Евразийский экономический союз: зачем нужен и как устроен
Евразийский экономический союз объединил в себе пять стран: Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Россию. Эти государства вдохновились примером Евросоюза и решили развивать свои экономики по схожему пути.
Рассказываем, в чем суть такого подхода и какие особенности есть у ЕАЭС.
Вы узнаете
Что такое ЕАЭС и какая у него цель
Евразийский экономический союз — это международная организация региональной экономической интеграции. Цель таких структур обычно состоит в том, чтобы объединить экономические потенциалы своих участников.
У региональной экономической интеграции есть несколько этапов.
Зона свободной торговли. Государства — члены зоны во взаимной торговле отменяют таможенные пошлины и квоты, но торговый режим в отношении третьих стран каждый регулирует по своему усмотрению. Из-за этого ЗСТ имеет системную уязвимость: экспортеры из третьих стран могут ввозить товары в какое-либо государство внутри зоны не напрямую, а через другого участника интеграции с более низкими таможенными пошлинами, и тем самым существенно экономить. Например, до 2024 года можно было сэкономить, ввозя автомобиль в Россию с территории одной из стран ЕАЭС, где таможенные условия были более привлекательными.
Пример ЗСТ — североамериканская НАФТА , объединявшая Канаду, Мексику и США.
Таможенный союз. Это зона свободной торговли, государства — члены которой договорились о единой торговой политике в отношении третьих стран. На этом этапе сейчас находится южноамериканский МЕРКОСУР.
Общий внутренний рынок. Это таможенный союз, в пределах которого есть свободное движение не только товаров, но и услуг, капиталов и лиц . Пример — ЕАЭС.
Экономический и валютный союз. На основе общего внутреннего рынка государства-члены проводят общую экономическую политику, а также переходят на единую валюту. На этой стадии находится ЕС, который при этом стремится выйти за границы экономической интеграции и сформировать уже политический союз.
Если страны встали на путь экономической интеграции, это не значит, что они обязательно хотят достичь ее высшей стадии и превратиться в экономический и валютный союз. ЕАЭС официально нацелен лишь на создание единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.
Страны — участницы ЕАЭС
Сейчас в ЕАЭС входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия. Региональная экономическая интеграция полезна им сразу по нескольким причинам.
Можно легально обходить правила ВТО и при этом сохранять преимущества от членства в ней. Например, если одна страна — участница ВТО предоставила какие-то торговые преференции другой, она обязана распространить их на все остальные государства внутри организации. А еще она должна предъявлять единые требования к местным и зарубежным товарам и услугам.
Официально заключенный таможенный союз освобождает его участников от таких обязанностей. Они могут защитить своих производителей таможенными пошлинами, а также с помощью различных нетарифных ограничений, например импортными квотами .
Увеличение емкости внутреннего рынка. К этому приводит снятие таможенных барьеров и других ограничений. Благодаря этому производители получают возможность использовать эффект масштаба, то есть увеличивать выпуск продукции при одновременном снижении себестоимости ее единицы за счет сохранения постоянных издержек . Теоретически это должно приводить еще и к снижению цены для потребителей.
Например, белорусская компания БЕЛАЗ поставляет в Россию более 80% своей техники. Сам по себе рынок Беларуси не нуждается в таких объемах. Но в том числе за счет отсутствия таможенных пошлин и нетарифных ограничений в торговле Беларуси с Россией БЕЛАЗ выигрывает конкуренцию у других зарубежных компаний и ему выгодно поддерживать масштабы выпуска.
Рост конкуренции. С объединением рынков стран — участниц интеграции количество производителей в пределах одного экономического пространства увеличивается. Это приводит к росту соперничества между ними, высокому качеству продукции и низким ценам. Правда, оценка качества — очень субъективная вещь, а при нынешних мировых темпах инфляции заметить падение цен очень сложно.
Больше прав для граждан. Граждане государств — участников ЕАЭС имеют право свободно, то есть без оформления виз, перемещаться по территории объединения как в туристических целях, так и в трудовых.
Для устройства на работу в странах ЕАЭС им не нужно получать патент, в отличие от трудовых мигрантов, скажем, из Таджикистана и Узбекистана.
Отсутствие барьеров на движение рабочей силы считается самым важным достижением этого союза. Но у каждого государства есть ряд ограничений. Обычно они запрещают иностранцам занимать должности, для которых нужна лицензия, например охранника, адвоката, нотариуса, а также в области образования, средств массовой информации или добычи полезных ископаемых.
Пенсия для граждан. Граждане стран ЕАЭС имеют право получать пенсию в странах объединения в случае, если они работали в них не менее года — но только за соответствующий период трудовой деятельности.
Например, гражданин России, который был официально трудоустроен на протяжении 10 лет в Армении, пяти лет в Беларуси, а остальное время до пенсионного возраста — на родине, будет получать пенсию от трех стран пропорционально отработанным в них периодам.
Как Россия торгует со странами ЕАЭС
Официальная статистика внешней и взаимной торговли между странами ЕАЭС с 2022 года не публикуется. Но некоторые цифры озвучивают различные СМИ и политики.
Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что товарооборот между государствами ЕАЭС в 2023 году стал рекордным и составил 7,4 триллиона рублей. Это вдвое больше, чем в момент создания союза.
Беларусь. Самый масштабный торговый оборот — у России с Беларусью: в 2023 году он составил 53 млрд долларов. По данным за 2021 год товарооборот между двумя странами составил 40,1 млрд долларов, из которых 16,4 млрд составил экспорт Беларуси в РФ.
Казахстан. Страна на втором месте по объемам. Торговый оборот между государствами в 2023 году составил 26 млрд долларов, из которых 9,78 млрд составил экспорт Казахстана в РФ.
Большую часть импорта из Казахстана в РФ составляла продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности. Еще РФ импортировала оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты общей стоимостью 2,6 млрд. А кроме этого — металлы и изделия из них на сумму 1,8 млрд.
Из РФ в Казахстан в 2023 году в основном экспортировали металлы и изделия из них, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты, продукты животного и растительного происхождения и готовые продовольственные товары.
Армения. Торговый оборот между РФ и Арменией в 2023 году составил 7,3 млрд долларов, из которых 3,4 млрд составил экспорт Армении в РФ. В 2021 году Армения экспортировала в РФ в основном сельскохозяйственную продукцию, а импортировала из РФ сырье. Но после 2022 года Армения стала важным логистическим центром, через который можно импортировать в Россию санкционные западные товары.
Киргизия. Торговый оборот между РФ и Киргизией по итогам первых девяти месяцев 2023 года — более поздних данных пока нет — составил 2,2 млрд долларов. Из этого объема 0,6 млрд — это экспорт Киргизии в РФ, остальное — экспорт РФ в Киргизию. В 2021 году основные поставки из РФ в Киргизию приходились на продовольствие и энергоносители.
Какие страны могут стать новыми участниками ЕАЭС
О странах, которые хотят стать членами Евразийского экономического союза, известно немного. Советник президента Антон Кобяков заявлял, что в БРИКС, ШОС и ЕАЭС хотят вступить сразу 59 государств. Но какие из них хотят именно в ЕАЭС — неясно.
С другой стороны, уже высказываются идеи об «интеграции интеграций» на евразийском пространстве, то есть БРИКС, ШОС и ЕАЭС уже сейчас ищут точки соприкосновения, а в будущем могут слиться в один проект.
Государства — наблюдатели ЕАЭС
Страны, проявляющие особый интерес к какой-либо международной организации, нередко «прикрепляются» к ней в статусе наблюдателя. По состоянию на 2024 год наблюдателями при ЕАЭС выступают Молдавия, Куба и Узбекистан.
Молдавия получила этот статус раньше остальных — в 2018 году, но фактически не пользуется своими правами. К тому же она нацелена на членство в Европейском союзе.
Куба и Узбекистан получили статус наблюдателей в конце 2020 года. Благодаря ему они могут присутствовать по приглашению на заседаниях органов ЕАЭС и знакомиться с принимаемыми ими неконфиденциальными документами. При этом у государства-наблюдателя нет права на участие в принятии решений.
Возможность вхождения этих стран в ЕАЭС вызывает вопросы. Куба находится в другом полушарии, а географическая близость обычно важное условие экономической интеграции.
Вступление в ЕАЭС Узбекистана может вызвать ряд проблем: непонятно, выдержит ли экономика страны конкуренцию со странами Союза и не перенасытят ли рынок рабочей силы ЕАЭС мигранты из этого государства.
Также есть страны, которые хотели бы торговать с ЕАЭС на особых условиях.
Пока торговые договоры с ЕАЭС заключили пять стран: Вьетнам, Иран, Китай, Сингапур и Сербия.
Сейчас ЕАЭС ведет переговоры о том, чтобы заключить торговые соглашения и с рядом других стран: Египтом, Индией, Индонезией, Израилем, Монголией и ОАЭ.
Особенности ЕАЭС
У ЕАЭС есть несколько важных особенностей, о которых стоит знать.
Налогообложение. Таможенного контроля между странами ЕАЭС нет, поэтому импортные пошлины при ввозе товаров не взимают. Есть только косвенные налоги: при продаже товара внутри импортировавшей его страны будут брать налоги вроде НДС — на добавленную стоимость. Например, если из Беларуси в Россию машину ввезли без пошлины, внутри России при продаже возьмут НДС в размере 18%.
Налоги во всех странах ЕАЭС разные. Например, в Казахстане они ниже, чем в России: НДС в Казахстане — 12%, а в РФ он варьируется в пределах 10—20% в зависимости от деятельности компании. Налоги и платежи с заработной платы в Казахстане — около 33%, в РФ — около 43%. НДФЛ в Казахстане — 10% для резидентов и 20% для нерезидентов, в РФ он 13% для большей части резидентов, 15% для тех, чей годовой доход выше 5 млн рублей в год, и 30% для нерезидентов.
Ставки основных налогов в разных странах ЕАЭС
Вид налога | РФ | Казахстан | Беларусь | Киргизия | Армения |
---|---|---|---|---|---|
НДФЛ | 13—30% | 10—20% | 13% | 10% | 20% |
Налог на прибыль компаний | 20% | 20% | 20% | 10% | 20% |
НДС | 10—20% | 12% | 20% | 20% | 20% |
Ставки основных налогов в разных странах ЕАЭС
НДФЛ | |
РФ | 13—30% |
Казахстан | 10—20% |
Беларусь | 13% |
Киргизия | 10% |
Армения | 20% |
Налог на прибыль компаний | |
РФ | 20% |
Казахстан | 20% |
Беларусь | 20% |
Киргизия | 10% |
Армения | 20% |
НДС | |
РФ | 10—20% |
Казахстан | 12% |
Беларусь | 20% |
Киргизия | 20% |
Армения | 20% |
Средний размер тарифов на импорт продукции в странах ЕАЭС
РФ | 5,51% |
Казахстан | 4,48% |
Беларусь | 5,65% |
Киргизия | 4,39% |
Армения | 5,70% |
Средний размер тарифов на импорт продукции в странах ЕАЭС
РФ | 5,51% |
Казахстан | 4,48% |
Беларусь | 5,65% |
Киргизия | 4,39% |
Армения | 5,70% |
Беспошлинный таможенный лимит для физлиц. Поскольку ЕАЭС работает по принципу свободного движения товаров и людей, физлица могут возить с собой для личного пользования столько товаров, сколько посчитают нужным. А вот для ввоза из стран за пределами ЕАЭС лимит на беспошлинный ввоз товаров личного пользования составляет 1000 € (92 829 ₽).
Товарная номенклатура ВЭД. В странах ЕАЭС разные группы товаров классифицированы одинаково. Они разбиты на разделы, например «продукты животного происхождения» или «продукты растительного происхождения». Каждый раздел делится на группы: «мясо и мясные субпродукты», «злаки» и так далее.
У каждой группы есть свой товарный код: например, у свежего картофеля код 0701.
Полный их список можно посмотреть на сайте экономической комиссии ЕАЭС. При помощи товарной номенклатуры статистические органы стран ЕАЭС оценивают, какие товары и в каком количестве импортируются и экспортируются.
Структура и органы управления ЕАЭС
Как правило, в региональных интеграционных объединениях есть два типа органов управления: межправительственные и наднациональные. Межправительственные формируются из должностных лиц государств-членов и предназначены для защиты национальных интересов каждой страны внутри объединения.
Наднациональные состоят из международных служащих — граждан государств-членов — и должны блюсти в первую очередь интересы объединения в целом. В ЕАЭС есть два межправительственных органа — Высший евразийский экономический совет и Евразийский межправительственный экономический совет, — а также два наднациональных: Евразийская экономическая комиссия и Суд Евразийского экономического союза.
Высший евразийский экономический совет. Это главный руководящий орган союза, куда входят главы государств — членов ЕАЭС. ВЕЭС определяет стратегию и направление интеграционного процесса, принимает ключевые решения, утверждает состав Коллегии ЕЭК и Суда ЕАЭС, а также бюджет объединения. Высший совет рассматривает вопросы, по которым нижестоящие органы не достигли взаимопонимания, а еще он может отменить любое принятое ими решение.
ВЕЭС заседает не реже раза в год. Все решения в Высшем совете принимаются консенсусом, то есть единогласно.
Евразийский межправительственный экономический совет. Сюда входят главы правительств стран ЕАЭС . Этот орган обеспечивает выполнение союзных договоров, для чего дает поручения Комиссии и готовит материалы для заседаний ВЕЭС, в том числе одобряет бюджет объединения, представляет кандидатуры членов Коллегии ЕЭК. Межправительственный совет рассматривает вопросы, по которым Комиссия не смогла прийти к единому мнению, и может отменить любое ее решение.
Заседания ЕМЭС проходят не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом.
Евразийская экономическая комиссия состоит из двух частей: Совета ЕЭК и Коллегии ЕЭК.
В Совет ЕЭК входит по одному вице-премьеру от каждого государства-члена. В Коллегию — по два представителя от каждой страны ЕАЭС. Один из них занимает пост председателя Коллегии, а остальные получают портфели министров — например, по техническому регулированию или по энергетике и инфраструктуре. Состав Коллегии переизбирается каждые четыре года.
Под руководством каждого министра находятся несколько департаментов, возглавляемых директорами. В департаментах работает большой штат служащих.
ЕЭК делает основную работу — выполняет поручения вышестоящих органов и предлагает собственные инициативы, которые будут способствовать интеграции.
При Коллегии ЕЭК также работают консультативные комитеты — по миграционной политике, по финансовым рынкам и другие.
Решения в Совете ЕЭК принимаются консенсусом, а в Коллегии ЕЭК — еще и квалифицированным большинством, составляющим две трети от общего числа ее членов. ЕЭК — постоянно действующий орган. Ее офис находится в Москве.
Суд ЕАЭС состоит из двух представителей от каждого государства — члена объединения. Судьи избираются сроком на девять лет и назначаются Высшим советом. Они выбирают себе председателя и его заместителя, которые обязательно должны представлять разные страны. Срок их полномочий — три года.
Основная задача Суда — чтобы правовая база ЕАЭС применялась одинаково всеми государствами-членами и их органами.
Суд ЕАЭС — это постоянно действующий орган. Он располагается в Минске.
Председатели. В ВЕЭС, ЕМЭС и Совете ЕЭК председатели получают свою должность не так, как в Коллегии или в Суде. Каждый год в этих органах председательствует представитель одного из государств-членов. Они чередуются в порядке букв русского алфавита. В 2023 году председательствовала Россия, в 2024 председатель — Армения, а в 2025 будет Беларусь.
В обязанности председателей ВЕЭС, ЕМЭС и Совета ЕЭК входят ведение заседаний, организация работы органа, подготовка вопросов для рассмотрения. Председательство дает возможность конкретной стране привлечь внимание к важным для нее проблемам.
Кто председательствовал в ЕАЭС с 2015 года
Год | Страна-председатель | Основные события |
---|---|---|
2015 | Беларусь | Начало функционирования ЕАЭС |
2016 | Казахстан | Начало действия зоны свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом |
2017 | Киргизия | Подписан и ратифицирован договор о Таможенном кодексе ЕАЭС |
2018 | РФ | • Временное соглашение о зоне свободной торговли с Ираном • ЕАЭС заключил соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем • Молдавия стала страной-наблюдателем |
2019 | Армения | Заключены соглашения о зоне свободной торговли с Сербией и Сингапуром |
2020 | Беларусь | • Узбекистан и Куба стали странами-наблюдателями • Утверждены стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года |
2021 | Казахстан | • Вступили в силу соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС • Подписано соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок • Утверждены основные направления промышленного сотрудничества до 2025 года |
2022 | Киргизия | Подписано соглашение об учреждении Евразийской перестраховочной компании |
2023 | РФ | • Подписано соглашение о взаимном признании банковских гарантий для государственных закупок • Утверждены правила доступа к услугам по межгосударственной передаче электроэнергии в рамках общего электроэнергетического рынка ЕАЭС • Подписано соглашение о правилах выпуска, обращения и погашения в рамках ЕАЭС складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию • Подписано соглашение о взаимном признании документов об ученых степенях в государствах — членах ЕАЭС • Подписано соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном |
Кто председательствовал в ЕАЭС с 2015 года
2015 | |
Страна-председатель | Беларусь |
Основные события | Начало функционирования ЕАЭС |
2016 | |
Страна-председатель | Казахстан |
Основные события | Начало действия зоны свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом |
2017 | |
Страна-председатель | Киргизия |
Основные события | Подписан и ратифицирован договор о Таможенном кодексе ЕАЭС |
2018 | |
Страна-председатель | РФ |
Основные события | • Временное соглашение о зоне свободной торговли с Ираном • ЕАЭС заключил соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем • Молдавия стала страной-наблюдателем |
2019 | |
Страна-председатель | Армения |
Основные события | Заключены соглашения о зоне свободной торговли с Сербией и Сингапуром |
2020 | |
Страна-председатель | Беларусь |
Основные события | • Узбекистан и Куба стали странами-наблюдателями • Утверждены стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года |
2021 | |
Страна-председатель | Казахстан |
Основные события | • Вступили в силу соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС • Подписано соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок • Утверждены основные направления промышленного сотрудничества до 2025 года |
2022 | |
Страна-председатель | Киргизия |
Основные события | Подписано соглашение об учреждении Евразийской перестраховочной компании |
2023 | |
Страна-председатель | РФ |
Основные события | • Подписано соглашение о взаимном признании банковских гарантий для государственных закупок • Утверждены правила доступа к услугам по межгосударственной передаче электроэнергии в рамках общего электроэнергетического рынка ЕАЭС • Подписано соглашение о правилах выпуска, обращения и погашения в рамках ЕАЭС складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию • Подписано соглашение о взаимном признании документов об ученых степенях в государствах — членах ЕАЭС • Подписано соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном |
Перспективы развития ЕАЭС
В конце 2023 года Высший Евразийский экономический совет сформулировал задачи на 2024 и 2025 годы. Государства — участники ЕАЭС собираются создать условия для роста инвестиций, развивать научно-технологический потенциал, укреплять производственную базу и развивать сотрудничество в реальном секторе.
Можно ожидать, что страны — участницы ЕАЭС будут более активно использовать для взаимных расчетов национальные валюты и дальше устранять таможенные барьеры.
Кроме того, в ЕАЭС может появиться общий рынок капитала. С этой целью уже давно планируется создать наднациональный орган по регулированию общего финансового рынка. Согласно концепции, он должен появиться уже в 2025 году.
Запомнить
- Евразийский экономический союз — это международная организация региональной экономической интеграции, созданная для объединения экономического потенциала участников.
- В 2024 году в ЕАЭС входят пять стран: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия. Объединение ведет торговлю на привилегированных условиях еще с рядом государств, а его руководство планирует расширять интеграцию и дальше.
- Официальная цель ЕАЭС — создать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.
- Граждане государств — членов ЕАЭС имеют право свободно, то есть без оформления виз, перемещаться по территории объединения — как в туристических целях, так и в трудовых. Для устройства на работу в странах ЕАЭС им не нужно получать патент.
- Граждане стран ЕАЭС имеют право получать пенсию в других государствах объединения.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique