Как говорить, чтобы вас услышали и поняли? Поделитесь опытом и советами

Как говорить, чтобы вас услышали и поняли? Поделитесь опытом и советами

48
Аватар автора

Редакция «Мозг»

интересуется

Иногда сложно донести свою мысль даже до тех, с кем, кажется, говоришь на одном языке.

Но часто это необходимо: например, когда нужно рассказать начальнику о новой идее или обсудить сложную тему с близким человеком. Недопонимания часто случаются и тогда, когда тема не такая уж и чувствительная. Если неправильно подобрать слова, простая просьба помыть посуду может закончиться скандалом.

Психологи и специалисты по риторике знают множество приемов, чтобы развить навыки общения. К примеру, коммуникацию всегда улучшает понимание потребностей другого человека. И они у многих похожи: большинству важно ощущать, что собеседник уважает наше мнение, даже если не согласен с ним, а также открыт к сотрудничеству, честен и эмпатичен.

Демонстрировать уважение и открытость можно, используя принципы общения из нового бесплатного курса Учебника «Как общаться и понимать друг друга». Из него вы узнаете, как доносить до окружающих именно то, что вы хотите сказать. И понять, чего хотят от вас.

Расскажите, какими лайфхаками вы пользуетесь, чтобы собеседник услышал и понял вас? Стараетесь подчеркнуть, что уважаете его взгляды? Формулируете свою позицию так, чтобы не задеть оппонента? Может быть, продумываете речь заранее? Или пытаетесь предсказать, что он ответит на ту или иную фразу? А возможно, вы концентрируетесь на своих эмоциях и пытаетесь успокоиться сами, прежде чем говорить?

Редакция «Мозг»Как вы добиваетесь того, чтобы к вам прислушивались?
  • Unknown womanНужно быть больше и сильнее, тогда к вам точно прислушаются24
  • ВеленаUnknown, увы- да, это единственный способ.2
  • MariaЧтобы прислушались, стараюсь говорить на родном языке собеседника. С человеком разумным - на языке разума, с человеком эмоциональным - на эмоциональном, по работе - стараюсь использовать те же термины и сокращения, с кошкой - на кошачьем, с собакой - на собачьем 😁13
  • Авиатор19
  • НеОнСтараюсь продумывать заранее. Обычно все равно не помогает. Особенно на работе как обычно говорят: выслушаем предложения, предлагайте. Я предлагаю и вариантов два: либо делают вид что не заметили, либо откровенно говорят что я предложил чушь1
  • ТиграБенгальскаяАвиатор, так вас услышат, но саботируют а не примут0
  • ТиграБенгальскаяUnknown, уважение и понимание аудитории поибавлю. Т е быть сильнее- сильного, умнее - умного. Наверное, сами много раз начинали "здесь собрались только самые.... вы потрясающие!я имею вам сказать..."2
  • АвиаторТиграБенгальская, ну это был юмор)0
  • ТиграБенгальскаяАвиатор, ну доля шутки тут есть Но как способ - имеет минусы, нт все равно широко применяется)))0
  • ТиграБенгальскаяВсегда говорю " свистеть не мешки ворочить, свистеть труднее" Навскидочку что поможет: 1. Спина. Прям пункт ноль - привести осанку в порядок 2. Дыхалка. Учиться ловить выдох и произносим " плааавно на выдохе" 3. Зеркало. Цель - оценить себя, одежду, движения. Какая картинка получится. Моторика здорово выдаёт как неуверенность начинающих так и ложь опытных ораторов 4. Одежда. Соединяю с предыдущим п. Зеркала в примерочных магазинов особые, они чуть льстят вам. Но это то, что нужно для отработки 5. Аудитория. Начинать надо с "прогретых"- подойдёт участие в волонтерских проектах 6. Упомянула уже -внутреннее уважение перед аудиторией. Лично для себя повторите их плюсы 7. Внутренняя уверенность. Фактически вся предыдущая работа проделана на этот пункт Конечно, у каждого оратора есть свои секретики, я свои писать не буду. Т к не уверена в их универсального. Мне подходят, вам - не знаю4
  • ТиграБенгальскаяMaria, в жизни бывает вариант, когда вас просят побыть " ртом". Т е речь заранее пишет/согласует кто-то другой, например, группа лиц, куда вы вхожи и их представляете. Тут возможности корректировок ограничены0
  • LentenАвиатор, мне больше нравится такой вариант: Добрым словом и пистолетом вы добьетесь гораздо большего, чем просто пистолетом.5
  • Анатолий БизяевMaria, А если не понимают и так, то переходить с "обтекаемых" на более прямые и понятные термины. Не даром же в некоторых профессиях вполне успешно на чистом матерном общаются и понимают друг друга.1
  • АвиаторLenten, по итогам- оба варианта вполне результативны!)0
  • Стас ЗагородныйГоворю одним и тем же образом, из раза в раз, чтобы собеседник научился человеческой речи. Не помогает :)0
  • Lana77Не, а бывает третий вариант. Через некоторое время ваш вариант руководство выдает за свое.2
  • kotova lidiyaНу не хочется про всякие банальности типа я-сообщений и ненасильственного общения писать. Для меня работает серотонин - чем спокойнее, расслабленнее и увереннее я чувствую себя, тем больше прислушиваются и тем меньше соблазнов у меня самой общаться неконструктивно. Медитации рулят как всегда) Ну и ещё мне очень помогает осознание, что куча людей вокруг так травмирована, что как бы я ни пыталась быть деликатной и конструктивной, мое сообщение может долететь абсолютно искаженным, ранящим и причиняющим боль и шансов быть воспринятой у меня нет, пока человек не доверится. И дальше лишь вопрос, есть ли у меня мотивация и ресурс танцевать с бубном вокруг или можно оставить как есть.2
  • АОсновная проблема - это думать, что для других очевидно то, что кажется очевидным вам. Если понять, что собеседнику какой-то момент в вашей логике неочевиден, требует разъяснений, то сразу и эмоции утихнут и объяснение станет проще и понятнее. Например, с той же посудой люди думают, что окружающим очевидны их желания, усталость, взгляды на семейные обязанности, внимание к чистоте и т.д. Как следствие, все эти факторы остаются внутри, не проговариваются, а вполне логичное их непонимание собеседником трактуется как наглость, хамство, тупость, что и вызывает всплеск эмоций, повышение голоса, ответные эмоции собеседника, которые точно также замалчиваются, и далее по нарастающей.10
  • НеОнSovasveta77, жиза 😧🤣0
  • MariaАнатолий, всё верно, это укладывается в принцип "использовать те же термины". некоторые люди на работе всегда говорят на "обтекаемом" - ломаешь себе голову, но учишься так же (если очень надо), некоторые говорят на очень конкретном матерном (в т.ч. в ИТ сисадмины, программисты) - тоже впитываешь 😂 Вообще, я редко встречаю говорящих на чистом матерном - чтобы говорили вот прямо осмысленными предложениями, а не междометиями-восклицаниями - но если встречаю, то с удовольствием прислушиваюсь сама, это же мастерство))3
  • MariaТиграБенгальская, да, такая профессия называется "актер" - это когда не вы ставите задачу и чего-то добиваетесь, а "кто-то другой", и ваши корректировки совершенно не нужны. Такой "говорящей голове" остается только профессионально транслировать задумку режиссёра, мы все видим, да, что такое бывает)) в любом случае, режиссер будет стараться общаться со своей целевой аудиторией на понятном им языке1
  • Богиня ДраматизмаНа совещании - говорить уверенно, прямо и ... негромко. Начинать с трюизмов и повтора основных мыслей предыдущих ораторов, чтобы добиться согласия по принципу трёх да. Один на один - ловить эмоцию собеседника и отражать ее в положительном ключе, не вступать в противоречие без крайней нужды. Подумать заранее, какими словами хочешь озвучить мысль, но никогда не заучивать предложениями. Мысли должны перетекать в речь в моменте, иначе легко считывается неискренность.2
  • АннаА меня задолбало думать о том, как бы так деликатно и чётко выразить свою мысль, чтоб учесть весь диапазон психотравм окружающих. Все такие нежные стали, не так посмотришь - обморок и обиды на всю жизнь. Кто хочет услышать и прислушаться, тот это сделает. П.С. На работе априори люди вроде как к одной цели идут и общаются в рамках корпоративной культуры. Если принято матом выражаться, то и это сойдёт, раз устраивает всех участников процесса.5
  • ТиграБенгальскаяMaria, актёрское мастерство - важное дело в ораторском искусстве. Но! Напрасно вы ограничиваете необходимость спикеров театром. Вы договорились с коллегами о чем-то - кто говорить будет? Подготовили проект - надо предоставить инвесторам? А урегулировать с чиновником -как? Хотите зп себе повысить - уже уже выступление от группы ( вашей семьи, желающей повысить свой уровень жизни)0
  • ТиграБенгальскаяТиграБенгальская, по дыхалке допишу. Если надо сказать что-то убойное. Обычно дыхание синхронизируют с пульсом заранее, те кто знают. Задачка в том, чтобы выдать " самую убойную информацию " между ударами сердца. На длинном плавном выдохе - помним же? Кстати, снайперы так же жмут на курок0
  • MariaТиграБенгальская, я ни в коем случае не ограничиваю спикеров стенами театра! «весь мир - театр» 😁 я говорила про то, как быть режиссёром самому в своей жизни (простите за пафос) - то есть, доносить свои мысли до своей целевой аудитории, чтобы аудитория прислушалась и помогла [вам] вместе решить [вашу] задачу. Режиссёр формулирует мысль и задачу, затем ищет исполнителя - себя, партнёра или актера. Между партнером и актёром есть разница - для партнёра «возможности корректировки» не ограничены, он вместе с вами решает вашу общую задачу, он не просто «говорящий»/«спикер» (если на англ). Быть «ртом», ограниченным чужим сценарием - кому это нужно, кроме как профессиональным актерам за хорошие деньги? Я хотела донести простой принцип - с инвесторами, с чиновниками, с начальником, с кем угодно эффективнее говорить на понятном именно им (не нам) языке 😅 Как партнеры. А чтобы говорить на их языке, нужно понимать, как работают эти люди, что для них важно и почему, какие слова и жесты они используют в своей жизни, и просто базово уважать всех - тогда шансы договориться и достичь своей цели без пистолетов и мордобоев максимальные1
  • ТиграБенгальскаяMaria, у нас с вами разный опыт. У меня- и значительный- опыт работы а команде. Это не только другой спикер(не второй, а по сути первый) пишет вам речь, но ещё и прослушивает с вами, запись, комментирует, обсуждает, обвешивает аппаратурой и может экстренно вмешаться прямой подсказкой либо сразу после - продолжить разговор в новом русле. Я высоко ценю тех, кто выступал в такой роли для меня, это больше про наставничество и безусловную поддержку чем про спичрайтинг. И это очень непросто - опыт наставничества переговорщика у меня тоже есть0
  • MariaТиграБенгальская, думаю, мы с вами говорим про одно и то же)) я считаю навык написания хорошего сценария намного важнее хорошей работы непосредственно «ртом», и тоже высоко ценю людей, которые могут помочь мне (и всей команде, с нашей общей задачей) обратиться к собеседнику (заказчику, контрагенту) так, чтобы он прислушался и стал нашим сторонником0
  • MariaТиграБенгальская, согласна, я в целом говорю про гибкость, адаптацию к чужим вкусам и ориентацию на собеседника)) и это может быть не только человек, но и домашние животные, и растения 😂 например, для того, чтобы убедить своего кота и собаку вести себя прилично в нашем доме, я обращалась к фелинологам и кинологам, чтобы понять их язык и на этом языке объяснить, что я хочу, и прийти к консенсусу)) точно так же обращаюсь к специалистам по банковскому делу, телекому и тд, когда делаю ИТ проекты для заказчиков из этих сфер и тд, учу английский язык, чтобы получить знания, которые есть только на английском и тд1
  • Богиня ДраматизмаТиграБенгальская, между двумя ударами сердца, бьющегося перед аудиторией 120 в минуту, на длинном плавном выдохе🙂0
  • ТиграБенгальскаяБогиня, если частота 120 наверное лучше ничего убойного не говорить3
  • Aa-Ron BalakayДа, никак. Можно со всех сторон обсосать тему, но если собеседник пропускает всю информацию только свой какой-то опыт и своё "правильное" видение, то ничего не добьёшься, ещё и дураком останешься.5
  • IFUnknown, сила есть, ума не надо0
  • IFАнна, «раз устраивает всех…» обнуляет «задолбало думать»0
  • ИдастикПо работе каждый день имею общение с психически больными людьми. Могу договориться о чем угодно и с тяжело умственно отсталым и с буйным шизофреником. Но с коллегами и в семейном кругу возникают сложности в плане обычного общения. Так что если мне что-то надо, перехожу на "рабочий" режим - максимально спокойный, уверенный тон, понимающая интонация, простые и понятные формулировки, прямая спина, жёсткий взгляд. До людей быстро доходит, что я хочу сказать или что именно мне нужно. И, главное, отключить эмоции.3
  • Алексей Лазарев1. Выбор времени. Говорить нужно тогда, когда настрой собеседника располагает к тому. Просить начальника о повышении з.п. тогда, когда он пропустил обед, а кофе который принесла секретарша она же пролила ему на стол, так себе идея. Помним про исследование решений судей об УДО заключённых. 2. Подготовка. Стоит подготовится к разговору, заранее продумать что хочешь сказать и как, какие привести аргументы, как может развиваться диалог, что будешь делать в том или ином случае. 3. Подстройка по форме. Использовать темп, тембр, высоту речи, что и собеседник. Желательно проявить эмпатию и начать в том же эмоциональном состоянии что и он. Использовать ту же манеру речи, те же речевые обороты и приёмы что и собеседник. Если он ругается матом - вам можно тоже, если использует длинные, сложносочинённые предложения, лучше построить свою речь аналогично. 4. Подстройка по содержанию. Если человека слабо волнует материальная сторона вопроса, но сильно развито чувство прекрасного, не стоит давить аргументами с цифрами и экономическими выкладками, лучше привести аргументы этического свойства. 5. Актуализация потребности. Сначала задать вопрос или обозначить какую-либо потребность у слушателя, которую вы можете удовлетворить своим рассказом. 6. Оформление. Сделать материал лёгким и доступным для освоениея. Использовать разные каналы восприятия, звук, изображения, графики и т.д. 7. Позаботится о комфорте слушателя. На 30 градусном морозе или в 3:30 ночи, или испытывая голод или малую нужду, мало кто будет готов вас слушать и внимать. Даже неудобные кресла мли духота в переговорной, способны повлиять на восприятие того, о чём вы говорите. 8. Быть готовым к обратной связи и диалогу. Корректировать выступление в соответствии с реакцией. Использовать интерактив или псевдоинтерактив (кто из вас хоть раз в жизни, делал А) 9. Фокусировка внимания во вне. Если сфокусироваться на себе (а как я выгляжу, а как звучу, а вот тут я запнулся и т.д.) это отнимет львиную долю уверенности в себе. Сосредоточьтесь на собеседнике. 10. Призыв к действию. Вы инмциировали взаимодействие с какой-то конкретной целью (которую надеюсь придумали в п.1.). Не оставляйте собеседнику додумывать "к чему бы он это всё". Добавьте в конце конкретное описание желательной реакции/действий.1
  • user1417552Если люди не хотят вас слушать, все равно какие приемы риторики вы будете применять. Если на вас по хрен, все ваши попытки изьясниться будут провалены. Люди понимают либо силу, либо свою выгоду. То есть прислушиваются либо к сильным, которые могут дать им по носу (в переносном смысле конечно), либо им выгодно вас слушать. Если ни ты, ни то, что ты говоришь не содержать этих двух составляющих, на хрен вы кому нужны со своими речами.0
  • Макс БороздинДа блэт, чтобы человек понял тебя, нужно сначала искренне захотеть понять его. Т.е не просто на отьебись, а прям понять и разделить1
  • Макс БороздинДа бляд, чтобы человек вас понял, нужно сначала понять его. Захотеть понять его искренне, не вот это вот "я пойму его и навязжу свою мысль", а прям понять и принять. И аргументы мысли привносить с оценкой его чувст, эмоций интересов0
  • Нина ОбелюнасЕсли предстоит тяжёлый, сложный, серьёзный разговор (в том числе и о личном), то приписывают основные моменты тезисно на бумаге и поговаривают вслух. Можно также продумать заранее возражения собеседника и свои ответы на них. Когда знаешь, что тебя ждёт, ситуация становится определённой, а значит, успокаиваегься. В моем случае спокойствие - мой лучший советчик в разговорах. Я в таком состоянии очень хорошо соображаю.0
  • Алексей Лазаревuser1417552, и что здесь удивительного? Очевидно что люди не будут делать то, что им невыгодно и это совершенно нормально. Отсюда следуют простые выводы, что вы своей речью должны не только забирать время слушателей но и что-то давать, что-то что им полезно и нужно. И тогда будут слушать и просить рассказать ещё.1
  • ТиграБенгальскаяPony-popony, долго вы услугами "чужих уст" пользоваться не сможете. И далеко не уедете так. Надо искать подход к " проблемным". На меня такое в самом начале карьеры свалилось, и тоже всплывать было тяжело. Неплохой приём- требуйте сначала большего. А потом "идите на уступки". У таких( именно таких а не адекватных) мужчин на подкорке записано что вы обязаны ему уступить. Впоследствии подобный элемент простотудвляете из коллектива. Помимо сексизиа за ними обычно масса иного тока и даже вредительства. Кстати, не факт что в блэк листе окажутся только мужчины- иногда и тётенька грешат мизогинией. А вот что это будут именно взрослые тети/дяди - это 99%. Толи поколение 90х толи физиология, я не знаю1
  • Pony-popony 🦄ТиграБенгальская, согласна, что метод не универсальный)) Спасибо кстати, за прием с "уступками"! Удалить из коллектива кого-либо зачастую невозможно ((0
  • ТиграБенгальскаяPony-popony, тогда к иным косякам персонажей присмотритесь))) у них обычно шлейфом1
  • ИринаТинькофф, ты серьёзно? Ссылка про потребности другого человека на Английском мелким шрифтом????0