«С младенцем ты ничего не можешь сделать»: 4 трудных периода в воспитании детей
Трудности — неизбежная часть родительства. Но пережить их легче, если знаешь, к чему готовиться.
Мы попросили наших читателей поделиться самыми тяжелыми периодами взросления ребенка, с которыми они сталкивались. Собрали их воспоминания в один материал.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Младенчество: бессонные ночи и послеродовая депрессия родителей
Уверена, нет ничего сложнее, чем первый год ребенка. Многие пугают подростковым возрастом, но пока что мне — возможно, наивно — кажется, что проблемы переходного периода можно решить, изначально выстроив и, возможно, в будущем наладив общение с ребенком. А вот с грудным младенцем ты ничего не можешь сделать, кроме как, жертвуя собственным сном и ментальным здоровьем, носить его на ручках в любое время суток, кормить грудью или смесью по первому зову. Короче, младенчество кажется труднее именно в физическом плане — мне очень тяжело все это давалось.
У меня ребенок до года спал максимум по 10—20 минут, потом просыпался — и совсем не чтобы поесть, а просто просыпался. И ему нужно было заново засыпать — приходилось укачивать его. Днем то же самое — как поспать самой, если каждые десять минут его качать приходится?
Я всегда завидовала родителям, у которых дети просто спят, и все. Такие родители всегда говорят, что ребенок до года — это кайф. Для меня ребенок до года — это были невозможно бессонные ночи и дни. Бывало, мы с мужем по очереди всю ночь качали, а днем ходили как зомби. И много знакомых с той же проблемой.
У меня пока очень небольшой размах для анализа. Дочери год и три месяца. Первые три месяца были самыми сложными. Почему плачет? Холодно, голодно, скучно? На улице холодрыга, у меня послеродовая депрессия, сон пунктиром, муж забыл обо всех договоренностях. Я тот период помню весьма отрывочно, но помню, что было тяжко.
Самым легким в физическом плане был период с восьми по десяти месяцев. Сидит крепко, ходить даже не пытается, дневные сны более или менее налажены, ночью просыпаюсь редко и ненадолго. Отдыхала, работала.
Теперь приходится много ходить буквой зю и постоянно договариваться с маленьким человеком. Но сейчас проще всего: это полноценный человек со своими мыслями и характером, она может показать, что надо и не надо. Мне нравится.
Дошкольный возраст: истерики и травмоопасное поведение
С года до трех был адище: каждую минуту ребенок пытался самоубиться, требовал постоянных развлекушек, пытался что-то разрушить, разбить, разлить… Вспомню — вздрогну, бежала из декрета, роняя тапки.
А вот период младенчества понравился, очень много гуляла, читала, слушала лекции, училась, и даже недосып сильно не мешал.
Моей почти пять, и сейчас с ней гораздо легче, чем было до трех лет. Девочка у меня с характером и в том возрасте часто закатывала истерики, делала что хочет, шла куда хочет. И ведь особо не объяснишь, что нельзя и почему. Замечать взросление ребенка я стала с момента ее четырехлетия. Вот как четыре стукнуло, она стала спокойнее и более понимающей. Мы и путешествовать стали в четыре, до этого вообще не представляю, как бы мы куда-то поехали.
А сейчас я кайфую, что мама. У меня почти взрослая дочка, с которой можно и в кафешку сходить, и в музей, и в театр — очень любит она спектакли, вот это прямо в меня, — и поехать куда-то. Перед днем рождения пойдем локоны в розовый и голубой красить — буквально пять прядок, будет пятилетие встречать с прической а-ля Харли Квин. И на маникюр детский еще пойдем.
Период с рождения до двух с половиной лет прошел относительно спокойно и легко. Были проблемы со сном, сын любил висеть на груди — кормила его до года и восьми месяцев, но в целом жили мирно — гуляли, играли… А потом начался кризис трех лет, который совпал с моим выходом на работу из декрета. И начался ад. Истерики, валяния на земле и полу, отказы от всего, капризы. К этому прекрасному набору добавились постоянные болезни — отит, ротавирус пореже, обычные простуды были каждый месяц, а то и чаще. Сын ненавидел садик, походы туда всегда были с истериками. Как вспомню этот бесконечный ужас… Наверное, поэтому не решилась на второго ребенка. Более-менее все утряслось ближе к шести годам.
Но сейчас первый класс, с сентября снова бесконечные болезни. Школа сыну не зашла, многое там не нравится. Разбираем каждую ситуацию, если не видим решения, разрешаю пропускать школу. Жду следующий «прекрасный» период — подростковый.
Подростковый период: проблемы со школой и невозможность найти общий язык
Я вырастила троих, бессонных ночей и дней сурка в декрете получила сполна. Подросткового возраста сыновей и не заметила. Но сейчас младшей дочери 15 с половиной лет, и это треш. Школа брошена, будущего не видит, ничего не хочется, из дома не выходит месяцами, не общается ни с кем. Играет, читает, возится со своими грызунами.
Психолога и психиатра в прошлом году посетили, антидепрессанты дочь месяц принимала, но выкинула, так как, по ее мнению, не помогают. Психиатр уже нужен мне.
Очень надеюсь, что это пройдет. Естественно, объясняю, разговариваю, предлагаю совместные выходы куда-либо, на все один ответ «нет». Не давлю, не навязываю мнение, но, главное, я отрастила та-а-акое смирение!
Не на все мы можем повлиять, не все зависит от нас. Ребенок — это отдельная личность, что родилось — то выросло. Пока придерживаюсь правила «любить и кормить». Дальше видно будет.
Любой возраст: одни трудности просто сменяют другие
Дочери десять, сыну девять. Сложно в любое время. Сначала беспокойный сон у обоих — по 40 минут спали, постоянно сидели на руках, много болели. Потом «буду — не буду», поломки всего вокруг, ссадины и истерики. Потом школа: нежелание вникать, истерики, огрызания, вранье. Конфликты между собой постоянно — у погодок это нормально.
Ну и вишенка на торте: у сына СДВГ. Ни сад, ни школа ему не рады, постоянно его шпыняют, он всех бесит, а я ежедневно выслушиваю, что он невоспитанный. Объяснять нашим педагогам бессмысленно про проблемы работы мозга при СДВГ. Ну и отсутствие помощи, так как родители начали болеть и умирать именно в это время. В общем, депрессия, таблетки и полное выгорание.
В первый год сложность — рваный сон. Потом наступает период с года до двух, там главная проблема в том, что ребенок начинает ходить, но ничего не может контролировать. С трех до четырех начинает щупать пространство на предмет возможности «прогнуть мир под свои хотелки» — истерики. И так далее… В каждом возрасте есть свои трудности, но все это не сравнится со счастьем видеть, как растет и развивается твой ребенок.