«Дюна: Пророчество»: стоит ли смотреть приквел «Дюны» об ордене Бене Гессерит
18 ноября в онлайн-кинотеатре Max стартовала «Дюна: Пророчество».
Это сериал-приквел фильмов Дени Вильнева, но сам режиссер не участвовал в его создании. Сюжет разворачивается за 10 тысяч лет до событий первой «Дюны» и рассказывает о возникновении ордена сестер Бене Гессерит.
Мы посмотрели три эпизода «Пророчества» из шести. Объясняем, как они связаны с историей Пола Атрейдеса, а также чем шоу может зацепить и расстроить поклонников научно-фантастической франшизы.
Что за «Дюна: Пророчество» (Dune: Prophecy)
Дата премьеры: 18 ноября 2024 года
Страны производства: США, Канада, Венгрия
Режиссеры: Анна Ферстер, Джон Камерон, Ричард Дж. Льюис
Сценаристы: Дайан Адему-Джон, Элисон Шапкер, Корхан
В ролях: Эмили Уотсон, Оливия Уильямс, Шалом Брюн-Фрэнклин, Ифа Хайндс, Трэвис Фиммел, Джоди Мэй, Марк Стронг
Жанры: драма, фантастика
Фильмы и сериалы, похожие на «Пророчество»: «Игра престолов», «Дом Дракона», «Звездные войны: Эпизод 3 — Месть ситхов»
Где смотреть: Max (сервис недоступен в России)
В основе сериала сразу несколько книг из вселенной «Дюны»
События «Пророчества» разворачиваются за 10 148 лет до рождения Пола Атрейдеса. При этом сюжет начинается спустя 116 лет после окончания Батлерианского джихада — продолжительной войны людей против машин, описанной в одноименном романе Брайана Герберта и Кевина Джеймса Андерсона.
Победа человечества над искусственным интеллектом Омниусом оказала огромное влияние на мир «Дюны» и его развитие. Роботов запретили, а их функции возложили на ментатов — людей, чьи логические способности усовершенствованы благодаря специальному обучению.
Битву против машин возглавили Вориан Атрейдес, Ксавьер Харконнен и Серена Батлер, но судьбы героев сложились по-разному. До победы дожил лишь Вориан. Серена Батлер вошла в историю как мученица, и ее потомки унаследовали императорский престол. А Ксавьера Харконнена, его внука Абулурда и заодно всю династию заклеймили позором и изгнали на морозную планету Ланкивэйл. Здесь не обошлось без участия Атрейдесов, что и положило начало вражде двух великих домов.
К сожалению, оценить масштаб кровопролитных сражений не дадут: Батлерианский джихад покажут лишь в коротком вступлении. Главная героиня — Валя Харконнен, правнучка Абулурда, одержимая идеей восстановить свой род. Она покидает семью и поступает в школу женщин-ментатов, которую впоследствии возглавляет. Затем пансион превратится в тайное сестринство Бене Гессерит.
Возвышение ордена подробно описано в трилогии «Великие школы Дюны», но «Пророчество» — не полноценная экранизация этого цикла. События из книг дозированно подаются во флешбэках. Здесь показывают оригинальную историю, в центре которой — фундамент идеологии Бене Гессерит. Вместе с сестрами Валя мечтает воспитать идеального правителя, который возглавит Империю. Ради своей цели властная и амбициозная Харконнен готова пойти на любые жертвы и преступления.
«Пророчество» похоже на «Игру престолов»
По сравнению с фильмами Вильнева, в «Пророчестве» намного больше внимания уделено политическим интригам. Если раньше было достаточно понять, чем Атрейдесы отличаются от Харконненов, то теперь зрителю-неофиту не обойтись без помощи экспертов по «Дюне». Иначе в хитросплетениях сюжета и генеалогических древах великих домов сложно разобраться.
Не исключено, что запутались и сами авторы, которые раз за разом сменялись на протяжении съемок. Шоураннерами назначали и Дэну Калво, и Дайан Адему-Джон, но закончила производство Элисон Шапкер, сценаристка «Мира Дикого Запада» и «Видоизмененного углерода». В итоге концепция шоу несколько раз менялась, а сценарий неоднократно переписывался.
Кроме Вали и ее сестры Тулы, управляющих школой ментатов, в сериале есть и множество других героев, в том числе те, кого не упоминали в книгах. Важную роль в сериале играет принцесса Инес Коррино — законная дочь императора Джавикко и единственная наследница престола Золотого льва. В первой серии девушка готовится к династическому браку по расчету. Приданое в виде боевого флота, идущее в комплекте с девятилетним женихом, необходимо императорскому дому, чтобы установить контроль на Арракисе.
Но церемонию бракосочетания срывает таинственная смерть мальчика. В ней замешан Десмонд Харт — харизматичный солдат с загадочным прошлым, зловещей улыбкой и способностью к пирокинезу. Он прибыл ко двору императора, чтобы предупредить о краже груза Специи, а заодно посеять раздор между Джавикко и орденом. Так начинается вражда между Валей, имеющей свои планы на дом Коррино, и арракийским солдатом, похожим на религиозного фанатика.
«Пророчество» напоминает «Игру престолов» не только запутанным сюжетом и множеством действующих лиц. В частности, авторы не стесняются показывать сцены секса и насилия. В первых трех сериях есть и голые женщины, и сожженные заживо дети, и эпизоды в ночных клубах, где персонажи употребляют Специю как наркотик. Парадоксально, но эти «взрослые» сцены перемежаются с сюжетом о юных ученицах Бене Гессерит, напоминающем банальные романы в жанре young adult.
Сериалу не хватает размаха
Долгие годы «Дюну» не могли экранизировать. Дотошный лор Фрэнка Гебрерта и его наследников пугал режиссеров и сыпался в руках даже столь именитых мастеров, как Алехандро Ходоровски и Дэвид Линч. Перевернуть игру удалось Дени Вильневу, чей уникальный и размашистый киноязык идеально совпал с интонацией романов. Постановщик убедил простых зрителей и критиков в том, что «Дюна» — не скучная, а чертовски зрелищная история. Вместо нагромождения книжных деталей Вильнев предлагал эффектный эпик, целостный и понятный.
Режиссер должен был поставить первую серию «Пророчества», но из-за занятости покинул производство. Поэтому ни грандиозных эпизодов, ни выдающегося саунд-дизайна ждать не стоит. В первых сериях нет ни одной даже самой скромной экшен-сцены. Создатели осознанно концентрируются на слегка набивших оскомину клише из классических разговорных драм о борьбе за власть.
Фирменного брутализма в декорациях стало сильно меньше. Иногда кажется, что костюмы, космические корабли, интерьеры дворцов и школы ментатов сгенерированы нейросетью, но разглядывать их все же интересно. Порой даже больше, чем следить за развитием событий.
Пока главная удача «Пророчества» — актерские работы. Марк Стронг и Оливия Уильямс традиционно хороши, но затмевает всех Эмили Уотсон. Двукратная номинантка на «Оскар» выдает, вероятно, свой лучший перформанс со времен «Чернобыля». Ее Валя — грозная женщина, чья жизнь определена трагедией и борьбой за место в жестоком мире Империума. Правда, история ее мести пока далеко не так увлекательна, как у Пола Атрейдеса.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult