Мнение: работать на себя потрясающе, если правильно выстроить отношения с клиентами
Этот текст раньше был комментарием. Вы тоже можете поделиться своим мнением под любым материалом или написать пост в Сообщество.
Я работаю на себя, и это очень комфортно — прежде всего потому, что у меня полное взаимопонимание с клиентами.
Мне не страшно заболеть во время шквала заказов: я со всеми могу договориться об отсрочке. Никто из клиентов не хочет, чтобы с ними работал больной и обессилевший эксперт, тем более что они и так приходят ко мне со своими проблемами.
Мы общаемся неформально и довольно душевно, поэтому мои клиенты готовы подождать пару дней, а то и неделю, пока я набираюсь сил или терплю иные трудности. И мне есть что предложить людям, кроме личной консультации: кучу персонализированной и упорядоченной информации, которую можно самостоятельно изучить и проверить на себе за эти дни.
Люди ценят такой подход и открыто говорят об этом.
Бывают, конечно, и упоротые клиенты, но очень редко. Я их воспринимаю как объект своих исследований, потому что моя работа напрямую связана с психологией.
На себя я работаю, потому что это мое и иначе я просто не могу. Это ключевой фактор предпринимательства. Никакой иллюзии свободы — сплошная свобода. Начало дня я посвящаю себе: спорту, личным делам, а оставшееся время — работе. Если понадобится, посвящу себе и больше времени, потому что бизнес налажен и автоматизирован.
Единственный минус: в месяц я пока зарабатываю меньше, чем получала бы в найме. Мой прошлый опыт работы в ИТ позволяет получать 2000 $ в месяц, друзья из-за нехватки специалистов частенько тянут меня обратно. Но я не хочу работать в найме и тем более в ИТ, разочаровалась. Сейчас зарабатываю меньше, но зато не горбачусь из-за чужих управленческих косяков и вижу, что приношу людям реальную пользу. Заработок мой вырастет, я в этом уверена.
Возвращаясь к теме клиентоориентированности: мой недостаточно высокий заработок тоже отчасти связан с тем, что многие вещи я делаю не по правилам рынка, а в пользу клиентов. Например, цены повышаю, когда считаю нужным, а не когда происходит огульное подорожание в других отраслях. Если вижу низкий уровень жизни людей, иду на уступки без особого ущерба для себя.
Можно, конечно, поставить во главе угла капитал, но я хочу быть на стороне социума — у меня есть предложения для контингента с разным уровнем достатка. Кому не делаю поблажек, так это упоротым клиентам — и ничего, платят.
Проблемы в бизнесе есть, но они никак не связаны с клиентами. Я не считаю, что клиент всегда прав, и не стремлюсь понравиться. Но все мои усилия в практическом смысле клиентоориентированные: узнавая потребности людей, я все делаю так, чтобы они получили то, за чем пришли, и потом еще вернулись. Так оно и происходит.