Техникум
551

«Сложно, тяжело, строгая дисци­плина»: отзывы о московских колле­джах от студен­тов и выпускников

Воспоминания читателей

4
«Сложно, тяжело, строгая дисци­плина»: отзывы о московских колле­джах от студен­тов и выпускников
Аватар автора

Лада Кошман

собрала отзывы

Страница автора

Популярность среднего специального образования в последние годы растет.

После колледжа можно устроиться на работу или продолжить обучение в университете. Читатели Т⁠—⁠Ж — студенты и выпускники колледжей Москвы — рассказали, как они оценивают качество образования в столичных учебных заведениях, а мы составили подборку из их отзывов.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Колледж МИД

Аватар автора

crystal castles

думала о смене колледжа

Страница автора

Я из Москвы. Решила уйти после девятого класса, когда поняла, что в школьную программу добавилось слишком много технических и неинтересных для меня предметов. Я планировала углублять знания английского, литературы и обществознания. А еще, честно говоря, не очень хотелось стрессовать на ЕГЭ.

Школьная преподавательница по английскому языку с упоением рассказывала о студентках из Колледжа МИД. Раньше это учебное заведение было только для девушек. Они получали безукоризненное образование секретарей-делопроизводителей, всегда потрясающе выглядели, знали этикет, работали в посольствах по всему миру и идеально владели английским. Я поняла — это то, чего я хочу.

После девятого класса поступить можно было только платно. Я училась четыре года. Один год стоил 200 000 ₽. Ежегодно эта сумма индексировалась в большую сторону. Платила мама, поэтому самой справляться с тратами на образование мне не приходилось.

Перед поступлением деканат собирал студенток с родителями и методично отговаривал поступать. Мол, здесь сложно, тяжело, строгая дисциплина. Называли это армией для девочек. Пугали, что стоит поступать, только если готовы к высоким нагрузкам. И не обманули.

На первый курс набрали семь групп, а диплом получили неполные пять. Все оказалось правдой. Строжайшая дисциплина и дресс-код: запрещали яркий макияж, крашеные волосы, длинные ногти, так как учили машинописи и стенографии. Занятия были шесть дней в неделю без возможности прогулов, объемы домашних заданий огромные. Система рейтинга и постоянное соперничество между студентками подрывали психику.

Но, даже учитывая все эти моменты, у меня и многих одногруппниц не было ни единой пересдачи. Преподаватели всегда шли навстречу, хорошо и с отдачей вели свои предметы, действительно горели своим делом.

Совмещать работу и учебу не получалось ни у кого. Даже найти время на хобби казалось для меня проблемой. Мы учились шесть дней, а на седьмой день делали ворох домашней работы на следующую неделю. Задания нельзя было найти в интернете — полагались только на себя.

Сейчас вообще очень мало заведений, где учат стенографии, машинописи и мидовскому протоколу.

К достоинствам колледжа, во-первых, можно отнести потрясающий уровень образования. У нас практически не было лекций. Все сразу применяли на практике. Машинопись дала мне прекрасный навык — слепой десятипальцевый метод печати. Стенография научила меня фиксировать даже быструю человеческую речь. Информатика — работать с облачными сервисами, лучше разбираться в ПК. А курсы кадрового делопроизводства, психологии и управления персоналом помогли понять, что дальше я хочу идти в рекрутинг.

Во-вторых, колледж помогает с трудоустройством. Мои одногруппницы получили возможность уехать в Индию, Норвегию, Африку и другие страны. Некоторые работают в Госдуме, Совете Федерации и правительстве Москвы. Учебное заведение также сотрудничает с разными коммерческими организациями.

Из недостатков можно выделить состояние корпуса колледжа. Он находится в самом центре Москвы, на Новокузнецкой, но здание уже конкретно устало. Не хватало новой техники, женских туалетов — иногда приходилось по 15—20 минут стоять в очереди, — а также комфортной мебели и большого актового зала.

Второй минус — огромная нагрузка. Она действительно была колоссальной, и не все выдерживали подобный стресс. Я часто задумывалась о смене колледжа и даже пошла в терапию: темп обучения был бешеным, а на круглые пятерки я никогда не училась. Но в колледже я обрела замечательных подруг, с которыми общаюсь до сих пор. Мы поддерживали друг друга весь период обучения. Именно тогда я поняла, что женская дружба существует.

Финансовый колледж № 35

Аватар автора

Юлия Шеховцова

трудоустроилась сразу после выпуска

Страница автора

Я из Москвы, поступала в колледж после девятого класса в 14 лет. Хорошо училась в школе, и многие не понимали, зачем мне идти в «путягу». К тому моменту все ПТУ приравняли к колледжам, хотя по факту различия не стерлись: в ПТУ брали с тройками, а чтобы попасть в колледж, нужно было еще попотеть. Профит — ускоренное обучение в университете, всего два года. Итого, поступив в колледж, я сэкономила год.

Это же учебное заведение окончила моя родственница, очень грамотная. Я пошла по ее стопам, другие заведения не рассматривала. Потом в этом же колледже выучилась и дочь той родственницы.

По итогам вступительных экзаменов меня зачислили на бюджет. Программа и преподаватели очень сильные, требовательные, филонить не получалось. Но и знания в итоге на уровне. Нравилось отношение к студентам — как к взрослым людям. К нам обращались на «вы», не сюсюкались. Давали актуальные знания, преподаватели всегда следили за этим, мы часто обсуждали экономические новости. Аудитории были оснащены всем необходимым, обстановка рабочая.

Почти все студенты проходили практику в Сбере, те, кому понравилось, потом там и оставались. Работу нашли все. Мне исполнилось 18 лет 30 июня, а трудоустроилась я на следующий день — 1 июля. Еще на практике руководительница предложила мне остаться у них. После я поступила в университет на очно-заочное и совмещала учебу с работой — мне предложили гибкий график.

Колледж «Росбиотех»

Аватар автора

Андрей Иванов

попал на бюджет

Страница автора

Я из Подольска, мне 17, поступил в 16 лет. Решил уйти после десятого класса, так как понял, что не хочу и не смогу сдать ЕГЭ, а тянуть до 11 класса и потом получить испорченный аттестат не видел смысла, ведь балл после девятого получился приличным — 4,2.

Поступил вслед за подругой, только годом позже. Хотелось быть преподавателем английского языка или переводчиком, но техник-технолог и винодел звучит солиднее, да и не нужно писать ЕГЭ.

Наверное, это было самоуверенно, но я подал заявление только на одну специальность и только в один колледж. Делал я это в мае: рассчитывал, что время сыграет на руку, ведь те, кто уходил из школы после девятого класса, получали аттестаты только в июне, а я был в выигрышном положении. По крайней мере, так думал. И не прогадал: попал в 50 бюджетных мест, к дедлайну подачи заявлений оказался на 43-м и был доволен, что не пришлось платить 120 000 ₽ в год.

Всем бюджетникам в начале учебы перечислили по 690 ₽, затем после первых двух экзаменов зимней сессии людям с тройками перестали выплачивать стипендию, хорошистам выдали около 1000 ₽ и отличникам — примерно 1100 ₽. В общем, между оценками 4 и 5 разница невелика. Кстати, для стипендии специально оформили банковскую карту.

Вообще, свободного времени остается много, только я трачу его в основном на дорогу — по два часа туда и обратно. Почти все преподаватели лояльны, иногда со своими требованиями, но в целом все очень несложно. На экзаменах легко списать или договориться.

Все учебники у нас в электронном формате, практические работы скидывают в «Телеграм» — возможно, это и есть главное удобство. Существует даже своя электронная система, где можно найти нужные материалы, лекции, темы и так далее.

Колледж совмещен с вузом, это одно здание, причем хорошо отремонтированное, хотя со времен основания прошло почти сто лет. Аудитории приличные, корпуса аж три: главные — А и Б в одном пятиэтажном здании, а также В — отдельное 11-этажное здание.

Сам курс шумный, и поведение у подавляющего большинства девиантное. Я не такой уж примерный студент, но не веду себя как типичный пэтэушник. В целом весело, но желающих действительно учиться — единицы.

Московский издательско-полиграфический колледж имени И. Федорова

Аватар автора

Полина

получала автоматы

Страница автора

Из профессий я рассматривала гримера, ювелира, художника, мультипликатора, дизайнера, реставратора. Подавала документы в пять мест и сдавала входные экзамены. В итоге выбрала специальность техника-технолога. За образование не платила. Только на последнем курсе перешла на заочную форму обучения и отвалила 30 000 ₽.

Первый курс считаю самым тяжелым: продолжение школьной программы, много требований. Некоторые преподаватели были очень строгими. В целом я сразу поняла фишку, что нужно посещать все пары — тогда будут автоматы. Максимально старалась все годы учебы так и делать: бывать на всех занятиях и качественно выполнять домашние задания, ну и отвечать на парах — поддерживать репутацию человека, которому не все равно. Это окупалось на 100%.

За все годы — не беру заочный формат — автоматы были почти по всем дисциплинам. Только пару раз пришлось сдавать экзамены — просто минус нервы и время. А автоматы — это супер. И когда видишь, что преподаватели к тебе хорошо относятся, многое дается легко.

Честно говоря, не могу вспомнить недостатков колледжа. Наверное, по мелочи было что-то не очень приятное, но терпимо. Например, чаще всего первые пары ставили на 08:00, поэтому приходилось просыпаться в 05:00. Но все перекрывал профессионализм преподавателей, особенно некоторых специалистов. На пары по ОБЖ все три года просто бежала, даже когда болела. Препод — бомба. Единственный минус, наверное, — то, что в кулере не было горячей воды, а очень хотелось иногда выпить чая.

Колледж автоматизации и радиоэлектроники № 27 имени П. М. Вострухина

Аватар автора

Vadim Rybalko

бросил учебу

Страница автора

Я жил в ближайшем Подмосковье, в Люберцах, и поступил в колледж после девятого класса в 2001 году. В то время ЕГЭ еще не проводили, и я сдавал вступительные экзамены. Год перед поступлением ходил на подготовительные курсы, что было добровольно-принудительной опцией почти для всех.

Половину девятого класса я, честно говоря, прогулял, так как потерял интерес. Школьные экзамены сдал кое-как и выпустился образцовым троечником. В общем, в школу уже не тянуло, сидеть там еще два класса было душно.

Во время поступления я уже подрабатывал, собирая и ремонтируя по мелочи компьютеры, поэтому выбрал именно этот колледж как более-менее подходящий мне по интересам. Он считался одним из самых рейтинговых из всех в зоне доступности наземного транспорта, а от моего дома ходил прямой автобус.

Альтернативой был местный люберецкий «сельхоз-навоз» — так называли городской техникум сельскохозяйственного машиностроения, в котором отучилась половина моего двора. Об уровне коррупции и качестве образования в этом заведении ходили легенды.

Поступил и учился полностью на бюджете. Несмотря на мои хвосты с предыдущих курсов, переводить меня на коммерческую основу никто не пытался. Я так понимаю, колледж хорошо финансировался, поэтому ему не нужно было прибегать к мутным схемам заработка. На все технические отделения — а их три — можно было запросто попасть на бюджет, а коммерческим было четвертое отделение бухучета, на котором, наоборот, почти не было бюджетников.

В моем колледже поборов вне кассы практически не было, кроме единственного исключения — ОБЖ, где считалось нормой тащить бутылку. Так случилась моя первая в жизни взятка, мне было жутко неудобно. С тех пор я не люблю взятки. На первом курсе мне даже платили какую-то стипендию, но чисто номинальную — что-то около 500 ₽ по сегодняшним меркам. Но очень быстро я с нее слетел.

На втором курсе меня пригласили стать лаборантом компьютерного кабинета и даже устроили на работу. Но там был небольшой договорняк: отдавать половину зарплаты на апгрейд железок класса, что, впрочем, меня вполне устраивало. Фактически у нас образовалось комьюнити лаборантов-компьютерщиков, мы были в весьма привилегированном положении, и меня даже из-за этого какое-то время не отчисляли, когда я стал забивать на учебу.

Первый год запомнился совсем тухлым, потому что мы проходили все школьные предметы. Кое-как вытянул, досдав небольшие хвосты в начале следующего курса. На втором году читали смесь технических и околотехнических дисциплин. В целом, было скучновато, так как я «рукоблудник», то есть любитель DIY  , а предметы все больше витали в отдаленной теории.

При этом практику второго курса мне так и не засчитали. Она была про навыки пайки, паять я уже умел. Но инвентарь выдали совсем убогий, и я немного повыпендривался перед руководителем практики: мол, этими приборами невозможно нормально работать.

Последней каплей было, когда я принес свой немецкий паяльник Ersa, припой и флюс, чтобы дело хоть как-то шло. Меня застукали с этим непотребством, и наши отношения с руководителем практики окончательно испортились. Я, вообще, по жизни неконфликтный, но с тем человеком у меня сработал триггер.

Хобби ковыряния в компьютерах только развивалось, и статус лаборанта компьютерного класса привел меня в локальную тусовку, которая представляла собой забавную смесь компьютерщиков и панков-говнарей. В колледже был первый мой выделенный доступ в интернет — в то время все сидели на диалапах, а домашние локалки тогда только появлялись.

На третьем курсе я добивал хвосты второго, потом стал работать и время от времени прогуливать занятия. Точку поставила вторая половина третьего курса, когда начался бухучет. Его вела начисто отмороженная особа, требовавшая натурально переписывать учебник в тетрадь и раздававшая неуды за отсутствие конспектов. Из-за нее многие забили на учебу, и я в том числе.

Позже мне кулуарно рассказали историю, что она дичайше испортила статистику колледжу, но избавиться от нее почему-то не могли. Возможно, была допущена ошибка составления программы и на третьем курсе такому предмету не стоило появляться, так как заставлять уже вполне себе состоявшихся технарей зазубривать, что такое план счетов, НДС, дебет с кредитом, не очень разумно. Но как получилось, так получилось.

Была еще одна довольно мерзкая, на мой взгляд, мадам, преподававшая программирование. Ее фишка — чередовать через год Basic и Pascal, чтобы студенты не списывали у прошлого курса. Предмет запомнился какой-то адской бюрократией: миллион писанины на одну строчку кода. Как человек она была неприятная и довольно надменная особа. Интересно, что позже, через несколько лет после моего отчисления, она стала заведующей отделением и мне выпало удовольствие немного поставить ее на место.

С оснащением все было неплохо. Учебное заведение не бедствовало и при взгляде со стороны финансировалось хорошо. В целом все казалось слегка устаревшим, но в нормальном состоянии и не потерявшим актуальности.

Программу не могу назвать несовременной, но душило засилье теории и отсутствие компьютерного уклона.

Колледж был про ремонт всяких железок, осциллографы, станки, телевизоры, связь, а меня тогда уже интересовали ПК. Но с компьютерным среднеспециальным образованием везде было туго. Этот колледж, как правило, выпускал студентов для профильных вузов, а не для работы, после него можно было идти либо в институт связи, либо в Бауманку.

Я ушел в середине третьего курса и занялся ремонтом компьютеров, ноутбуков и настройкой софта. Это для меня было интереснее. Пользы от диплома не видел ни тогда, ни сейчас, так как паять блоки питания и телевизоры никогда не собирался.

Идти учиться куда-то дальше сил и мотивации уже не было, все знания получал в сети. Единственное упущение — остались незакрытыми два последних класса школы, так как их должны были признать оконченными только при получении диплома колледжа. Но через десять лет я решил добить их для галки и просто год отходил в вечернюю школу, что стало очень интересным опытом, и получил аттестат.




Лада КошманУчились в колледже? Расскажите, как это было:
  • Helg SvartЕсли человек не собирается работать с высокими материями и не собирается заниматься наукой, то обучению лучше всего соответствует колледж или техникум. Увы и ах, но что в инженерном деле, что среди врачей, 90% задач, и, как следствие, вакансии - самые типичные и банальные. Раз в год, или того реже, что-то "выстрелит" интересное. Решением же типичных задач вполне неплохо справляются выпускники колледжей. Настоящие инженеры должны заниматься усовершенствованием, внедрением, или же самыми ответственными работами. Отсюда и миф, что в вузах или не учат ничему полезному, или же дают много того, чего не надо. А вся проблема в том, что задачи то типовые, и типовые задачи закрываются теми, кто должен заниматься задачами уровнем выше1
  • Helg SvartVadim, несколько неполно мысль выразил. В том то и дело, что и в среднем и в высшем образовании конвейер. Так быть не должно. Средне образование - для рынка труда, а высшее - для науки и инноваций. Уж не знаю кого как учили, но меня на вышке неплохо так погоняли: способен и в науку податься, если бы там платили, и есть несколько производственных идей, но один я их не потяну. В итоге, вроде и хорошо учился и не позорю звание инженера (коллеги подтвердят), а занимаюсь банальщиной. Вывод: на текущем уровне инженеров много не надо, а нужны технари, которые могут делать обыденные задачи. Как следствие, большинство учебных заведений, которые называются вузами, имеет смысл переквалифицировать в колледжи. Лучшие же вузы оставить вузами и заточить их под науку. Но и в вузы, исходя из моей концепции, не стоит брать после школы. В вузы пусть идут люди, которые узнали специальность, имеют опыт, умственные способности, и желание заниматься наукой и инновациями0
  • Мятликпро Колледж МИД добавлю от себя: всё вышеперечисленное правда, но вот с трудоустройством помощи ждать не пришлось, скорее, наоборот - после выпуска всех обзванивали и просили принести копию приказа о трудоустройстве в случае, если студентки самостоятельно нашли работу (т.е., как будто бы им помог трудоустроиться колледж, хотя это не так). на момент, когда я училась, четырёхэтажное здание на Новокузнецкой уже явно не соответствовало числу студенток, поскольку в какие-то дни нас гоняли заниматься то в здание школы на Павелецкой, то в институт на Марксистской или Марьиной роще. +читала отзывы в интернете, что года примерно с 2020 начали распределять на места практики не в зависимости от места в рейтинге, а в зависимости от места жительства - мол, кому куда удобнее добираться (но не знаю, правда это или нет). ну и здорово, конечно же, узнать, что туда начали и юношей тоже брать. описываю исключительно свой субъективный опыт, ни в коей мере не обесценивая опыт автора.0