Пять ошибок в бизнес-партнерстве: мой опыт сотрудничества

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Александр Быков

Страница автора

Все давно знают, что любое партнерство и сотрудничество нужно фиксировать документом и желательно при участии юриста. Как именно стоит подойти к работе с партнером и что учесть, чтобы этот документ не был формальной бумагой.

Ошибка 1

Выбрали объективно слабого партнера, который лично вам не подходит. Вы с партнером должны усиливать друг друга и понимать, что каждый из вас может дать вашему общему проекту. Недостаточное изучение потенциального партнера, его ценностей и методов работы приведет к проблемам.

Как выбрать партнера, который действительно будет партнером, а не условно наемным сотрудником, которым вы управляете и говорите что нужно делать:

Если вы начинаете с нуля — действуйте по принципу «брать что имеется». Часто нас переполняют страхи начать что-то самому — кажется, что с партнером не так страшно, и это по большей части правда. Здесь важно начать делать хоть что-то. Пусть это будет неудачное партнерство, но вы в нем начнете делать, а потом уже, возможно, поймете, что партнер вам больше не нужен или нужен другой.

Приведу пример из жизни. Мне 29 лет и до прошлой недели я никогда не катался на сноуборде. У меня даже знакомых не было, кто катается. А те, кто катались, никогда меня не звали. Я 10 лет собирался научиться кататься, но что-то не срасталось. В прошлые выходные мой друг позвал меня кататься. Он сказал, где это лучше делать, рассказал, что там будет и все объяснил. Мы сели в машину и поехали. Я взял тренера и откатал свою первую тренировку, научившись вставать на доску. Для меня это была победа. Через неделю я поехал кататься уже один — я уже знал куда ехать, что и как делать, где брать оборудование и т. д.

Мне не было страшно от того, что я не понимаю, что делать, ведь я это уже сделал можно сказать с партнером. Это то же самое, что и партнерство в бизнесе. Даже если бы мы оба были новички, все равно вдвоем было бы легче решится поехать. В этом и есть сила партнерства. Если уже имеете опыт — оценивайте компетенции. В идеальном партнерстве вы дополняете друг друга, каждый закрывает слабые стороны другого.

  • Составьте список скиллов — и своих, и партнера. Определите, какие навыки, знания и ресурсы вам нужны от партнера. Ищите партнера, у которого есть не только то, что вам нужно, но и то, что вы можете предложить взамен.
  • Узнайте о его профессиональном опыте, прежних бизнес-партнерствах и результатах. Можно спросить об этом через общих знакомых или просто изучить прошлые проекты.
  • Убедитесь, что ваши цели и ценности одинаковы. Например, вы оба поддерживаете идею экологичного производства, участия в общественной деятельности или хотите работать непосредственно над продажами увеличением прибыли.

Ошибка 2

Обговорили обязанности поверхностно. Когда бизнесом управляет один человек — он просто делает всю работу подряд, пока не нанимает первых сотрудников. С партнером кажется проще, ведь он забирает половину дел. Но здесь вам, как и с сотрудниками, нужно четко обговорить обязанности и ожидания по каждому типу работы.

Что важно в распределении обязанностей:

  1. Составьте список обязанностей. Иногда это бывает труднее, чем поделить сами обязанности, потому что в начале может отсутствовать понимание процессов, которые предстоит делать.
  2. Учитывая твердые компетенции каждого партнера, разделите обязанности. После можно учитывать и простой интерес, но в первую очередь — навыки. Если вы только начали и навыков нет — делите так, как вам кажется верным и смотрите, как это отражается на процессах.
  3. Важно, чтобы каждый понимал, за что он ответственен, и какие результаты ожидаются от него. Также важна прозрачность в процессе принятия решений и коммуникации друг с другом.
  4. Заключите партнерское соглашение, которое четко определяет обязанности каждого партнера, их права и ответственность, а также процедуры решения споров.
  5. Периодически пересматривайте и перераспределяйте обязанности, если появляются новые обстоятельства и потребности бизнеса.

Ошибка 3

Не обсудили, как будете расходиться. Любое начинающее партнерство рано или поздно может закончиться, это нормальная практика. Расход может быть спокойным и экологичным, после вы можете остаться друзьями или просто в хороших отношениях.

Важно обсудить условия расторжения партнерства и кто с чем остается: кому остается бизнес, забирает ли один партнер какую-то общую собственность и т.д. В большинстве случаев предприниматели хотят разделить бизнес пополам, если два партнера принимали равное участие в его развитии. На начальном этапе может быть не понятно, как это обсуждать.

Во-первых, еще нечего делить, во-вторых, непонятно, сколько это будет стоить. Лучше просто обсудить данную возможность, что по истечению определенного периода кто-то может захотеть выйти — и партнер должен его выпустить и дать денег за бизнес. Главное это проговорить, чтобы у всех было четкое понимание.

Один мой знакомый-предприниматель выходя из бизнеса продал своему партнеру свою долю за 50 млн рублей. Он больше не хотел развиваться в этом бизнесе, поэтому они договорились о цене и довольно быстро стали работать каждый в своем направлении.

Ошибка 4

Даете обратную связь, на которую хочется ответить только негативом. Похвалить другого человека всегда легко, но сказать, что он сделал что-то плохо или вы с ним просто не согласны — сложнее. В партнерстве важно давать честную обратную связь, ведь вы оба заинтересованы в результатах бизнеса, который развиваете. После такой обратной связи бизнес-партнер должен понять отрицательные моменты, не принимать эти ошибки на свой счет и знать, как их исправить.

Обратная связь должна быть четкой и при этом «нежной». Наша задача — дать обратную связь не из своего эго, а из фактов, которые помогут четко донести информацию. У меня был опыт, когда в кризисной ситуации я срывался и орал на партнера прямо во время разговора по телефону — к счастью, я быстро понял, что это не верная модель и отказался от такого поведения.

Мы с партнером очень много и часто говорили о том, что происходит в нашем бизнесе и что мы бы хотели улучшить во взаимодействии с ним, давая обратную связь на то, что хорошо и плохо друг у друга получается. За счет этого было доверие, потому что в такие моменты очень сильно ощущалась искренность.

Ошибка 5

Думаете, что партнер точно все продумал. Бывает, что вы обговорили цели бизнеса, но не зафиксировали их на бумаге. И каждый понял по-своему, куда вы движетесь, что будете делать, какой результат будет удовлетворительным.

Важно все обсуждения, бизнес-планы, стратегию развития и так далее фиксировать письменно. Проговоренное и не зафиксированное — это просто слова, которые кто-то мог не так понять или вообще забыть.

С партнером ежемесячно устраивали планерки по итогам месяца, где обсуждали и фиксировали все, что приходит в голову. Благодаря этому всегда ясно вырисовывалась структура того, куда движемся, что получается, а что нет. Такой опыт однозначно положительно влиял на результат. Сейчас всегда все прописываю и «декларирую» свои планы.

Грамотно выстроенные отношения с бизнес-партнером всегда повышают производительность бизнеса и, соответственно, его выручку. Не бойтесь поднимать деликатные темы и делать коммуникацию открытой и прозрачной.