Dragon Age: The Veilguard — неоднозначные впечатления от новой игры BioWare
31 октября вышла Dragon Age: The Veilguard — первая за 10 лет игра серии.
Это прямое продолжение Inquisition, выпущенной в 2014 году. The Veilguard тепло встретили и критики, и игроки: у нее 84 балла из 100 на Metacritic (сайт недоступен в России) и больше 70% положительных отзывов в Steam.
Мы провели в новой Dragon Age около 30 часов и теперь готовы поделиться первыми впечатлениями. Весьма двоякими.
Чем запоминается The Veilguard
Что за Dragon Age: The Veilguard
Жанр: экшен-RPG
Платформы: ПК — Steam, PlayStation 5, Xbox Series
Режим игры: одиночный
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: Bioware
Кому понравится: любителям фэнтезийного эпика и динамичных экшенов
Игры, похожие на The Veilguard: Immortals of Aveum, Godfall, The Lord of the Rings: War in the North
Примерная продолжительность: 20 часов на прохождение сюжета и примерно 60 на всю игру
Перевод: есть русские субтитры
Подробнее: на сайте игры
История развивается стремительно
Сюжет игры стартует через восемь лет после финала Inquisition. Все это время герои охотились на эльфа Соласа, соратника протагониста третьей части. Солас оказался древним богом обмана Фен’харелом. Давным-давно он создал Завесу — барьер, отделяющий мир смертных от Тени, где обитают духи и демоны. Там Солас запер эванурисов, жестоких эльфийских богов. Сейчас Фен’харел, пробудившийся от многовекового сна, хочет уничтожить Завесу, ведь из-за нее эльфы утратили бессмертие и стали угнетенной расой.
В самом начале The Veilguard главные герои — в числе которых и Рук, персонаж игрока, — мешают Соласу провести ритуал, который уничтожил бы Завесу раз и навсегда. В результате два эвануриса, Эльгарнан и Гиланнайн, выбираются на волю и собираются уничтожить мир. Солас же оказывается запертым в Тени. Оттуда он общается с Руком и, как Стас Садальский, зачем-то выражает свое мерзкое мнение обо всех событиях.
Рук вместе с гномами Варриком и Хардинг, а также человеком-волшебницей Нев тоже обнаруживают себя в Тени — в месте, которое называется Маяк. Оно становится базой главных героев, откуда те отправляются в разные уголки Тедаса, чтобы дать бой эванурисам и их последователям.
История в The Veilguard развивается с невероятной скоростью. Вот мы разрушаем планы Соласа — а вот уже оказываемся на другом конце фэнтезийного королевства и помогаем наемному убийце сбежать из подводной тюрьмы. Локации сменяют друг друга как слайды диафильма на уроке торопливого учителя. Рука сталкивают с персонажами, которые, отчеканив дежурное «мы еще увидимся», пропадают на несколько часов. В результате любой драматичный эпизод с участием второстепенных героев не вызывает никаких эмоций: ну умер и умер.
Даже встречи со старыми знакомыми не трогают. За эффектным появлением ведьмы Морриган следует минута экспозиционного диалога и забвение на десяток часов геймплея. Маг Дориан из Inquisition, который встревает в напряженный спор с главой ордена Серых Стражей, тут же пропадает из сюжета, оставляя игрока в недоумении: а зачем ты, родной, тут вообще был нужен?
У каждого из героев есть своя роль в глобальной истории — сыграют в итоге все. Но The Veilguard очень неловко расставляет фигуры на доске. Авторы показывают красивое задолго до того, как это красивое себя проявит. И главное — делают это всего пару раз на персонажа.
Получается, что даже сюжетные ходы, к которым игра вроде как подводила заранее, выглядят искусственными и по-плохому внезапными. А героям, которых ты бы и хотел узнать получше, не дают возможности проявить себя.
The Veilguard здорово расширяет лор вселенной
Несмотря на высокий темп, история по-настоящему увлекает. Да, конфликт мог бы быть острее, если бы главным героям противостоял Солас, а не парочка карикатурно злых божеств. Но и то, что имеем, не разочаровывает. Рук и команда большую часть времени топчутся на месте, никак не приближая победу над эванурисами, решая локальные конфликты и заручаясь поддержкой то одной, то другой фракции. Но примерно так же было и в Origins, и в Inqusition. Разница в уровне постановки.
Если главный герой первой части пробивался через орды порождений тьмы в одинаковых подземельях, то Рук скачет по крышам города, пока его атакует дракон. Инквизитор собирает десять волчьих шкур, а протагонист The Veilguard предпринимает отчаянное восхождение на гору, узнав кое-что неожиданное об ордене Серых Стражей. Едва ли не каждая сюжетная миссия новой Dragon Age эффектна и запоминается.
Более того, The Veilguard дополняет лор — в деталях. Кажется, что три предыдущие части нужны были только для того, чтобы в четвертой игрок испытал вау-эффект. Авторы грамотно обогащают вселенную, нарушают ее правила и выстраивают на этом интригу. Сказать больше — значит зайти на территорию спойлеров. Но давних фанатов Dragon Age происходящее здесь определенно удивит. А вот порадует ли — вопрос.
Что немаловажно, многие расхождения с каноном, похоже, были придуманы не авторами The Veilguard, а ведущим сценаристом первых частей Дэвидом Гейдером. Он уже восемь лет как не работает в BioWare, но разработчики новой игры «более или менее» следуют намеченному им плану. Но даже если нет, сюжетные повороты The Veilguard от этого не становятся менее эффектными и захватывающими.
Геймплей затягивает
По традиции, в самом начале игроку предлагают создать персонажа. Редактор внешности гибок как никогда. Десятки вариантов причесок и бород, возможность настроить телосложение и каждый глаз отдельно — есть где разгуляться фантазии. С классами проще — их всего три: воин, маг и разбойник. На двадцатом уровне каждому предлагают выбрать одну из трех специализаций. Сможете, скажем, сделать из рыцаря со щитом отчаянного бойца двуручным оружием.
В начале же предлагают задать внешность протагониста Inquisition и указать, какие решения вы приняли в той игре. Переноса состояния мира, как в прошлых частях, нет — лишь два вопроса с двумя вариантами ответа на каждый. Они, конечно, аукнутся по ходу сюжета, но последствия будут скорее косметическими.
Ждать от The Veilguard вариативности и нелинейности прошлых игр серии не стоит. Выбор реплик в диалогах чаще всего ни на что не влияет. В редких случаях — влечет за собой минорные изменения отдельных сцен. Скажем, если вы поддержали Хардинг в одном разговоре, то несколько эпизодов спустя гномиха будет полна энтузиазма.
Как вы об этом узнаете? Благодаря всплывающему сообщению сбоку экрана, где будет буквально сказано: «Вы поддержали Хардинг, поэтому теперь она веселая». Ничего, кроме тона и реплик героини, не изменится. Вершить судьбы встречных персонажей и целых поселений дают крайне редко.
Впрочем, рудиментарные диалоги и псевдонелинейность не сильно портят впечатления от игры. The Veilguard только прикидывается RPG — на самом деле это динамичный экшен с прокачкой и разноцветной экипировкой. Именно сражениями здесь приходится заниматься 80% времени. И они в The Veilguard действительно радуют, независимо от того, какого персонажа вы создали.
Каждому классу доступно раскидистое древо навыков с активными и пассивными умениями. Зарабатывая новый уровень, главный герой получает одно очко для прокачки. У каждого из соратников Рука есть свои древа, более скромные. Чтобы улучшать умения товарищей, придется развивать с ними отношения, а для этого нужно регулярно общаться с командой и выполнять персональные квесты персонажей. Все как в прошлых играх BioWare.
При этом боевая система лишена каких-либо откровений. В арсенале — стандартный набор любого слэшера. Есть сильная и слабая атаки, уворот, блок, парирование и активные умения вроде пинка или особенно мощного удара по площади. В боях кроме Рука участвуют до двух его друзей. Погибнуть они не могут, а взять их под контроль, как в прошлых Dragon Age, нельзя. Зато можно отдать приказ использовать то или иное умение. В итоге соратники воспринимаются скорее как дополнительные наборы скиллов, чем как полноценные боевые товарищи.
Упростили и систему снаряжения. Больше не нужно долго торчать в инвентаре, перебирая одинаковые мечи и щиты. Если только что найденный топор идентичен тому, что у вас есть, «новинка» не осядет в сумке мертвым грузом. Она автоматически сольется с уже имеющимся — и у вас в руках окажется улучшенная версия этого оружия. Таким образом, даже экипировка из самого начала игры остается актуальной на поздних этапах.
Все это большой шаг назад по сравнению с модульной системой снаряжения из Inqusition. Там можно было отдельно настраивать элементы каждого предмета брони или оружия, выбирать, из какого материала они выполнены. Это влияло не только на характеристики экипировки, но и на ее внешний вид.
Теперь ничего подобного нет. Но во всей этой примитивизации есть неоспоримые плюсы. Не нужно тратить время на разбор лута, заботиться о тактике, расставлять подопечных, следить за их уровнем здоровья. Можно полностью отдаться исследованию локаций и сражениям, которые в The Veilguard крайне аддиктивные, напряженные и зрелищные.
В бою экипировка и прокачка имеют второстепенное значение. Главное — навыки игрока. Мне случалось побеждать опциональных боссов, будучи на десять-пятнадцать уровней ниже их. Это занимает немало времени, цена ошибки весьма высока, ведь один пропущенный удар может забрать две трети полоски жизни. Но в итоге получаешь огромное удовлетворение.
Жаль только, что сама игра не спешит тебя награждать: опыта даже за самых сильных противников дают ничтожно мало, а лут в сундуках обычно случайный. Поэтому нельзя быть уверенным, что после битвы вот с этим конкретно боссом, к которому ты забрел, получишь что-то стоящее.
Еще одно важное достоинство The Veilguard — локации. Сюжетные сегменты, где вас ведут по длинному коридору и показывают захватывающие кат-сцены, могут создать превратное впечатление об уровнях. Да, красиво, но разгуляться-то негде: есть просто прямая дорога с редкими и куцыми ответвлениями, где можно найти 10 золотых.
Но если вернуться в уже открытую локацию, вы обнаружите, что это не один коридор, а хитро сконструированная система из нескольких. С массой срезов, секретов, неочевидных путей и простеньких загадок в духе последних God of War. За исследованием уровней можно пропасть на десятки часов, забыв и об основном сюжете, и о побочных заданиях.
The Veilguard — логичное развитие серии
Кто-то может сказать, что The Veilguard с ее упором на экшен — это не Dragon Age вовсе. Но тогда пришлось бы ответить на вопрос «а что вообще такое Dragon Age?».
Вероятно, прозвучит резко, но у серии никогда не было своего лица. Занятный прописанный лор, запоминающиеся герои и захватывающие истории — да, но какая-то идентичность — нет.
Геймплейно серию кидало от старорежимной партийной RPG до экшена. Стилистически — от приземленного темного фэнтези до комикса и классической сказки об эльфах и гномах. Та же Mass Effect с самой первой части понимала, чем хочет быть. Но Dragon Age постоянно менялась, пыталась усидеть на нескольких стульях разом, угодить и фанатам олдскульных ролевых игр, и молодым геймерам.
От части к части франшиза планомерно избавлялась от лишнего. Например, прокачка в Origins была комплексной, хотя и примитивной в сравнении, например, с Baldur’s Gate. Во второй части система была лаконичнее, а Inquisition пошла в этом упрощении еще дальше. При этом сражения каждый раз становились все динамичнее.
The Veilguard — апогей превращения из партийной RPG в экшен. Практически все элементы, которые мешали веселой нарезке демонов, устранены за ненадобностью. А то, что осталось, — скажем, линейное развитие отношений с сопартийцами или диалоговая система почти без возможности выбора — кажется этакой данью уважения «корням серии». Мол, ну а как может быть Dragon Age без романов с товарищами?
И действительно, наверное, не может. У франшизы не так много незыблемых элементов и характерных черт. Но привязка к жанру партийных RPG или эстетика темного фэнтези — уж точно не одни из них. Геймплейно The Veilguard — то, к чему серия шла если не с Origins, то со второй части точно. Теперь это крутой экшен с неплохой историей и весьма посредственная RPG. И в этой парадигме мир Тедаса смотрится удивительно органично.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult