Каким должен быть идеальный университет?
Российское высшее образование часто критикуют.
Читатели Т—Ж, например, недовольны нелогичными учебными планами, бесполезными заданиями и напряженной атмосферой в вузе. По большей части я с ними согласна и сама готова перечислить как минимум пару десятков недостатков своего университета. Но за этим сразу следует логичный вопрос: а как сделать лучше?
Если бы я жила в идеальном мире и могла придумать свой университет, то первым делом заменила бы программы по специальностям на образовательную модель Liberal Arts. Благодаря ей можно самостоятельно составлять учебный план.
Это решило бы проблему «ненужных» предметов и позволило бы студентам развиваться сразу в нескольких областях. Конечно, разнообразные дисциплины не дадут одну конкретную профессию. Но по факту современные вузы и так только закладывают фундамент, а реальные навыки приобретаются уже на работе и различных курсах повышения квалификации.
Еще я бы отменила балльную систему оценивания.
Она создает нездоровую конкуренцию и часто превращает обучение в фарс. Взамен я бы предложила по итогам каждого курса сдавать большой индивидуальный проект, которому преподаватель ставил бы зачет или незачет.
В результате университет в моих фантазиях из машины по производству рабочей силы превращается в сообщество людей, которые расширяют свой кругозор, развивают аналитическое и критическое мышление и учатся выражать свое мнение. Звучит утопично, и очевидно, что реализовать такое можно только на коммерческой основе. Но мечтать не вредно.
Расскажите, а каким вы видите идеальный университет? Учебные программы в нем ориентированы на практические навыки или, наоборот, на теоретическую подготовку? Может, в таком учебном заведении перенимают современные практики лучших мировых вузов или успешных онлайн-курсов? Или в идеальном университете принципиально новые стандарты обучения, до которых еще никто, кроме вас, не додумался?