«Елки 11»: почему стоит дать шанс новой части новогоднего капустника
19 декабря 2024 года в российский прокат вышла очередная часть киноальманаха «Елки» — уже четвертая после «последней».
Это новая попытка освежить старую франшизу. Шоураннером одиннадцатых «Елок» стал сценарист «Звоните ДиКаприо!» Петр Внуков, а в новеллах появились не только знакомые, но и новые герои.
Рассказываем, почему «Елки 11» — проблемное кино, но при этом все равно одна из лучших частей серии.
Что за «Елки 11»
Дата премьеры: 19 декабря 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссеры: Александр Карпиловский, Александр Котт, Сергей Трофимов, Егор Чичканов
Сценарист: Петр Внуков
В ролях: Дмитрий Нагиев, Рузиль Минекаев, Бурак Озчивит, Кристина Бабушкина, Антон Васильев, Ирина Пегова, Виктор Хориняк, Андрей Рожков
Жанры: комедия
Фильмы, похожие на «Елки 11»: «Елки», «Реальная любовь»
Продолжительность: 1 час 36 минут
Где смотреть: в российском прокате
❤️ Новеллы вновь логично связаны друг с другом
В Саяногорске пенсионерка Валентина грустно отказывается праздновать Новый год. Когда она работала в школе, перед праздниками ее телефон ломился от поздравлений. После выхода на заслуженный отдых бывшую учительницу не поздравляют даже собственные дети — они вечно заняты.
Один сын, Юра, работает охранником у богатой семьи и нянчится с минипигом Костяном: жарит ему кабачки и гуляет с питомцем до магазина. Второй, капитан дальнего плавания Павел, в Калининграде пытается наладить личную жизнь. Недавно в соцсетях он познакомился с терапевтом Екатериной. Правда, оказалось, что писала Павлу не сама Екатерина, а ее младшая дочь. Девочку расстраивало, что все мужчины бегут от мамы — сразу после того, как узнают, что у женщины пять детей и собака.
Тем временем в Москве супруги Рома и Лена готовятся поехать на корпоративный хоккейный матч. Там Рома будет отчаянно поддаваться тестю — по совместительству еще и начальнику, который собирается сделать героя замом. Но на пороге внезапно появляется Виталий — папа Ромы, который прилетел из Саяногорска, чтобы наконец повидаться с сыном, передать ему варенье и сушеную рыбу.
А в Альметьевске девушка Настя пытается вырваться из дома злой мачехи и двух вредных сестер, чтобы попасть на новогодний бал с принцем — приехавшим из Турции актером Бураком Озчивитом. Помогает ей в этом добродушный курьер Дамир.
Первые «Елки» запомнились необычным подходом к теории шести рукопожатий. Основа у картины почти фантастическая: девочке из детдома нужно было достучаться до президента страны. Новеллы были яркими и самостоятельными, но при этом работали на разрешение общего конфликта. Все, от ревнивого любовника до укравшего чужой гамбургер дворника, постепенно передавали по цепочке сообщение до Медведева.
С годами новеллы стали скромнее: если поначалу таксист Паша пытался добиться Веру Брежневу, то дальше новые герои решали уже бытовые конфликты. А теория шести рукопожатий просто утратила ценность для сюжета: «Елки» превратились в киносериал с абсолютно обособленными историями.
Авторы одиннадцатого фильма вновь пытаются собрать из отдельных сюжетов единый новогодний фильм — пусть и без первых лиц государства. Оказывается, что герои разных новелл и частей «Елок» связаны общими корнями через простую учительницу: кто-то у нее учился, кто-то просто ее знал. В картине почти нет волшебства, но есть семейное тепло — то, чего фильмы серии лишились лет 13 назад.
😶🌫️ Героям «Елок» снова можно сопереживать — но не всем
Одна из удивительных черт последних частей франшизы — отталкивающие герои. Действующие лица в канун семейного праздника все время изменяли возлюбленным и били кому-то лица.
Тема неверности в отношениях впервые появилась еще в первых «Елках» — и она уже на уровне подозрений сводила с ума героя Ивана Урганта. В юбилейной десятой части же зрители наблюдали за тем, как Руслан в исполнении Айдара Гараева рушит семью ради того, чтобы спеть пару песен своей школьной любви.
«Елки 11» наконец возвращают во франшизу приятных людей. Юра и Павел в бегах могли отложить поездку к родителям, но их тяжело назвать мерзавцами. Многие мечтали бы, чтобы кто-то заботился о них так, как герой Дмитрия Нагиева заботится о минипиге Костяне.
А Павел, вопреки ожиданиям окружающим, не сбегает из дома Екатерины, когда встречает ее семью. Вместо этого он пытается наладить контакт с детьми и помогает подготовить праздничный стол.
Но к некоторым героям все же возникают вопросы. Причем отрицательные черты мачехи и сводных сестер Насти еще можно объяснить: в Альметьевске происходит переосмысление «золушки», а в сказке должны быть злодеи. Хотя история с похищением турецкой звезды в новогоднем кино все равно смотрится неоднозначно.
Но вот карьерист Рома получился слишком отталкивающим. Он без всяких на то причин пытается избавиться от собственного отца: либо прогнать его в гостиницу, либо, наоборот, закрыть в квартире. А в какой-то момент внезапно взрывается с чудовищной речью, в которой заявляет, что не уважает папу — и выглядит это крайне печально. Позже герой, конечно, осознает свою неправоту, но проникнуться к нему симпатией все равно сложно.
🙈 Но реклама и манипуляции остались на месте
Избавиться сразу от всех проблем авторы одиннадцатых «Елок» все же не смогли. Картина верно следует традициям студии Bazelevs и заполняет хронометраж рекламными вставками майонеза, соцсетей и гипермаркетов. Правда, выглядит это не так навязчиво. В предыдущих фильмах иногда складывалось впечатление, что новеллу вписали в рекламный ролик, а не наоборот.
К тому же авторы «Елок» — даже когда одни сменяют других — не хотят отпускать некоторые сюжеты. Серия мертвой хваткой вцепилась в истории о том, как дети ищут своим родителям возлюбленных. В одной из частей мальчик с помощью постов в социальных сетях искал новую маму. В этом фильме девочка с помощью дейтинг-приложения находит потенциального отчима.
А еще серия по-прежнему давит на чувства зрителя самыми простыми манипуляциями. Пожилые люди в слезах, дети-сироты, конфликты отцов и детей — фильм будто по чек-листу собирает все, что может растрогать публику. Это не то чтобы плохо: реестр запрещенных приемов пока никто не придумал. Но «Елкам» иногда не хватает тонкости.
Фильм будто не верит, что зритель сам сможет найти нужную эмоцию. Поэтому если конфликты, то с криками и самыми болезненными фразами. Если моменты счастья, то обязательно с песнями. Слезы, смех и аплодисменты в зале говорят, что это работает — но все равно кажется, что франшиза способна на большее. Даже когда количество фильмов в ней стало двузначным.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult