Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
В 2022 году мы с молодым человеком решили переехать за границу.
Оба работаем удаленно в сфере ИТ. Это дало свободу выбрать любое место для жизни. Сначала мы переехали в Турцию, а через полтора года — в Венгрию. Расскажу, почему мы выбрали эту страну, и поделюсь подробностями оформления ВНЖ цифрового кочевника там.
Что вы узнаете
Почему Венгрия
Осенью 2022 года мы переехали в Турцию и поселились на побережье, в Фетхие. Выбрали его, потому что город маленький, но очень красивый, а стоимость жизни была недорогой. К тому же в Турции тогда удалось очень просто оформить ВНЖ — на основании долгосрочной аренды квартиры. Но через полтора года цены сильно выросли, а ВНЖ по этому основанию перестали продлевать.
Мы решили искать новое место для жизни и стали рассматривать европейские страны с программами для цифровых кочевников: Хорватию, Португалию, Испанию и Венгрию. Хорватия и Португалия отпали сразу из-за долгих сроков получения визы. Испанию пришлось вычеркнуть из списка из-за документов и сложностей с их получением. Кроме того, в стране высокие налоги.
В конце 2023 года мы решили оформить ВНЖ цифрового кочевника в Венгрии. Сделали вывод, что это оптимальный вариант.
Что такое ВНЖ цифрового кочевника
Виза цифрового кочевника в Венгрии называется Fehér Kártya — «Белая карта». Ее выдают на срок до одного года с возможностью продления еще на год. При подготовке к получению визы я изучала чужие кейсы и следила за информацией в официальных источниках. Например, на сайтах посольства Венгрии в Москве и Национального управления по делам иностранцев.
Основные требования для получения визы цифрового кочевника в Венгрии:
- Удаленная работа.
- Ежемесячный доход от 3000 € (312 693 ₽) до вычета налогов в течение последних шести месяцев. Среднее значение за полгода не подойдет — важно, чтобы каждый месяц доход был не ниже указанной суммы.
- Доказательство стабильного заработка в течение срока действия визы. Это значит, что рабочий контракт должен действовать все время, на которое будет выдана «Белая карта».
Главные преимущества ВНЖ цифрового кочевника: можно жить в Венгрии, путешествовать по Европе без виз и не платить налоги в стране. Главные минусы: годы, прожитые по этому основанию, не идут в зачет ПМЖ, а члены семьи не могут получить вид на жительство по воссоединению. Нас это устраивало.
Как подать документы
Оформлять визу цифрового кочевника можно из страны гражданства или там, где есть ВНЖ. Мы с молодым человеком и нашим другом подавали документы в посольстве Венгрии в Москве. На прием записались через министерство иностранных дел и торговли.
Мы хотели начать оформление в декабре 2023 года, но не повезло: Венгрия вносила изменения в иммиграционное законодательство и закрыла запись на пару месяцев. Прием возобновили только в марте 2024. На сайте отображались доступные варианты с указанием даты и времени — свободных слотов было много. Нам удалось записаться на один день с разницей 15 минут.
Документы должны быть на английском или венгерском языке. Нотариально заверенный перевод или апостиль не требуется, а некоторые бумаги я просто прогнала через «Гугл-переводчик». Все документы для визы напечатали дома на принтере. В посольство рекомендую взять ноутбук на случай, если понадобится дослать недостающие бумаги, — их сразу распечатают и приложат к делу.
У нас троих были немного разные кейсы. Я устроена в сербской компании, а зарплату получаю на счет в Грузии — зарегистрирована там как ИП. Мой молодой человек и наш друг работают на российские компании и получают деньги на счет в России: один зарегистрирован как ИП, второй работает по договору ГПХ. Поэтому у нас немного различался набор документов. Расскажу подробно про каждый кейс.
Подача документов на ВНЖ при работе на зарубежную компанию
По сравнению с другими странами, которые мы рассматривали, список документов для венгерского ВНЖ оказался адекватным. Несколько собранных мною бумаг оказались лишними. Поделюсь всеми.
Стандартные анкеты и фотография:
- Анкета 9 — заявление на получение визы. В нем указываются персональные данные, информация о членах семьи, цель нахождения в Венгрии и другие детали. Можно заполнять на английском языке.
- Аппендикс 9.18 — приложение к заявлению. В нем заполняется информация о работодателе, доходе и образовании.
- Одна фотография 35 × 45 мм.
Документы о трудоустройстве. Необходим действующий договор с работодателем, в котором отражается размер зарплаты и формат удаленной работы. Контракт должен быть заключен минимум за полгода до подачи заявления. Мой договор был в электронном виде — оригинал или его копию представлять необязательно. Документ составлен на английском языке, так что переводить его не пришлось.
Еще нужно доказать, что работа сохранится за вами в течение всего срока действия потенциальной визы — минимум год. Мой контракт заканчивался через три месяца после подачи документов. Поэтому я попросила работодателя добавить в него формулировку «договор действителен один год и будет автоматически продлен на следующий период, если ни одна из сторон не захочет прекратить сотрудничество». Но в посольстве все равно попросили прислать новый контракт, который я подпишу с работодателем по окончании текущего.
Из экспатских чатов я знаю, что могут подойти также письма от работодателя с похожим содержанием. Текст может быть любым, главное, чтобы из него было видно намерение работодателя продолжать сотрудничество с вами в течение предполагаемого срока действия визы.
Также понадобилось представить:
- Свидетельство о регистрации ИП. Этот документ я получила в Грузии сразу на английском языке.
- Свидетельство о существовании компании-работодателя. Документ похож на российскую выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП: в нем содержатся официальное название компании, юридический адрес, уникальный идентификатор, имя директора и другие данные. На сербском языке такой документ можно скачать на сайте Агентства по регистрации хозяйственных субъектов. Мне свидетельство предоставил юрист компании, оно уже было переведено на английский язык.
Финансовые доказательства. Нужны выписки из банка с поступлениями за последние полгода и остатком на счетах. Точная сумма в официальных требованиях не указана, но она должна быть достаточной для покрытия возможных дополнительных расходов, например брони жилья, медицинской страховки и обратного билета из страны.
Понадобилась справка с работы с указанием сумм и назначения платежей. Этот документ на прием в посольство я не взяла: не знала, что он нужен. Оказалось, данные из справки сопоставляют с банковской выпиской — суммы поступлений должны сойтись. Я предложила отправить выставленные мною счета и акты выполненных работ на электронную почту посольства — сотрудника это устроило. К слову, можно дослать недостающие документы по электронной почте в течение нескольких дней, на повторный прием приходить не нужно.
В дополнение я принесла выписку из грузинской налоговой — ее получила моментально. Документ на грузинском языке, поэтому я перевела его на английский с помощью «Гугл-переводчика». Выписку получила по своей инициативе, в требованиях ее не было. Хотела показать, что сумма доходов за вычетом налогов больше, чем минимальный требуемый для визы ежемесячный доход — 3000 € (312 693 ₽). Но в итоге она была не нужна — документ не заинтересовал сотрудника посольства.
Подтверждение наличия жилья. Это может быть свидетельство о праве собственности на квартиру в Венгрии, постоянный договор аренды или документ о бронировании временного жилья.
В официальных источниках не указано, на какой срок должна быть бронь. Из информации в экспатских чатах я поняла, что обычно снимают на три-четыре недели. Мы решили сделать так же и арендовали апартаменты на Booking на три недели за 1200 € (125 077 ₽). Квартиру зарезервировали с даты на пять недель позже дня приема в посольстве: предположили, что столько времени понадобится для получения визы. Заранее бронь мы не оплачивали.
Дополнительные документы:
- Паспорт гражданина РФ.
- Загранпаспорт. Его придется оставить в посольстве на время рассмотрения документов.
- Копии всех разворотов заграна.
- Квитанция об уплате пошлины за визу.
- Временная страховка. В официальных требованиях указано, что заявитель должен иметь страховку или достаточно средств на покрытие необходимых медицинских услуг. Я сделала страховку для путешествий в Т-Банке. Платить за нее не пришлось: она входит в мой пакет банковского обслуживания. Страховка действовала 45 дней с момента въезда в Венгрию.
- Билет на самолет. В официальных требованиях его нет, но я решила купить на всякий случай. В итоге в посольстве билет не взяли, но я смогла его вернуть. При возврате потеряла только сервисный сбор 15 € (1563 ₽). Полная стоимость билета была 150 € (15 635 ₽).
- Мотивационное письмо на английском языке. В официальных требованиях его тоже нет, но из экспатских чатов я узнала, что некоторые его прикладывают. В письме рассказала, почему выбрала Венгрию для жизни: упомянула про любовь к ее культуре, архитектуре и доброжелательным людям. Объем текста вышел чуть меньше листа формата А4.
Сопроводительное письмо. Это документ для разъяснения непонятных деталей. Например, в один из месяцев работодатель перевел мне зарплату два раза, а в другом месяце поступлений не было. Я объяснила, почему так произошло. Еще уточнила, что приложенная страховка временная и по приезде в Венгрию я оформлю постоянную. Упомянула, что жилье забронировала на первые несколько недель, чтобы за этот период найти постоянное. Также объяснила, что приложила выписку из грузинской, а не российской налоговой, потому что я не налоговый резидент РФ.
Прием в посольстве. Сначала сотрудник проверил все документы. Когда он убедился, что бумаги в порядке, пригласил консула.
Собеседование проходило на английском языке. Консул спрашивала, почему я выбрала Венгрию для переезда, в каком городе планирую жить. Я ответила то же, что писала в мотивационном письме. Еще консул уточнила, как я планирую переводить деньги в Венгрию. Я объяснила, что оплачивать расходы буду картой грузинского банка. Собеседование длилось около пяти минут.
Если после приема у посольства возникнет вопрос, сотрудник позвонит или напишет на электронную почту. Например, через две недели после визита со мной связались и попросили прислать новый рабочий контракт, потому что старый заканчивался через три месяца. Других запросов не поступало.
Подача документов на ВНЖ при управлении ИП в России
Базовый список документов молодого человека частично совпадал с моим:
- Анкета 9, аппендикс 9.18, фотография.
- Паспорт гражданина РФ.
- Загранпаспорт.
- Копии всех страниц загранпаспорта.
- Квитанция об уплате пошлины за визу.
- Выписка из банка с поступлениями за последние полгода.
- Выписка из Т-Банка об остатке средств на счетах.
- Временная страховка от Т-Банка.
- Бронь апартаментов.
- Мотивационное и сопроводительное письма.
- Билет на самолет — в посольстве у молодого человека его приняли, в отличие от моего.
Документы для ИП. Отличались только документы, доказывающие наличие удаленной работы, и некоторые бумаги, связанные с денежными поступлениями:
- Контракты с работодателями. Они были на русском языке, поэтому молодой человек сделал их перевод на английский в специальном бюро. Нотариальное заверение не требовалось. Контракты заключены на бессрочной основе — это достаточное доказательство того, что работа сохранится и в будущем.
- Выписка из ЕГРИП. Скачали с сайта Федеральной налоговой службы и перевели на английский в «Гугл-переводчике».
- Выписки из ЕГРЮЛ на компании, с которыми заключены рабочие контракты. Тоже скачали на сайте налоговой и так же перевели.
- Выписка о состоянии расчетов с бюджетом из российской налоговой — в ней отражены уплаченные налоги. Документ скачали в личном кабинете на сайте Федеральной налоговой службы.
- Справки от работодателей с разрешением удаленной работы. В трудовых договорах молодого человека не указано, что такой формат сотрудничества ему разрешен. В первоначальный пакет документов справки не вошли — их попросили сделать уже на приеме в посольстве. Эти документы молодой человек запросил у работодателей и отправил в течение недели после визита.
- Справки, где указано, когда и за какой месяц ему платили. Молодой человек получает заработную плату не раз в месяц, а хаотично. Консул попросил уточнить, какие поступления к какому месяцу относятся. Для этой справки нет установленного образца, поэтому мы просто составили таблицу с колонками: рабочий месяц, дата поступления средств и сумма. Работодатель подписал ее и поставил печать. Справки отправили в посольство в течение недели после визита.
Прием в посольстве. Консул задавала те же общие вопросы: почему выбрали Венгрию, в каком городе собираетесь жить. Еще спросила молодого человека о планируемых способах перевода денег в Венгрию. Он ответил, что у его девушки есть грузинская карта. Консула такой ответ устроил.
Спустя две недели позвонили из посольства и сообщили, что не хватает поступлений за один из месяцев. В этот месяц молодой человек делал кое-какую работу для знакомого, поэтому отправил выписку из турецкого банка, куда поступала оплата на его счет. Еще приложил договор с этим знакомым. Других вопросов к документам у посольства не было.
Подача документов при работе по договору ГПХ с российской компанией
Базовый пакет документов друга тоже во многом совпадал с нашими. Отличались только некоторые бумаги, связанные с работой:
- Контракт с работодателем и дополнительные соглашения — в них указана зарплата за каждый месяц. Договор ГПХ был заключен на три года.
- Дополнительное соглашение с работодателем, где оговорен формат удаленной работы.
- Выписки из ЕГРЮЛ на компанию, с которой заключен договор ГПХ. Скачали на сайте налоговой, перевод сделали в «Гугл-переводчике».
- Дополнительное соглашение с работодателем, где указана минимальная заработная плата. Друг получает сдельную оплату — всегда выходит разная сумма. В посольстве хотели убедиться, что минимальный заработок будет соответствовать требованиям визы. В первоначальном пакете документов допсоглашения не было — его попросили дослать спустя три недели после визита в посольство.
На приеме друга спрашивали то же самое: почему выбрал Венгрию, в каком городе планирует жить и как будет переводить деньги в страну. Друг ответил, что у него есть карта турецкого банка, планирует оплачивать расходы ею.
Как получить визу D
Примерно через месяц после подачи заявления нам троим позвонили и сообщили об одобрении «Белой карты». На время рассмотрения мы оставляли свои паспорта в посольстве и забрали их с вклеенными визами D на 30 дней для въезда в Венгрию. ВНЖ получают уже в стране.
Паспорт с визой выдают лично в руки или по доверенности — ее копию нужно взять с собой. Если получаете за супруга, доверенность не нужна. Ребята не могли забрать паспорта лично, поэтому они оформили на меня доверенность, и я забрала все наши документы.
От посещения посольства и всего процесса получения визы у нас остались только хорошие впечатления: сотрудники помогали и были доброжелательны.
Как получить ВНЖ
Сначала нужно арендовать постоянное жилье в Венгрии: без него ВНЖ не дадут. Мы нашли квартиру всего за две недели, это оказалось несложно. Снимаем ее за 900 € (93 808 ₽) в месяц на двоих, еще 1800 € (187 616 ₽) оставили в качестве депозита.
При заключении договора дали владельцу заполнить и подписать Notification of Accommodation — уведомление о размещении.
После записались на прием в Национальную службу по делам иностранцев и гражданства. С собой взяли загранпаспорта, договор аренды и уведомление о размещении.
Сотрудник учреждения проверил наши бумаги и через десять минут выдал карты резидентов. Там же мы получили и документы о прописке — обычный лист А4 с QR-кодом. Прописку просят предъявить в разных случаях. Например, при оформлении сим-карты или замене водительского удостоверения.
Что в итоге
Мы получили ВНЖ в апреле 2024 года, а в мае уже переехали в Будапешт. Страна нам очень нравится, здесь вкусная еда, много развлечений и активностей: теннисные корты, бассейны, купальни, дискотеки, концерты. Особенно радуют отличные велодорожки. Вести активный образ жизни легко: всегда есть куда сходить и чем заняться.
Магазины одежды и супермаркеты закрываются на праздники, как и во многих городах Европы, но продуктовые мини-маркеты рядом с домом работают круглосуточно и без выходных. Это удобно.
Большинство людей в Будапеште говорят на английском языке — без знания венгерского жить здесь комфортно.
Виза цифрового кочевника не дает возможности остаться в Венгрии надолго — через два года ее придется покинуть. Сейчас мы рассматриваем разные варианты получения местного ВНЖ по другим основаниям. Если не выйдет, переедем в другую страну.
На оформление ВНЖ цифрового кочевника и переезд в Венгрию я потратила 2395 € (249 633 ₽)
Часть депозита и плата за аренду постоянного жилья | 1350 € (140 712 ₽) |
Часть платы за аренду временного жилья | 400 € (41 692 ₽) |
Авиабилет с багажом | 400 € (41 692 ₽) |
Страхование здоровья на год | 120 € (12 508 ₽) |
Пошлина | 110 € (11 465 ₽) |
Комиссия за возврат авиабилета | 15 € (1563 ₽) |
На оформление ВНЖ цифрового кочевника и переезд в Венгрию я потратила 2395 € (249 633 ₽)
Часть депозита и плата за аренду постоянного жилья | 1350 € (140 712 ₽) |
Часть платы за аренду временного жилья | 400 € (41 692 ₽) |
Авиабилет с багажом | 400 € (41 692 ₽) |
Страхование здоровья на год | 120 € (12 508 ₽) |
Пошлина | 110 € (11 465 ₽) |
Комиссия за возврат авиабилета | 15 € (1563 ₽) |