Dragon Age: The Veilguard — неоднозначные впечатления от новой игры BioWare
Поп-культура
3K
Кадры — Electronic Arts

Dragon Age: The Veilguard — неоднозначные впечатления от новой игры BioWare

15
Аватар автора

Андрей Верещагин

синий страж

Страница автора

31 октября вышла Dragon Age: The Veilguard — первая за 10 лет игра серии.

Это прямое продолжение Inquisition, выпущенной в 2014 году. The Veilguard тепло встретили и критики, и игроки: у нее 84 балла из 100 на Metacritic (сайт недоступен в России) и больше 70% положительных отзывов в Steam.

Мы провели в новой Dragon Age около 30 часов и теперь готовы поделиться первыми впечатлениями. Весьма двоякими.

Что за Dragon Age: The Veilguard

Жанр: экшен-RPG
Платформы: ПК — Steam, PlayStation 5, Xbox Series
Режим игры: одиночный
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: Bioware
Кому понравится: любителям фэнтезийного эпика и динамичных экшенов
Игры, похожие на The Veilguard: Immortals of Aveum, Godfall, The Lord of the Rings: War in the North
Примерная продолжительность: 20 часов на прохождение сюжета и примерно 60 на всю игру
Перевод: есть русские субтитры
Подробнее: на сайте игры

История развивается стремительно

Сюжет игры стартует через восемь лет после финала Inquisition. Все это время герои охотились на эльфа Соласа, соратника протагониста третьей части. Солас оказался древним богом обмана Фен’харелом. Давным-давно он создал Завесу — барьер, отделяющий мир смертных от Тени, где обитают духи и демоны. Там Солас запер эванурисов, жестоких эльфийских богов. Сейчас Фен’харел, пробудившийся от многовекового сна, хочет уничтожить Завесу, ведь из-за нее эльфы утратили бессмертие и стали угнетенной расой.

В самом начале The Veilguard главные герои — в числе которых и Рук, персонаж игрока, — мешают Соласу провести ритуал, который уничтожил бы Завесу раз и навсегда. В результате два эвануриса, Эльгарнан и Гиланнайн, выбираются на волю и собираются уничтожить мир. Солас же оказывается запертым в Тени. Оттуда он общается с Руком и, как Стас Садальский, зачем-то выражает свое мерзкое мнение обо всех событиях.

Рук общается с Соласом во время медитаций. Между героями складываются примерно такие же отношения, как между Клариссой Старлинг и Ганнибалом Лектером: протагонист ходит к злодею за советами
Рук общается с Соласом во время медитаций. Между героями складываются примерно такие же отношения, как между Клариссой Старлинг и Ганнибалом Лектером: протагонист ходит к злодею за советами

Рук вместе с гномами Варриком и Хардинг, а также человеком-волшебницей Нев тоже обнаруживают себя в Тени — в месте, которое называется Маяк. Оно становится базой главных героев, откуда те отправляются в разные уголки Тедаса, чтобы дать бой эванурисам и их последователям.

История в The Veilguard развивается с невероятной скоростью. Вот мы разрушаем планы Соласа — а вот уже оказываемся на другом конце фэнтезийного королевства и помогаем наемному убийце сбежать из подводной тюрьмы. Локации сменяют друг друга как слайды диафильма на уроке торопливого учителя. Рука сталкивают с персонажами, которые, отчеканив дежурное «мы еще увидимся», пропадают на несколько часов. В результате любой драматичный эпизод с участием второстепенных героев не вызывает никаких эмоций: ну умер и умер.

Даже встречи со старыми знакомыми не трогают. За эффектным появлением ведьмы Морриган следует минута экспозиционного диалога и забвение на десяток часов геймплея. Маг Дориан из Inquisition, который встревает в напряженный спор с главой ордена Серых Стражей, тут же пропадает из сюжета, оставляя игрока в недоумении: а зачем ты, родной, тут вообще был нужен?

Морриган сильно изменилась за лето
Морриган сильно изменилась за лето

У каждого из героев есть своя роль в глобальной истории — сыграют в итоге все. Но The Veilguard очень неловко расставляет фигуры на доске. Авторы показывают красивое задолго до того, как это красивое себя проявит. И главное — делают это всего пару раз на персонажа.

Получается, что даже сюжетные ходы, к которым игра вроде как подводила заранее, выглядят искусственными и по-плохому внезапными. А героям, которых ты бы и хотел узнать получше, не дают возможности проявить себя.

The Veilguard здорово расширяет лор вселенной

Несмотря на высокий темп, история по-настоящему увлекает. Да, конфликт мог бы быть острее, если бы главным героям противостоял Солас, а не парочка карикатурно злых божеств. Но и то, что имеем, не разочаровывает. Рук и команда большую часть времени топчутся на месте, никак не приближая победу над эванурисами, решая локальные конфликты и заручаясь поддержкой то одной, то другой фракции. Но примерно так же было и в Origins, и в Inqusition. Разница в уровне постановки.

Если главный герой первой части пробивался через орды порождений тьмы в одинаковых подземельях, то Рук скачет по крышам города, пока его атакует дракон. Инквизитор собирает десять волчьих шкур, а протагонист The Veilguard предпринимает отчаянное восхождение на гору, узнав кое-что неожиданное об ордене Серых Стражей. Едва ли не каждая сюжетная миссия новой Dragon Age эффектна и запоминается.

Злые боги появляются на экране не очень часто, но всегда эффектно
Злые боги появляются на экране не очень часто, но всегда эффектно

Более того, The Veilguard дополняет лор — в деталях. Кажется, что три предыдущие части нужны были только для того, чтобы в четвертой игрок испытал вау-эффект. Авторы грамотно обогащают вселенную, нарушают ее правила и выстраивают на этом интригу. Сказать больше — значит зайти на территорию спойлеров. Но давних фанатов Dragon Age происходящее здесь определенно удивит. А вот порадует ли — вопрос.

Что немаловажно, многие расхождения с каноном, похоже, были придуманы не авторами The Veilguard, а ведущим сценаристом первых частей Дэвидом Гейдером. Он уже восемь лет как не работает в BioWare, но разработчики новой игры «более или менее» следуют намеченному им плану. Но даже если нет, сюжетные повороты The Veilguard от этого не становятся менее эффектными и захватывающими.

Предыстории Соласа посвящена отдельная линейка квестов, где надо путешествовать по воспоминаниям Фен’харела
Предыстории Соласа посвящена отдельная линейка квестов, где надо путешествовать по воспоминаниям Фен’харела

Геймплей затягивает

По традиции, в самом начале игроку предлагают создать персонажа. Редактор внешности гибок как никогда. Десятки вариантов причесок и бород, возможность настроить телосложение и каждый глаз отдельно — есть где разгуляться фантазии. С классами проще — их всего три: воин, маг и разбойник. На двадцатом уровне каждому предлагают выбрать одну из трех специализаций. Сможете, скажем, сделать из рыцаря со щитом отчаянного бойца двуручным оружием.

В начале же предлагают задать внешность протагониста Inquisition и указать, какие решения вы приняли в той игре. Переноса состояния мира, как в прошлых частях, нет — лишь два вопроса с двумя вариантами ответа на каждый. Они, конечно, аукнутся по ходу сюжета, но последствия будут скорее косметическими.

Ждать от The Veilguard вариативности и нелинейности прошлых игр серии не стоит. Выбор реплик в диалогах чаще всего ни на что не влияет. В редких случаях — влечет за собой минорные изменения отдельных сцен. Скажем, если вы поддержали Хардинг в одном разговоре, то несколько эпизодов спустя гномиха будет полна энтузиазма.

Как вы об этом узнаете? Благодаря всплывающему сообщению сбоку экрана, где будет буквально сказано: «Вы поддержали Хардинг, поэтому теперь она веселая». Ничего, кроме тона и реплик героини, не изменится. Вершить судьбы встречных персонажей и целых поселений дают крайне редко.

Как и прежде, варианты, которые ведут к развитию романтических отношений, помечены сердечком
Как и прежде, варианты, которые ведут к развитию романтических отношений, помечены сердечком

Впрочем, рудиментарные диалоги и псевдонелинейность не сильно портят впечатления от игры. The Veilguard только прикидывается RPG — на самом деле это динамичный экшен с прокачкой и разноцветной экипировкой. Именно сражениями здесь приходится заниматься 80% времени. И они в The Veilguard действительно радуют, независимо от того, какого персонажа вы создали.

Каждому классу доступно раскидистое древо навыков с активными и пассивными умениями. Зарабатывая новый уровень, главный герой получает одно очко для прокачки. У каждого из соратников Рука есть свои древа, более скромные. Чтобы улучшать умения товарищей, придется развивать с ними отношения, а для этого нужно регулярно общаться с командой и выполнять персональные квесты персонажей. Все как в прошлых играх BioWare.

С друзьями можно обсуждать по-настоящему важные вещи — например, хачапури
С друзьями можно обсуждать по-настоящему важные вещи — например, хачапури

При этом боевая система лишена каких-либо откровений. В арсенале — стандартный набор любого слэшера. Есть сильная и слабая атаки, уворот, блок, парирование и активные умения вроде пинка или особенно мощного удара по площади. В боях кроме Рука участвуют до двух его друзей. Погибнуть они не могут, а взять их под контроль, как в прошлых Dragon Age, нельзя. Зато можно отдать приказ использовать то или иное умение. В итоге соратники воспринимаются скорее как дополнительные наборы скиллов, чем как полноценные боевые товарищи.

Упростили и систему снаряжения. Больше не нужно долго торчать в инвентаре, перебирая одинаковые мечи и щиты. Если только что найденный топор идентичен тому, что у вас есть, «новинка» не осядет в сумке мертвым грузом. Она автоматически сольется с уже имеющимся — и у вас в руках окажется улучшенная версия этого оружия. Таким образом, даже экипировка из самого начала игры остается актуальной на поздних этапах.

Дизайн некоторых противников вызывает вопросы. Призму с ногами трудно воспринимать всерьез
Дизайн некоторых противников вызывает вопросы. Призму с ногами трудно воспринимать всерьез

Все это большой шаг назад по сравнению с модульной системой снаряжения из Inqusition. Там можно было отдельно настраивать элементы каждого предмета брони или оружия, выбирать, из какого материала они выполнены. Это влияло не только на характеристики экипировки, но и на ее внешний вид.

Теперь ничего подобного нет. Но во всей этой примитивизации есть неоспоримые плюсы. Не нужно тратить время на разбор лута, заботиться о тактике, расставлять подопечных, следить за их уровнем здоровья. Можно полностью отдаться исследованию локаций и сражениям, которые в The Veilguard крайне аддиктивные, напряженные и зрелищные.

В бою экипировка и прокачка имеют второстепенное значение. Главное — навыки игрока. Мне случалось побеждать опциональных боссов, будучи на десять-пятнадцать уровней ниже их. Это занимает немало времени, цена ошибки весьма высока, ведь один пропущенный удар может забрать две трети полоски жизни. Но в итоге получаешь огромное удовлетворение.

Жаль только, что сама игра не спешит тебя награждать: опыта даже за самых сильных противников дают ничтожно мало, а лут в сундуках обычно случайный. Поэтому нельзя быть уверенным, что после битвы вот с этим конкретно боссом, к которому ты забрел, получишь что-то стоящее.

Сражение с этим рыцарем отняло у меня минут 20 реального времени. Дали какой-то мусор и чуть-чуть опыта
Сражение с этим рыцарем отняло у меня минут 20 реального времени. Дали какой-то мусор и чуть-чуть опыта

Еще одно важное достоинство The Veilguard — локации. Сюжетные сегменты, где вас ведут по длинному коридору и показывают захватывающие кат-сцены, могут создать превратное впечатление об уровнях. Да, красиво, но разгуляться-то негде: есть просто прямая дорога с редкими и куцыми ответвлениями, где можно найти 10 золотых.

Но если вернуться в уже открытую локацию, вы обнаружите, что это не один коридор, а хитро сконструированная система из нескольких. С массой срезов, секретов, неочевидных путей и простеньких загадок в духе последних God of War. За исследованием уровней можно пропасть на десятки часов, забыв и об основном сюжете, и о побочных заданиях.

The Veilguard — логичное развитие серии

Кто-то может сказать, что The Veilguard с ее упором на экшен — это не Dragon Age вовсе. Но тогда пришлось бы ответить на вопрос «а что вообще такое Dragon Age?».

Вероятно, прозвучит резко, но у серии никогда не было своего лица. Занятный прописанный лор, запоминающиеся герои и захватывающие истории — да, но какая-то идентичность — нет.

Геймплейно серию кидало от старорежимной партийной RPG до экшена. Стилистически — от приземленного темного фэнтези до комикса и классической сказки об эльфах и гномах. Та же Mass Effect с самой первой части понимала, чем хочет быть. Но Dragon Age постоянно менялась, пыталась усидеть на нескольких стульях разом, угодить и фанатам олдскульных ролевых игр, и молодым геймерам.

От части к части франшиза планомерно избавлялась от лишнего. Например, прокачка в Origins была комплексной, хотя и примитивной в сравнении, например, с Baldur’s Gate. Во второй части система была лаконичнее, а Inquisition пошла в этом упрощении еще дальше. При этом сражения каждый раз становились все динамичнее.

Смотри, сынок, это Андерфелс
Смотри, сынок, это Андерфелс

The Veilguard — апогей превращения из партийной RPG в экшен. Практически все элементы, которые мешали веселой нарезке демонов, устранены за ненадобностью. А то, что осталось, — скажем, линейное развитие отношений с сопартийцами или диалоговая система почти без возможности выбора — кажется этакой данью уважения «корням серии». Мол, ну а как может быть Dragon Age без романов с товарищами?

И действительно, наверное, не может. У франшизы не так много незыблемых элементов и характерных черт. Но привязка к жанру партийных RPG или эстетика темного фэнтези — уж точно не одни из них. Геймплейно The Veilguard — то, к чему серия шла если не с Origins, то со второй части точно. Теперь это крутой экшен с неплохой историей и весьма посредственная RPG. И в этой парадигме мир Тедаса смотрится удивительно органично.

В игре есть котики и собачки, которых можно гладить. Однозначный и очень весомый плюс
В игре есть котики и собачки, которых можно гладить. Однозначный и очень весомый плюс

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Андрей ВерещагинПоделитесь впечатлениями от The Veilguard:
  • Нагваль>неоднозначные впечатления от новой игры BioWare Да, по-моему, вполне однозначные.3
  • Sergey AveryanovНагваль, журналисты в восторге, игроки недовольно урчат и на том же метакритике рейтинг игроков около 35%, а в стиме даже сто тысяч онлайна не набралось в первый уикенд. Картинка становится довольно типичной для современного ААА гейминга.3
  • DНу нет. Посмотрел диалоги в оригинале. Ужас как плохо всё что мне важно, анимация, стилистика, текст. Ужасное упрощение персонажей и сюжета. Зачем писать о неоднозначных впечатлениях, а потом нахваливать в статье - тоже непонятно. Все хорошее что убрали, похожее на Origins, вы называете лишним. Всё что вам понравилось умудряетесь называть отсылками к корням.6
  • Сергей Шубин(Dragon age: origins) Dwarf: care to share a drink at my table? Warden: How about I share my fist with your face? (Dragon Age: the veilguard) Можно гладить котиков Посмотрел недавно на Ютубе прохождение. Ну диалоги, например, скатились в тоскливый подростковый ситком. Протагонист с сопартийцами, да и враги тоже, теперь выглядят как персонажи мультфильма студии пиксар и разговаривают как современные американцы. Просто сравните Кунари из DA2 и из Veilguard, с тоем же успехом можно было бы спанчбобу приделать рога. Все до тошноты ХОРОШИЕ. P.S. https://m.youtube.com/watch?v=Y-wQiQY064c2
  • Артём КройторЯ наиграл не много но в целом впечатления положительные. Грустно что упростили рпг элементы вроде прокачки и отыгрыша но не смотря на это за игрой интересно следить. Что меня действительно раздражает так это комментарии в духе «Сравните кунари из DA2 и DAV». Этот комментарий пишут везде как под копирку с одними и теми же скриншотами. Пусть эти сравняторы сравнят кунари из DAO и DAI0
  • Евгения ИзотоваЯ бы сказала, что DA играбельная. Это не шедевр и даже не просто хорошая игра — это приемлемый экшен, в который можно покатать, когда больше особо не во что. Я наиграла 22 часа, поделюсь впечатлениями) Что не понравилось: — Сюжет. Нас сразу закидывают в гущу событий, говорят: миру конец, спасайте. И вот эти чуваки должны быть тебе дороги. Я в предыдущие части не играла, никого не знаю и мне в общем-то пока еще наплевать на мир, ведь я не знакома с ним и не успела ничем проникнуться. В итоге в сюжете меня никто не трогает, не вызывает никаких эмоций — спасаю мир, просто потому, что А ЧЕ ЕЩЕ ДЕЛАТЬ — Персонажи, спутники. Меня бесят все спутницы — крайне картонные, пресные и скучные. Ощущение, что перед началом событий все массово прошли терапию (в худшем ее проявлении). Нет никаких конфликтов, никаких темных сторон личности, все всех любят и вообще заюшки-лапушки. Это просто скучно. Еще они (особенно Беллара) крайне позитивные в сложившихся обстоятельствах, это странно и неуместно. Погрузиться в историю не получается — ощущение, что тебе рассказывают сказочку для малышей. При этом спутники — приятные ребята с интересными личными историями (пока я встретила Луканиса и Даврина). Ощущение, что разработчики — те еще женоненавистники, честно говоря — Диалоги и практические отсутствующее влияние решений на сюжет. Ужасно раздражают одинаковые варианты ответов в диалогах — как на скрине. Зачем давать выбор без выбора — я не понимаю. Такое на каждом шагу, к сожалению Что понравилось: — Боевка — в целом бить монстров и комбить абилки весело. Есть ощущение, что боевка ближе к концу надоест, так как она несколько однообразная, но пока интересно — Волосы у персов рил очень красивые, тут просто мое почтение! — Красивая графика, мир — бегать по нему приятно. Он выглядит чересчур мультяшно на мой вкус, как будто смотрю сериал «Чародейки», но в целом норм — На редкость хорошая оптимизация — ничего не виснет, идет очень гладко, это классно Играть продолжу из-за пока что более-менее увлекательного геймплея, стараясь не концентрироваться на сюжете и персонажах. Не уверена, что пройду до конца, но пока идет нормально2
  • user5963344Это скорее экшн адвенчур, причем скучная до безобразия. Ну и зачем врать, что на метакритике игру встретили хорошо? Игроки её разнесли в пух и прах, а критики, ну это же всем известно, за что платят то и хвалят или засирают. В Стиме кстати рейтинг тоже падает, а уж, что будет через пару месяцев...0
  • Артем МихайловФанаты ждут продолжения Origins, за которую серию и полюбили прежде всего. А вместо этого раз за разом получают эксперименты "по мотивам". Сначала посредственный корридорный экшн, потом одиночную ММО, теперь вот слешер в стиле Марвел.0
  • Товарищ УправляющийНикто никогда не вернется в 2009 год, не будет больше Origins или чего-то похожего на нее, как не будет больше оригинальной трилогии Mass Effect, да и второго Fallout New Vegas не будет. Все течет и меняется и в то что сейчас выходит играть то не охота, ну я и не играю. DA 2 еще ничего была, хотя как Логвинов в свое время выразился "Игра про геев и драконов", но там они были опциональны, как в третьем ME. Инквизицию поставил, но не зашла уже, скучная же страшно. Хрен бы с ней с повсеместной повесточкой, игра бы была хорошая, а нет. По-моему со времен выхода Киберпанка ничего мне особо и не заходило, ну Фростпанк может первый, но это стратегия.0
  • TIRUKALIЯ играю с удовольствием. Сопартийцы интересные, каждый со своими проблемами. Диалоги не напрягают. Анимация нравится. Не нравится инвентарь, прокачка брони и оружия. Не понятно зачем носить броню, изменив ее внешний вид. Получается путаница. Ну это не столь важно.0
  • никита РомановРук может быть только один и это гном на глубинных тропах, которого любит мама, почему гг не он?0
  • Огурчик И КетчупRadrog, чел, понятное дело, что она всегда была... западного же производства как никак. Да и плевать на нее в целом. Но почему я на фоне проблем где речь идет о выживании мира, должна думать как помочь своим компаньонам осознать геи они, или небинарные, или трансформеры? Или наш гг глядя в зеркало думает, хм я транс или не транс. Я сплю и вижу, что в средневековье действительно это волновало народ. И игра прям жёстко пропихивает эти личные квесты дебильные, даже если сравнить, что было в ориджинс по квестам и здесь...остаётся только обнять и плакать.0
  • Артём АверьяновСанина , я не могу в это играть , перескажите пожалуйста сюжет в двух словах. Или киньте ссылку на пересказ пожалуйста0