Как обещания продавцов франшиз расходятся с реальностью

47

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Наталия Моругина

Страница автора

Бизнес

После того, как я написала первую статью про свой опыт, я получила много звонков и сообщений с просьбой рассказать, какие подводные камни есть при покупке моей франшизы. Я никого никогда не отговариваю, но и действительность не приукрашиваю. На самом деле я лицо незаинтересованное. Мне нет дела до чужих денег. Поэтому рассказываю, как есть. Чтобы люди могли реально оценить свои силы, а не надеяться на нереальные обещания продавцов.

Напомню, я открыла небольшую клинику биохакинга по франшизе — витаминные капельницы для здоровья и красоты.

Кейс

Зерно, чтобы прорасти, должно лечь в подготовленную почву. В моем случае почва была готова. Компания, в которой я проработала около 20 лет, накрылась медным тазом. Я перешла в более крупную фирму, но работать там было некомфортно. Отношения в коллективе другие. В таких люди долго не задерживаются. Но и найти новую работу в 50+ довольно сложно. И вот на этом фоне таргет меня и настигнул. Точно в яблочко.

«Откройте за 3 месяца клинику с доходом около 1 млн и выходом на прибыль через 3 месяца»

Мне не очень понятно, зачем давать такие обещания, если ты действительно хочешь масштабировать бизнес, а не тупо стрижешь капусту… Хотя… постойте-ка… Так и есть. Если вы видите оптимистичные прогнозы за короткие сроки — бегите оттуда.

Если не убежали, то вам захочется одним глазком глянуть презентацию и финансовый план. Все, теперь вы на крючке.

В чем продавцы франшизы действительно преуспели, так это в продажах. Они хорошо знают боли своих потенциальных покупателей и давят на них с утроенной силой. Плюс триггер эксклюзивности, времени и жадности. Вас торопят с принятием решения, обещая специальные «плюшки», которые «сгорят» буквально через две недели.

У меня была надежда, что раз они так хороши в продвижении и продажах, то и своих подопечных франчайзи они будут так же хорошо продвигать. Ага. Цели там другие, как мы уже выяснили.

По финансовому плану все было довольно просто. 2 пациента в день, и ты вышел в ноль. Да что я, двух пациентов в городе-миллионнике не найду?

Напомню, опыта в бизнесе у меня не было, поэтому мне не сразу открылся подвох. Не все расходы были указаны в калькуляторе. Цифры по расходам на запуск совпали только в части паушального взноса. В моем случае я обошлась меньшими затратами. Могу научить, кому интересно, как не тратить лишние деньги при открытии клиники. У других партнеров затраты на открытие примерно в 1,5-2 раза превысили заявленные.

Умножайте на 2 все заявленные расходы, а заявленную прибыль делите на 6. Это будет более или менее приближено к реальности. Формула моя, выведена эмпирическим путем.

То есть те деньги, которые новоявленный франчайзи откладывал на первое время (пока не выйдет в ноль), заканчивались раньше, чем клиника начинала работать.

Сроки запуска 3 месяца — тоже сильно сокращены. Умножьте их для верности на 2, а то и на 3.

Мне обещали так:

  • 1 месяц на подбор помещения и ремонт,
  • 1 месяц на получение СанЭпидЗаключения,
  • 1 месяц на получение лицензии.

Сделать ремонт под клинику за месяц? Кто сталкивался с ремонтом, тот знает, что если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдет не так.

СЭЗ получить тоже небыстрая история. Особенно в первый раз. УК, конечно, обещает провести вас за руку по всем этапам, по факту нет. Все сами.

Лицензия сейчас получается через Госуслуги. Но. Для получения лицензии у вас должен быть принят на работу персонал и получено СЭЗ, а значит доделан ремонт и закуплено все оборудования и расходники.

С персоналом главная засада. Кто к вам пойдет, если вы еще не открылись? У меня была пачка резюме, поток собеседуемых, но все рассосались, когда дошло до дела. А кому нужно идти в неизвестность?

Пришлось покупать документы, чтобы ускорить процесс. Но персонал для работы все равно нужен. Мне, как обычно, повезло. Нашлась и врач, и медсестра, и администратор. Команда мечты.

Битва с системой во время лицензирования, бессонные ночи с внесением оборудования в ФРМО — это отдельная сага. Никто, кроме вас, это не сделает. Пишите сразу в техподдержку. Они присылают хорошие инструкции.

Я смогла запустить клинику практически без поддержки УК за 6 месяцев (в конце августа открыла ООО, в феврале пошли первые клиенты) — это довольно быстро на самом деле. При этом у меня полностью отсутствовал этап ремонта, так как помещение я нашла довольно быстро и уже готовое, хоть здесь не вкладывалась.

Персонал тоже сама нашла. УК делала все возможное, но выглядело это больше похоже на шум волны.

Надо ли говорить, что и с клиентами тоже пришлось самой. Я перепробовала все советы от УК. Ноль. На этапе становления вообще трудно привлекать клиентов, тем более в такой сложной сфере, как медицина. Люди чаще всего идут по рекомендациям. Я использовала весь свой потенциал — ездила в знакомые по предыдущей работе коллективы и сама делала презентацию. Это меня и спасло. Клиенты пошли.

Соцсети тоже приводят клиентов. Особенно это работает, когда кто-то делится своим опытом. Это по сути те же рекомендации и «сарафан». Реклама в первое время не столько приводит клиентов, сколько работает на узнаваемость бренда. Если есть деньги — надо использовать. Но бюджет должен быть приличным, иначе это выброшенные на ветер деньги. Здесь как аналогия с костром — закинул нормальные поленья — костер, как правило, горит, греет. Кидаешь веточки — костер не горит толком, не греет, зато ты упахался и весь при деле.

Я провела опрос нескольких знакомых руководителей и собственников мед клиник, открытых в разное время и в разных городах. Знаете, все, как один мне сказали — первые два года будут только убытки. Это нормально. Да и потом не факт, что будет прибыль. Медицина — сложная ниша, зависит от многих факторов.

А если посмотреть, сколько сейчас нововведений в законодательстве, а как выросли штрафы, то если бы я сейчас стояла перед принятием решения — открывать или нет, я бы отказалась.

Выводы

Сейчас уже сложно бросить. Могу только рассмотреть передачу новому собственнику, более энергичному, молодому и амбициозному. Если встречу такого — ударим по рукам. Пока одни фантазеры вокруг, которым показали, как и мне, красивые картинки и большие цифры.

А мой паровоз продолжает пыхтеть и ехать. Я работаю, попутно консультирую по лицензированию и разным бизнес-процессам в клинике.

К слову, если прикинуть, сколько же нужно клиентов, чтобы выйти на те показатели, про которые поет УК. Сейчас в рекламе франшизы заявляется доходность от 730 тыс. ₽ в месяц. Не будем придираться, пусть это будет оборотка.

Допустим, будем работать без выходных. 730 000/30= 24 333 в день.

Средний чек — около 4000 ₽, т.е. мы должны делать не менее 6 капельниц. В целом, это немного. На первый взгляд. Ну допустим.

А теперь расходы (в среднем):

  • Аренда плюс коммуналка — около 100 тыс.
  • Интернет, связь — 4-5 тыс
  • Бухгалтерия (аутсорс) — 13 тыс.
  • Банк (эквайринг и др.расходы) — 15 тыс.
  • МИС (учетная программа) около 2 тыс.
  • ФОТ с налогами — около 300 тыс. руб.
  • Налоги УСН 6% — 44 тыс. (Если УСН 15% — 37 тыс., но это не точно, если налоговая не примет часть расходов по какой-то причине, то больше)
  • Закуп: 50 тыс.
  • Канцтовары, сервис для клиентов (чай, вода, условные печеньки) — 5 тыс.
  • Маркетинг, СММ, рекламный бюджет — допустим, тысяч 100.

И что нам осталось? Около 100 тыс. Все еще хочется стать бизнесменом?

Но это идеальная картинка. Я не исключаю, что я что-то делаю не так. И у более талантливого собственника будут другие цифры.

Я не хочу, чтобы сложилось впечатление, что франшиза — это зло. Это вполне рабочая тема, бизнес сам по себе интересный. Просто не всем он показан. В следующий раз расскажу, кому будет полезно.

  • Жора ШкиперВозможность зарабатывать здесь строится на том, что удастся найти достаточное количество лошар. Но мне кажется, они быстро иссякнут. Странно, что "витаминные капельницы" вообще легальны. Хотя, если люди сами рады обманываться и не мрут от этого, то это мало отличается от арбидолов из аптеки. Ну, до первого случая с плохим исходом, наверное.20
  • boble manТаких ушлых бизнесменов, которые вливают людям литры физраствора, под суд бы.17
  • Пухоспинка Царственная"Как не тратить лишние деньги при открытии клиники" Не открывать такие клиники7
  • Зеленая ФеяМмм, витамины внутривенно, это ж какая аллергия может случиться. Можно прямо там под капельницей и помереть7
  • ДенисЖора, поделюсь своими наблюдениями - не хочу никого обидеть, но 99% посетителей таких "клиник", как, собственно, и курсов инфоскамеров, что находится примерно в одном поле деятельности, это почему-то женщины 25-45 лет. То ли внушаются проще, то ли времени свободного много. Но факт остаётся фактом. Какое у Вас мнение по этому вопросу?2
  • Жора ШкиперДенис, ну, тут легенда обещает здоровье и красоту, так что вполне возможно, что вы правы насчет пола и возраста. Но потерянность в информационном потоке, отсутствие критического мышления (или замещение его метамагическим), недостаток образования встречаются и у мужчин, и у женщин совершенно разных возрастов.6
  • Папина дочкаУ Вас медицинское образование? Интересно почему выбрали эту сферу?1
  • Mike AlastorНаталия, нет мы против разводилова6
  • НаталиБыла похожая история с франшизой. Только ещё брали кредит в Сбере и франшиза была "одобрена" им. А на самом деле не только не помогали, ещё и товар (магазин был) покупали у них в закупе по цене продажи в других магазинах.0
  • Юлия СолнечнаяВерно. Франшизы подходят только тем, у кого много денег, и те пробуют новые ниши дохода, но не переживают, если деньги потратят, а ничего не выйдет0
  • Наталия МоругинаMike, и в чем тут развод?0
  • Наталия МоругинаЮлия, в 90% случаев так и есть. Очень редко, когда франшиза действительно развивает своих франчайзи1
  • Наталия МоругинаНатали, моя франшиза тоже одобрена Сбером, но, как оказалось, это ничего не значит0
  • Наталия, додо пицца?0
  • шот кек витаминным капельницам нужно добавить успокаивающие клизмы и увеличить средний чек7
  • Виктория СЯ правильно поняла, что закуп 50, а доход 750, то есть "варим" 1500% и недовольны?3
  • Игорь ПерекатенковА какой вообще смысл от франшизы в данном случае, рецепт витаминчиков ? Франшиза, привлекает прежде всего клиентской базой, вы вроде как уже сетевая клиника но вы ведь сами искали клиентов, то есть сетевого эффекта ноль. Ремонт, договора и справки на вас, операционка на вас. Так за что вы в итоге платите, за право самой открыть бизнес и самой же организовать все процессы ? Ну так я тоже могу за 500 тыс разрешить кому то открыть свой бизнес :-)3
  • Наталия МоругинаИгорь, так это все становится очевидным, когда начинаешь работать. Изначально обещают и клиентов привести, и все остальное помочь1
  • Виктория СНаталия, ну при такой сумме в кассе как фот 300 тыс вырисовался? Врач, медсестра и админ-300 тыс? Лихо.0
  • Виктория СНаталия, читала внимательно, остаётся не 100, вполне хорошо так остаётся. Клиенты содержат Вас, штат персонала и владельца арендуемого помещения, получая витамины в 15 раз дороже их закупочной стоимости. Таковы правила игры, я все понимаю, но за клиентов как-то обидно.2
  • Наталия МоругинаВиктория, это расчеты по тем объемам, которые обещает франшиза. В реальности я далеко не на этих цифрах. Не совсем поняла ваше сожаление. Вы к парикмахеру или на маникюр ходите? Стоимость материалов и стоимость конечной услуги отличается? Всегда есть возможность пойти купить и сделать все самой. И да, вы правильно сказали - клиенты содержат нас. Так и работают сфера услуг, к которой сейчас относится и медицина. И это нормально. Почему никого не удивляет, что мастер по наращиванию ресниц берет за свои услуги так много денег? Какая там закупочная цена у ресничек? Никто ж так не рассуждает. Ко мне приходят люди, которые понимают, за что они платят. Лекарства любой может пойти купить в аптеке. Но вот что именно, в каких объемах и в какой последовательности, чтобы не навредить, а получить нужный эффект - это опыт и знания, которые тоже имеют цену. Я уже не говорю про то, что для нас нет сложных вен, это тоже определенный уровень. Комфортные условия во время процедуры тоже имеют свою ценность. Удобное расположение клиники в центре города, парковка. И вот для тех, для кого это все важно, цена вполне оправдана. Для тех, кто привык экономить, всегда есть вариант в поликлинике у дома (там, правда, по тем схемам, как у нас, не работают, все намного проще, зато бесплатно) или с какой-нибудь знакомой медсестрой в домашних условиях на свой страх и риск, но это тоже выбор. У всех разный уровень любви к себе.2
  • Sofia Artistboble, физ раствор не опасен для здоровья, за что под суд? Авитаминоз есть почти у всех, поэтому в гос. больницах всегда назначают минимум уколы в т. группы В. Да, отчасти это манипулирование болями людей, как и любая рассылка инвитро или др. с предложением пройти все анализы на витамины, "полное сканирование", как в сериале "Клиника", и втюхивание пр. обследование с нагнетанием истерики0
  • Sofia ArtistЗеленая, аллергия может случиться на что угодно, как и внезапно, так и на знакомые ранее препараты. Причём тут витамины внутривенно?0
  • Наталия МоругинаSofia, у меня ставка 6%. Причем есть налоговый вычет не более 50% на сумму уплаченных взносов в пфр. Про 1% я не пойму, если честно. Я знаю, что когда усн 15% по схеме доходы-расходы, если расходы превысили, то 1% с оборота платится. Хочу на следующий год перейти на эту схему. А если как у меня 6%, то просто со всего оборота исчисляется налог, без привязки к расходам. Дохода у меня еще нет (вы же про доход? Не про оборотку?) и я работаю 9 месяцев с момента открытия, года еще нет.1
  • Виктория СНаталия, так понятнее0
  • Сергей ТихомировГлавный минус описанной "медицинской клиники" -- в реальности они ничего не лечат, а тупо разводят людей на "фуфломициновые капельницы". Это не бизнес, а всего лишь легализованная форма "развода на бабки". С моральной точки зрения -- полный зашквар. Врач-нейрохирург, к.м.н. Тихомиров С.Е.3
  • Оптимум ПрайсА я свою франшизу честно продаю. Сразу говорю, что как на основной бизнес рассчитывать не стоит. Только как сопутствующий. Сразу пишу, что не возьму франчайзи без опыта в строительстве. Может поэтому пока ни одной не продал)))) Ахахаха))) Если кому интересно посмотреть о чём речь, то можно в поисковике набрать "оптимум прайс" - моя компания сразу появится. А франшизу разместил на "БиБосс".1
  • Наталия МоругинаОптимум, потому что у вас цель другая - масштабировать бизнес, а не собрать бабло и свалить в закат. Уверена, что вы найдете своих франчайзи.0
  • Сергей ТихомировНаталия, а кроме благообразного словесного поноса можете что-то предъявить. К примеру научные статьи здесь: Cochrane, Pubmed, FDA, RXlist, которые подтверждают, что препараты, которые Вы вводите путём внутривенной инфузии реально лечат патологию. Вопрос о достоверности диагностики, её обоснованности и показаниях внутривенных инфузий "витаминных капельниц" в представленной бизнес-схеме вообще не рассматривается.4
  • Сергей ТихомировНаталия, "а о непорядочности продавцов франшиз. " -- Вас тупо нае.. (обманули). Это ясно как день. С учётом Вашего энтузиазма по впариванию "витаминных капельниц", карма Вас настигла.3
  • Евгения ЯфароваЗеленая, моя подруга умерла через 15 минут после введения препарата,у неё оказалась аневризма ,и это споовоцировало быструю смерть...0