БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Финансовая грамотность для взрослых

«Учебный процесс был выстроен просто абсурдно»: 6 недостатков российских вузов

Истории читателей

«Учебный процесс был выстроен просто абсурдно»: 6 недостатков российских вузов

При выборе высшего учебного заведения не всегда можно заранее предугадать проблемы, с которыми столкнешься.

Где-то оказывается устаревшая программа, где-то — неравномерное распределение учебной нагрузки, а где-то — напряженная атмосфера, поддерживаемая преподавателями. Читатели Тинькофф Журнала рассказали о недостатках вузов, в которых они учились.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Недостаток № 1
Давали знания, оторванные от реальности

Lera Kotova
училась в НГЛУ им. Добролюбова в 90-е

В те годы, когда я поступала, иняз был единственным способом прилично выучить язык и не разориться. Соответственно, английский и немецкий были моей основной целью. Сейчас я бы не рекомендовала поступать в иняз ради иняза — разве только если вы хотите работать в школе или вузе.

К сожалению, психологию, мегаважный предмет для преподавателя английского, нам давали примитивно, еще по советским учебникам, и курс был практически бесполезен в жизни.


Rex Colt
выпустился из МГИМО

Многое практическое, но необходимое осталось за кадром. Если на английском мы читали статьи из The Economist — хотя порой несколько устаревшие — о том, что происходит в мире прямо сейчас, то на экономических предметах текущие события редко были темой занятия. На экономическом анализе изучались подходы к анализу положения компаний в смысле прибыли, разных показателей из деятельности, но это скорее исключение.


Va 
выпускник ТУСУР

С третьего курса вуз просто отнимал время и ничего полезного не давал. К тому моменту я уже нашел работу и за полгода там узнал больше, чем за пять с половиной лет в универе.


Дарья Волкова
училась в РГУ им. Косыгина на дизайнера одежды

Пригодились ли мне полученные знания и навыки в моей текущей профессии иллюстратора? Да. Но только 15%. В целом все то полезное, что я вынесла с учебы, можно было бы уложить в пару лет. Тогда было бы в самый раз. Но четыре года — это слишком. Больше всего мне обидно за тех студентов, чьи родители на протяжении всех четырех лет платили серьезные деньги.


Юлия
окончила СПбПУ

Некоторые профильные дисциплины у нас вели преподаватели-теоретики, хотя предметы были максимально ориентированы на практику. Хотелось получать больше практического опыта.

Недостаток № 2
Было мало молодых преподавателей, умеющих грамотно подать материал

Alexey
учился в РТУ МИРЭА

80% преподавателей были старше 60 — соответственно, ни о каком прогрессивном образовании речи не шло. Это был огромный минус вуза: студентов учат люди, которые не могут компьютер включить.

Только 20% преподавателей давали самые необходимые и полезные знания, которые подкреплялись практикой и демонстрациями того, как это можно применить в работе и реальной информационной безопасности.


Anon
учился в НГУ

Несомненный плюс НГУ — получаешь всегда актуальные знания. На территории Академгородка расположены куча исследовательских институтов, многие из которых известны в мире. Преподаватели, как правило, практикующие научные сотрудники. Но это как плюс, так и минус.

Дело в том, что не все преподаватели умеют преподавать. Но даже те, кто умеет, не всегда могут объяснить очевидные для них моменты, просто потому что у них нет методики. Например, когда мы решали задачу по механике, нам надо было понимать, что такое тензор. А мы не понимали. И преподаватель честно признался, что раньше он тоже не понимал, а со временем просто забыл, что в этом было сложного.


Oompa Loompa
выпускница МГУ

Наверное, не все со мной согласятся, но сейчас я нахожу грустным очень многое в обучении. Классно, когда ты изначально заинтересованный студент и готов на многое закрыть глаза, когда понимаешь, зачем тебе все это нужно. Но я понимаю тех, кто не понимает :)

И вот эта атмосфера преподавателей из прошлого, которым, кажется, уже пора отдохнуть и не очень тоже это все нужно, — хотя исключения, конечно, бывали. И эти многочасовые практикумы на миллиметровке от руки, когда надо что-то упорно рисовать и чертить. И не дай бог ошибиться и начать использовать ластик, потому что эта бумажка сразу протрется до дырки…

Недостаток № 3
Нагрузка распределялась неравномерно

Дарья Волкова
училась в РГУ им. Косыгина на дизайнера одежды

Учеба занимала практически все мое время. Кроме написания курсовых и диплома, к каждому проекту нужно было сшить мини-коллекцию со всеми вытекающими в виде эскизного проекта, мудборда и так далее.

На третьем и четвертом курсах мой сон по будням редко длился больше шести часов. Иногда вовсе не получалось поспать на протяжении двух дней. К выпуску у меня были огромные круги под глазами, а на защите на меня вообще было страшно смотреть.


Наталья Карелова
училась в РНИМУ имени Пирогова

Первые три года учеба отнимала практически все время. Было сложно, особенно по фундаментальным предметам: анатомии, гистологии, органической химии, биохимии. Сессии проходили тяжело, готовиться к экзаменам приходилось все свободное время. Со второго курса каждый год после сессии была еще практика. Итого на полноценные летние каникулы оставался месяц.

Совмещать учебу с работой получилось с четвертого курса, когда мы начали заниматься по системе циклов: в течение пары недель проходили один предмет на какой-то клинической базе — в больнице или поликлинике.


Oompa Loompa
выпускница МГУ

Учебный процесс, как мне кажется сейчас, был выстроен просто абсурдно. Огромное количество пар в день, необходимость сдачи практикумов, ради которых нужно очень долго ждать нужного преподавателя и тусить в большой очереди из студентов. Сил и мотивации заниматься после этого еще дома вообще не оставалось. Делала в основном самое необходимое, когда прижимало.

Опять же, сессии устроены так, что теоретически можно ничего не делать в течение семестра, а потом безвылазно сидеть над билетами в январе, сдавать как-то устные и письменные экзамены, а потом радостно все стирать из головы.

Недостаток № 4
Корпуса, техника и общежития оставляли желать лучшего

Pony-popony
училась в СГАУ на факультете летательных аппаратов

Знания были скорее полезными, нежели устаревшими, но не могу говорить о других факультетах и специальностях. А вот техника, конечно, удивляла: из-за специфических программ для лабораторных или курсовых работ в нашем вузе специально хранили, холили и лелеяли старые компьютеры с выпуклыми мониторами и операционкой MS DOS — и использовали для них дискеты!

В новом информационном корпусе были современные компьютеры с нормальными CAD-программами, но им обучали далеко не на всех специальностях. Слышала, что выпускники не могут найти работу именно оттого, что не умеют работать в современных проектировочных программах.


Дарья Волкова
училась в РГУ им. Косыгина на дизайнера одежды

Мастерские располагались в наших девятиэтажных общежитиях. Они были в ужасном состоянии, без ремонта, с узкими мрачными пролетами. Зимой в мастерских было прохладно, не было горячей воды — а ведь часто приходилось пользоваться водой на живописи и скульптуре. Рядом с общежитиями не было магазина или нормального фастфуда. Из горячей пищи самыми доступным были блины из ларька или «Доширак» — в мастерской проектирования был чайник.

Библиотека была оборудована хорошо, был даже компьютер. Но по одежде было больше производственной литературы. Очень не хватало профессиональных изданий модной индустрии, каталогов и зарубежных альбомов с моделями, вышивками, принтами.


Инкогнито
окончила СПбГУ

Из минусов вуза я бы назвала расположение общежитий. Общежития естественно-научных факультетов СПбГУ находятся в Петергофе, что примерно в полутора часах езды от главного здания университета. Три дня в неделю мы учились в Петергофе и два дня — в центре Питера. До сих пор вспоминаю подъемы в шесть утра и ледяные прогулки до электрички.

Недостаток № 5
Большинство студентов несерьезно относились к учебе

Артем Садков
учился в МАИ

К сожалению, из-за того, что экономическую специальность 80% поступающих рассматривают как самый простой способ откосить от армии, из-за низкого порога входа туда попадают люди, не заинтересованные в получении знаний. Так как таких большинство, преподаватели со временем тоже теряют интерес к своему делу, огромное количество знаний устарело, и если не ты сам, то никто тебе актуальную информацию находить не станет.

Большинство курсовых работ писались на скорую руку, и преподаватели оценивали их так же, ведь по плану нужно было писать по три-четыре курсовые в семестре, а потом еще и готовиться к сессии. Чтобы вытянуть максимум знаний из такого плана обучения, нужно было сидеть за учебой без перерыва. Естественно, практически никто так не делал, осознавая бессмысленность большинства работ.


Юлия
училась в СПбПУ

К минусам — и для кого-то плюсам — могу отнести то, что схожие оценки могут быть как у тех, кто ничего не делает и просто ходит на пары ради корочки, так и у тех, кто действительно разбирается в предметах и хочет развиваться в этой сфере. В качестве примера: у нас отчислился только один человек из группы, и то по своим причинам, а не из-за успеваемости.

Недостаток № 6
Атмосфера в вузе была накалена до предела

Наталья Карелова
училась в РНИМУ имени Пирогова

В 2009 году слово «токсичный» еще не набрало такую популярность, как сейчас, но оно исключительно точно характеризует царившую в нашем вузе атмосферу. Кроме ощущения старости, заброшенности зданий, в которых мы занимались, древности учебных пособий, материалов и программ, я не могу не отметить хамское, беспричинно неуважительное, высокомерное отношение к студентам со стороны практически всего персонала вуза: профессоров, лекторов, преподавателей, деканата, аспирантов… Вплоть до гардеробщицы и охранников. Серьезно, я больше нигде не сталкивалась с таким скоплением настолько озлобленных, негативно настроенных, недовольных жизнью людей.

Нам постоянно твердили, что мы тупые, ничего в этой жизни не добьемся и никогда не станем достойными врачами и людьми. Должна заметить, что около 30% группы получили красный диплом. Всегда было очень обидно и неприятно слушать, когда ты стараешься, учишься, проявляешь искренний интерес к учебе, а тебе говорят, что ты г…о. В общем, это и стало одной из причин, почему я решила связать свою жизнь не с медициной, а другой сферой.


radio_akdeniz
выпускница СПбГУ

Казалось бы, СПбГУ — довольно престижный вуз, но 80% преподавания было по очень устаревшим учебникам и методикам. Некоторые преподаватели были прямо-таки жестоки со студентами, могли при всех их оскорбить или унизить из-за ошибки или даже из-за проживания на окраине города.

Аня Иванешкина
Аня Иванешкина
С какими проблемами вы сталкивались в вузе?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Abscence
Герой
Отредактировано

Коротко моём опыте в петербургском Политехе на кафедре кибернетики на очно-заочном:

- Физик весь семестр проводит монологи о рыбалке, аргументируя тем, что программистам физика особо не важна, он всё понимает и поставит зачеты, а затем на сессии даёт задачу на вычисление диаметра воронки оставленной от удара человеком, сделанным из стали, в бетонную стену. На удивлённые лица и возражения отвечает: "Ну а как вы думали, в жизни тоже не всё так просто будет".

- Имея C1, подтвержденный кембриджскими экзаменами, преподаватель по английскому не согласился провести экзамен экстерном потому что "сейчас можно всё, что угодно напечатать". Целый год сидишь с Intermediate группой и плюёшь в потолок, а потом преподаватель отказывается принимать экзамен за то, что опаздываешь на 2 минуты из-за пробок.

- Преподаватель программирования на Fortran (тьфу, боже) заставляет работать только с клавиатурой, без мыши, упрекая в том, что мышью пользуются только домохозяйки, а GUI придумали гуманитарии и вообще "интерфейсы для лохов", тру парни кодят только с клавой.

Тот же преподаватель:
> Путь от одного корпуса до другого занимает 15 минут быстрым шагом.
> Перерыв между парами 10 минут.
> Не успеваешь с одной пары на другую.
> За каждое опоздание получаешь 1 дополнительную лабораторную.
> На каждую невыполненную/некорректно выполненную лабораторную получаешь ещё одну.
> Копишь 37 лабораторных, тратишь неделю, чтобы их сделать
> Отсылаешь преподу
> Тот говорит - у меня нет времени, чтобы их проверить, но чтобы было, чем заняться, сделай ещё 15.
> Пытаешься сдать 52 лабораторных работы, преподаватель говорит, что "в этом семестре уже ничего не проверит, надо подавать заявку на отчисление".
> Думаешь о суициде.
> Приходит куратор и материт тебя за то, что ты "не можешь найти общий язык с людьми".

- Преподаватель по мат. анализу душит тем, что ты тупой и не задаешь вопросы. После пары подходишь задать вопрос - говорит, что отвечать не будет и с такими вопросами обратно в школу.

- Преподаватель по философии просит слово в слово заучить 4 страницы А4 текста на экзамен. Приходишь сдавать эти 4 страницы. Девушке до тебя он простит все ошибки в первых двух страницах потому что "девочкам и так тяжело по жизни", а тебя заставит пересдавать 8 раз потому что "надо быть мужиком и стараться больше. "

После 4-х лет этой вакханалии идешь устраиваться на работу:
Работодатель: "Расскажите о ваших навыках"
Ты: "Так, ну я могу программировать на Fortran, немного знаю Git, устойчив к суицидальным мыслям"
Работодатель: "Круто, готовы предложить вам график 7/0 14 часов в сутки за 8000 руб. в месяц. Готовы подписать документы?"

Вот за такие кулстори я платил по 75 тысяч в семестр. А потом государство такое:
"А чиво эти ойтиспецыалисты уезжают, нада им льготную ипатеку сделать!!)!"

78
Tatiana Mar

Abscence, привет коллегам. Фтк, 4я кафедра :)
После политеха поехала продолжать учебу за границей и сгорала от стыда, когда поняла, насколько нам устаревшие вещи преподавали. Мы конечно и во время учебы угорали, что нам про перфокарты рассказывают, но после окончания уже поняла, что многих преподов с нашего факультета давно надо было гнать шваброй за абсолютной бесполезностью и бестолковостью.

27
Машенька Хабенская

Abscence, жизненно, только наоборот приходилось отгребать за "вы сюда пришли только женихов искать, не нужна вам эта наука" и "это не женская специальность, докажи, что я вообще должен тебя замечать"

17
Велена
Герой
Отредактировано

Abscence, ух ты, а я думала, политех прогрессивный)) Хотя вот дочитала, что вы "отсылали" лабораторные преподу) Это достаточно-таки прогрессивно! Мы все ножками ходили, ручками писали)

7
Hanna Boyarinova
Отредактировано

Abscence, ахахахх, помню как на АСУ училась, но в другом вузе. 1 курс, дисциплина Компьютерная графика. Звучит хорошо, на деле - в excel на vba писали скрипты, которые из ячеек фигурки рисуют. За семестр - порядка 50 лабораторных, из которых надо собрать курсовой проект. Итого - 200 страниц рукописного текста с кодом скриптов и нарисованными от руки блок-схемами на обычных белых листах формата А4.

А проблемы сдачи философии, я смотрю, одни и те же даже в разных странах. У нас тоже на зачёте требовали дословного цитирования лекций преподавателя. Своими словами - пересдача.

5
Никита Пудов

Abscence, Сам учусь в Петербургском Политехе на программиста. Большинство приходилось учить самому, да и схемотехники многовато. Даже если знаешь,чего тебе не хватает в программировании, то восполнить это с учётом огромного количества других предметов просто не хватит времени. Уж про работу во время учёбы я молчу, для меня это нереально, хотя уже окончание 3 курса. Вот такие вот дела

1
Андрей Бром

Кстати, если такой фидбек по ВУЗам собирается на Т—Ж, может стоит запилить Сравнятор не только по онлайн-курсам, но и по ВУЗам? Тоже про жизнь и про деньги, всё таки)

47
Pavel Yegorov

Камон, в подавляющем числе вузов России, исключая некоторые кусочки топовых, вроде там МГУ, Бауманки и так далее, все обучение сводится к навыку скоростной записи лекций под бубнеж дядечки преклонных лет. Я всегда угорал от вот этой практики "проверки лекций", типа а все ли ты записал или нет.

33
Ekaterina Stepnova

Pavel, в Бауманке так же, по крайней мере было в 2003-2009. Среди этих дядечек ещё и социопаты попадались.

5
Степан Опахов

Pavel, или тетечки)))

4
Anastasia Chouprik

Бауманка это топовый вуз? Ооо. Интригует, что же тогда стоит за "и так далее".

0
Котик Ласковый
Отредактировано

У нас было в вузе офигенно, обыкновенный провинциальный институт на Сахалине, кафедра английского. Все обязательные для всех студентов РФ предметы прошли на первом курсе, а потом только профильные: языки, лит-ра Великобритании и США, история англоязычных стран, деловой английский, теорграмматика, фонетика, лексикология, литературный перевод, технический перевод, клуб дебатов, стилистика … Ох, я б еще поучился :-) Так глубоко язык самостоятельно и на курсах не выучишь)) после Вуза пригодилось все, язык до сих пор на отличном уровне, ни разу за знания языков краснеть не пришлось :-) спасибо преподам!

33
Алла Бетенина

Котик, давно говорят, что не в столице лучше учат. Дети друзей учатся сейчас в Твери - очень нравится и в медицинском, и в химическом университете. А моя дочь учится в Мытищинском филиале Бауманки. В полном восторге!! Хотя, факультет не женский: "Технологические машины и оборудование".

7
Oxana

Котик, то есть вы учились на переводчика? а какой второй язык?

0
Котик Ласковый

Oxana, английский и японский

3
Юлия Шершнева

Котик, как здорово! А как ваш вуз называется?

0
Котик Ласковый

Юлия, а его уже и нет даже( ЮСИЭПиИ

3
Борис Лахно

Несовременные знания- это бич российского образования! Я магистр-архитектор, пишу работу по деловым центрам. Мой научный руководитель 80+ не понимает даже базовых вещей, и офисы оказывается не нужны, "нечего белых воротничков плодить". Спустя год он до сих пор считает что речь идет о производственных зданиях, а не деловых центрах. Его комментарием к моей статье о коворкингах было заявление "А как мне там помидоры выращивать? Раз никак значит такого не существует". Обращения в деканат не дают успеха, ведь как можно убрать такого "ученого", "исследователя". Старшее поколение преподавателей разучилось преподавать, им это не интересно, они могут позволить себе в наглую перечитывать на лекции учебник. А зачем тогда вообще нужна эта лекция, если я тоже умею читать? Есть действительно хорошие старые преподаватели, которые действительно ученые, и понимают, что учиться и актуализировать свои знания нужно всегда. Но к сожалению, таких меньшинство.

30
Ася Возвышаева

Я училась не в вузе, а в техникуме - но проблемы были те же. Сначала радовалась, когда мои знакомые из универа завидовали мне, потому что у нас было 70% практики и 30% теории, а у них наоборот. Но через 3 года, на реальной работе меня ждал облом. Я гордо рассказывала старшим коллегам о том, чему меня научили, а в ответ получила: "Забудь все, твои знания 10 лет как устарели". Особенно нас радовал предмет "Информационные технологии" (или типа того) на 1м курсе - там древняя бабуля учила нас пользоваться Вордом и Экселем, хотя большинство студентов знали эти программы в разы лучше ее самой. А на зачете, если студент использовал ctrl+c, а не Меню-Правка-Копировать - то снижала оценку.

28
rediska

Куча бессмысленных предметов (инженерная специальность), мало практики, закостенелость, монополизм гос-ва в сфере образования т.е. один стандарт, который диктуется сверху - никак инициативы, никакой конкуренции. Так что народ одумайтесь и подумайте, может стоит 5 лет жизни потратить более продуктивно? Не нужно 70% людей высшее образование. это дискридитирует само это понятие. И к нему относятся как к школьному.

25
Юлия Александрова

Что больше всего бесило в вузе. Это отсутсвие уважения к студентам. Одна преподаватель позволяла себе называть нас «дебилы», «умственно отсталые» и тд. Я ни слова не помню с ее лекций. Только лишь ее визги. И это был один из профильных предметов. Снисходительное и высокомерное отношение преподов было постоянно. Вечное причитание «а вот до вас поток был намного сильнее». Примерно 1 из 10 обращался к студенту на «вы», остальные тыкали. И это был лучший вуз в области.

24
Юлия Шершнева

Я училась в РГГУ, наш набор 2007 года был одним из первых, кого учили по системе - бакалавриат плюс магистратура. Только программу не очень-то и адаптировали (или адаптировали неудачно), просто запихав пять курсов филфака в четыре и добавив к этому еще несколько профильных дисциплин. В итоге мы в одном семестре могли параллельно проходить несколько совершенно разных периодов русской и зарубежной литературы, а параллельно еще и читать современную. На третьем курсе читали по несколько романов в неделю - при такой нагрузке о качестве чтения говорить трудно. Как результат - у меня не сложилось в голове стройной картины, что и за чем шло в литературе в плане периодов, какие современники были у русских писателей в разные годы. Половину сюжетов не помню и перечитываю спокойно уже сейчас, десять лет спустя. На Госе у меня вообще книги перемешались в голове - и я так и не смогла перед комиссией вспомнить, отрывок из какого произведения рассказываю. Ах да: к госам мы готовились в последний семестр, предварительно до этого сдав еще и полноценную сессию. То есть до Госа у нас условно было несколько дней. В этот же период мы еще и диплом писали - защита была в июне, если правильно помню. На мой взгляд, так не должно быть.

19
Daria N

Юлия, привет, коллега! СФУ, филфак, первый набор бакалавриата в 2008 и абсолютно идентичная история…

4
Anna Zaytseva

Юлия, здравствуйте коллега, в 2015 там всё оставалось абсолютно также

3
Юлия Шершнева

Anna, жаль(

1
Oxana

Юлия, тоже училась на филфаке (не в РГГУ), тоже не было никакого синхрона между русской и зарубежной литературы. Но несколько романов в неделю — обычная история, хоть бакалавриат, хоть специалитет. И да, это такой фастфуд получался, что ни уму ни сердцу, после универа перечитываю. Однако всю жизнь работаю по специальности — скорее из упрямства и консерватизма, чем из любви к русскому.

0
Heyliss

Я училась в рудн на историка и там заставляли конспектировать книги. Вот просто монография в 500 страниц. Ты садишься и переписываешь минимум на пятьдесят страниц в тетрадь книгу. Целую книгу. Причём конспект должен был быть построен специальным образом, с отображением страниц, из которых ты списал те или другие слова. В семестр такое могло быть у нескольких преподавателей параллельно причём по несколько книг. То есть ты не читаешь-обсуждаешь-делаешь выводы. Ты тупо переписываешь книгу. Это кошмар.

18
Daria N
Отредактировано

Heyliss, добро пожаловать на филфак:) по каждому предмету 5-6 конспектов монографий и так каждый семестр. Иногда этими конспектами даже на экзаменах пользоваться было нельзя 🤷‍♀️

2
Iaroslav Golubinov

Heyliss, неужели у вас не было семинарских занятий? Они как раз и предназначены для обсуждения.

0
Heyliss

Iaroslav, на семинарских занятиях обсуждались другие темы и книги)

0
Саныч

Цитата: "80% преподавателей были старше 60 — соответственно, ни о каком прогрессивном образовании речи не шло. Это был огромный минус вуза: студентов учат люди, которые не могут компьютер включить."
Я - доцент ВУЗа. Возраст 60+. Компьютер включать умею. А вот подавляющее большинство студентов не умеют правильно создать простейший текстовый документ в Word'e. Абзацные отступы набирают пробелом, пять нажатий. Я уж не говорю о том, что они даже не догадываются о функции автоматического переноса в словах. А ведь у них были уроки информатики и в школе и в институте.
Просто не хотят учиться.

16
Iaroslav Golubinov

Саныч, это правда. Многие первокурсники не умеют работать в текстовых редакторах, к сожалению. Для многих открытием становится возможность автособираемого оглавления.

2
Александра

Учусь на 1 курсе в медицинском вузе имени Павлова. Первый курс всегда сложный, особенно в медицинском из за объёмных углублённых предметов, которые ты должен не то что выучить наизусть, но и осознать, так как в дальнейшем не сможешь понять материал. При этой нагрузке в программу включают предмет «история культуры», длится он 7 недель, изучаются иконы, архитектура и тд. Плюс письменные работы никто не исключал. Кому это нужно ? Факультативные предметы, которые студенты должны выбирать сами, но выбора никому не дали, одним поставили физику (в программе которой ничего к медицине отношения не имеет), а другим группам гистологию. Следовательно группы с факультативной физикой, которая в последующем стала парой физкультуры, пропускали важные лекционные материалы по гистологии. Как тут не жаловаться на программу ?!

15
Влад Беляков
Отредактировано

Учился в МГУТУ им Разумовского в 2013-2019 гг (бакалавриат+магистратура). Нужен был только диплом, знаний оттуда вообще никаких не вынес (к счастью, работал по специальности).
1) Студентам дают морально устаревшие знания (видел несколько методичек, написанных в 2001 году). Не видел чтобы на it специальности рассказывали хотя бы про git/Linux/паттерны программирования/сети. У одного преподавателя писали код на бумажке...
2) Компы были такие, что на них зависал word. Носил с собой ноутбук.
3) при сдаче экономики преподаватель не поставил 5 потому что я пошел отвечать через 2 минуты, а так же потому что я не купил его методичку. После этого плюнул на получение красного диплома.
4) в последний семестр сдавали сессию+диплом+ГОСы. Студентам очень понравилось)))
5) у охранников был синдром вахтёра. Если "неправильно" раскрыть студенческий билет, то он мог не пропустить - приходилось звонить в деканат и оттуда кто нибудь приходил.

12
Дарья

Чудовищно много экономической теории без намека на связь с реальностью. 10% предметов были про то, чтобы понять или сделать что-то из реального мира.
В основном занимались выполнением математических упражнений, которые по слухам применяются продвинутыми исследователями для макроэкономического анализа. Но это только по слухам от продвинутой учебной группы, которой преподавали эти темы вдобавок к основной программе.
Самое полезное из всего курса -- статистика и ее вариации. Самое интересное -- институциональная экономика. Но это я говорю как человек, никакого отношения к профессии в итоге не имеющий. Спрогнозировать цены на нефть, курс рубля или как выгодно инвестировать с помощью всего этого математического аппарата я чет не научилась. Не исключаю, что мой косяк)
Ну и преподы-самодуры, преподы в возрасте тоже, конечно, в наличии. Один как-то заснул, пока принимал у меня устный экзамен.

ЭФ МГУ, экономика, бакалавриат.

10
Yulianna

На счёт теоретиков - 100%! Эта была главная проблема, которая усугублялась на глазах, среди преподавателей-практиков не так много кандидатов и докторов наук, а соответственно они не могут вести занятия у магистрантов и их ряды начали подчищать… итог понятен.

Неверный приоритет дисциплин, куча предметов состоящих на 90% из «воды» и важные дисциплины на один семестр и с парами 1 раз в две недели.

Бюрократия, по поводу и без собери 1000 бумажек и пусть их подпишут неизвестно кто и неизвестно где. Топом был обходной лист, с 20 подписями, ради одной из которых нужно было ехать через весь город, регистрироваться в библиотеке и там собрать коллекцию подписей на библиотечном обходном листе, что бы они подписали университетский.

При этом ВУЗ дал хорошую базу по специальности, мне и многим другим дал работу, работодатели через преподавателей и деканат забирали к себе будущих сотрудников.

8
Rex Colt
Герой статьи

Чай, +++

6
Велена
Герой
Отредактировано

У нас было то же самое, что в Пирогова) И вообще в целом во всех этих историях)
Такое впечатление, что армия была, а не вуз. Логика в организации процесса и рядом не пробегала, конечно.
Знания тоже только с первых трех курсов пригодились, ну и с работы. Остальное я просто не помню, подчистую.
Помню, как я отвечала на первом курсе. очень нервничала, и мне препод сказал: ты че, бухала, что ли всю ночь? Иди проспись! Подобное было нормой) Смешно типа, шутка такая.
Другой препод на парах все время восхищался грудью моей подруги. Тоже типа шутка такая, ага)

Где все эти родители школьников гиперопекающие? Вот их бы энергию, да на вузы направить) Все же школьник в 18 лет не взрослеет резко, а многие и уже много старше 18 лет не могут дать достойный отпор на вот это вот все.

6
Дарья

Очень жизненно, вузы, по крайней мере в России, чудовищно устарели

5
Ольга Усольцева

Чай, абсолютно согласна. И призыв к родителям непонятен. Причём тут родители? Человек в ВУЗе учится, должен уже сам осознавать, что ему нужно от учебы. Радует, что комментариев мало, видимо, комментируют только слабаки и нытики.

4
MudriyTigra

МГТУ им. Н. Э. Баумана - актуальность учебной программы - может она и была актуальна, лет 20-30 назад, но не сейчас. Выйдя из вуза тебе пригодится процентов 10 того что ты получил, один плюс хотя бы есть - администрация Бауманки смогла пустить в свои двери современное образование - мейл, яндекс, майкрософт- но на получение этих знаний прийдется успевать и по тем парам которые тебе никогда не пригодятся иначе отчислят и как следствие ты лишишься возможности посещать обучение при компании.

3
Андрей Прокопьев

Я неверю этим спецам из 90-2000г, сам жил в профессорском доме и вся родня преподы из универа и я прекрасно знаю, что большенство этих студентов тупо купили дипломы, поэтому и спецы сейчас ноль.

3
Пирог
Герой
Отредактировано

Артем, мне это не мешает ибо свои вузы я давно закончил, но если бы ты попал на препода, которому пофиг на твои знания, а важны только записанные под диктовку лекции, которые он сам читает с учебника, и посещаемость, то таких глупых вопросов бы не задавал

3
Артём

Пирог, я придерживаюсь позиции, что абсолютно всем кроме тебя должно быть индефферентно на твои знания. Преподавателю важно рассказать материал и убедиться что ты его усвоил на базовом уровне(планка которого на мой взгляд сильно низкая). Всё остальное - это твоё личное дело и никто с тобой возиться и засовывать тебе знания не обязан.

Я сам не раз сталкивался с подобными сталкивался, сходу могу назвать скучнейшие пары истории и имитационного моделирования. Первые я бездарно просрал, отсыпаясь и залипая в телефоне, хотя сейчас с большим бы удовольствием пообщался и позадавал вопросы преподавателю(вместо гугла и ютьюба). А на втором нужно было просто выбить преподавателя из накатанной колеи и узнать много интересных моментов из предмета.

2
Артём

Pavel, давай посмотрим на это с другой стороны: механическая запись является самым доступным и измеримым способом убедиться что знания хоть каким-то образом прошли через твою голову. Я не поддерживаю и не оправдываю этот метод, конечно есть более грамотные методы проверки усвоения материала. Но вполне его допускаю, особенно при таких "ушлых" студентах, всех их гаджетов и методов облопошить преподавателя.

3
Пирог

Артем, Причем тут кто на что способен? Преподы некоторые требуют наличие лекций, независимо от того, как вы там учились на самом деле, видел таких формалистов

2
user1758456

Учился на географическом факультете регионального вуза. По окончанию первого курса, как вдохновленный своей будущей специальностью, я поехал в Музей Арктики, что в Петербурге. Изучая экспозицию, я обнаружил, что оборудование, которое я использовал в своей летней учебной практике, было актуально во времени экспедиции Папанина. В общем-то, тем летом, я всё понял об актуальности знаний, получаемых в стенах alma mater и никаких иллюзий у меня более не оставалось

2
meNikkie

Училась в МГУ 15 лет назад, в целом все неплохо, матанализ, к счастью, ещё не устарел:) А профильные предметы вели действующие учёные. Из минусов, пожалуй
- убитое оборудование на практикумах, вплоть до того, что лаборант выдавала тетрадку с готовыми результатами и говорила переписывать их, потому что на установке правильных все равно не получить;
- разные странные предметы, типа "экономики", "психологии" - пишу в кавычках, потому что все какбы понимают, что за семестр ничего дельного из этой затеи не получится, да и студенты не рвутся заниматься такими странными вещами, выходит чистая формальность;
- слабый английский и программирование. По факту, те, у кого были знания по этим предметам, могли вообще не напрягаться, а те, у кого не было, так ничему и не научились (лично я не научилась программированию, зато подзабыла английский). Лучше бы вместо психологии и истории дополнительные пары по этим предметам были.

И моя личная придирка: на младших курсах достаточно много математики, но не всегда понятно, к чему она. То есть вот линейная алгебра - отличный предмет. Но проходится он на первом курсе, а нужен оказывается курсе на третьем или четвёртом, когда начинаются кванты. В итоге на первом курсе учишь кое-как, потому что непонятно зачем, а через два года мучительно пытаешься вспомнить, о чем идёт речь. Но это моя личная особенность: не могу что-то делать только потому что "так надо", а зачем "надо" мало кто из преподавателей объяснял.

2
Супер Мама
Отредактировано

СПбГУ, Высшая Школа Менеджмента. Претензия на топовую бизнес школу.
Теории было много, но она была интересная. Хотя матанализ и теорвер до сих пор вспоминаю с содроганием.
Учебный процесс специально выстроен так, чтобы не было возможности работать. В топовой бизнес школе не положено. Только летние практики, зато в лучших компаниях.
Эти же лучшие компании в очереди стоят за выпускниками ещё до получения диплома. И это, пожалуй, главная ценность этого ВУЗа.
Итого: красный диплом не дали, завалили на защите до оценки «удовлетворительно», но это было уже не важно, так как карман грел офер от крупной международной компании.
Забыла добавить, обучение было за счёт бюджета

2
Oxana

Самое ключевое — кажется, что процесс был построен не всегда рационально. Словосочетание "(лектор) читает лекции", как оказалось, употребляется в прямом значении: преподаватель по одному из профильных предметов именно что читал, по какой-то своей тетрадке, под диктовку. Наверное, было бы куда полезнее размножить материал на всю группу и оставить его для самостоятельного изучения, а многочисленные часы потратить на практические занятия. Все равно на этих лекционных занятиях, пока материал шел через ручку на бумагу, минуя мозг, мы не успевали осмыслить услышанное и понять, какие вопросы требуют уточнения.

Еще особенно раздражало отношение к посещаемости как к чему-то священному. Опять же, дело касалось лекций, материал которых можно было и восстановить. Но нет же, пропустил — страдай!

Не очень справедливой кажется и способ сдачи экзаменов по билетам. Есть дисциплины, в которых незнание отдельных вопросов, на мой взгляд, ничего не говорит о том, усвоил ли студент курс в целом. Но единственные невыученные вопросы могут здорово испортить зачетку. А ведь что-то вроде собеседования с заранее известным кругом тем куда ярче показало бы, знает ли студент что-то на самом деле — или просто хорошо спрятал шпаргалку.

2

Сообщество

Популярное за неделю