По данным официальной статистики, около 76 миллионов россиян хотя бы раз что-то купили в интернете в 2022 году.
Это каждый второй житель нашей страны. В компаниях, изучающих электронную коммерцию, говорят, что рынок будет расти и дальше. Мы прочитали эти исследования и выяснили, что и как покупают россияне в интернете.
Сколько в России интернет-пользователей
По данным компании «Медиаскоп», в России в 2022 году насчитывалось 98,6 миллиона интернет-пользователей — это 78% жителей старше 12 лет. В 2016 году было 76%. Росстат, в свою очередь, уверяет, что интернетом пользуется 89,8% всех россиян — это примерно 128 миллионов человек.
Большинство заходит в интернет с мобильного телефона — ежедневно это делают 65% пользователей. Цифра растет из года в год: доля тех, кто пользуется мобильным интернетом, в 2016 году составляла 39%, в 2019 — уже 61%. Доля тех, кто выходит в интернет только с компьютера, уменьшается: в 2016 году ежедневно проводили время в интернете 55%, в 2019 — 52%, в 2022 — 5%. При этом 30% пользователей выходят в сеть одновременно с компьютера и телефона.
Средний россиянин проводит в сети около четырех часов в день, причем в летнее время пользователи реже сидят в интернете, а зимой — чаще. Чем старше человек, тем меньше времени он ежедневно на это тратит: подростки и молодежь до 24 лет пользуются интернетом около шести часов, а их родители от 35 до 44 лет — примерно четыре с половиной часа.
По данным Росстата, чаще всего россияне в интернете общаются в соцсетях. На втором месте по популярности — чтение новостей. На третьем — банковские услуги. Что-то покупает или продает через сеть примерно половина россиян.
По официальной статистике, в 2018 году насчитывалось почти 76 миллионов клиентов интернет-магазинов. В 2022 году компания GfK и «Яндекс-маркет» провели исследование и выяснили, что 84 миллиона россиян не реже двух раз в год совершают онлайн-покупки.
Где покупают
Большая часть покупок в интернете приходится на российские интернет-магазины — примерно 96,4%. На зарубежных продавцов пришлось только 3,6% покупок, причем эта цифра была значительно выше в начале 2022 года — 13%. Многие иностранные сайты по продаже товаров запретили использовать российские карты, поэтому доля покупок за рубежом снизилась. При этом появилась возможность приобретать зарубежные товары в российских интернет-магазинах или через посредников.
По данным Data Insight, 71% онлайн-покупок россиян пришлись на маркетплейсы, например «Вайлдберриз» и «Озон», 14% — на сервисы доставки продуктов.
К онлайн-покупкам чаще всего прибегают в Бурятии — около 80% жителей региона заказывали что-то в сети. Меньше всего покупали товары в интернете жители Кабардино-Балкарии — 28% населения республики. В Москве 73,3% жителей покупают товары онлайн, в Санкт-Петербурге — 66,3%.
Что покупают
По данным «Яндекс-маркета» и GfK, самые популярные товары у интернет-покупателей остаются неизменными уже несколько лет: на первом месте — одежда и обувь, на втором — средства личной гигиены, на третьем — продукты питания. Реже всего через интернет заказывают алкоголь, цветы и детские спорттовары.
Как выбирают и платят
Как показывают соцопросы, главное при выборе магазина для среднестатистического российского покупателя — цены и ассортимент. Неважно, в офлайне находится торговая точка или в интернете.
Изначально интернет-магазины привлекали покупателей низкими ценами, но сейчас мотивация пользователей изменилась. Если в 2019 году специально искали дешевые товары 55% россиян, то в 2022 году — 52%. Главные причины выбора интернет-магазинов — экономия времени и возможность сделать покупку когда угодно и в любом месте.
Аналитики компании PWC отмечают, что пользователи с каждым годом все меньше доверяют отзывам на сайтах магазинов и все больше — социальным сетям. Люди старшего возраста вместе с этим активно пользуются сайтами для сравнения цен. Товар в интернете нельзя потрогать, но можно узнать мнение других покупателей.
В целом средний чек покупки в российском интернет-магазине в 2022 году составил 2010 ₽. На маркетплейсах россияне в среднем тратят 1370 ₽ за покупку, а в сервисах доставки еды — 1375 ₽.
Около 58% россиян, которые покупают в интернете, выбирают предоплату картой. Примерно 30% оплачивают товары при получении. При этом, согласно опросу «Яндекс-маркета» и GfK, предпочтения и реальность расходятся: 42% россиян хотели бы оплачивать заказанные через интернет товары при получении, а 38,6% — в момент покупки на сайте.
По данным исследования РБК и Почты России, россияне считают оптимальным временем доставки товаров из отечественного магазина 4 дня, а из зарубежного — 12 дней. При этом жители Москвы и Санкт-Петербурга говорят, что они готовы ждать посылку из российского магазина только 3 дня, а из иностранного — 11 дней. Молодые покупатели в среднем более терпеливые: они могут подождать посылку 9 дней. Люди в возрасте от 55 лет хотят видеть свой товар через 7 дней после заказа.
Как у них
США — один из лидеров мировой электронной торговли. По данным компании eMarketer, в 2022 году там насчитывалось 214 миллионов онлайн-покупателей — это в полтора раза больше населения России. Американцы тратят на интернет-шопинг по пять часов в неделю, а россияне — всего пять часов в месяц. Чаще всего жители США покупают товары на «Ибэе», «Волмарте» и «Алиэкспрессе».
Пожилые жители США тоже активно покупают в интернете: среднестатистический американец в возрасте старше 70 лет занимается интернет-шопингом два с половиной часа в неделю. Люди в возрасте 20—30 лет — шесть часов. Чем моложе покупатель, тем больше времени он тратит на онлайн-покупки.
Несмотря на то что у американцев-горожан рядом есть крупные магазины и торговые центры, они тратят в интернете больше, чем селяне. Ежегодно типичный житель США, живущий в городе, тратит в онлайн-магазинах 853 $ (56 673 ₽), живущий в пригороде — 768 $ (51 026 ₽), живущий в сельской местности — 684 $ (45 445 ₽).
В Великобритании живут самые активные онлайн-покупатели в Европе: там регулярно закупаются в интернете почти 82% британцев. Около 60% жителей в возрасте от 16 до 64 лет покупают в интернете еженедельно.
Если верить Eurostat, в среднем по Европе регулярно покупают в онлайне 68% потребителей. Чаще всего приобретают одежду, обувь и книги.
В Китае, по данным Statista, в 2022 году насчитывалось 845 миллионов человек, постоянно совершающих онлайн-покупки, — это примерно в пять с половиной раз больше населения России. Правда, в относительных значениях это не так уж и много — около трети всех китайцев. Самые популярные интернет-площадки у китайских покупателей — «Каола», «Таобао» и «Джей-ди».
Доля онлайн-покупок в розничной торговле Китая составляет 55,6%.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl