Письмо психологу: не знаю, как принять своего ребенка
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Проблема
Роль папы: неплохое финансовое обеспечение, один раз в неделю отводит на занятие, иногда в выходной берёт погулять (обычно 1-2р в месяц). Он сам выбрал деньги, а не время. Говорит, что работать этот легче, чем заниматься с ребёнком. Мне досталось воспитание и развитие.
Ребенок всей семьёй горячо любим и долгожданен. У ребенка 5 бабушек (у меня и БМ в сумме три тёти), 3 дедушки, 2 тёти, 1 дядя и 2 пробабушки, которые молятся на неё в прямом и переносном смысле. И это единственный маленький ребенок на такое количество взрослых. Поэтому дочь залюблена до бесконечности.
Беременность и роды: беременность третья, роды экстренные, ребенок недоношенный маловесный. Мы прошли все реанимации, кювезы и её откачали. Ещё два года ушло на реабилитации и бесконечные ЛФК, массажи итд, чтобы догнать и перегнать всех сверстников. Отсюда и ещё большая ценность ребенка семьёй, с неё просто сдувают пылинки. Вот такие входные данные.
Я много занимаюсь ребёнком, но все чаще ловлю себя на том, что никак не могу принять некоторые вещи в своей дочери. Умом я понимаю, что нужно принять, а внутренне не получается.
Ниже список того, что я принимаю и нет
- Я сразу в своём ребенке приняла то, что она может хотеть другую еду. Это не означает, что мы будем есть суп, а она чипсы. Но её нежелание есть суп будет принято. Я всегда спрашиваю какую кашу она хочет, что она будет на обед. Могу специально что-то с готовить.
- Принимаю что её вкус отличается от моего, и нам могут нравится разные платья, обувь, игрушки.
- Принимаю то, что она сова, хотя мы с папой экстра жаворонки. Хотя это бывает очень неудобно.
- Даже стараемся принять, что ребенок у нас творческая личность, а мы два технаря. Мышление и рассуждения очень отличаются от нашего. Мы просто бились об стенку пока два года учили её считать до десяти и складывать/вычитать. Оставили ребенка в покое. Зато с какой скоростью ребенок учит два языка параллельно и запоминает песни. Нам это не дано.
НО:
- Дочка у нас всего боится: темноты, моря, речки, высоты, машин, включать воду итд.. Список бесконечный. И меня это внутренне бесит. Она не может объяснить почему боится. Но даже на прогулке она чаще всего держит родителя за руку и далеко не отходит. Я в её возрасте уже лазила по чердакам и яблоням, бегала с соседскими ребятами в деревню и на пруд ловить лягушек.
- Не желание учиться. Если что-то не получилось с первого раза, то интерес пропадает напрочь. Так у нас стоят: лыжи, велосипед, ролики, коньки, куча игр. Что-то из этого удалось попробовать два раза, но так как за два раза не поехали хорошо, то больше мы к этому не притронемся. Мне всегда казалось что маленький возраст: это когда все интересно и надо попробовать.
- Не желание пробовать новое. Еда: очень тяжело заставить съесть новое блюдо или продукт. И даже если в обычное блюдо внести небольшие изменения, то есть не будет. Поменять местами что-то в комплектах одежды нельзя. Даже мороженное она всегда выбирает три знакомых вида, если их нет, то другое она не будет. Есть небольшой набор мультиков, которые она смотрит.. Уже по 20-30-50 разу, но если поставить новый, то чаще она уйдет и не будет смотреть.
- Не знаю как назвать этот пункт. Если ей плохо, она не меняет ситуацию. Например, если она открыла душ и оттуда лъет ледяная/кипяток, то она душ от себя не отвернет, воду не отрегулирует, хотя умеет. Будет стоять и плакать. Мы пытались не реагировать на это, ждали, что сама изменит ситуацию, хотя бы выйдет из комфортной воды, но нет. Камень в сандалике. Мы очень много раз объясняли, что надо снять-вытряхнуть- одеть, но нет.. Будет идти орать/плакать и никак не менять ситуацию. И таких вот примеров, когда ей больно/неудобно и она знает как это исправить, но не делает очень много. Сказать, что это выученная беспомощность, я не могу. Мы наоборот учим, что все всегда можно изменить. Но вот этот пункт меня внутренне очень беспокоит и настораживает.
Мы даже водили ребенка к дефектологам и прочим специалистам. Но везде все норма. Некоторые даже говорят, что мы уже перестарались. Ребенок плавает с 2х лет самостоятельно. Хорошо танцует, в этом году прошла отбор в республиканский ансамбль танца. Имеет хорошие вокальные данные: выступает соло в садике и на детских концертах. Сама пытается осваивать пианино, пока не получается, но мелодии, которые она тренькает, узнаваемы. Даже в 1.5 года на игрушечной гитаре она наигрывала мелодию из чебурашки.
Как это влияет на меня
Я понимаю, что дети не должны копировать родителей. Это другой человек. Я понимаю, что у нас очень старательный, талантливый ребенок по-своему, я очень горжусь ей, но описанные выше ситуации меня бесят/ настораживает/ вызывают внутреннее раздражение. Я стараюсь это не выплескивать это на ребенка. Но иногда в голове бывает "как так у меня мог родиться такой ребенок", и существование этой мысли меня угнетает.
Что я пытаюсь делать с этим
Мы ей показываем, объясняем, что и у нас взрослых часто что-то не получается, и мы пытаемся ещё и ещё раз. Показываем, что ситуацию можно менять под себя.
Я иногда специально, что-то порчу из еды.. И говорю: " Эх, сегодня не вкусно вышло, завтра попробуем еще раз".. И на завтра обязательно делаю "попытку". Когда что-то шъю показываю, что иногда не получается, надо распороть и заново, или вообще бывает, что вещь испорчена, и это не страшно. Папа тоже делает акцент и образует внимание при неудаче, и показывает, что пытается ещё иного раз. Например: он любит делать трюки на роликах, берёт её с собой.. Мы оба делаем постоянный акцент на том, что неудача может быть, но это не страшно, надо пытаться.. пытаться..пытаться..