга. На втором месте — приключения: 24%. Это, например, иллюстрированные рассказы о Шерлоке Холмсе. На третьем — исторические комиксы: 18%. К ним, в частности, относятся серии «Маус» и «Принц Вэлиант». Манга тоже может быть детективной или приключенческой, но «Вконтакте» относит к этой категории все японские комиксы, без разделения на жанры.

Что касается издательств, то, по данным «Ozon», 69% посещений всех объявлений о продаже комиксов приходится на продукцию DC. Это, например, издания из серии «Лига справедливости», «Хранители», «Отряд самоубийц». На втором месте — издательство Marvel, которое выпускает в том числе серии «Люди Икс», «Мстители», «Стражи галактики»: 15% посещений. С 5,6% тройку лидеров замыкает уже упоминавшаяся отечественная компания Bubble.

Когда выходит новый фильм или сериал, снятый по какой-то серии комиксов, резко возрастает и интерес к литературным первоисточникам. Например, после релиза на стриминговых площадках «Лиги справедливости» Зака Снайдера — это произошло 18 марта 2021 года — число просмотров на «Ozon» страниц с комиксами DC выросло на 21%. После 25 марта 2021 года, когда состоялась премьера фильма «Майор Гром: Чумной доктор», интерес к продукции Bubble на маркетплейсе вырос в девять раз. Это не считая заказов, которые покупатели делали на сайте самого издательства.

Источник: «Юла» и «Вконтакте»
Источник: «Юла» и «Вконтакте»
Источник: «Юла» и «Вконтакте»
Источник: «Юла» и «Вконтакте»

Любимым героем россиян, которые покупают комиксы через «Объявления Вконтакте» и «Юлу», оказался Тор: 55% от всех проданных комиксов. На втором месте по популярности — Бэтмен: 20%. Замыкает тройку лидеров Человек-паук: 8% покупок.

При этом, по данным «Ozon», читательские предпочтения россиян не меняются с 2018 года. Самые продаваемые — комиксы, по мотивам которых снимают кино и мультфильмы. Помимо уже упомянутых Тора и Бэтмена в их число входит, например, комикс по мультсериалу «Гравити Фолз» и экранизированный графический роман «V — значит вендетта».

Источник: «Юла» и «Вконтакте»
Источник: «Юла» и «Вконтакте»