Что делать, если родственник умер за границей?

2
Аватар автора

Павел Баранов

спросил в Сообществе

В ноябре мой брат поехал в Таиланд на зимовку, а потом решил там остаться и поискать работу. Мы периодически списывались, а в феврале он перестал выходить на связь. Так случалось и раньше, но максимум на два дня. В этот раз он не отвечал больше недели. Потом оказалось, что уехал отдыхать и отключил телефон.

Я по натуре тревожный человек и сразу начал прокручивать жуткие сценарии. Что, если его задержали при бордерране и что-то пошло не так? Вдруг попал в аварию или, еще хуже, стало плохо от жары и он умер прямо в квартире? Никто об этом даже не узнает. Самое страшное, что брат не скинул контакты арендодателя и не сказал адрес квартиры.

Вся эта история и сейчас вызывает дрожь. А если бы его не стало? Как бы мы об этом узнали и организовали доставку тела в Россию? Думаю, многим важно иметь какую-то инструкцию и понимать, как поступить, если родственник умер за границей.

Аватар автора

Анастасия Антонова

написала инструкцию

Страница автора

Смерть — последнее, о чем мы хотим думать, когда близкие отправляются в другую страну. Но важно, чтобы был план на случай, если что-то пойдет не так. Расскажу, что делать, если с близким человеком за границей случилось несчастье.

Вся информация в статье актуальна на момент публикации. В разных странах требования к документам для репатриации могут отличаться. Я рекомендую проверять информацию в консульстве конкретного государства и в авиакомпаниях.

Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Что делать, если родственник не выходит на связь

Обратиться в консульство или консульский отдел посольства страны, в которой находился человек. Сайт диппредставительства легко найти по карте на сайте МИД. А телефон и почту — в разделе «Контакты». В некоторых странах нет российского консульства. Например, в Грузии с заявителями работают в секции интересов РФ при посольстве Швейцарии. А из Антигуа и Барбуды заявителей отправляют в посольство РФ на Ямайке.

Консульство обязано известить компетентные органы государства пребывания о розыске пропавшего человека  .

Параллельно с этим надо подать заявление в МВД по месту жительства. Если нужно, ведомство обратится в Интерпол и объявит человека в розыск.

Еще можно обратиться в Российское общество Красного Креста. Для этого надо заполнить анкету. Шаблон есть на сайте.

Можно написать посты о розыске в группы в соцсетях страны или города последнего нахождения человека. Попытаться связаться через соцсети со знакомыми родственника за границей.

Если выяснится, что человек умер, местная полиция зарегистрирует факт смерти и сообщит в консульство. А российское диппредставительство обратится в МВД, чтобы уведомили родственников.

Куда обращаться, если узнали о смерти человека за границей

Если родственник был застрахован — в страховую компанию. Главное — уложиться в срок, который прописан в правилах страхования. Обычно это 30 дней с момента смерти. Страховая организует репатриацию тела, если это предусмотрено полисом. Но есть ограничения — о них расскажу дальше. Если турист отдыхал за границей по путевке, скорее всего, у него тоже был полис. Тогда надо связаться с туроператором, чтобы он решил вопрос со страховой.

Если полиса нет, спутнику или родственникам придется самим оформлять документы, организовывать доставку тела или праха  . Сотрудники российского консульства могут порекомендовать похоронное бюро и дать советы по оформлению документов. Но вряд ли будут помогать с погребением и репатриацией. Консульство не обязано этим заниматься  .

Отправить тело домой или захоронить в стране пребывания можно только после проведения всех процедур по законам страны. Медики и полиция констатируют смерть и проведут экспертизу, чтобы выявить причину. А затем в морге выдадут свидетельство о смерти.

Если смерть была неестественной, местные власти организуют расследование. Попутчиков допросят и, возможно, не разрешат покидать страну до завершения разбирательств. Тогда быстро вывезти останки не получится.

Нужно ли регистрировать смерть в консульстве

Да, если у покойного в России есть близкие родственники, осталось имущество или надо репатриировать тело. Без регистрации смерти в консульстве нельзя получить место на кладбище и организовать похороны в России, выписать умершего из квартиры, а также законно прекратить трудовые отношения.

Если ничего из вышеперечисленного не требуется, о смерти можно не уведомлять. Но нельзя скрывать, что человек скончался, для собственной выгоды. Например, чтобы получать пенсию умершего. Иначе нарушителя могут осудить за мошенничество.

Для регистрации смерти обращаются в ближайшее консульство. Если человек умер в поезде, на самолете или корабле, можно сообщить в консульство страны, в которой тело сняли с транспорта.

В консульстве попросят заполнить заявление, представить удостоверение личности ходатайствующего и свидетельство о смерти. Еще могут потребовать сдать паспорт умершего.

Свидетельство о смерти обычно составлено на языке страны происшествия. Чтобы использовать документ, его надо перевести на русский язык и иногда легализовать. То есть пройти процедуру, благодаря которой в России поймут, что свидетельству можно доверять. Т⁠—⁠Ж рассказывал об этом в статье про права, если поехали за границу. Напомню кратко основные моменты.

В 126 государствах, подписавших Гаагскую конвенцию, достаточно поставить специальный штамп — апостиль. В их числе Индия, Израиль, Нидерланды.

В некоторых странах нужна консульская легализация. Это сложная процедура. Иностранный документ сначала заверяет компетентный орган государства, которое его выдало, а потом — российское консульство.

Но есть страны, где не требуют ни того ни другого. Например, легализация документа не нужна, если государство участвует в Минской или Кишиневской конвенции. В России без дополнительных заверений примут бумаги, выданные в Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Молдове, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Грузии и Украине.

Всегда ли работает полис

Страховка защитит близких от больших трат в случае смерти родственника. Она может включать:

  • подготовку тела к перевозке и кремации;
  • оформление документов, которые нужны для репатриации;
  • перевозку тела или праха в страну гражданства или постоянного проживания;
  • другие расходы, связанные с возвращением тела или праха.

Но в правилах страхования прописаны исключения, когда выплаты не положены  . Обычно в покрытии расходов отказывают, если:

  1. У умершего была туристическая страховка, но он оформил ВНЖ, РВП или другой документ для проживания в стране, в которой скончался. Или просто жил в этом государстве длительное время. Например, в полисе может быть оговорено, что он не действует при нахождении за границей больше 90 дней в год.
  2. О смерти сообщили несвоевременно. Даты прописывают в договоре. Как правило, это 30 дней — минимальный срок по закону.
  3. Не уложились в срок, в течение которого с момента смерти надо начать процесс репатриации. Этот срок тоже обычно прописывают в договоре со страховой компанией. В основном это те же 30 календарных дней.
  4. Человек умер в стране, которую не покрывает полис. Часто из него исключают регионы, откуда тяжело или невозможно вывезти тело. Например, Афганистан, Судан, Ирак и Сомали. Список указывают в разделе «Страны покрытия».
  5. Застрахованный совершил самоубийство или умер от ранее диагностированных болезней, в результате военных действий, терроризма или гражданских беспорядков. А также если погиб из-за занятий экстремальными видами спорта, которые не входили в страховое покрытие.
  6. Человек скончался от травм, которые получил в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если расходы на репатриацию превышают лимит, который указан в полисе, родственникам придется доплатить оставшуюся часть. Например, в 2018 году семья из Краснодара не могла вывезти тело родственника из Китая. Покрытия 10 000 $⁣ (865 502 ₽) не хватило для оплаты расходов. Поэтому чем больше сумма покрытия в полисе, тем лучше.

Как облегчить хлопоты на случай смерти за рубежом

  1. Купить расширенную страховку для путешествий. Она должна покрывать расходы на медицинскую помощь, оформление документов, репатриацию тела и другие траты.
  2. Сообщить близким о планах: страну и город визита, срок и адрес проживания, контакты турагентства и так далее.
  3. Оформить завещание перед поездкой.
  4. На случай длительного пребывания в стране встать на консульский учет. Это поможет при идентификации.
  5. Назначить доверенное лицо. Это может быть друг, член семьи или юрист. Он будет представлять интересы в случае смерти.
  6. Оставить родственникам или другим доверенным лицам копии важных документов: медицинской страховки, паспорта, свидетельства о рождении, водительских прав, завещания.

Как вывезти останки в Россию

Для перевозки умершего в Россию тело нужно подготовить: забальзамировать и положить в цинковый гроб или кремировать и поместить прах в урну.

Кремация и вывоз праха дешевле, чем перевозка тела. Например, репатриация тела из Таиланда в Россию, по данным консульства РФ на 2018 год, стоила 113 000⁠—⁠140 000 THB⁣ (270 844⁠—⁠335 559 ₽), а кремация и вывоз праха — 28 000⁠—⁠50 000 THB⁣ (67 112⁠—⁠119 843 ₽). Более актуальной информации найти не удалось.

Поскольку урну или гроб могут досмотреть на границе, они должны быть сделаны из герметичного материала, который пропускает рентген-излучение. При перевозке тела надо заранее убрать металлические предметы, например аксессуары или пряжки на ремне. Иначе это усложнит досмотр.

Еще нужно подготовить пакет документов — для таможни и авиакомпаний. Требования зависят от страны и перевозчика. О правилах авиакомпаний — дальше.

По прилете в Россию гроб с телом или урна с прахом должны пройти таможенную проверку, это бесплатно. Сопровождающему нужно устно сообщить сотруднику таможни о перевозке останков  и представить:

  1. Свидетельство о смерти.
  2. Справку о запайке гроба.
  3. Опись вещей и ценностей умершего, если их везут с телом.

На сайте консульства России в южнокорейском Пусане сказано, что кроме этого понадобится справка о прохождении санитарно-эпидемиологического контроля. Но я не встречала такого требования у консульств РФ в других странах.

Останки может забрать родственник или сотрудник ритуального агентства, с которым заключили договор. Дальше тело с цинковым гробом направляют к месту прощания или в морг, например если близкие хотят перезахоронить тело в другом гробу.

Если останки направляются для захоронения не в Россию, важно учесть, что в некоторых странах получить их в аэропорту можно только через представителя ритуального бюро. Такие грузы обозначают аббревиатурами HUM/ASH. Для избежания задержек заранее узнайте правила в аэропорту прилета.

Какие требования предъявляют авиакомпании

Требования авиакомпаний к перевозке тела и праха отличаются. Чаще всего они не разрешают транспортировку без сопровождения. Некоторые перевозят останки на пассажирских судах, кто-то — только на грузовых. Список документов также зависит от авиакомпании и аэропорта.

Как правило, для перевозки тела надо подготовить:

  1. Свидетельство о смерти.
  2. Разрешение на вывоз.
  3. Справку о невложении в гроб посторонних предметов.
  4. Справку об отсутствии инфекционной опасности.
  5. Справку о бальзамировании.

Для перевозки урны с прахом могут потребоваться:

  1. Свидетельство о смерти.
  2. Свидетельство о кремации.
  3. Справка об отсутствии посторонних вложений.
  4. Копия паспорта.

Документы обычно помогают оформить ритуальные службы. Все бумаги перед перевозкой надо перевести на русский язык и заверить у нотариуса, присяжного переводчика и при необходимости легализовать.

Приведу для примера правила нескольких авиакомпаний.

«Аэрофлот». Тела и урны с прахом перевозят только агенты — грузовые компании альянса SkyTeam. Такой груз относится к категории Specialized Care. Офисы продаж есть в 65 странах, чаще всего в нескольких городах в каждой стране. Список контактов — на сайте «Аэрофлота». Например, в Армении это компания VRN Avia, в США — Transatlantic Airways, в Таиланде — Aeroglobal.

Сотрудник службы поддержки «Аэрофлота» рекомендовал уточнять список документов и правила транспортировки у компании-перевозчика.

Turkish Airlines. Перевезти тело можно только в качестве груза. Тело нужно завернуть в мешковину или тентовый материал тарпаулин и поместить внутрь герметичного деревянного гроба. Крышку зафиксировать, а внутреннюю часть запаять цинком или свинцом. Если причина смерти — инфекционное заболевание, гроб надо запаять и плотно закрыть.

К авианакладной прикладывают свидетельство о смерти. В нем указывают полное имя умершего, место и дату рождения и смерти, причину смерти.

Кремированный прах можно перевозить в ручной клади. Его помещают в деревянный ящик или урну. Их упаковывают в амортизирующий материал и помещают в контейнер с крышкой.

Emirates. Гробы перевозят грузовыми судами, а урны с прахом — в ручной клади. Для транспортировки нужен сопровождающий, а в аэропорту назначения должен быть человек, который встретит груз.

К грузу такие же требования, как в большинстве компаний, — герметичный деревянный контейнер с цинковым или свинцовым гробом внутри. Внутренний гроб надо защитить от повреждений внешней упаковкой и покрыть холстом или брезентом так, чтобы природа его содержимого не была очевидна.

Для транспортировки тела в гробу потребуются:

  1. Свидетельство о смерти.
  2. Свидетельство о бальзамировании. Оно должно включать сведения о том, что гроб герметично запечатан.
  3. Документы из консульства, подтверждающие правильность транспортировки тела умершего.
  4. Оригинал паспорта умершего.
  5. Полицейский отчет в случае естественной смерти умершего.
  6. Имя и контактный номер грузополучателя для получения разрешения на пересылку.
  7. Письмо об отсутствии возражений со стороны посольства или консульства страны назначения.

В службе поддержки мне сказали, что кремированные останки можно перевозить в салоне самолета в качестве ручной клади. Но при условии, что у пассажира есть оригиналы:

  1. Свидетельства о смерти.
  2. Свидетельства о кремации.
  3. Паспорта умершего.

Прах нужно поместить в прочный и безопасный сосуд с герметично закрывающейся крышкой. В запакованном виде его провозят в ручной клади, чтобы защитить от турбулентности, ударов или повреждений.

Qatar Airways. В службе поддержки авиакомпании мне сообщили, что для вывоза тела понадобятся:

  1. Свидетельство о смерти.
  2. Сертификат о бальзамировании.
  3. Разрешение министерства иностранных дел на вывоз тела.
  4. Оригинал паспорта умершего.
  5. Пассажирский билет для сопровождающего.
  6. Сертификат об отсутствии возражений из российского посольства.

Урну с прахом следует надежно упаковать, чтобы она не разбилась  . В службе поддержки сообщили, что для транспортировки нужны копии свидетельства о смерти и кремации. О перевозке праха сообщают при регистрации на рейс. При проходе через зону контроля о грузе также уведомляют сотрудников охраны.

British Airways. Сообщать заранее о том, что пассажир повезет прах, не нужно. Потребуется только свидетельство о кремации. На портале авиакомпании указано (сайт недоступен из РФ), что перевозить урну с прахом можно в багаже и ручной клади. Урна должна быть герметичной.

Гробы перевозят только на грузовых судах. Сопровождающий не обязателен. Останки должны быть забальзамированы и сопровождаться сертификатом о бальзамировании. Кроме того, гроб должен быть герметично закрыт. Перевозку груза бронируют за две недели до полета.

Как захоронить тело за рубежом

Во многих странах иностранцев могут кремировать или похоронить, но требования варьируются. Подробную информацию нужно уточнять в местном похоронном бюро. На сайтах консульств и посольств России часто выкладывают их списки или просто сведения о том, как найти похоронные агентства. Например, такой есть у посольств РФ в Таиланде, Вьетнаме, Швейцарии и США.

В некоторых странах и регионах есть особенности. Например, в Саудовской Аравии похоронить не мусульман можно только на определенных кладбищах, которых не так много в стране. А на острове Шпицберген погребение в принципе недоступно, поскольку из-за вечной мерзлоты тела не разлагаются. В других местах может быть проблематично найти участок земли для захоронения. Так обстоят дела в Японии, там зачастую доступна только кремация.

Стоимость погребения тоже отличается от страны к стране.

В Сербии доступны погребение и кремация. Погребения в Белграде проводят каждый день, кроме воскресенья и первого дня государственных праздников. Захоронение доступно на всех десяти кладбищах столицы. Дату и время похорон назначают при наличии выписки о смерти из метрической книги.

Захоронение в могиле стоит в среднем 12 130 RSD⁣ (9729 ₽), плата за пользование и содержание кладбища на один год — 1890 RSD⁣ (1516 ₽).

Кремируют в Сербии только на кладбище «Лешче», а захоронить урну с прахом можно на любом крупном городском кладбище. Для кремации нужно письменное согласие близких родственников: супруга, детей или родителей. Захоронить урну может только человек, который подал заявление о кремации. Ее выдают при предъявлении документа о наличии места для погребения. Средняя стоимость кремации — 8500 RSD⁣ (6817 ₽). Аренда места в колумбарии  обойдется в 1130 RSD⁣ (906 ₽) в год.

В США затраты на похороны зависят от штата, ритуального агентства, кладбища и других критериев. В среднем по стране похороны обойдутся в 8300 $⁣ (718 367 ₽). Из них стоимость участка на кладбище — в диапазоне 525⁠—⁠5000 $⁣ (45 439⁠—⁠432 751 ₽). Туда входят разрешение на захоронение, уход за могилой, установка надгробия и другие услуги.

Прямая кремация — direct cremation — без прощальной церемонии и с выдачей праха в пластиковой урне стоит от 600 $⁣ (51 930 ₽). Кремация с прощальной церемонией — от 2000 $⁣ (173 100 ₽). Хранение урны с прахом в колумбарии — 350⁠—⁠2500 $⁣ (30 293⁠—⁠216 376 ₽).

Бывает, что родственники не могут приехать в страну погребения, но хотели бы, чтобы у умершего была полноценная могила или ячейка с прахом на кладбище. В таком случае похороны можно поручить агенту ритуального бюро или доверенному человеку. В его присутствии произведут захоронение.

Если личность умершего не установлена или нет тех, кто оплатит погребение, тело хранят в морге определенное время. Например, в Беларуси — 45 суток, в Аргентине — 60 дней, в ЮАР — 30 дней. Когда срок истечет, невостребованные тела захоронят или кремируют по закону о погребении неопознанных тел.

Что в итоге

Если родственник скончался за рубежом и он был застрахован, расходы на репатриацию может покрыть страховая компания. Но туристический полис не действует, если человек жил за границей долго. Например, в правилах может быть прописано исключение для тех, кто находится за рубежом больше 90 дней в год.

Если человек отдыхал по турпутевке, переговоры со страховой проведет туроператор.

Важно вовремя обратиться в страховую компанию для оформления репатриации. Как правило, на это дают 30 дней после смерти застрахованного.

Если полиса нет, придется самостоятельно организовывать репатриацию. Обычно с оформлением документов и другими услугами помогает похоронное бюро. Вывезти урну с прахом дешевле, чем тело человека. Но в любом случае надо заранее уточнить таможенные правила, требования авиакомпании и уведомить перевозчика.

Чаще всего останки можно захоронить в стране пребывания, но в некоторых есть определенные условия. Например, в Саудовской Аравии не мусульман могут хоронить только на специальных кладбищах.

Анастасия АнтоноваВам приходилось тревожиться за близких, пока они путешествовали? Расскажите об этом:
  • DearLiliОчень страшно с таким столкнуться1
  • RussianGirlУ меня бабушка живет в Италии, и сразу сказала, чтобы ее кремировали и привезли в Россию, сделала завещание, копии и тд. Но она сейчас надеется, что старость доживёт в России. Ко всему нужно быть готовым0