Я 26 лет преподаю английский и зарабатываю на частных уроках около 220 000 ₽
В рубрике «Карьеры» читатели Т—Ж рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.
Героиня этого выпуска на первом курсе вуза начала подрабатывать, помогая школьникам с английским языком. После переезда из родного Нижнего Новгорода в Москву она пробовала себя в роли личного ассистента, но в итоге вернулась к преподаванию. Сначала устроилась в языковую школу, а потом начала работать на себя.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Профессиональный путь
Заработала первые деньги. В 17 лет в течение месяца подменяла продавца в магазине одежды моего отца и мачехи. Получила за это около 1000 ₽ и купила книжку «1001 вопрос про это» Владимира Шахиджаняна. Потом ею зачитывалась половина моего института.
Училась на преподавателя английского и немецкого. Вначале хотела пойти на переводчика, поскольку на этом факультете учился брат подруги — моя первая любовь. Он был на два года старше и до сих пор не знает, как повлиял на мою жизнь.
Моего уровня английского хватало, чтобы в школе быть третьей по успеваемости среди одиннадцатых классов. Но он был не настолько высок, чтобы победить в конкурсе и поехать учиться в Америку, как это сделала подруга. Перед поступлением родители наняли мне репетитора из моего будущего вуза — Нижегородского лингвистического.
На переводческий факультет я провалила экзамены и пошла на педагогический, на преподавателя английского и немецкого. Там требования были полегче, а я уже была лучше подготовлена, потому набрала 18 баллов из 20. Это был 1996 год.
💎 Мне всегда нравилось преподавание и английский язык, меня восхищает красота его структуры.
Благодаря учебе в вузе я подтянула язык, в том числе произношение. Мои знакомые, чтобы прокачать разговорные навыки и пообщаться с иностранцами, ходили в протестантские церкви, но я атеистка и так не делала.
Стала репетитором. В 1997 году, в конце первого курса, у меня появился первый ученик, а затем еще несколько. Это были одноклассники сестры, которая младше меня на 10 лет, их родителям меня советовала моя мачеха. За час брала то ли 200 ₽, то ли 500 ₽, сейчас уже не помню точно. Это было еще до деноминации 1998 года, когда один новый рубль стал равняться 1000 старых.
- 1600 ₽
Я помогала детям с домашним заданием, а если ребенок справлялся с ним сам, мы брали адаптированные книжки и дополнительные учебники. Обычно занимались дважды в неделю. Мой уровень языка тогда еще был не слишком высоким, но на помощь с домашним заданием его хватало.
💎 Иногда было сложно найти правильные слова для объяснения темы, не хватало терпения. Я стеснялась родителей учеников и переживала, когда что-то не получалось. Была уверена, что вся ответственность лежит на мне, забывая, что и ребенок может ошибиться или полениться.
Начала жить самостоятельно. Когда я училась в десятом классе, мама уехала в Санкт-Петербург, а у меня были другие планы на жизнь, и уезжать в Питер в них не входило. С 15 лет я стала жить с отцом и мачехой.
Но когда я оканчивала первый курс, мачеха сообщила, что больше не будет меня кормить. Она ругалась, что меня целый день нет дома и я не приношу пользы семье. При этом она сама создала для меня невыносимые условия: унижала, говорила, что я никто. Кажется, ее просто бесило, что я есть.
На втором курсе я как-то раз пришла домой, а она выставила в дверную щель сумку с моими старыми вещами и захлопнула дверь перед носом. У меня был ключ, и потом я тайком пробиралась домой и забирала остальные вещи по одной. Сначала я ушла жить к друзьям, а потом в квартиру, которая принадлежала мне и матери, — до этого она сдавалась.
Набрала больше учеников. На третьем курсе я занималась уже с 11 школьниками, поскольку родители тех, кому я преподавала, советовали меня своим знакомым. Совмещать работу с учебой удавалось плохо, я не раз забивала на свои занятия, чтобы провести урок.
💎 Хотелось и есть, и покупать колготки. Денег на то и другое хватало не всегда. Иногда приходилось выбирать колготки.
Уехала в Германию работать няней. Благодаря работе английский у меня был в постоянном развитии, а немецкий — в полном упадке: в вузе я учила его спустя рукава. В 2001 году я окончила институт и решила поехать в Германию подтянуть второй иностранный.
Мать приятельницы познакомила меня с дамой, которая вела набор на программу Au Pair, по ней можно было отправиться за границу на год работать бебиситтером в обмен на проживание и возможность проходить языковые курсы. Требовался опыт общения с детьми, желание с ними работать и хотя бы зачатки немецкого.
Я поехала в немецкий Эссен. В семье, где я работала, было трое детей: близнецы, которым на момент моего приезда было два месяца, и их полуторагодовалая сестра. Я гуляла с детьми, кормила, мыла, развлекала их, а еще убиралась, готовила, ходила в магазин. Когда мы все вместе уезжали в загородный дом, меня даже заставляли пилить туи.
Семья платила мне 120 € в месяц и оплачивала проживание в съемной квартире и питание. Я работала с 10 до 18 часов, но иногда меня просили оставаться дольше. Когда мы уезжали в загородный дом, мой рабочий день продолжался до момента, пока дети не засыпали, но никто за это не доплачивал.
- 120 €
💎 Было сложно жить в незнакомой стране, плохо зная язык, вести хозяйство и следить за тремя детьми. Я сильно повзрослела за год, проведенный там, и к вопросу собственных детей вернулась только через 10 лет.
В 2002 году я уехала. К тому времени благодаря бесплатным курсам в местном вузе я стала свободно говорить на немецком. Хотелось остаться в Германии, но не в этой семье. Я проходила собеседование в другую, но моя бывшая работодательница обиделась, что я не планировала остаться у нее, и наговорила что-то про меня новой семье. В итоге они отказались. Но я не жалею: работать нянькой — не та карьера, которую боишься упустить.
Переехала в Москву. В Германии мне было очень уютно: вкусная еда, добрые люди. Вернувшись оттуда, я поняла, что разлюбила родной Нижний, мне было в нем некомфортно. Казалось, что город серый и полон людей, которым важно только то, что о них говорят соседи. Подруга поехала в Москву попытать счастья и позвала меня с собой. Я просто взяла сумку и рванула, хотя до этого к столице была равнодушна и никогда не планировала там жить.
💎 Сначала жила в двушке с друзьями, на деньги, отложенные в Германии, и экономила на всем. Первые полгода приятель разрешил не платить за аренду. Новый год я отмечала бутылкой шампанского и 150-граммовой нарезкой красной рыбы: на тот момент так для меня выглядела роскошь.
Работала личной помощницей. В Москве сразу занялась поиском работы. Нашла вакансию в газете «Из рук в руки» и устроилась личным помощником в небольшую логистическую контору в Шереметьеве. Мне хотелось попробовать себя где-то кроме преподавания — вдруг бы понравилось.
💎 На собеседовании попросили показать, что я владею «Вордом» и «Экселем». Первый был мне как родной, а вторым я пользоваться не умела. Но проверяющий оказался добрым парнем и научил меня азам прямо на собеседовании.
В мои обязанности входило принимать и отправлять корреспонденцию. Но мне толком не объяснили, как вести учет документов, я потеряла какие-то бумаги и поэтому не прошла испытательный срок. Проработала там три месяца, на пятидневке, с 10 до 19 часов. Платили около 12 тысяч рублей в месяц — этого впритык хватало на жизнь.
- 12 000 ₽
Снова устроилась помощницей. Следующую работу тоже нашла через объявление в газете. Это была семейная фирма по установке натяжных потолков, я стала ассистентом финансового директора, а она была женой генерального. Я занималась ее письмами и звонками, выполняла поручения. Платили, как и на предыдущем месте, 12 000 ₽ в месяц.
Хотя я должна была работать с 10 до 19 часов, приходилось регулярно задерживаться. Руководитель сидит на работе до 21 часа — и я с ней. Спустя год, в феврале 2003 года, я ушла, потому что не хотела больше заниматься химчисткой, чаем и поиском книжек о похудении.
Параллельно подрабатывала репетиторством: в выходные занималась с парой учеников, которым меня посоветовали знакомые. За урок брала по 500 ₽.
- 12 000 ₽
Попала в языковой центр. В той же газете «Из рук в руки» наткнулась на объявление о поиске администраторов в языковой центр. Я готова была пойти кем угодно, лишь бы это было связано с иностранными языками и преподаванием.
Когда пришла на собеседование, меня спросили, на кого я устраиваюсь — на администратора или преподавателя. «А что, на преподавателя тоже можно?» — воскликнула я радостно. Со мной побеседовали на английском, дали тест на грамматику. На второй день я подготовила урок на 15—20 минут, моих учеников изображали методисты школы.
Освоила работу с группами. Я стала вести групповые и индивидуальные занятия — как в офисе школы, так и с выездом на дом или на работу к ученикам. Были и маленькие группы на 2—4 человека, и большие на 8—10. Я училась завоевывать авторитет и работать с несколькими учениками одновременно.
В языковом центре были материалы, по которым мы работали, но план урока я придумывала сама: добавляла что-то из пособий Голицынского, Мерфи. Как-то нашла в магазине книжку уровня В1 с рассказами из жизни разных людей и использовала ее для чтения и обсуждения на занятии.
💎 Обычно ученики вначале относились настороженно, но за три-четыре занятия удавалось растопить лед.
Научилась работать со взрослыми учениками. До этого я преподавала только детям, но в работе с ними важен игровой элемент, а я больше люблю не играть, а поговорить на английском. Взрослые более мотивированы: они платят за себя сами и занимаются английским для решения каких-то карьерных задач.
С одним учеником мы начинали работать почти с нуля, у него был уровень А1, начальный. Через полгода занятий и спустя семь попыток он сдал тест IELTS — международный экзамен, результаты которого принимают зарубежные вузы, — на шесть баллов из девяти. Больше ему и не надо было.
Помню и самый большой провал за время работы в языковом центре. С одной ученицей мы занимались два или три года, и прогресса почти не было. Тем не менее ей все нравилось. Было ощущение, что английский ей нужен как хобби. Когда в ее жизни появились танцы, английский она бросила.
Проводила по четыре-пять уроков в день, работала без выходных с девяти утра и до «как получится». Платили примерно 800 ₽ за занятие, в месяц получалось до 80 000 ₽. Позже стоимость урока повысилась до 1000 ₽, учеников стало больше, и я стала зарабатывать 90—100 тысяч рублей.
- 100 000 ₽
Решила уйти из найма. К 2006 году у меня появилось много личных учеников: кто-то пришел через сарафанное радио, кто-то познакомился со мной на курсах. Я стала отказываться от работы, которую предлагали в языковом центре, если она была в неудобное время. Контракт не обязывал меня работать определенное количество часов, и вскоре я просто перестала там появляться.
💎 Был страх, что не справлюсь. Но желание контролировать самой свою профессиональную деятельность и финансы было сильнее.
Ценник был таким же, как в языковой школе, — около 1000 ₽ за занятие, но деньги целиком шли мне в карман. Зарабатывала те же 90—100 тысяч в месяц. Я зарегистрировалась на сайтах репетиторов, но в основном ко мне приходили через «сарафан». Ездила к ученикам домой или занималась с ними в кафе, поскольку квартиры, которые я снимала, находились довольно далеко и не блистали красотой интерьеров.
- 100 000 ₽
Однажды я пришла к девочке-подростку, которую учила английскому уже пару месяцев. Но в тот день она отказалась даже разговаривать: похоже, у нее было нервное истощение. Я написала ее маме, что ухожу. Девочка стояла и смотрела, как я одеваюсь, а когда я взялась за ручку двери, молча кинулась ко мне и крепко обняла. Было очень трогательно. Потом мы занимались с ней еще полтора года.
Перешла на онлайн-формат. В 2011 году у меня родилась дочь, и я на полгода ушла в декрет. Ученики разбежались, я с трудом снова набрала базу. В тот период я попробовала преподавать по интернету, но традиционный формат был привычнее. Снова вернулась к этой идее через несколько лет, когда переехала в Подмосковье и стала тратить много времени на поездки в Москву. К концу 2019 года полностью перешла на онлайн-занятия.
Когда в 2020 году у меня родился второй ребенок, я взяла перерыв на неделю и после сразу вернулась к занятиям. Первые два месяца мне удавалось работать с малышом на руках, потом стала помогать няня. От государства полтора года я получала пособие по уходу за ребенком в минимальном размере — около 7000 ₽.
Онлайн-формат оказался удобен тем, что не нужно тратить время на дорогу, проще организовать встречу, меньше проблем с переносами и быстрее можно найти дополнительный материал.
💎 Минус только в том, что я перестала выезжать в люди: сижу сычом дома и выхожу только на пробежку.
В 2019 году я начала развивать свои страницы в соцсетях. Читала статьи о том, как продвигать блог, и поняла, что могу писать посты про образование, но не устраивать клоунаду. За четыре года на рекламу у других блогеров, а также во «Вконтакте» и «Яндекс-директе» потратила 681 000 ₽. Еще около года веду телеграм-канал. Сейчас через соцсети приходит 90% моих учеников.
Стала специализироваться на британской фонетике. В соцсетях я позиционирую себя как преподаватель, который помогает поднять фонетические навыки — красиво говорить и воспринимать речь на слух. Одна моя ученица как-то поехала в Англию на две недели, а вернувшись, призналась: «Первую неделю вообще ничего не понимала. А потом вдруг как поняла! Они, оказывается, и правда разговаривают на том английском, которому ты меня учишь!»
Отличное подспорье, чтобы освоить британскую фонетику, — фильмы с участием Стивена Фрая, Бенедикта Камбербэтча, Алана Рикмана, Хью Гранта, Колина Ферта, Эммы Уотсон, Хеллен Миррен, Киры Найтли. Также речь принцессы Кейт Миддлтон идеально подходит для тренировок. Но просто слушать недостаточно, нужно повторять, копировать.
💎 Основная трудность — понять, как работает артикуляционный аппарат. В английском и русском нет звуков, которые произносились бы абсолютно одинаково, зато есть чем-то похожие, и самая большая сложность именно в них.
Нарабатывала опыт. Со временем у меня стало больше клиентов, которым я преподаю не английский в целом, а прицельно фонетику или подготовку к экзаменам: ОГЭ, ЕГЭ, оксфордским. Занимаюсь со взрослыми и подростками старше 14 лет.
Был случай, когда я отказалась работать с учеником. Меня попросили онлайн протестировать подростка 14 лет. Он сразу заявил, что мое произношение его не устраивает, поскольку его канадские и американские учителя разговаривали иначе, придирался к упражнениям, ныл и вел себя так, что к концу урока было желание его убить. Я сутки формулировала, как отказать его маме. Написала, что у нас разные взгляды на взаимодействие ученика и учителя и поработать вместе не получится.
Но спустя три года мама этого мальчика снова попросила меня его протестировать. Я сказала, что, если все повторится, немедленно закончу урок. Но подростка будто подменили инопланетяне: это был милейший адекватный парень, с которым мы потом год готовились к ЕГЭ.
💎 Бывают забавные эпизоды. Как-то мы занимались со школьницей, и я попросила ее перевести слово honest. Она ответила: «Самый сладкий». «Почему?» — спросила я. — «Ну так honey — мед, а honest — превосходная степень».
Увеличила количество учеников. В 2006 году, когда я только начала работать на себя, проводила четыре-пять уроков в день. Когда перешла на онлайн-преподавание в 2019 году, вела шесть-семь индивидуальных занятий. Сейчас у меня семь-восемь уроков в день, половина из них — с мини-группами, где три человека или больше. У меня два выходных в неделю — вторник и суббота.
В свободное время между уроками проверяю домашнее задание, пишу посты для соцсетей, хожу на пробежку и немножко прибираю дом. Немножко — потому что все равно придут мои дети и разгромят его.
В последние два года желающих подтянуть английский стало больше. Те, кто намерен эмигрировать, поднимают уровень перед отъездом. Те, кто уже переехал, хотят как-то разговаривать в новой стране. Многие надеются релоцироваться за счет работодателя и пытаются устроиться в иностранные компании, в которых знание английского обязательно.
💎 У меня есть финансовая подушка: сестра живет в Испании, так что мои ученики, эмигрировавшие в Европу, перечисляют деньги ей на карту. Я прошу переводить оплату в евро по курсу ЦБ в день платежа. Когда сестра приезжает в гости, она привозит валюту.
Повысила цену на уроки. С 2006 года я брала около 1000 ₽ за занятие, через несколько лет увеличила ценник до 1500 ₽. Когда стала заниматься соцсетями, спрос на мои уроки вырос. Сначала я повысила стоимость до 1800 ₽, потом до 2000 ₽, затем до 2500 ₽ и наконец до 3000 ₽. Если ученики занимаются в паре, то платят по 1500 ₽, а если в группе из трех человек или больше — по 1250 ₽.
Еще небольшой доход дают записанные курсы по фонетике и правилам чтения. Это 20—30 коротких видео с объяснением материала, аудио для тренировки и тесты. Доступ к курсам стоит от 9900 до 34 900 ₽ — чем больше обратной связи с преподавателем, тем дороже. Но их нужно рекламировать, а я перестала это делать.
В среднем зарабатываю 220 000 ₽ в месяц. В 2019 году я зарегистрировала ИП, отдаю на налоги и социальные взносы 50 000 ₽ в год.
- 220 000 ₽
Самые прибыльные месяцы — октябрь, ноябрь, март и апрель. В сентябре у людей срабатывает ощущение начала учебного года, к октябрю мы уже плотно занимаемся. В новогодние праздники, как и летом, доход падает на 15—20%. Но уже в конце января и начале февраля стартует новая волна — тех, кто решил начать новую жизнь и подтянуть английский.
Стратегия на будущее
Собираюсь плавно отходить от индивидуальных занятий, переключаться на работу с парами и мини-группами. Тогда мои услуги будут более доступны, при этом я не потеряю в деньгах.
За время преподавания я приобрела жилье в Московской области, Москве и Краснодаре. Теперь могу на все лето уехать на юг, работать и в выходные ездить на море.
Теперь хочу купить трехкомнатную квартиру, чтобы у всех в семье были свои комнаты. Было бы неплохо обновить машину, но хочется новую Шкоду, а ее сейчас сложно найти.