Четверо из десяти россиян считают себя сладкоежками.
Что касается предпочтений, то, по данным ВЦИОМа, 39% любителей сладкого предпочитают конфеты, в том числе шоколадные, а 26% — просто шоколад. Мы узнали, какой шоколад пользуется наибольшей популярностью, как устроен российский шоколадный рынок и от чего зависят цены.
Как устроен мировой рынок какао и шоколада
Откуда берут сырье для шоколада. Шоколад делают из какао-бобов, а они в наших широтах не растут. Российские производители закупают какао у других стран. По данным Международной организации по какао, крупнейший производитель этих бобов — африканский Кот-д’Ивуар, эта страна обеспечивает 44% произведенного в мире какао. В целом 73,4% какао-бобов производят в африканских странах.
Из какао-бобов делают какао-порошок или масло, их используют в приготовлении шоколада и кондитерских изделий. По статистике ФАО , Россия занимает 14-е место среди крупнейших в мире покупателей какао-бобов с долей 1,66%. С 2022 года ФТС России не публикует таможенную статистику, однако по оценке ФАО объем закупленного Россией какао в 2022 году составил 62,4 тысячи тонн, в 2021 году — 67,5 тысячи тонн.
Главные покупатели какао-бобов — Нидерланды, Германия, Малайзия, США и Бельгия. Например, в 2022 году доля Нидерландов в мировом импорте составила 20,5%, Германии — 12,6%, Малайзии — 12,2%.
Кто покупает готовый шоколад. Россия не только закупает сырье для собственного шоколада, но и импортирует шоколадные изделия из других стран. По данным ФАО, в 2022 году Россия приобрела 102,3 тысячи тонн шоколадной продукции — плиток, батончиков, конфет и полуфабрикатов для их производства, это 1,4% от мирового импорта.
Согласно последним данным ФТС, в 2021 году в Россию поставили 145,1 тысячи тонн шоколада. В основном отечественные предприятия покупают шоколад в Германии, Польше, Беларуси, Италии и Бельгии.
В число крупнейших импортеров готового шоколада входят США с долей 10,5% в 2022 году, Франция — 7,7%, Великобритания — 7,5%.
Как устроен российский рынок шоколада
Экспорт. Также Россия продает за рубеж шоколад собственного производства. За девять месяцев 2023 года отечественные производители экспортировали 170 тысяч тонн шоколада и шоколадных изделий.
Для сравнения: за весь 2022 год Россия продала 170,4 тысячи тонн шоколада — это 2,4% от общемирового объема экспорта и 12-е место в мире среди продавцов шоколадной продукции. Однако это почти в два раза меньше, чем в 2021 году, когда был установлен исторический рекорд по поставкам шоколада за границу: 324,3 тысячи тонн. Тогда Россия обогнала США, Францию и Великобританию по объемам экспорта и заняла седьмое место в мире.
Первое место среди экспортеров шоколада занимает Германия с долей в мировом объеме 14,2%. За ней следуют Бельгия — 9,6%, Нидерланды — 7%, Польша — 6,5%, Канада — 6,1%.
В 2021 году больше всего российского шоколада купили Казахстан, Китай, Беларусь, Узбекистан и Азербайджан. Например, поставки в Казахстан составили пятую часть экспорта, или 176 млн долларов в денежном выражении.
Согласно данным Ассоциации предприятий кондитерской промышленности, по итогам 2023 года экспорт российского шоколада в Китай превысит 33 тысячи тонн. Это в три раза выше показателя 2022 года.
Производство шоколада в России. За 10 лет шоколадное производство увеличилось на 14%, а по сравнению с уровнем 2012 года — почти на 25%. По итогам 2022 года произвели 1,97 млн тонн шоколадной продукции, например плиток, конфет, батончиков, пасты. Рекордные объемы зафиксировали в 2021 году: более 2 млн тонн шоколадных изделий.
Главными производителями шоколада в России остаются представители иностранных транснациональных компаний: «Нестле Россия», «Марс», «Мон’дэлис Русь» и «Ферреро Руссия». Доля их выручки — более 64%.
По рейтингу каталога «Шоколад. Шоколадные конфеты» и журнала «Кондитерские изделия» , в 2022 году выручка «Нестле Россия» составила 190 млрд рублей, «Марс» заработал 177 млрд рублей, «Мон’дэлис Русь» — 92 млрд.
Крупнейшие отечественные производители — «КДВ Групп» (бренды «Яшкино», O’Zera), «Эссен Продакшн АГ» (бренды Essen и «35»), «Рот Фронт» («№ 1», «Маска»). По итогам 2022 года выручка кондитерских компаний холдинга «КДВ Групп» превысила 56,5 млрд рублей. «Эссен Продакшн АГ» заработала 36 млрд рублей. Совокупная выручка предприятий холдинга «Объединенные кондитеры» превысила 72,2 млрд рублей, из них выручка фабрики «Рот Фронт» — 19 млрд рублей.
Как изменились цены на шоколад за последние годы
Шоколад изготавливают из какао-бобов. Какао-бобы — это биржевой товар, их цена склонна к резким колебаниям из-за изменений объемов производства. На рост или снижение котировок влияют сельскохозяйственные и социально-политические факторы.
Например, в 2023 году цены на какао-бобы сильно выросли из-за неурожая: проливные дожди и болезни растений обрушились на Западную Африку, где сосредоточено основное производство какао. За 2023 год стоимость нью-йоркских фьючерсов на какао выросла на 61% и в декабре достигла исторического максимума — 4500 $ за тонну. В 2024 году цены на какао продолжают расти, мартовские фьючерсы уже превысили 6340 $ за тонну.
В России рост цен на шоколад и кондитерские изделия вызван не только удорожанием сырья, но и увеличением стоимости логистики, транспортной упаковки и ослаблением рубля к доллару. За последние 10 лет цены на шоколадную продукцию выросли в 1,9 раза. По данным Росстата, на конец 2023 года средняя розничная цена шоколада составляла 1029 ₽ за килограмм, шоколадных конфет — 857 ₽ за килограмм.
Как часто и какой шоколад покупают россияне
По данным Statista, Россия — мировой лидер по количеству сладкоежек. Регулярно едят шоколад и другие сладости 56% опрошенных россиян. По данным ВЦИОМа, каждый день балуют себя сладостями 39% опрошенных, несколько раз в неделю — 35%.
При этом 76% россиян в среднем тратят на это не более 3000 ₽ в месяц, 13% — 3000—5000 ₽, 9% — 5000—10 000 ₽, 2% — больше 10 000 ₽.
Потребление шоколада в России растет. Пик зафиксировали в 2022 году — в среднем 5,7 кг на человека. За 15 лет потребление шоколада в России увеличилось почти на 30%.
По данным «Сбермаркета», россияне больше всего любят молочный шоколад — его выбирают 43% респондентов, 9% покупают темный или горький, а белый шоколад — лишь 4% опрошенных.
Самые популярные плитки шоколада — это Alpen Gold, Milka, «Россия — щедрая душа», Ritter Sport, «Бабаевский». Торговые марки Alpen Gold и Milka принадлежат американскому концерну Mondelez International, торговая марка «Россия — щедрая душа» принадлежит «Нестле Россия», а Ritter Sport — немецкой кондитерской фабрике Alfred Ritter GmbH & Co.
Самые любимые шоколадные батончики у россиян — «Сникерс», «Твикс», «Баунти», «Пикник», «Славянка». Бренд «Пикник» выпускает «Мон’дэлис Русь», «Славянка» — продукция одноименной компании, остальные батончики делает холдинг «Марс».