Как наш ребенок научился разговаривать

25

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

«Как прошёл твой день? Что нового сегодня произошло?» — спрашиваю я сына перед сном и тут, мой сын начинает рассказ не умолкая, пока я уже не напомню ему, что пора спать.

Часто на детских площадках мамочки задают вопросы касаемо ребёнка, точнее его развития, о своём тоже расскажут конечно же, и я заметила, что чаще всего задаётся вопрос по поводу речи (разговаривает ребёнок или нет, когда заговорил…). Ну понятно, что вопросы меняются в зависимости от возраста ребёнка, но вот на данном этапе, я чаще слышу этот вопрос. Таким образом возникла идея написать эту статью.

Эта статья не является научной, за исключением моего опыта, книг/видео которые я читала и смотрела, приложить не могу. Новых открытий я не делаю, а лишь делюсь как у нас происходил этап становления речи. Может что-то возьмёте себе на заметку, а ещё лучше, расскажите как у вас происходило освоение этого навыка.

И так, примерно в год ребёнок произносил простые слова: мама, папа, баба, дай… Плюс небольшое количество простых слов на английском языке. Отлично понимал, что ему говорят и так же отлично владел указательным пальцем.

С каждым месяцем навык разговорной речи улучшался, а хорошим толчком стал то, что когда ребёнку было 1 год 5 месяцев, мы полетели к родственникам в гости. За счёт общения с другими людьми, уже не только с мамой и папой, ребёнок активизировал свой пассивный словарный запас и научился говорить небольшими фразами, например: "Иди сюда, дай апельсин…". Ну соответственно, с каждым разом речь становился яснее, слова, которые он не мог нормально выговаривать начал правильно произносить, например: "Япи—яблоко, апесин—апельсин…". В 2 года ребёнка уже можно было понять без каких-либо проблем.

Сейчас ребёнку 2 года 8 месяцев, он может строить диалоги, рассказывать о том, что видел, что делал, где был, с кем играл, что кушал. Также он может рассказывать стихи, объяснять что произошло, либо какие-то ситуации, описывать игрушки/картинки, а также использовать личные и притяжательные местоимения. В общем ребёнок говорит без проблем.

Переживали ли мы относительно его речи? Нет. У ребёнка всё в порядке со слухом, он отлично понимал нас, плюс навык указательного пальца присутствовал. Поэтому о том, чтобы вести ребёнка к логопеду или другим специалистам год или полтора не было. Кроме того, есть очень много примеров как известных личностей, так и не очень, которые заговорили в 3 года, а то и в 5 лет! Конечно же бывает и иначе, но для этого и есть родители, которые могут вовремя заметить необходимость вмешательства специалиста.

Как мы развивали речь сына

Знакомство с миром у ребёнка начинается с рождения, очень занимательно наблюдать за этим процессом. И обычно, в этот момент мама превращается в радио, рассказывая практически каждое действие, которое совершается вместе с ребёнком, показывает и называет окружающие предметы… И конечно же это благотворно влияет на развитие ребёнка в целом, в том числе и речи.

Разговаривали мы без сюсюканий, в обычном темпе, не заменяя слова вроде "кушать — ням ням", "упадёшь — бух", "больно — бо бо". И ещё, если я не понимала что ребёнок хочет, какое слово или фразу он сказал, то я пыталась разными способами узнать у него, что же он всё-таки говорит. Я не договаривала за него слова, давала ему возможность самому сказать. Если ребёнок уже знал название какого-то предмета и хотел, чтобы я ему дала его, но просто показывал пальцем, то я просила сказать/назвать, то что он хочет.

Чтение книг — это одно из наших ежедневных занятий. Это пополнение словарного запаса, не считая уже других преимуществ от этого процесса. Знакомство с книгами было постепенное, начали с шести месяцев и это были книги со звуком, чтобы заинтересовать ребёнка. Сперва я показывала пальцем на предметы и называла их в книге. Потом уже стала рассказывать сюжет, который происходит в книге в сокращённом варианте. Ну а когда ребёнок уже был готов слушать внимательно сказки и длинные стихи, то и сокращать больше не надо было.

Карточки — думаю, многие о них знают, больше известные как карточки Домана. Так вот, с карточками мы тоже работаем. Отличный способ изучения новой лексики, который проверен не только на собственном ребёнке, но и когда работала с дошкольниками, преподавала Английский язык. Но изучаем мы карточки по методике TPR, а не Домана. А чтобы не было скучно во время обучения, то на просторах интернета представлено большое количество игр с этим инвентарём.

Стихи. Я с самого рождения детей рассказываю им стихи Маршака, Чуковского, Берестова, Барто… Начинала с коротких стихов, обычно пока купала ребёнка рассказывала их. Потом уже стала рассказывать длинные стихотворения. Многие из них ребёнок уже знает наизусть, столько раз слышать, что уже было немудрено запомнить их.

Мелкая моторика: песок, конструктор, пластилин, крупа, замочки…

Музыка. Музыка — это звук, ритм, эмоции, интонация. Танцевали под музыку, повторяли движения (разминка warming-up), пели насколько могли, угадывали музыкальные инструменты.

Ну и как я уже писала выше, это окружающая речь. Мы очень много с ребёнком говорим, начинали как и все, с обсуждения практически каждого проделанного действия. Ну а сейчас уже описываем какие-то предметы/картинки, придумываем ситуации с использованием игрушек.

Всё это наши ежедневные занятия, которые развивают ребёнка в целом, но так же дают хороший толчок в развитие речи! А вот небольшой список авторов, чьи книги я читала и слушала лекции:

Масару Ибука,

Л. С. Выготский,

Игорь Воронов,

Татьяна Черниговская,

В. А. Сухомлинский.

  • Elena GЗдорового ребёнка учить разговаривать не нужно. Достаточно иногда ему читать и разговаривать с ним. Интереснее было бы прочитать дневник трат на логопедов/дефектологов/нейропсихологов, когда у ребёнка проблемы в речи.8
  • Елизавета ИоноваElena, цена вопроса прежде всего – один свободный взрослый. Человек, который будет возить на занятия, ждать, отвозить домой, контролировать выполнение домашних заданий, гимнастики, принуждать к систематическим занятиям. Без этой составляющей можно миллионы вложить в занятия, толку будет маловато.7
  • Елизавета ИоноваЭм. Автор, вы описали вариант нормы, у вас даже с натяжкой не было задержки речи. Не совсем ясен абзац с отсылкой к тем, кто заговорил в 3, в 5 и тд. Вы отлично поработали. Даже не столько над развитием речи, сколько над развитием интеллекта.11
  • YupiБоже мой, опять кто-то прохаживается в белом пальто🙈 Для такого вроде есть ВК, Инста, бэбиблог... И целого мира мало, видимо6
  • YupiElena, за два года цена вопроса подбирается к 1 млн.1
  • Александра ЧеремисоваИз того, как написана статья не ясно на каком уровне говорит ребенок (разговорная речь или простые предложения)? Автор делает обычные действия, которые используют из моего круга знакомых 95-100% родителей, но дети даже к 3м годам говорят не у всех. Так же не понятно: как занимаетесь, в какой обстановке (за столом большим/маленьким/ на диване /за детским столиком, вместе на полу или в кресле - хотелось бы мебельно-бытовых подробностей), в какое время дня или части бодрствования, какая продолжительность одного занятия хотя бы примерно? Смотрите ли на настроение ребенка? Легко ли он соглашается на книги, а не ролевые, например, игры? Интересуется ли буквами? Разъясняете ли вы новые слова при читке? Жуёт ли ваш ребенок и если да, то со скольки?3
  • ДианаЮлия, то есть, когда делятся своим опытом в разделе "жизнь в декрете" теперь это называется "прохаживаться в белом пальто", интересно.2
  • ДианаЕлизавета, спасибо за ваш комментарий!0
  • juarhala"И так, примерно в год ребёнок произносил простые слова: мама, папа, баба, дай… Плюс небольшое количество простых слов на английском языке." Закрываем статью, ребенок который в два года уже произносит не только слова на родном языке, но и на иностранном, вообще никак не подпадает под категорию задержки речи. И зачем тогда написана статья - типа, как я разговорила ребенка, который и без меня говорил?🤷 Мой ребенок в два года еле еле произнес"мама" и научился показывать пальцем. Хотя поверьте, сказки, книжки, развивающие игры и дефектологи с логопедами скоро у него из ушей полезут. Обследования на слух проводили у сурдолога - слышит прекрасно. Открыла статью чтобы прочитать, как разговорили неговорящего - в итоге не поняла, зачем статья вообще написана и кому она может помочь. Неговорящим как мой - точно нет, говорящим как ваш, которые в год знают слова на двух языках - для чего какие то дополнительные усилия?)6
  • juarhalaДиана, в заголовке вы хвастаетесь как разговорили ребенка, а в тексте оказывается, что он и так уже говорил. Как же еще это назвать?1
  • Дианаjuarhala, что?! Хвастаюсь?! Люди, что с вами! " как наш ребёнок научился РАЗГОВАРИВАТЬ". Уже говорил?! То есть родился и сразу заговорил?! Послушайте, я написала те занятия, которые в той или иной мере способствует развитию речи и пополнение словарного запаса.2
  • Елизавета Ионоваjuarhala, моему неговорящему очень помогла система Новиковой Иванцовой Часть их материалов доступна бесплатно. Нам логопед велела с сайта этой системы скачать максимально все, что доступно, и заниматься, помимо занятий у неё. Это был прорыв и прогресс. Конечно, не только по ней занимаемся, спец допы занимают каждый день, но с неё началось говорение качественное. Статью писать не готова, искренне предлагаю присмотреться к.3
  • ЮКорВ неделю 1 занятие в группе 4 индивидуальных с двумя разными логопедами. Дома не напрягаем, хочет - играем в логопедические игры, не хочет - не настаиваю. Итого в месяц в среднем 18 800р Плюс подключаем ортодонта, т.к. есть проблемы прикуса. Общее и интеллектуальное развитие соответствует возрасту.1
  • YupiДиана, а в чем ваш опыт? Где проблематика в вашей статье? Странно, конечно, что редактор такое выпускает.3
  • ДианаЮлия, а здесь пишут только о проблемах?!0
  • Юлия Проняеваjuarhala, моему малышу 2,6 и сейчас он только начал говорить фразы из 2 слов. Причём, до 2,3-2,4 его словарный запас был от силы 6-10 слов абсолютно не связанные с частотой их произнесения в обычной жизни (к примеру "дука"- двойка, было одним из его любимых слов на равне со словом " КУГ" круг). Занимались с картами, читали, приговаривали, делали пальчиковую гимнастику, танцевали- но основные скачки в речи происходили только в поездках : к бабушке, в отпуск, ещё куда-то. При этом слух в норме, книги обожает слушать, следит за чтением (переворачивает вовремя страницы), повторяет звуки животных (начал только после 1,2 ) Лучи поддержки!4
  • Котейка СоннаяЮлия, лично мне, как матери годовалого ребенка, статья оказалась полезной. Я сравнила свой метод обучения речи с чужим, вывела для себя уроки и приняла на заметку несколько детских игр. Эта статья более познавательная, чем поучительная. Спасибо автору.2
  • ДианаКотейка, спасибо за ваш комментарий! Очень рада, что вы нашли в ней что-то для себя!0
  • МарияДа, на фразе "в год говорил несколько слов" статью можно закрывать. Могли бы сюсюкаться, не показывать карточки, в конструктор бы в садике поиграл, книжки бы бабушка почитала - результат был бы таким же. И в 17, и в 19, и в 21 веке здоровые дети говорят в любых условиях. Это, конечно, развитие, но не главный определяющий фактор3
  • juarhalaЕлизавета, спасибо большое! Попробуем!0