ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Почему стоит попробовать Тинькофф Мобайл

Куда жаловаться, если электричество к дому подключают слишком долго?

27 июня 2020 года через сайт Ленэнерго подал заявление на подключение электричества на участке ИЖС в Ленинградской области.

Практически сразу выдали абонентский номер, и с тех пор заявка стоит в статусе «Заявка на ТПр в обработке», хотя по закону, насколько я знаю, электричество должны подключить в течение 20 календарных дней.

На все мои жалобы приходит отписка, дескать, к такому-то числу все сделаем, но время идет и ничего не меняется.

Подскажите, пожалуйста, какие есть инструменты влияния на поставщиков электричества? Кому жаловаться? Что говорит о таких задержках закон и могу ли я рассчитывать на компенсацию?

По закону на подключение объекта у энергетиков есть шесть месяцев со дня заключения договора. Этот срок установлен законом, и, если энергосетевая компания его нарушила, вы можете подать на нее жалобу. Но есть нюансы — расскажу обо всем по порядку.

Как подключают электричество

Процесс подключения к электросетям выглядит так.

Заявка на технологическое присоединение. Сначала потребитель подает в электросетевую организацию заявку на технологическое присоединение. С 1 июля 2020 года все взаимодействие, включая обмен документами, происходит через портал электронных услуг Россетей.

В заявке должны быть данные заявителя, адрес участка и дома, если он уже построен. Нужно приложить документы на право собственности и простую схему с указанием, где желательна точка подключения.

Еще прописывают ряд технических параметров, самый важный из которых — лимит мощности. Для частных домов это обычно 15 кВт. Такой резерв электрической мощности позволяет использовать, например, электрокотел, который способен отапливать 150 м² площади.

ТУ для подключения. Затем сетевая организация выдает технические условия — ТУ — для подключения. В них описываются все характеристики будущего подключения, а также обязанности каждой из сторон.

Договор подключения к электросетям. Потребитель и сетевики заключают договор. В нем прописывают сроки и порядок работ. Так, электросеть выполняет работы до границ земельного участка заявителя: ставит опоры, если их не хватает, монтирует кабели, устанавливает на одну из опор счетчик.

Далее начинается зона ответственности потребителя: он ведет кабель от счетчика к будке строителей или дому, монтирует щитки, прокладывает проводку. Часть этих работ, например организация участка сети от счетчика до ввода в дом, будет описана в ТУ.

Проверка подключения и акт о присоединении. На последнем этапе электрики сетевой компании выезжают и проверяют, как сделано подключение, а затем подают напряжение. Стороны составляют акт о технологическом присоединении.

На сайте электронных услуг Россетей есть калькулятор, которые поможет рассчитать стоимость подключения
На сайте электронных услуг Россетей есть калькулятор, которые поможет рассчитать стоимость подключения

Какие установлены сроки

Сроки и процедура подключения регулируются правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением правительства от 27 декабря 2004 года № 861. Для удобства буду называть этот документ правилами технологического присоединения — это тоже верно.

В самых распространенных ситуациях, когда речь идет о подключении к сетям с напряжением до 20 кВт, предельный срок технологического присоединения — шесть месяцев. Срок может быть больше, если расстояние от участка потребителя до существующей электросети — более 300 метров в городах и более 500 метров в селах.

При этом срок в шесть месяцев исчисляется с момента заключения договора, а договор считается заключенным с момента оплаты потребителем услуги технологического присоединения. Если расстояния не превышены, плата составляет 550 Р.

Так выглядит договор с сетевой организацией. Источник: сайт коттеджного поселка «Петрово Club»
Так выглядит договор с сетевой организацией. Источник: сайт коттеджного поселка «Петрово Club»

Установлены такие сроки:

  1. На то, чтобы выдать техусловия, у сетевой организации есть 30 дней. Россети сейчас выдают ТУ быстрее — за 10 дней.
  2. На оплату счета у потребителя есть 5 дней.

У потребителя после завершения всех работ должно остаться четыре документа:

  1. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию.
  2. Акт о выполнении технических условий.
  3. Акт о технологическом присоединении.
  4. Договор энергоснабжения.
Такой акт свидетельствует, что подключение к электросети завершено. Источник: сайт House Country
Такой акт свидетельствует, что подключение к электросети завершено. Источник: сайт House Country

Подключение электричества можно ускорить, если дом только строится. Помимо постоянной есть временная схема подключения. Энергетики обязаны сделать такое подключение в срок до 15 дней со дня заключения договора.

По временной схеме нельзя запитывать введенные в эксплуатацию объекты капстроя — дом так не подключить. В правилах сказано, что энергопринимающее устройство должно быть передвижным. Обычно временная схема используется для подачи электричества к строительным бытовкам, если хочется возвести дом побыстрее. В таком случае объект так и называют — передвижной строительный вагончик.

Срок работы по временной схеме не может превышать один год, а еще временная схема может оказаться более дорогой. Если надо вкапывать опоры, энергетики, скорее всего, предложат оплатить эти работы или подключиться по постоянной схеме и ждать до шести месяцев, пока опоры вкопают за счет компании. Это законно.

Куда жаловаться, если энергетики не соблюдают сроки

Энергосетевые организации — это естественные монополии. Нарушениями в их работе занимается Федеральная антимонопольная служба — ФАС. На несоблюдение сроков подключения жаловаться нужно туда. Еще можно направить жалобу в прокуратуру региона, но она все равно перешлет заявление в ФАС — только потеряете время.

ФАС может наложить на энергетиков штраф. Для юрлиц это от 100 000 до 500 000 Р. За повторное нарушение — от 600 000 Р до миллиона.

Вместе со штрафом ФАС обычно выдает предписание устранить нарушение, то есть обязывает энергокомпанию выполнить подключение. Новый срок будет в этом документе.

Так, в 2020 году по жалобе жителя Хакасии ПАО «МРСК Сибири» получило штраф 600 000 Р за нарушение сроков подключения электричества. В арбитражном суде региона энергетики просили снизить штраф в два раза, но ничего не вышло. Арбитражный апелляционный суд также оставил решение в силе. МРСК пришлось платить.

А Московское областное УФАС оштрафовало ПАО «МОЭСК» на 100 000 Р после жалобы жительницы села Ильинское под Красногорском. Туда энергетики не могли приехать, чтобы проверить выполнение технических условий.

Энергетические компании, заранее предполагая проблемы с соблюдением сроков, могут пойти на хитрость во время заключения договора. Например, предложат потребителю указать не срок шесть месяцев, а фразу «срок подключения зависит от реализации инвестиционной программы». Таким образом, потребителя поставят в зависимость от внутренних планов сетевой компании: до его участка дойдут, когда будут деньги. Как разъясняет ФАС, подобные условия в договоре незаконны.

Что в итоге

Если от границы участка до электросети не более 300 метров в городах и не более 500 метров в селах, а мощность не превышает 15 кВт, срок подключения не должен превышать шесть месяцев. Плата составит 550 Р.

Срок подключения исчисляется с момента заключения договора с энергосетевой компанией.

Если энергетики сорвали срок, жаловаться нужно в Федеральную антимонопольную службу.

Андрей Ненастьев
Какие у вас были проблемы с подключением электричества в частном доме?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Артём Никонов

"напряжением до 20 кВт" — поправьте что ли...
А вообще заставить их работать очень сложно, люди судятся годами чтобы их подключили. Ещё при срыве сроков есть отличная вещь — "асрент" или судебная неустойка, которая составляет несколько тысяч рублей в день и немного помогает пережить период задержки (:

3
Светлана Ерёменко

Артём, я согласна с Иваном. Очень просто заставить их работать. Я 5 марта 2022г. подала жалобу в ФАС, 25 апреля уже всё подключено, все доки на руках. И это ещё до штрафа им. Бегали как ужаленные, каждый день звонили, чтоб я забрала жалобу с ФАС с гарантией полной установки. Всё исполнено! И, кстати, я не стала дожидаться по полтора года, как большинство "терпил" в нашей стране. Срок 6 месяцев вышел, ничего не сделано, значит получи "фашист гранату")))

0
Руслан Матюшкин

Светлана, большинство "терпил" в нашей стране.

Не надо так говорить, и ставить себя выше остальных.
Каждый конкретный случай индивидуален. У нас не подключают даже после того как ФАС вынес штраф в адрес Россетей на 600тыс рублей. А у некоторых даже после того как суд вынес положительное решение и обязал Россети к исполнению своих обязательств.

1
Артём Никонов

Светлана, это зависит от степени упорства и мохнатости лапы зантересованных лиц. В нашем КП дело сдвинулось только после того как судебный пристав вручил директору ЛеньЭнерго предупреждение об уголовной ответственности (мб чуть по-другому документ называется, но суть такая) за неисполнение решения суда. По чужому опыту, да, магическое "ФАС!" обычно действует бодряще.

1
Ivan Levashov

Артём, заставить работать их очень просто, если грамотно обратиться в ФАС.
Мне МОЭСК стал телефон обрывать, забегал как ужаленный, подал в суд на застройщика коттеджного посёлка (у меня было опосредованное присоединение), когда УФАС Московской области оштрафовал МОЭСК на 100 тысяч рублей как юр лицо, и ещё был штраф на 20 тысяч должностному лицу.

Астрент тоже вещь хорошая, но не все суды ещё с этим хорошо знакомы.

0
Вадим Сальников

Ivan, больше года назад был заключен договор о технологическом присоединении, договор не выполнен, все моиизапросы игнорируют, обратился с жалобой в ФАС, пришел ответ:-отказать в возбуждении дела в отношении россети т.к. в 2022г россети уже были оштрафованы по аналогичному делу. Куда теперьтобращаться никак заставить выполнить россети обязательства по договору?

0
Ivan Levashov
Герой Т—Ж

Вадим, отказ УФАС можно было в 10дневный срок обжаловать в ФАС РФ или в суд.
Само нарушение Россетями договора тоже можно обжаловать в обычный суд общей юрисдикции.

0
Ivan Levashov

если жалуетесь в ФАС на электросети - очень важно жаловаться правильно.
надо в тексте заявления указывать, что электросети нарушили Правила тех. присоединения и вы требуете от УФАС возбудить дело об адм. правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ.

Иначе если жаловаться в общем виде, на злоупотребление монопольным положением, например, то УФАС может переслать вашу жалобу в какой-нибудь Роспотребнадзор.

3
Татьяна

Максим, оказывается, они ничего не боятся.

2
Виталий Самсонов

Максим, я уже обращался в фас результаты не вижу

1
Татьяна

ФАС вынесла решение об административном правонарушении энергетической компании и назначила штраф 600000 рублей. Это мой случай. Но подключение мне так и не сделали. Как то так...

1
Al Rey

Татьяна, аналогично, в прошлом году ФАС оштрафовала Россети, но воз и ныне там...
Тверская область.

0
Pavel Tarasov

Татьяна, а срок новый УФАС установила для сетевой организации. Тоже жалобу написал в УФАС за просрочку подключения

0
Светлана Ерёменко

Римма, если Вам всё еще нужна помощь в подключении вы можете обратиться ко мне. Напишите через страничку в контакте. Я тоже с Тулы, и только что закрыла этот вопрос. Главный совет: Пишите грамотно жалобу в ФАС Тульской области на Тулэнерго, и ни с кем не спорте, не тратьте нервы. У меня за месяц вопрос решили.

1
Вадим Сальников

Светлана, больше года назад был заключен договор о технологическом присоединении, договор не выполнен, все моиизапросы игнорируют, обратился с жалобой в ФАС, пришел ответ:-отказать в возбуждении дела в отношении россети т.к. в 2022г россети уже были оштрафованы по аналогичному делу. Куда теперьтобращаться никак заставить выполнить россети обязательства по договору?

0
Светлана Ерёменко

Вадим, Если вы писали в областной ФАС, то необходимо писать в Центральный аппарат с формулировкой "неправомерный отказ в возбуждении дела" и "бездействие сотрудника, назначенного вам в региональном ФАС", а также обязать местные Россетти выполнить свои обязательства. Отказать вам не имели права! Они должны их либо оштрафовать, либо признать банкротом. После ФАС, только суд. На сайте ФАС есть целый абзац "что делать, если, вы не согласны с решением". Вывод: если обращались в региональный ФАС, то пишем в центральный. Отправляем им все документы проделанной вами работы и ссылаясь на законы.

0
Татьяна Юнева

Светлана, здравствуйте. А что именно надо написать? Я написала, ФАС жалобу приняли и назначили на 19.05.22 рассмотрение. Что-то еще нужно сделать?

0
Светлана Ерёменко

Татьяна, вам пока ждать решение ФАС. Они могут продлить срок рассмотрения ещё на 30 дней (не более) с указанием причины продления. Ознакомьтесь с ФЗ № 59 "о порядке обращения граждан". Вообще ФАС должен вынести для них вердикт и сроки исполнения обязательств. Также вы можете позвонить назначенному вам сотруднику и уточнит о ходе разбирательств. А так Вам остаётся только ждать.

2
Руслан Матюшкин

Виталий, ФАС и Суд

1
Руслан Матюшкин

Максим, обращались в ФАС - Россети оштрафовали на 600тыс. руб.
Но конкретно для нас результата 0.

1
Игорь Я

Ilya, Здравствуйте ,Илья какой в итоге итог?

0
Илья

Игорь, сети спустя 2 года взяла на баланс местная администрация

0
Denis Shibankin

Не могу найти на госуслугах ссылку для подачи жалобы. Можешь подсказать где искать или может ссылку скинешь?
Заранее спасибо!

0
Efim Malkin

Denis, ну вот куда проще, зайти в госуслуги и в поиске набрать ФАС )))
https://www.gosuslugi.ru/16295/1

Кстати, ФАС мое заявление отклонил, написали что то про то что я юрлицом должен быть и что помочь ничем не могут. Сработало в итоге письмо в администрацию президента, менее чем за месяц счетчик все же установили, и вот уже вторую неделю звонят из Россетей, Администрации, ГЖИ и прочих организаций, уточняют все ли хорошо.

1
Denis Shibankin

Спасибо за ссылку. Я вчера весь сайт госуслуг перерыл, но такой услуги не предлагалось :) Сегодня зашел и все появилось. Видать был какой-то тех. сбой.

0
Efim Malkin

Efim,
Кстати, ФАС мое заявление отклонил, написали что то про то что я юрлицом должен быть и что помочь ничем не могут. Сработало в итоге письмо в администрацию президента, менее чем за месяц счетчик все же установили, и вот уже вторую неделю звонят из Россетей, Администрации, ГЖИ и прочих организаций, уточняют все ли хорошо.

0
Николай

Здравствуйте
У нас возникла проблема, которую мы не можем решить в течение длительного времени.
Мы преобрели в собственность землю ИЖС ) и не можем подключить электричество. Обратившись в БАШКИРЭНЕРГО И ЭСКБ (неофициально) был дан ответ, что ближайщая сетевая организация ГУП РЭС.
Мы обратились в ГУП РЭС, получили официальный отказ с комментарием: " На данный участок ТУ раннее был выдан и находится в ООО "СТРОЙВЕРТИКАЛЬ". В свою очередь ООО "СТРОЙВЕРТИКАЛЬ" просит оплатить за ТУ 33 000руб. и еще 33 000руб. за 5кВт. ( максимальную мощность которую они могут выделить, а вернее купят у ГУП РЭС ), а также 30 000руб за работу по подключению к электро сетям. Есди мы хотим 15 кВт то всю эту сумму нужно умножить на 3.
Компания ООЛ"СТРОЙВЕРТИКАЛЬ" является банкротом и находится в базе реестра по банкротству и не является сетевой организацией.
Непонятно, за что мы должны платить им данную сумму.
А также линии электропередач ГУП РЭС менее чем 500м от нашего участка и они являются ближайшей сетевой компанией. В ГУП РЭС при общении не отрицают , что их обязаности подключить к электросетям и урегулировать вопрос с ООО"СТРОЙВЕРТИКАЛЕМ", но они не будут этого делать.
Обратившись повторно в ГУП РЭС также был выдан отказ, но уже ссылаются на раннее выданое ТУ в ООО"СТРОЙВЕРТИКАЛЬ", а ссылаются , чтобы обратились в ближайшую сетевую организацию, чьи линии электропередач находятся в близи нашего участка, намекая на ООО "СТРОЙВЕРТИКАЛЬ".

0
Ivan Levashov
Герой Т—Ж

Николай, мало ли что говорит ГУП РЭС.
Подайте им письменно заявление на технологическое присоединение и получите от них письменный ответ.
Отказ в заключении договора обжалуйте в УФАС по статье 9.21 КоАП РФ.

0
Николай

Ivan, спасибо.все решили через уфас прокуротуру и минпромэнерго.

0
Соболев Николай

Здравствуйте, у меня очень сложная ситуация. Я житель Алтайского края, Солтонский район. У меня зарегистрированный жилой дом, в котором я прописался, он стоит на берегу реки Бия, а электричество есть только на другой стороне. Договор заключён с россетями, ими уже всё согласованно и сделан проект! Я его видел: две вышки по 37м через реку. Сроки вышли уже пару лет назад... Есть-ли шансы, что Россети всё таки подключат? Жалобу в ФАС подал, 5-го апреля рассмотрят, но мне кажется ничего не изменится... Что делать?!?!

0
Шарафутдинов анатолий

Здравствуйте Просто не подкдючают уже 7 месяцев.Все готово,столб,кабель прямо на границе участка.Просто через месяц,снова через месяц,через неделю и т. Д.

0
Ivan Levashov
Герой Т—Ж

Шарафутдинов, жалобу в УФАС, потребуйте возбуждения дела об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ

0
Руслан Матюшкин

Шарафутдинов, суд

0
Николай Рожков

Купил недавно участок в свежем коттеджном посёлке с правовой формой ДНТ.
Подал заявку на подключение к электричеству через Портал-тп.рф сижу жду когда пришлют договор и ту.
Вчера подписал и отправил председателю ДНТ договор и случайно узнал, что сети ДНТ принадлежат ДНТ. Председатель ДНТ сказал что сети перегружены, и подключения приостановлены.
Позвонил в городскую электросетевую организацию, там подтвердили что сети им не принадлежат и подключить не смогут.
Как быть?
Имеет ли право председатель не подключать, если в договоре с ДНТ прямо написано, что у всех членов ДНТ к инфраструктуре посёлка равный доступ?
Посоветуйте с какого заявления на подключение начать? И какой жалобой в какой орган продолжить?
Спасибо

0
Ivan Levashov
Герой Т—Ж

Николай, это не ваши проблемы.
От вас заявка в электросетевую компанию. Она обязана будет решать все вопросы с третьими лицами

0
Виктория Бровкина

А если дома стоит уже? Они все не едут и не едут , а к пустым участкам ставят и столбы и ящик

0
Сергей Правдюков
Отредактировано

Здравствуйте! Дачные участки находятся в СНТ и пять семей, рядом находящихся участков с жилыми домами (через забор), имея мощность по 5 кВт, решили увеличить мощность до 15 кВт. Подали заявки в Мособлэнерго, их рассмотрели и одному соседу выставили счёт на 550 рублей, а остальным четырём за 44000 рублей. На наш вопрос: "... почему так у них получилось...?" был дан "гениальный ответ" - "...ну ошиблись, с кем не бывает...". Мы попросили ошибиться ещё 4-е раза, но они не захотели. Скажите пожалуйста, закон для них как дышло, как хотят так и делают или здесь просто мошеннические проглядываются действия, с целью подзаработать? Буду Вам признателен, если ответ направите мне на эл.почту. С уважением. Сергей.

0
Ivan Levashov
Герой Т—Ж

Сергей, пусть первый подключит за 550 , а уже потом подавайте заявки от остальных. Им тогда уже точка присоединения будет в 500 метрах, и тоже цена должна быть 550 рублей

0
Руслан Матюшкин

Бред. Подали жалобу в ФАС. Россети на 600 тыс оштрафовали. Ответ от ФАС:
У нас нет полномочий понудить Россети к исполнению обязательств по технологическому подключению - обращайтесь в суд.

0
Ivan Levashov
Герой Т—Ж

Руслан, подавайте через месяц снова жалобу, будет ещё штраф в 600 тысяч. Заодно потребуйте возбуждения дела на должностное лицо, там может быть дисквалификация на срок до трёх лет

0
Наталья

Бригада по устранению отключения не выезжает уже 5 дней

0
Руслан Матюшкин

Араик, ФАС и Суд

0
Руслан Матюшкин

Дмитрий, ФАС и Суд

0
Дмитрий

Все это я прошел. ФАС наложила штраф и что. Нет никакой реакции от МРСК. Что дальше делать? Как их заставить подключить электричество.

0
Ivan Levashov
Герой Т—Ж

Дмитрий, снова жалуетесь. Второй штраф от 600.000 рублей до миллиона

0
E.k

Получили ТУ, сетевики просрочили на полгода, написали в уфас, там ответили, что оснований для производства нет и вообще это не их полномочия и сказали обращаться в суд

0
Ivan Levashov
Герой Т—Ж

E.k, отказ УФАС можно в течение 10 дней обжаловать в ФАС РФ

0
Ivan Levashov
Герой Т—Ж

Вероника, подайте новую заявку в электросетевую компанию заново. Соответственно срок для новой заявки начинает течь заново.

0
Ivan Levashov
Герой Т—Ж

Светлана, ну подайте снова аналогичную жалобу

0
Ivan Levashov
Герой Т—Ж

Гринюк, не продлевать, по факту просрочки жаловаться в УФАС

0

Сообщество

Лучшее за неделю