Сайт, SEO, контекст: как мы осваивали маркетинг на старте бизнеса
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Бизнес
Открывая компанию по предоставлению персонала мы четко понимали, что без продвижения наших услуг клиентов найти будет сложно. Можно, конечно, использовать старые методы поездок по местам обитания наших клиентов и вламываться прямо в кабинет директору… Но этот способ немного варварский и тратит очень много времени.
Таким образом быстро сложилось понимание, о необходимости продвижения себя в интернет-пространстве.
Кейс
Создание сайта. Пожалуй это первое с чего стоит начать. Собственный сайт служит прекрасным местом для глубокого знакомства потенциального клиента с вашим бизнесом.
Создать собственный сайт можно практически бесплатно, освоив один из конструкторов для сайтов. Мы выбрали Тильду, так как она проста в использовании, симпатична по встроенным дизайнерским блокам и стоит достаточно демократично (от бесплатно со стандартным доменным именем до 6000 рублей в год с подключением собственного домена). При оплате годового тарифа доменное имя предоставляется бесплатно, что так же удобно на старте своего дела.
Если навыков, желания и времени для самостоятельного создания сайта нет, то есть сайты фрилансеров, которые смогут создать хороший сайт без траты сотен тысяч рублей. Например, на сайте Kwork вполне возможно найти специалиста в этом направлении за 10 000—15000 рублей.
На пути жизни нашего бизнеса по аутсорсингу персонала у нас было несколько разных сайтов. Самый первый генерировал нам по 20-30 звонков в день, но проблема была в том, что они были от физлиц, а мы хотели работать с юрлицами. 3 года нам понадобилось для того, чтобы найти решение. И это был новый сайт с абсолютно иным наполнением, максимально непонятным для физических лиц. Он был в одностраничном формате. Когда мы пришли к необходимости SEO продвижения сайта, то модифицировали его в многостраничный сайт.
Контекстная реклама. Логично, что просто появление сайта не принесет ни какого результата, а деньги на старте бизнеса нужны очень сильно. Поэтому без рекламы в Яндексе сейчас нам не обойтись (именно в нем, так как Гугл покинул наши края).
Реклама у Яндекса может быть создана для поиска (сайт, которые мы видим при поиске информации) или через РСЯ (рекламная сеть Яндекса: партнерские сайты, приложения и другие подобные места).
В текущий момент рекламу можно создать самостоятельно (через мастер-кампанию в личном кабинете Яндекс.Директа или через режим эксперта с ручным созданием объявлений, ключевых слов), с помощью фриланс-специалистов или через рекламные агентства.
Первые два варианта достаточно рискованные и могут привести к сливу вашего рекламного бюджета в трубу. Работа же рекламного агентства чаще всего будет более дорогостоящей, но при этом можно ознакомиться с качеством работы через отзывы.
При этом хотелось бы отметить, что существуют агентства, с весьма лояльными расценками и хорошими результатами. Основными показателями эффективности рекламы на старте у нас было CPL (стоимость лида) и количество кликов. В дальнейшем когда глубже прониклись отчетностью, то начали следить за ROMI (коэффициент возврата инвестиций в маркетинг). Что значат все эти коэффициенты можно изучить в интернете.
SEO-продвижение. Чтобы было понятнее что это такое объясню несколько деталей. Когда мы что-то ищем в Яндексе, он выдает нам 20 строк сайтов. Первые и последние 5 это рекламные строки (то, что отображается благодаря контекстной рекламе). Между ними 10 строк это так называемая органическая выдача. И распределение сайтов по этой органической выдаче весьма не хаотичное. В зависимости от того, насколько интересная информация у вас на сайте пользователи его посещают либо не посещают, задерживаются на нем или быстро закрывают (профессионалы называют это поведенческими факторами). SEO специалисты занимаются как раз вопросом вывода вашего сайта в топ-10 поисковой выдачи по конкретным запросам.
4 года существования нашего бизнеса мы пытались начать работу по продвижению нашего сайта и в органическом поиске. Но каждый из 5 "специалистов" показывал один и тот же результат. Точнее отсутствие результата.
Схема работы была единая: вывод сайта в топ-10 процесс не быстрый, будем писать тексты, генерировать контент для сайта, каждый месяц отчет, результат ждать месяца через 3, не раньше. В итоге каждый месяц присылали выгрузку по изменению позиции нашего сайта по заранее утвержденному списку запросов в которой не было изменений совсем. Измеряли по топ-10, топ-50 и топ-100 поисковой выдачи. Что конкретно делают каждый месяц не говорили. В итоге каждый раз за 3 месяца улетало в трубу по 90 тысяч рублей. За 4 года я мягко говоря был разочарован такими специалистами и считал уже, что нормальное SEO продвижение стоит наверняка тысяч 100 в месяц, а к этому я был не готов.
Но год назад я решил вернуться к этому вопросу, но уже с другим подходом. Я хотел найти специалиста с четким внятным обещанием, прописанным в договоре. И я начал искать.
Через месяц мне поступило предложение с описанием работ на 6 месяцев вперед на 6 листах. С разбивкой по каждому месяцу и обещанием, что изменения начнутся уже со второго месяца, так как первый месяц занимают технические проверки и настройка систем аналитики. Я согласился. Цена была все те же 30 000 рублей в месяц.
После первого месяца я получил скриншоты со всех площадок по договору и утвердил план действий на второй месяц. В конце второго месяца я получил подробный отчет: тексты на утверждение, семантическое ядро (список слов, по которым нас будут находить), план работы на 3ий месяц и (о, чудо!) отчет об изменении позиций сайта, в котором по десятку слов мы были уже в топ-100 и приближались к топ-50. К слову этого специалиста я теперь передаю из рук в руки.
Выводы и советы
В этой статье я описал самые основные источники для поиска клиентов, которые надо включать с первых дней существования компании. В целом для каждой ниши есть и дополнительные источники, которые необходимо внедрять на дальнейших этапах и аккуратно тестировать их эффективность. Это могут быть: различные карты, агрегаторы услуг и товаров, наружная реклама, соцсети и т.п.
При тестировании различных источников важно помнить, что в тесте необходимо делать различные объявления и одинаковую сумму теста на все площадки. Так вы сможете четче понять какая площадка является эффективной, а какая нет. Ну и не забывайте о том, что у разных площадок бывает приток и отток аудитории. Простыми словами: если где-то аудитория исчезла, то в другом месте она обязательно появится. Всегда держите руку на пульсе и тестируйте рекламные стратегии!