Чего стоит ждать от новой системы образования в России?

Чего стоит ждать от новой системы образования в России?

43
Аватар автора

Екатерина Александрова

следит за законами

Страница автора

В России предлагают разработать национальную систему высшего образования.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков назвал Болонский процесс «прожитым этапом» и пообещал, что Россия, опираясь на советский опыт, разработает собственную систему высшего образования. За это единогласно выступили ректоры отечественных вузов.

Подробностей о том, какой окажется эта система, пока очень мало. Говорят, что магистратура и бакалавриат останутся, но в приоритете будет специалитет и его программы расширят по ряду направлений.

В связи с этим возникает много вопросов. Большинство специальностей, существующих сейчас в России, — это бакалавриат. Далеко не на всех направлениях есть аналогичные программы специалитета. Планируют ли их разрабатывать? Будут ли возвращаться к старым учебным планам или переделают бакалавриат под пять лет обучения? Не получится ли так, что учебные часы по дисциплинам просто растянут на год?

Еще в новом порядке может появиться правило, по которому в магистратуру будут брать только по профильной специальности. Как сказал министр образования, «довольно странно, если у нас выпускник журфака пойдет на энергомашиностроение».

Но если спрос на получение первого высшего образования огромен, то набор в магистратуру может стать для вузов проблемой. По моему опыту могу сказать, что только около половины бакалавров реально хотят продолжить обучение в магистратуре, а юноши зачастую идут туда ради отсрочки от армии. Смогут ли магистратуры закрыть все бюджетные места бакалаврами с профильным образованием?

Болонская система помогала студентам учиться в разных университетах, в том числе и в других странах.

Даже если Россия откажется от нее, студенты все равно смогут поступать в магистратуры зарубежных вузов, но не станет ли процесс подтверждения диплома сложнее?

Все, что можно сказать наверняка, — переход не будет быстрым. Для отмены существующей системы потребуется принять новый федеральный закон об образовании, а также признать утратившими силу сотни действующих приказов и написать новые взамен. Это работа не на один год.

Как вы думаете, чего стоит ждать от новой системы образования? Отразится ли на вас выход России из Болонского процесса? Если вы только поступаете, поменяете ли стратегию? Есть ли смысл теперь идти в магистратуру? Что вообще, по вашему мнению, отличает бакалавров от специалистов, кроме дополнительного года обучения? Как изменится качество образования, если введут новые программы?

Екатерина АлександроваЧего вы ждете от новой системы образования?
  • Olli DorНичего хорошего(7
  • Полина ДелияНичего хорошего.49
  • Алексей ПетровКак говорится, где бы о чем бы ни говорили, все равно речь идёт о деньгах. Зачем принимали Болонскую систему? Чтобы, во-первых, сильно сэкономить на обучении студентов (не все бакалавры идут в магистратуру, и в магистратуре аудиторная нагрузка меньше, государство меньше платит в сумме за бюджетников), и, во-вторых, освоить средства на бесконечные разработки, переработки и перепереработки концепций, ФГОСов, учебных планов, на зарубежные командировки по обмену опытом и аккредитации… Качество образования, и так, прямо скажем, не запредельное после 15 лет его методичного разрушения со времен СССР (в котором тоже не все было прям вот замечательно), само собой, еще разок упало. Теперь «вдруг» все прозрели, и захотели скорее все исправить. Лично я от этого ничего хорошего не жду. Нет, ежу понятно, что инженерные, естественнонаучные, медицинские специальности прямо-таки требуют непрерывного 5,5-летнего обучения (а в некоторых ВУЗах было 6 лет), но зная наше министерство, следует ожидать появления жутких кадавров вместо нормальных учебных планов, и срочного переписывания всего и вся без изменения сути. Никто ведь не собирается давать ВУЗам деньги на обновление лабораторной базы, на нормальные зарплаты преподавателям, на создание баз практик. Нет, просто нас опять заставят переделывать все бесчисленные бумажки, меняя форму обучения, а содержание останется тем же. Ничего разумного из недр нынешней министерской бюрократии выйти не может, они ведь работают не на страну, и не на студентов, а только сами на себя. Простое решение -сказать «Опа, мы облажались, давайте всех кто этим Болонским процессом занимался, уволим нахрен, начиная с ВШЭ, и вернём все как было в СССР, только на более современном уровне и скорректировав на существующую структуру экономики, ведь вроде неплохо было» - никому и в голову не придёт.56
  • Alexandra OrlovaНе поняла, почему процесс подтверждения диплома должен усложняется? Со специалистом же нормально подтверждали. А для поступления в иностранный вуз нужен был аттестат и справка об окончании 1-2х курсов универа дома13
  • IrziЛично для меня плюс болонской системы состоял в том, что после бакалавриата можно уже было работать по специальности (имея высшее образование) и начинать профессиональный путь. Мы уже после защиты ВКР знали расписание в магистратуре, поэтому можно было планировать свою деятельность. Со специалитетом так бы не прокатило.9
  • Natalia KopsovНу вот я когда то кончала советский ещё инженерный специалитет- 5 лет и суббота обычный учебный день был. Так по количеству часов и дисциплин намного перекрывала местных, у которых также Master of science (M.Sc. eller MS), таким образом мне подтвердили и Anglo-American Master's degrees in architecture and engineering.9
  • Черный плащНе даже если Россия откажется, а нас исключили из Болонской системы ещё 11 апреля, после письма ректоров в поддержку СВО, причем Минобр это признал совсем недавно. Отсюда и все эти "разработки как в СССР" и ещё вопрос, если б нас не исключили, начались бы они. Особенно умиляют восторги людей, живших в сознательном возрасте в СССР. Им всем память поотшибало???? Я прекрасно помню как мы жили, всю эту идеологию и политоту в школе и в вузе, вам правда этого не хватает?6
  • AЖдём деградации. Как и в целом ухудшения качества жизни в РФ, падение доходов, сокращения свобод и рост государственного беззакония, дефицит товаров, сокращение ассортимента всего и отсутствие какой либо позитивной повестки для развития на ближайшие 15-20 лет. В общем всего того, что всегда и без исключений бывает в странах, где у власти казнокрады и популисты, а граждане "вне политики". Тем более если такая страна ещё и войну начинает без малейшего смысла. Всем мира и благополучия!8
  • Natalia SyrkovaНормальных потом работников. Я училась в специалитете и не могу сказать, что мои знания хуже или лучше. Но хотелось, чтобы система реально на первых курсах отсеивала не только откровенных залетных, но и тех, кто кто реально впахивает ради факта корки. Лучше потом эти свободные места оставлять следующему набору и взять на 1-2 человека больше1
  • МаринаЯ училась 10 лет в школе и 5 в вузе. Как-то так получилось, что я не глупее тех, кто учился 11 лет в школе и 6 в вузе. Самое дорогое у человека - это время. За эти 2 года учебы (год школы и год вуза) можно уже карьеру строить и много чего можно. Школа, конечно, к Болонской системе не относится, но все же....5
  • Антон ГеерТиграБенгальская, почему, можете рассказать? Я бы подискутировал, как отец двух школьников-выпускников, но интересно сначала услышать ваше мнение.2
  • Егор ГалашевскийОчень пугает неопределённость, связанная с усложнением верификации своего диплома за границей. Появляется немалая вероятность того, что после российского бакалавриата поступить в европейскую магистратуру будет не возможно. (Это мы ещё убираем за скобки ситуацию с визами, отношением к россиянам и грядущие финансовые сложности)4
  • Андрей ОбрубовИнтересно, а чем Болонская система мешала нашему образованию? Наверное она регламентировала зарплаты учителям, оборудование для учебного процесса. Сомнительно1
  • Marina IlinaНазывается - а вы, друзья, как ни садитесь... Ещё во времена развала в начале 90-х я ушла из вуза, в котором преподавала, т.к. зарплата преподавателя, кандидата наук со стажем более 5 лет, упала ниже плинтуса. Ушла в инофирму, в которой мне предложили в разы больше. На кафедре остались древние антикварные преподаватели, которые уже не могли передвигаться, а то б и они уволились. Одна из оставшихся проверяла экономическую часть дипломов, доставши массивные СЧЕТЫ!!! , на которых она ловко щелкала костяшками. Сейчас по зарплате не много изменилось (я общалась с коллегой, который работал до недавнего времени). Поэтому Болонская, не Болонская система - если щёлкать на счетах то результат по-прежнему будет *опа.9
  • Черный плащТиграБенгальская, а вы считаете что в ЕГЭ по математике нет текстовых задач? Они есть, а всем, кто говорит, что ЕГЭ это тупые тесты, предлагаю ознакомиться с заданиями, вы темой не владеете И да, ЕГЭ максимально прозрачно по сравнению например с устными экзаменами в вузе. Есть задания, есть критерии, есть апелляция12
  • АлисаПока в университетах (да и в школах) управляют древние сморчки, там хоть при какой системе ничего хорошего ждать не приходится. 6 лет училась на информационных технологиях по методичкам 2000х и компьютерах на windows xp. Преподаватели не в курсе, как вообще устроены современные процессы (условно, в торговле, в маркетинге, в самих it-технологиях). Помню, как у девочки была курсовая по тему «ИС для фитнес-клуба», так 75-летний преподаватель упорно доказывал, что без медосмотра тебе абонемент не продадут. Бакалавриат был построен на программе специалитета, в магистратуре мы просто проходили все то же, что и в бакалавриате, просто под другими названиями. Даже дипломные работы защищали почти те же самые, просто добавили пару глав 😂 В школах вообще до сих пор лизание советского союза, начиная с придумок от формы с фартучками, заканчивая пиханием всяких идеологических предметов. Что касается ЕГЭ - вообще никакой проблемы не испытывали, кто как учился, тот так его и сдал. Считаю, что этот формат экзамена куда объективнее, справедливее и удобнее, нежели заикание по каждому предмету перед комиссиями из тех же противных сморчков. Что касается «зубрежки для егэ» - по билетам зубрежка абсолютно та же. Короче оставьте уже образование в покое и устаканьте хоть раз то, что уже сделано 🤪17
  • Lyudmila BurakovaТиграБенгальская, До ЕГЭ мы за лето сдавали 7 выпускных экзаменов в школе и 4 вступительных в ВУЗ, и шанс поступить был только один и в одно учебное заведение. Сейчас степеней свободы у выпускников куда больше.11
  • Черный плащТиграБенгальская, в моем окружении все за))) Так убедительней? Смешно7
  • Черный плащТиграБенгальская, ну а ваше окружение очевидно всем известно в ТЖ и точно не врёт)))) Для того чтоб успешно вести дискуссию и отстаивать свое мнение, нужно как минимум его иметь, а не повторять чужое, не понимая сути10
  • Dmitry FominДа ничего в общем-то существенно не изменится. Бакалавриат и магистратуру, уже сказали, что оставят. Ну и специалитет сохраняется ещё из советской системы.1
  • Biggus NickusДля илиты будет доступно хорошее зарубежное образование и репетиторы (см. Иран). для остальных - образование местного розлива, плавно деградирующее на уровень церковно-приходской школы.2
  • Biggus NickusАндрей, тем же, чем мешала советская система.0
  • АлисаВладимир, с каких пор зазубривание билетов и взятки комиссиям у нас развивают способность мыслить?14
  • ***Lyudmila, последние годы это починили. Когда все писали одинаковое честное ЕГЭ лет 5-10 назад, в топовые московские вузы стали массово поступать лучшие выпускники со всей России. В результате москвичам в этих вузах не осталось мест. Это было и справедливо, но и жестоко - москвичей отправлять учиться в регионы, так как они не выдержали конкуренцию. Тогда ЕГЭ поднастроили так, чтобы в разных регионах был одинаковый средний результат, но с разной дисперсией. В Сибири и на Дальнем Востоке сделали некоторые совсем простые задачи вместе со сверх сложными. Стобальники и двоечники в этих регионах резко исчезли. Москвичи стали поступать в московские вузы как и раньше. А сибиряки и дальневосточники стали меньше. И это также несправедливо. Справедливого варианта нет. Всегда кто-то ущемлен в правах. Это пересказ наблюдений преподавателя из сибирского вуза.3
  • Никита ГордовНе знаю, что и как сильно изменится, но одно будет точно -- с российским дипломом заграницу свалить станет практически невозможно, только если вы не прям супер-пупер кадр и на все формальности можно закрыть глаза. А таких всегда было и сейчас -- единицы. Если вы планировали эмигрировать из России -- будет сложно1
  • ТиграБенгальскаяМария, вот последней фразе не удивлена. Т к весь предыдущий опус " сибирьзажимают". Не поверите тоже самое мне говорят ( и учителя) в Москве, и тоже самое на малой родине...0
  • Николай ХрущевОтход от фактоцентризма. Одни плюсы0
  • Queen Elizabeth IIIТиграБенгальская, я преподаватель московского вуза и бывший учитель в школе. Мы все за ЕГЭ. Минусы есть, но лучшей альтернативы нет. И нет, студенты не стали тупее из-за ЕГЭ.2
  • Ekaterina StepnovaТрех П. Патриотизм, православие, ну третью П вы поняли, думаю.1
  • Валерия ВоропаеваМария, у меня подруга преподает в московском ВУЗе. Говорит, что полным-полно 100-балльников из Дагестана и пр. Там такие орлы есть, которые на занятия не ходят, по-русски еле говорят, на вопрос, почему он не появляется на занятиях, возмущается: "У мэнэ ЕГЭ -100 баллов, зачэм мнэ хадыть???"1
  • ***Валерия, так и есть. Нац. республики и их жители - первого сорта в России, а мы, русские, второго. Это понятно. И это вряд ли изменилось. Им как рисовали ЕГЭ 100 баллов, так и будут рисовать дальше. Я писала про русских.0
  • ТиграБенгальскаяМария, Маш, вы пока " смым несчастным карлсоном на свете" себя чувствовать будете- не поможете себе никак))). А уж национализм. Просто фу( хотя да, меня егэ не устраивает по региональному принципу тоже, севкав 100балльники вызывают усмешку)0
  • Аглая ВороноваЯ заканчивала специалитет. Так получилось. И очень не плохо помню, что на пятом курсе занятий почти не было. А во втором семестре пятого курса не было занятий вообще. Мы только сдавали ГОС-ы и защищали диплом. Поэтому я думала, что это «разделение» поможет не тратить впустую время. При том, что бакалавриат считался высшим образованием. А вот отмена ЕГЭ меня беспокоит…0