Мы продолжаем цикл статей о франшизах: рассказываем, как в России открывают бизнес под чужим товарным знаком, сколько это стоит и во что выливается. Сегодня на повестке — квест-комнаты.

Подписывайтесь на Тинькофф-журнал в Телеграме, чтобы не пропустить новые рассказы предпринимателей: @tinkoffjournal.

Виктор Стоумов-Олешкевич открыл квесты «Клаустрофобии» в Москве и Таллине
Виктор Стоумов-Олешкевич открыл квесты «Клаустрофобии» в Москве и Таллине

Герой: Виктор Стоумов-Олешкевич, «Клаустрофобия»

Место: Москва, Таллин

Что дает франшиза: базу лояльных клиентов квестов сети, страницу на сайте, систему онлайн-бронирования, единый колцентр, маркетинг, гайдлайны по написанию сценариев, подбору и ремонту помещения, поддержку специалистов, обучение персонала, возможность купить готовые сценарии и квесты

Первоначальные инвестиции: от 7 000 000 Р

Окупаемость: около 1 года 8 месяцев

Чем занимается сеть

Компания «Клаустрофобия» принесла в Россию квесты в реальности — формат развлечений для детей и взрослых. Цель такого квеста — решить загадки, пройти испытания и выйти из комнаты за отведенное время, обычно за час.

Первые квесты «Клаустрофобии» запустились в 2013 году, а сегодня открыты уже в России, Украине, Казахстане, Эстонии, Германии и Голландии, строятся в Азербайджане, Испании, Андорре и Великобритании. Появляются новые форматы, например не обычные закрытые комнаты, а пространства с перформансами, в которых участвуют актеры.

Квест «Бейкер-стрит, 221б» по мотивам книг Конан Дойля о знаменитом сыщике
Квест «Бейкер-стрит, 221б» по мотивам книг Конан Дойля о знаменитом сыщике

Почему выбрал именно этот бизнес

В 2014 году Виктор продавал в России модные блокноты «Молескин» и участвовал в запуске проекта шейк-супов «Супмейтс» — это супы однородной консистенции, которые удобно пить. Пиковый сезон продаж «Молескинов» прошел, а проект с супами не отнимал много времени: Виктор отвечал только за финансовый блок. У него появилось свободное время и деньги.

В тот момент в Москве квесты резко набирали популярность. В конце 2013 года «Клаустрофобия» открыла два квеста на «Курской»: даже ночью у них была стопроцентная загрузка. Предприниматель пообщался с бизнесменами из сферы развлечений и увидел, что интерес людей растет, а квестов на рынке не хватает. Виктор подумал, что развивать такой бизнес будет перспективно.

«Клаустрофобия» к тому времени уже успела собрать пул лояльных клиентов. При покупке франшизы франчайзи получал доступ к этим контактам. Виктор понял, что этот плюс поможет сэкономить на рекламе. Если людям понравилось играть в один квест, они придут в новый.

К тому же квест можно быстро сделать автономным: после запуска личное участие уже не обязательно. Успех зависит от того, исправно ли работает оборудование. Если все в порядке, квесты идут и предприниматель может назначить вместо себя управляющего.

Поиск помещения

В 2014 году паушальный взнос франшизы «Клаустрофобия» стоил 150 тысяч рублей. Управляющая компания создавала страницу квеста на общем сайте, предоставляла услуги единого колцентра для франчайзи, гайдлайны — советы, на что обратить внимание при запуске, как выбирать локацию, — и пул лояльных клиентов других квестов. Рассылки управляющая компания брала на себя и писала в социальных сетях о каждом запущенном квесте.

Виктор привлек в качестве партнера друга Виталия. Они нашли помещение в районе Китай-города. Локация понравилась: до и после квеста посетители могли прогуляться по Яузскому бульвару и зайти в кафе по дороге. За 180 тысяч рублей в месяц ребята сняли помещение 200 м² под квесты и еще 20 м² под административное помещение для управляющего и бухгалтера.

Для «Клаустрофобии» удобнее арендовать пустые подвальные помещения без окон и потом переделать пространство под нужные задачи. Арендодателям обычно сложно сдавать такие помещения. Вот и пространство, которое нашли Виктор и Виталий, пустовало. Начинающие квестостроители поторговались и договорились о трех месяцах арендных каникул. В течение этого времени наниматели могли ремонтировать помещение и не платить за аренду.

Выбор темы для квеста

Виталий и Виктор с женой Татьяной придумали темы для двух квестов. Их надо было согласовать с управляющей компанией.

В первом квесте участники за 60 минут должны были починить раритетный советский автомобиль ЗАЗ−965. Найти модель в хорошем состоянии оказалось непросто: они либо стали коллекционными, либо разваливались в деревнях. Автомобиль 1969 года выпуска отыскали в Воронеже, ночью перегнали на эвакуаторе в Москву и отреставрировали, покрасив в кричаще-розовый цвет.

Отреставрированный запорожец из квеста «Автосервис»
Отреставрированный запорожец из квеста «Автосервис»

Во втором квесте участники должны были выбраться из квартиры Шерлока Холмса. Татьяна перечитала книги Конан Дойля, выписала из них ключевые атрибуты — скрипку, печатную машинку, книги и трубки, — записала знаковые сюжетные линии и загадки, привычки главного героя и его окружения. Определила главную идею — поиск убийцы. Во время квеста участник должен был окунуться в жизнь детектива.

Чтобы создать антураж, ребята изучали интерьер дома-музея Шерлока Холмса в Лондоне по фотографиям, смотрели советский фильм про Шерлока Холмса и британский сериал «Шерлок». Привлеченный художник-декоратор искала старую мебель на блошиных рынках.

Иногда ящик — это просто ящик и никакого двойного дна там нет. Оформление квеста про Шерлока Холмса
Иногда ящик — это просто ящик и никакого двойного дна там нет. Оформление квеста про Шерлока Холмса

Сценарии квестов управляющая компания утвердила через месяц. Иногда при согласовании какие-то загадки или сценарные ходы вообще отвергают и снова отдают сценарий на доработку. После согласования ребята подготовили дизайн проекта и согласовали его с франчайзером. Расписали техническое задание для декоратора, строителей, бутафоров, инженеров и аудиорежиссеров и наконец приступили к стройке.

Сценарий квестовой комнаты похож на компьютерные квест-игры, в которых игрок решает последовательные, вытекающие друг из друга загадки. Главная задача участников реального квеста — разобравшись с загадками, выйти за 60 минут из запертой комнаты.

Квестостроители как будто пишут сценарий маленького фильма на 30—40 минут, а потом решают, какие технологические приемы и элементы антуража использовать. Дальше продумывают пользовательский опыт так, чтобы последовательность действий героев была логична и неизменна. Потом прописывают, как должны работать все устройства в квесте. Параллельно сверяют, вычищают сценарий и убирают лишние ходы.

Строительство

Квесты строили параллельно. Два месяца ушло, чтобы закончить квест «Автосервис», и четыре с половиной, чтобы построить «Бейкер-стрит, 221б». Все это время, например, строили шкафы, пускающие игроков в потайную комнату.

Строительные материалы, разработка девайсов, зарплата подрядчикам обошлись в 1 миллион рублей для первого квеста. Для второго — еще в 2 миллиона рублей.

Например, вибромотор автомобиля, работающий как настоящий, обошелся в 180 тысяч рублей. Состарить несколько мебельных позиций под 19 век и разработать в них тайники стоило 125 тысяч рублей.

Сам Виктор начал играть в квесты, только когда купил франшизу. К третьей неделе строительства предприниматель прошел все квесты, которые в тот момент были в Москве. Он хотел посмотреть, какие идеи и технические решения уже есть на рынке.

Виктор доклеивает обои в игровой комнате квеста «Бейкер-стрит, 221б»
Виктор доклеивает обои в игровой комнате квеста «Бейкер-стрит, 221б»

Тестирование игр

Когда закончили со строительством и оформлением, квесты нужно было протестировать. Для этого проводили тестовые игры. Франчайзи «Клаустрофобии» до запуска должны провести 100 тестовых игр в каждом квесте. За это время ничего не должно сломаться. Этот этап нужен, чтобы отладить сценарий и возможные ошибки в работе оборудования. Например, во время второй тестовой игры сломался игровой элемент из фанеры, которую пробьет не каждый каратист. В тот же день его заменили на более толстую фанеру.

Первые 25 тестовых игр отыграли друзья Виктора и Виталия, еще 25 — сотрудники главного офиса «Клаустрофобии», владельцы других квестов сети и будущие франчайзи — те, кто только задумывался купить франшизу. Еще на 25 игр приглашают экспертов — опытных игроков, которые уже прошли сотни квестов. Они есть в базе «Клаустрофобии». На последние 25 тестов приглашают блогеров и журналистов для продвижения квеста.

Все это время игры шли одна за другой с интервалом 15 минут. На 100 тестовых игр ушла неделя.

Персонал и продвижение

Для каждого квеста нужно было найти операторов. Оператор — человек, который инструктирует игроков перед стартом, общается с ними во время квеста и иногда дает подсказки. Восьмичасовая смена оператора стоит 1500 рублей.

Чаще всего на эту должность устраиваются студенты. На локации могут находиться 1—3 оператора в зависимости от загрузки, поэтому фонд оплаты труда плавает. В понедельник утром броней мало и игры может обслужить один оператор, а субботним вечером играет много команд — работают не менее трех операторов.

Первые игры предприниматели проводили сами, а будущие операторы смотрели и учились. Сейчас в штате семь операторов, управляющий и бухгалтер.

Летом 2014 года Виктор и Виталий решили построить выездную комнату. Это фургончик на 16 м², внутри которого простая квест-комната, рассчитанная на 30 минут игры и троих участников. Квест назывался «Ограбление века». Игроки перевоплощались в грабителей и проникали в хранилище золота и алмазов. Они искали сейф, в котором спрятано яйцо Фаберже. Внутри яйца лежал ключ, открывающий дверь комнаты. Предприниматели рассчитывали привозить фургон на фестивали, чтобы рекламировать свои основные квесты.

Фургончик съездил на «Дикую мяту» и нескольких других фестивалей, но не оправдал ожиданий. Люди, купившие входной билет на мероприятие, не хотели платить еще и 2000 рублей за участие в квесте. Содержать комнату стало накладно: 16 м² — это как длинный прицеп от фуры, его не так просто хранить. В итоге предприниматели продали фургон.

С продвижением стала помогать управляющая компания за ежемесячный маркетинговый сбор — не менее 20 тысяч рублей с квеста (сумма зависит от размера выручки). Каждый месяц франчайзи получали отчет, на что управляющая компания потратила эту сумму. Обычно эти деньги идут на сео-продвижение, контекстную рекламу, продвижение в соцсетях и партнерские программы.

Выездная комната «Ограбление века» на фестивале «Дикая мята»
Выездная комната «Ограбление века» на фестивале «Дикая мята»

Как франчайзи помогает «Клаустрофобия»

Написать сценарии предпринимателям помог опыт Виталия в организации корпоративных мероприятий и игре «Схватка», а также опыт Татьяны в сценарном мастерстве и режиссуре. В 2014 году квестовый бум только начинался, тогда выбрать оригинальную тему было проще.

Многие предприниматели, которые сейчас покупают франшизу, предлагают в сценариях типовые задачки, которые уже видели в других квестах. Но «Клаустрофобия» хочет избегать повторений и банальных сценариев, поэтому теперь у управляющей компании есть собственные сценаристы. Сейчас франчайзи могут доплатить 100 000 рублей и получить уже готовый оригинальный сценарий, который не придется согласовывать.

Систему управления квестом программисты могут писать месяцами. Когда изготавливается уникальное устройство, сложно предсказать стоимость и срок разработки. Рынка типовых изделий нет, и вещи делают в единственном экземпляре. Если спросить у инженера, сколько уйдет на создание волшебной палочки Гарри Поттера, он скажет про две недели, а по факту уйдет два месяца.

Чтобы франчайзи не мучились с поиском исполнителей, «Клаустрофобия» открыла «Фабрику квестов». Бригады бутафоров, программистов, декораторов помогают строить по написанным сценариям. Так франчайзи сразу понимает финальную стоимость и сроки и не тратит время на поиск подрядчиков.

«Фабрика квестов» появилась только в 2017 году. Когда Виктор и Виталий открывались, им пришлось самостоятельно искать исполнителей через интернет и среди друзей. Ребята заказывали у них факел, который горит, только когда держишь его в руках, космическое оружие 22 века, падающий пол, декорации из фильма «Чужой» и оторванный палец, с помощью отпечатка которого открывалась дверь.

Бригада «Фабрики квестов» подготавливает артефакты
Бригада «Фабрики квестов» подготавливает артефакты

Результат

Первый квест «Автосервис» просуществовал полтора года. В декабре 2015 года его закрыли как один из самых ранних квестов сети. Виктор и Виталий накопили опыт, узнали о более технологичных решениях и построили на той же локации новый квест — «Чужой». Действие нового квеста происходит на космическом корабле.

Скетч квеста «Чужой», по которому выполнялись работы
Скетч квеста «Чужой», по которому выполнялись работы
Интерьер космического корабля, выполненный по скетчу
Интерьер космического корабля, выполненный по скетчу

В конце 2016 года у ребят появился еще один квест — «Фродо». В нем герои попадают в магическую пещеру гномов под горой.

Скетч квеста «Фродо»
Скетч квеста «Фродо»
Как выглядит посох в реальности
Как выглядит посох в реальности

В 2015 году к предпринимателям обратились франчайзи, которые планировали открыть квест в Дубае. Они не хотели строить квест сами, а «Фабрика квестов» еще не появилась. Новые франчайзи искали готовое решение и решили купить квест «Бейкер-стрит, 221б». Команда Виктора собрала декорации и оборудование квеста, загрузила в контейнер, перевезла заказчикам в Дубай и собрала его на месте. Спустя время квест таким же образом поехал в Таллин.

В 2016 году Виктор и Виталий нашли партнера в Эстонии, который купил франшизу «Клаустрофобии» в Таллине. Партнеры вложили в проект 2,5 миллиона рублей и построили два из четырех таллинских квестов. Один повторял «Бейкер-стрит, 221б», а в другом участники по сюжету выбирались из психиатрической больницы.

Квест «Бейкер-стрит, 221б» открылся в 2014 году, но пользуется популярностью до сих пор. Сейчас он работает в Таллине
Квест «Бейкер-стрит, 221б» открылся в 2014 году, но пользуется популярностью до сих пор. Сейчас он работает в Таллине

Выручка

Пик сезона квестов в Москве — январь. Около 50% выручки приходится на период с января по апрель, потому что в этот период много праздников: новогодние каникулы, 14 и 23 февраля, 8 Марта. В мае и летние месяцы люди уезжают в отпуска и проводят время на свежем воздухе, поэтому загрузка квестов идет на спад. Спрос восстанавливается в октябре и растет с выходом на пик в январе.

В Москве средний чек за квест — около 3,5 тысячи рублей, в Таллине — 54 €, примерно одинаково. Аренда помещения в Таллине обходится дешевле в 2,5 раза, как и ежемесячные сборы управляющей компании: 10% от оборота в Эстонии, 15% — в России.

Зато в Эстонии час работы оператора квеста стоит дороже, больше денег приходится тратить на процесс строительства, потому что почасовые ставки работников выше, чем в России. Бухгалтер в Таллине стоит 60—200 евро в год, а в России — несколько десятков тысяч рублей в месяц. А еще у квестов в Эстонии меньше посетителей. Население Таллина всего 450 тысяч человек. В год в город приезжает до 4 миллионов туристов, но туризм сезонный. Тем не менее плюсы перекрывают минусы — ребята планируют открыть в Таллине еще один квест.

Инвестиции Виктора окупились за 8 месяцев. Сегодня стоимость открытия выросла — средний срок окупаемости тоже подрос (до 1 года 8 месяцев в среднем). Три московских квеста приносят чистую прибыль от 120 000 до 1 200 000 рублей в месяц. Такой разброс в деньгах из-за сезонности.

У Виктора есть свободные 37 м² для еще одного квеста на Китай-городе. В планах — строить новые квесты в Европе.

Советы

Изучайте, кто продает готовый бизнес внутри бренда «Клаустрофобии»: возможно, кто-то переезжает в другую страну или переходит в новый бизнес. Ищите партнеров на покупку франшизы. Одну из последних франшиз «Клаустрофобии» продали за 12 миллионов рублей. Если найти партнера или купить готовый квест у бывшего владельца, выйдет не так затратно, как начинать одному с нуля.

Открывайте несколько квестов на одной площадке — это выгоднее, потому что одна команда может обслуживать несколько квестов, а аренда большой площади удешевит стоимость квадратного метра.

Не переоцените силы, открывая квест в маленьком городе. В регионах стартовать дешевле, чем в Москве. Но «Клаустрофобия» пойдет не везде: посещаемость зависит от платежеспособности населения и туристического потока. В отличие от театральной постановки квест статичен. В небольшом городе с населением до миллиона человек аудитория быстро исчерпается.

Смотрите, что франшиза даст не только в плане денег, но и в личном развитии. Выбирайте ту, что поможет двигаться дальше в бизнесе. Например, многие франчайзи «Клаустрофобии», используя накопленный опыт, создают иммерсивные театры, где зрители исследуют окружающие интерьеры и предметы и участвуют в перформансах с актерами.

Сколько стоит открыть два квеста в Москве, 2018 год

ТратаСтоимость
Паушальный взносОт 900 000 Р
Роялти в месяц15% от оборота
Маркетинговый сбор5% от оборота
Сценарий и строительство5 млн Р
Обустройство операторской1 млн Р
Аренда помещения120 000 Р/мес
Зарплата200 000 Р
Время окупаемостиОколо 1 года 8 месяцев
ПрибыльОт 120 000 Р до 1,2 млн Р/мес
Паушальный взнос
От 900 000 Р
Роялти в месяц
15% от оборота
Маркетинговый сбор
5% от оборота
Сценарий
и строительство
5 млн Р
Обустройство операторской
1 млн Р
Аренда помещения
120 000 Р/мес
Зарплата
200 000 Р
Время окупаемости
Около 1 года 8 месяцев
Прибыль
От 120 000 Р до 1,2 млн Р/мес