Стоит ли покупать витринные образцы электроники?
Иногда встречаю в магазинах электроники телефоны и телевизоры, которые продаются после того, как они послужили выставочными образцами в торговом зале. Такие обычно стоят дешевле новых, хотя продавцы говорят, что они ничем не отличаются.
Подскажите, можно ли покупать витринную технику?
Все зависит от того, что за товар вы собираетесь покупать и как долго он пробыл в торговом зале.
Что такое витринные образцы и где их достать
Витринный образец техники — это точно такой же телефон, телевизор или пылесос, как новый. Разница в том, что в магазине его вытащили из коробки и поставили на прилавок. Если речь о телевизорах, мониторах и телефонах — то еще и включили в розетку для демонстрации.
Обычно технику с витрины продают в последнюю очередь — когда остался последний экземпляр товара и его поставок не ожидается.
Чаще всего товары, бывшие витринными образцами, можно найти на сайтах розничных магазинов в разделе «Уценка». Такие точно есть у ДНС, «Ситилинка», «Эльдорадо» и «Ре-стора». Найти «витринки» можно и в офлайне — в магазинах у техники будет соответствующий стикер.
На что обратить внимание при покупке витринного образца
Относиться к товарам, которые демонстрировались в торговом зале, стоит как к любой бывшей в употреблении электронике. Это значит, что перед покупкой нужно:
- Выяснить, как эксплуатировалась вещь, — просто стояла на прилавке или была включена в розетку, пользовались ей посетители или она была за защитным стеклом.
- Понять, как давно технику выставили на прилавок. Одно дело — покупать пылесос, который пару месяцев стоял в магазине, другое — присматриваться к телевизору, который был непрерывно включен в течение года.
- Какие есть гарантии. На витринные товары гарантийный срок от производителя распространяется в полном объеме и начинает течь с даты покупки. Кроме того, розничные магазины часто дают сверху от одного до трех месяцев собственной гарантии — в это время вернуть или починить технику обычно проще.
- Стоит ли скидка того. Рисковать и покупать витринную вещь из-за скидки в 5—10% точно не стоит — особенно дорогой телевизор или бытовую технику, которые не получится быстро вернуть, починить или сбыть с рук в случае чего.
У каждого магазина своя политика относительно того, какие экземпляры делать витринными и потом продавать. Например, Эльдорадо утверждает, что не продает с витрины планшеты и телефоны — это демообразцы, которые после отработки ресурса утилизируются. В то же время в некоторых салонах связи телефоны, выставленные за стеклом, вообще считаются новыми, а не витринными — хотя их регулярно достают, включают и дают осмотреть потенциальным покупателям.
Подробности осмотра и проверки различаются для разных устройств, универсальных советов немного. Расскажу, что делать, на примере вайфай-роутера с витрины — с ним практически ничего не может произойти в торговом зале.
Продавец. Витринные и уцененные образцы лучше покупать в известных розничных сетях и крупных магазинах. Мелкие продавцы могут скрыть какой-нибудь неприятный факт «биографии» товара, вроде гарантийного ремонта, или что, перед тем как оказаться на прилавке, роутер вернулся от недовольного покупателя.
Предварительная проверка. Еще до прихода в магазин нужно выведать о продукте все. Обратите внимание на отзывы: лучше всего читать их на независимом портале, а не на сайте магазина. Особенно уделите внимание негативным — с оценкой в одну или две звезды. Скорее всего, в них подробно опишут, что не так с товаром и какие недочеты могут у него быть.
Электроника обычно довольно хрупкая, и любое внешнее повреждение может указывать на значительные проблемы внутри. Поэтому внимательно читайте описание причин уценки и выбирайте только модели в состоянии новых или с небольшими потертостями.
Проверка в магазине. Самое очевидное правило — не покупать товар до полной проверки. Если консультант настаивает, что сначала товар нужно оплатить, от сделки лучше отказаться.
Первым делом стоит проверить комплектность и осмотреть сам товар со всех сторон. После этого — включить в розетку, убедиться, что входы не расшатаны, кнопки не застревают, индикаторы светятся. Попробуйте подключиться к сети включенного роутера или проверьте основные функции другого товара: изображение на телевизоре должно быть ярким и равномерным, а холодильник должен шуметь и морозить.
Не стесняйтесь расспрашивать продавца о судьбе техники и задавать уточняющие вопросы. Если коробка повреждена или отсутствует, спросите, как будет работать гарантия.
Настройка дома. Если в магазине все прошло гладко, останется подключить устройство дома. Для собственного спокойствия лучше сбросить его до заводских настроек и обновить прошивку, чтобы точно не осталось следов от магазинного использования или потенциального прошлого владельца. В случае с роутером для этого обычно есть специальная потайная кнопка на корпусе — подробнее о ней будет написано в инструкции.
В первые две недели пристально наблюдайте за работой устройства — если встретитесь с неполадкой, сразу же несите его в магазин. Не забудьте паспорт, чек, если он сохранился, и реквизиты банковского счета — они пригодятся для оформления возврата.
Какие товары лучше не покупать с витрины
Некоторую технику лучше вообще не рассматривать к покупке с витрины. У устройств с аккумулятором, экраном, лампами или динамиками сравнительно ограниченный ресурс использования, поэтому демонстрация в магазине не пойдет им на пользу.
Экраны в мониторах, телевизорах и телефонах со временем теряют свой ресурс. У обычных ЖК-, LED- и QLED-матриц может перегорать или тускнеть подсветка. А на OLED-телевизоре при небрежном обращении в магазине может навсегда отпечататься остаточное изображение из зацикленного рекламного ролика.
В этом плане устройства с экранами безопаснее покупать с рук, чем с витрины. Магазинные экземпляры включены большую часть дня на протяжении нескольких месяцев и показывают зацикленные ролики на максимальной яркости. Это сокращает срок эксплуатации после покупки.
Проекторы с лампами еще более уязвимы для регулярного использования: у большинства моделей срок службы лампы составляет от двух до пяти тысяч часов. Это всего 80—200 дней непрерывной работы.
Однако проекторы в магазинах редко стоят включенными, поэтому при выборе обязательно уточните у консультанта, сколько уже успела отработать лампа.
Аккумулятор имеет ресурс перезарядок. Чем его чаще заряжают и разряжают, тем больше емкости он потеряет. Даже если речь о портативной колонке, которая постоянно включена в розетку, постепенно ее батарея ослабнет.
Поэтому, если вы все же решитесь на телефон или блютус-наушники с витрины, обязательно уточните, можно ли их будет вернуть, если батарея будет разряжаться быстрее обычного. На самом устройстве проверьте количество циклов перезарядок и состояние аккумулятора — если это возможно.
Динамики со временем теряют качество звука и начинают хрипеть на высокой громкости. Безопаснее брать стационарные аудиосистемы и домашние кинотеатры, чем недорогие компьютерные или блютус-колонки. Запас громкости и прочности у бюджетных моделей ниже.
Кроме того, обращайте внимание на производителей: витринный экземпляр премиальной колонки от Bose или Bang & Olufsen наверняка лучше сохранился, чем популярная акустика от Sony или JBL, которую трогают и проверяют намного чаще.
Что в итоге
При покупке витринной электроники соблюдайте следующие правила:
- Определитесь с товаром. Лучше не покупать с витрины телевизоры, телефоны или колонки.
- Обратите внимание на скидку. Ради предложения в 5—10% на бывший в пользовании товар соглашаться не стоит.
- Выясните предысторию — как долго товар простоял на прилавке, включался ли в розетку и был ли доступен покупателям.
- Проверьте все в магазине. Осмотрите электронику на предмет сколов и царапин, проверьте, как выглядит коробка.
- Дома будьте начеку — наблюдайте за новым устройством, особенно в первые две недели, и в случае неполадок сразу несите обратно.