Готовы ли вы платить за использование соцсетей?
Я постоянно сижу в трех соцсетях: «Твиттере», «Инстаграме» и «Фейсбуке».
Иногда заглядываю еще в несколько. И все они бесплатные. Точнее, я не плачу им напрямую, но они зарабатывают на рекламе, которую мне показывают.
Больше всего времени я провожу в «Твиттере». Там любят говорить: «Почему эта соцсеть все еще бесплатна?» Так люди реагируют на интересные и смешные находки, полезные треды и локальные мемы. Иронично, но именно «Твиттер» начал экспериментировать с платной подпиской, которую назвали Twitter Blue.
Подписка не обязательна, но за 269 ₽ в месяц она будет открывать доступ к дополнительным функциям вроде сортировки закладок по папкам и возможности быстро отменить публикацию твита. В России Twitter Blue пока не запустился, но как только это произойдет, я оформлю подписку — и не потому, что мне так нужны эти функции.
Я хочу приучить себя — и соцсети, — что платить за их использование нормально.
Сейчас мы платим собственными данными: социальные сети собирают тонну информации о нашей активности, в том числе и на сторонних сайтах и приложениях. Площадкам нужно узнать о нас как можно больше, чтобы подсунуть в ленту рекламу, на которую мы кликнем. Это часто работает плохо: либо алгоритмы не угадывают, и мы видим нерелевантную рекламу и бесимся, либо алгоритмы угадывают слишком хорошо, и мы видим рекламу электрической зубной щетки, которую обсуждали только вчера, и начинаем подозревать, что соцсети нас подслушивают.
Поэтому я выступаю за появление платной подписки, которая отключает рекламу и связанный с ней сбор данных, а заодно дает дополнительные возможности. Twitter Blue в его нынешнем виде — почти бесполезная штука. Он открывает доступ к функциям, которые не несут почти никакой ценности и вполне могли бы быть частью бесплатного обновления. Он не избавляет от рекламы и не перестает подмешивать в ленту твиты людей, на которых пользователь не подписывался.
«Твиттер» сделал первый правильный шаг, осталось сделать второй: понять, что нужно продвинутым пользователям от платной подписки. А затем, надеюсь, примеру последуют остальные соцсети. Представьте «Инстаграм», в котором нет рекламы между историями друзей. Представьте «Фейсбук», который не следит за вами по всему интернету и не пытается заставить вас пользоваться миллионом разделов вроде групп, маркетплейса или видеотрансляций. Представьте «Вконтакте», в которой… наверное, во «Вконтакте» тоже есть что улучшить за счет пользователей.
А еще платная подписка — отличный повод задуматься, так ли нам нужны все эти соцсети. Или, может, пора удалить с телефона «Инстаграм» и «Фейсбук» и платить только за «Твиттер» и «Тикток»?
Что думаете? Отдали бы небольшую сумму в месяц за любимые соцсети, чтобы в них не было рекламы, а были продвинутые функции? За какие возможности вы бы доплачивали? А если ваша любимая соцсеть введет обязательную платную подписку, будете платить или удалите аккаунт?