Куда жаловаться, если электричество к дому подключают слишком долго?
Через сайт Ленэнерго подал заявление на подключение электричества на участке ИЖС в Ленинградской области.
Практически сразу выдали абонентский номер, и с тех пор заявка стоит в статусе «Заявка на ТПр в обработке», хотя по закону, насколько я знаю, электричество должны подключить в течение 20 календарных дней.
На все мои жалобы приходит отписка, дескать, к такому-то числу все сделаем, но время идет и ничего не меняется.
Подскажите, пожалуйста, какие есть инструменты влияния на поставщиков электричества? Кому жаловаться? Что говорит о таких задержках закон и могу ли я рассчитывать на компенсацию?
По закону на подключение объекта у энергетиков есть шесть месяцев со дня заключения договора. Этот срок установлен законом, и, если энергосетевая компания его нарушила, вы можете подать на нее жалобу. Но есть нюансы — расскажу обо всем по порядку.
Как подключают электричество
Процесс подключения к электросетям выглядит так.
Заявка на технологическое присоединение. Сначала потребитель подает в электросетевую организацию заявку на технологическое присоединение. С 1 июля 2020 года все взаимодействие, включая обмен документами, происходит через портал электронных услуг Россетей.
В заявке должны быть данные заявителя, адрес участка и дома, если он уже построен. Нужно приложить документы на право собственности и простую схему с указанием, где желательна точка подключения.
Еще прописывают ряд технических параметров, самый важный из которых — лимит мощности. Для частных домов это обычно 15 кВт. Такой резерв электрической мощности позволяет использовать, например, электрокотел, который способен отапливать 150 м² площади.
На сайте электронных услуг Россетей есть калькулятор, где можно рассчитать стоимость подключения. Но из-за изменений в законодательстве его периодически обновляют, и он может быть недоступен.
ТУ для подключения. Затем сетевая организация выдает технические условия — ТУ — для подключения. В них описываются все характеристики будущего подключения, а также обязанности каждой из сторон.
Договор подключения к электросетям. Потребитель и сетевики заключают договор. В нем прописывают сроки и порядок работ. Так, электросеть выполняет работы до границ земельного участка заявителя: ставит опоры, если их не хватает, монтирует кабели, устанавливает на одну из опор счетчик.
Далее начинается зона ответственности потребителя: он ведет кабель от счетчика к будке строителей или дому, монтирует щитки, прокладывает проводку. Часть этих работ, например организация участка сети от счетчика до ввода в дом, будет описана в ТУ.
Проверка подключения и акт о присоединении. На последнем этапе электрики сетевой компании выезжают и проверяют, как сделано подключение, а затем подают напряжение. Стороны составляют акт о технологическом присоединении.
Какие установлены сроки
Сроки и процедура подключения регулируются правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением правительства от 27 декабря 2004 года № 861. Для удобства буду называть этот документ правилами технологического присоединения — это тоже верно.
В самых распространенных ситуациях, когда речь идет о подключении к сетям с напряжением до 20 кВт, предельный срок технологического присоединения — шесть месяцев.
Он исчисляется с момента заключения договора, а договор считается заключенным с момента оплаты потребителем услуги технологического присоединения.
Подключиться можно и быстрее — в срок не более 30 рабочих дней, если:
- технологическое присоединение на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже;
- расстояние от границ участка собственника до ближайшей сети необходимого напряжения менее 15 м и сетевой компании не требуется проведение работ по реконструкции сетей;
- нет необходимости строить объекты по производству электроэнергии.
По стоимости тоже есть нюансы. Если расстояния не превышены, а собственник — льготник, то присоединение обойдется в 1000 ₽ за 1 кВт мощности. Такой тариф действует, если присоединяетесь не чаще, чем раз в три года.
Льгота положена:
- малоимущим семьям, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума региона;
- ветеранам;
- людям с инвалидностью;
- многодетным;
- ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Если льготы нет или ее использовали, а трехлетний период еще не прошел, то плата за технологическое присоединение с 1 января 2023 года — от 3000 до 10 000 ₽ за 1 кВт, с 1 июля 2023 года — от 4000 до 10 000 ₽ за 1 кВт, а с 1 июля 2024 года — от 5000 до 10 000 ₽ за 1 кВт. Точный размер платы за присоединение 1 кВт мощности определяет орган субъекта РФ, который регулирует тарифы.

Установлены такие сроки:
- На то, чтобы выдать техусловия, у сетевой организации есть 30 дней. Россети сейчас выдают ТУ быстрее — за 10 дней.
- На оплату счета у потребителя есть 5 дней.
У потребителя после завершения всех работ должно остаться четыре документа:
- Акт допуска прибора учета в эксплуатацию.
- Акт о выполнении технических условий.
- Акт о технологическом присоединении.
- Договор энергоснабжения.

Подключение электричества можно ускорить, если дом только строится. Помимо постоянной есть временная схема подключения. Энергетики обязаны сделать такое подключение в срок до 15 дней со дня заключения договора.
По временной схеме нельзя запитывать введенные в эксплуатацию объекты капстроя — дом так не подключить. В правилах сказано, что энергопринимающее устройство должно быть передвижным. Обычно временная схема используется для подачи электричества к строительным бытовкам, если хочется возвести дом побыстрее. В таком случае объект так и называют — передвижной строительный вагончик.
Срок работы по временной схеме не может превышать один год, а еще временная схема может оказаться более дорогой. Если надо вкапывать опоры, энергетики, скорее всего, предложат оплатить эти работы или подключиться по постоянной схеме и ждать до шести месяцев, пока опоры вкопают за счет компании. Это законно.
Куда жаловаться, если энергетики не соблюдают сроки
Энергосетевые организации — это естественные монополии. Нарушениями в их работе занимается Федеральная антимонопольная служба — ФАС. На несоблюдение сроков подключения жаловаться нужно туда. Еще можно направить жалобу в прокуратуру региона, но она все равно перешлет заявление в ФАС — только потеряете время.
ФАС может наложить на энергетиков штраф. Для юрлиц это от 100 000 до 500 000 ₽. За повторное нарушение — от 600 000 ₽ до миллиона.
Вместе со штрафом ФАС обычно выдает предписание устранить нарушение, то есть обязывает энергокомпанию выполнить подключение. Новый срок будет в этом документе.
- Так, Московское областное УФАС оштрафовало ПАО «МОЭСК» на 100 000 ₽ после жалобы жительницы села Ильинское под Красногорском. Туда энергетики не могли приехать, чтобы проверить выполнение технических условий.
Энергетические компании, заранее предполагая проблемы с соблюдением сроков, могут пойти на хитрость во время заключения договора. Например, предложат потребителю указать не срок шесть месяцев, а фразу «срок подключения зависит от реализации инвестиционной программы». Таким образом, потребителя поставят в зависимость от внутренних планов сетевой компании: до его участка дойдут, когда будут деньги. Как разъясняет ФАС, подобные условия в договоре незаконны.
Что в итоге
Если от границы участка до электросети не более 300 метров в городах и не более 500 метров в селах, а мощность не превышает 15 кВт, срок подключения не должен превышать шесть месяцев. Плата составит 1000 ₽ за 1 кВт для льготников. А для остальных с 1 января 2023 года — от 3000 до 10 000 ₽ за 1 кВт, с 1 июля 2023 года — от 4000 до 10 000 ₽ за 1 кВт, с 1 июля 2024 года — от 5000 до 10 000 ₽ за 1 кВт.
Срок подключения исчисляется с момента заключения договора с энергосетевой компанией.
Если энергетики сорвали срок, жаловаться нужно в Федеральную антимонопольную службу.
26.03.21, 14:02
"напряжением до 20 кВт" — поправьте что ли...
А вообще заставить их работать очень сложно, люди судятся годами чтобы их подключили. Ещё при срыве сроков есть отличная вещь — "асрент" или судебная неустойка, которая составляет несколько тысяч рублей в день и немного помогает пережить период задержки (:
26.04.22, 11:40
Артём, я согласна с Иваном. Очень просто заставить их работать. Я 5 марта 2022г. подала жалобу в ФАС, 25 апреля уже всё подключено, все доки на руках. И это ещё до штрафа им. Бегали как ужаленные, каждый день звонили, чтоб я забрала жалобу с ФАС с гарантией полной установки. Всё исполнено! И, кстати, я не стала дожидаться по полтора года, как большинство "терпил" в нашей стране. Срок 6 месяцев вышел, ничего не сделано, значит получи "фашист гранату")))
30.04.22, 22:30
Светлана, большинство "терпил" в нашей стране.
Не надо так говорить, и ставить себя выше остальных.
Каждый конкретный случай индивидуален. У нас не подключают даже после того как ФАС вынес штраф в адрес Россетей на 600тыс рублей. А у некоторых даже после того как суд вынес положительное решение и обязал Россети к исполнению своих обязательств.
25.04, 05:35
Руслан, подскажите пожалуйста, мне отказывают якобы подъездных путей нет, хотя первую заявку одобрили, когда посчитали не от ближайшего столба 600метров и выкатили сумму 2,5 миллиона, я не поняла, тогда типа подъездные пути были... а сейчас исчезли) Это ж незаконно? я нигде не нашла в правилах, что отсутствие подъездных путей= отсутствие технической возможностей
25.05.22, 12:49
Руслан, "терпилы" - это люди, которые вообще ничего не предпринимают. Ведь случаев обращений и доведение до логического завершения не так много. Так что не принимайте на свой счёт. Ваш случай, скорее исключение редкое. Думаю, это связано с огромным количеством коррупции в вашем регионе. Но, кстати, сейчас интересное время, когда чиновнивников взяли за "яйца". Я, на вашем месте, попробовала ещё раз выставить жалобу в прокуратуру, уже на неисполнение решиние суда, с требованием снятия с должностей ответственных лиц. Через 30 дней, написала бы жалобу на прокуратуру с тем же требованием, в случае, если от них будет просто отписка. В данном случае, главное, грамотно выбрать статьи место, куда жаловаться (что-то типа верховного суда). В идеале, если вы найдёте таких же, как вы, и напишите коллективную жалобу, что даёт ещё больший эффект. Долго, нудно, зато другим поможете. Ещё можно устроить пикет. Или вообще не париться и поставить себе солнечные батареи.
28.11, 04:05
Светлана, здравствуйте! Писала жалобу в ФАС, оштрафовали их. Свет не подключают год, россети пишет, что у них нет финансирования..... Не знаю как быть? Хочу заехать к себе домой, но не могу..... И ещё вопрос хочу подать в суд, но вообще некомпетента в этих делах(могу ли без юриста? ). Какую неустойку они должны мне выплатить? Спасибо!
06.12.22, 17:45
Светлана, выложите, пожалуйста, образец своей жалобы и куда ее направить?
08.12.22, 15:10
По многочисленным просьбам. Образец.
06.12, 19:19
Светлана, у меня такая же ситуация в Новомосковске. Жду неделю до истечения 6мес.Дом в деревне, у всех есть свет рядом. Счётчик есть,а в дом не заводят. Нет времени у них и сил, сроки устанавливают и г-н выполняют. Цирк да и только.Одни отписки. Хотела миром, но видно пойду в суд. Тропа уже проложена туда. Спасибо за пример, воспользуюсь.
24.07, 10:40
Светлана, вы не правы, вам просто повезло. Я второй год с этой проблемой не могу справиться на законных основаниях. Тверским энергетикам проще штрафы платить. УФАС умыл руки, на повторную жалобу отправил меня в свободное плавание. Первая жалоба была объединена в коллективную и следовательно штраф оказался не большим (если учитывать количество жалобщиков). Сейчас подаю в суд. Есть сосед который выиграл суд, и проблема не решилась пока он не подключил родственные связи.
08.09.22, 04:20
Светлана, дайте фото жалобы)))
29.09, 07:50
Светлана, здравствуйте! Как обратились в ФАС по телефону или электронным способом?
13.04, 16:40
Светлана, а у вас не остался в ворде случайно образец жалобы в УФАС на сетевиков? буду очень признателен если скинете на электронную почту. Спасибо
alexkarkusov@gmail.com
05.02, 07:48
Светлана, повезло. В моём случае, только через прокуратуру удалось привлечь к административке и штрафу в 800к Россети Янтарь (Калининград). Обжалуют. А воз и ныне там. Иск готовлю, а толку то...
25.04, 05:38
Ольга, кстати, Минэнерго мне ответили, что если бы у вас был ответ от ФАС то мы бы рассмотрели жалобу из чего я сделала вывод, что те, у кого есть ответ из ФАС и россети продолжают бездействовать можно в минэнерго обратиться, либо собрать из всех структур и к президенту, тогда не спустят вниз, а разберутся на уровне президента
08.02, 19:52
Ольга, ну я уже говорила, что многое зависит от степени коррупционности в регионе. А толк есть всегда! Задолбайте их письмами и звонками, пусть вешаются, или делают))
13.01, 05:31
Светлана, у нас точно также вышло! 14 декабря вышел срок, я подала жалобу 16го и 12 января всё установили.
08.12.22, 14:03
Светлана, добрый вечер! Вы можете войти в положение ) и прислать образец жалобы в ФАС🙏🏻 ситуация такова . Прошло пол года - мы уже готовы строить дом в январе - а нам пришел отказ и типа электричество только через пол года еще проведут,,,,,,
08.12.22, 15:18
Я, Образец выложила. Вы можете найти его в этой статье, прикреплённый к другому комментарию. К вашему прикреплю образец жалобы на ФАС, в случае если и они бездействуют.
01.07.22, 13:00
Светлана, здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, в каком формате Вы подавали жалобу и какие документы прикрепили?
01.07.22, 14:26
Юлия, свободный формат, договор, чек об оплате, доки на собственность. Больше ничего и не было на руках. Здесь главные док - это договор и чек.
01.07.22, 14:35
Светлана, мне прислали в личный кабинет документ, о том что они продлевают сроки до июля 2023 года. В нем как раз и указана вся история. И когда заключён договор и когда пришла оплата и когда приступили к действию. Через сайт госулуг оформила заявку, но там только 1 документ прикрепить можно. Вот его и прикрепила. Если будут ошибки, ФАС даёт возможность исправить и донести документы нужные, или нет?
Спасибо за предыдущий ответ!
01.07.22, 16:25
Юлия, Во-первых, кто ОНИ? Во-вторых, продлить могут только на 30 дней, а не на год! В-третьих, лучше подавать жалобу через сайт ФАС, а не госулуги. Эти госуслуги давно уже самое дно занимают! В- четвертых, ФАС просто отправит ваше заявление в другую структуру, если не правильно оформлено, вы просто потеряете время. Вам по новой придется всё отправлять. Запомните! Никогда и ничего, не подавайте через госуслуги! Только если у организации нет личного сайта. Это самый крайний случай.
01.07.22, 17:32
Светлана, они это Россети. Я Вас поняла, спасибо большое!
13.06.22, 13:07
Светлана, как Вас найти в ВК? Очень нужна помощь в составлении жалобы в ФАС. Если не затруднит
01.07.22, 14:25
Комментарий удален пользователем
24.10.22, 20:07
Светлана, здравствуйте!
Постучалась к вам в вк, помогите пожалуйста в составлении жалобы в ФАС.
25.05.22, 02:11
Светлана, здравствуйте. Не могли бы форму жалобы в фас скинуть, уже четвёртый месяц пошёл с заключения договора. На претензию не отвечают.
05.04.21, 07:06
если жалуетесь в ФАС на электросети - очень важно жаловаться правильно.
надо в тексте заявления указывать, что электросети нарушили Правила тех. присоединения и вы требуете от УФАС возбудить дело об адм. правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ.
Иначе если жаловаться в общем виде, на злоупотребление монопольным положением, например, то УФАС может переслать вашу жалобу в какой-нибудь Роспотребнадзор.
25.04, 05:41
Ivan, вот елки палки, допишу -ка я дополнительно
16.11.21, 12:59
ФАС вынесла решение об административном правонарушении энергетической компании и назначила штраф 600000 рублей. Это мой случай. Но подключение мне так и не сделали. Как то так...
06.05.22, 14:16
Татьяна, аналогично, в прошлом году ФАС оштрафовала Россети, но воз и ныне там...
Тверская область.
16.11.21, 13:00
Максим, оказывается, они ничего не боятся.
26.04.22, 11:48
Римма, если Вам всё еще нужна помощь в подключении вы можете обратиться ко мне. Напишите через страничку в контакте. Я тоже с Тулы, и только что закрыла этот вопрос. Главный совет: Пишите грамотно жалобу в ФАС Тульской области на Тулэнерго, и ни с кем не спорте, не тратьте нервы. У меня за месяц вопрос решили.
16.08.22, 12:45
Светлана, Здравствуйте Светлана. И я из Тулы. Мне тоже просрочили полгода. Фас после 30 дней продлила ещё на 30 рассмотрение. Позавчера прислали что против них открывают административку по части 2 ( от 600 тысяч). И ФАС посоветовали обращатся в суд. Ни один телефон из 4 местных Россетей не отвечает. Думаю может Дюмину написать? :)))
21.05.22, 04:47
Светлана, больше года назад был заключен договор о технологическом присоединении, договор не выполнен, все моиизапросы игнорируют, обратился с жалобой в ФАС, пришел ответ:-отказать в возбуждении дела в отношении россети т.к. в 2022г россети уже были оштрафованы по аналогичному делу. Куда теперьтобращаться никак заставить выполнить россети обязательства по договору?
20.04, 08:17
Хочу поблагодарить автора статьи и комментаторов, благодаря вам решила проблему с подключением электричества! Дом в Тульской области, договор с Россетями заключен был в феврале 2022г, по истечении полугода написала замдиректору Тульских Россетей с просьбой выполнить условия договора, в ответ прислали дополнительное соглашение, по которому обязались подключить электричество до 31.12.2022г. Естественно никто не подключил. В феврале 2023г на письменное обращение Россети не ответили, телефоны тоже молчали. Изучив эту статью и комментарии к ней, 30.03.2023 написала жалобу в УФАС Тульской области - это был четверг, в понедельник 03.04.2023 мне перезвонили из Россетей, 06.04.2023 электричество подключили, а 13.04.2023 в личном кабинете появился акт присоединения. УФАС возбудило административное расследование.
25.04, 05:54
Майя, здорово, вот бы нам так, а то пишу пишу жалобы и тишинаааа....
29.04.22, 09:31
Татьяна, вам пока ждать решение ФАС. Они могут продлить срок рассмотрения ещё на 30 дней (не более) с указанием причины продления. Ознакомьтесь с ФЗ № 59 "о порядке обращения граждан". Вообще ФАС должен вынести для них вердикт и сроки исполнения обязательств. Также вы можете позвонить назначенному вам сотруднику и уточнит о ходе разбирательств. А так Вам остаётся только ждать.
30.04.22, 22:03
Максим, обращались в ФАС - Россети оштрафовали на 600тыс. руб.
Но конкретно для нас результата 0.
21.05.22, 07:26
Ivan, спасибо.все решили через уфас прокуротуру и минпромэнерго.
13.07.22, 15:24
Два месяца прошло, а договора и ТУ так и не сделали. На вопросы по горячей линии, почему задержка и когда будет договор, отвечали, что не могут связаться с РЭС по моему региону. Ответ на обращения на сайте ТП РФ был таков: "договор и ТУ находятся в разработке."
Ждать надоело. Написал сразу в ФАС и прокуратуру. Через некоторое время позвонили с ФАС узнали как и что. Еще через некоторое время пришел ответ, что мои доводы признанны верными и сетевую организацию обяжут выплатить штраф от 600т.р. до 1 млн. После РЭС очень быстро прислали договор и ТУ. Вся эта процедура заняла пол года.
Сейчас подходит к концу сроки строительства линии, теперь прям на следующий день, по истечении сроков договора, буду отсылать письма в ФАС, прокуратуру, администрацию президента и, видимо, самому Богу. По-другому, они работать не будут. Регион - Тверская область
13.10.21, 11:18
Максим, я уже обращался в фас результаты не вижу
14.10.21, 13:40
Добрый день, у меня два смежных участка, я заключила с сетевой компанией (18.02.2021г.) договор на технологическое подключение на 1 участок (чтобы начать строительные работы), ТУ получила по льготной программе за 550 рублей, срок подключения 6 мес., далее сетевая компания сказала, что в ТУ нашли ошибку (в части точки подключения) и надо оформить доп/соглашение, мы оформили доп/соглашение, но без увеличения сроков присоединения. 07.09.2021 я получила уведомление об исполнении сетевой компанией своих обязательств и готовности подключить мой ВРУ к сетям (строительство ЛЭП), однако при выезде на участок ни столба ни счетчика не оказалось, я направила в сетевую компанию Претензию (на данный момент подключение ещё не выполнено). Далее, я подала заявку на технологическое присоединение на 2 участок (07.10.2021г.), мне были выданы ТУ на 37 т. рублей, при консультации в службе технологического присоединения сетевой компании, мне объяснили, что в плату за тех присоединение включен счетчик коммерческого учёта! Насколько правомерны действия электросетевой компании?
20.10.21, 12:29
ПРАКТИЧЕСКИ 2ГОДА НЕ ИСПОЛНЯЮТ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА К ПОДКЛЮЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
18.02.22, 06:07
Denis, ну вот куда проще, зайти в госуслуги и в поиске набрать ФАС )))
https://www.gosuslugi.ru/16295/1
Кстати, ФАС мое заявление отклонил, написали что то про то что я юрлицом должен быть и что помочь ничем не могут. Сработало в итоге письмо в администрацию президента, менее чем за месяц счетчик все же установили, и вот уже вторую неделю звонят из Россетей, Администрации, ГЖИ и прочих организаций, уточняют все ли хорошо.
30.04.22, 22:01
Виталий, ФАС и Суд
21.05.22, 04:44
Ivan, больше года назад был заключен договор о технологическом присоединении, договор не выполнен, все моиизапросы игнорируют, обратился с жалобой в ФАС, пришел ответ:-отказать в возбуждении дела в отношении россети т.к. в 2022г россети уже были оштрафованы по аналогичному делу. Куда теперьтобращаться никак заставить выполнить россети обязательства по договору?
21.05.22, 04:48
Вадим, отказ УФАС можно было в 10дневный срок обжаловать в ФАС РФ или в суд.
Само нарушение Россетями договора тоже можно обжаловать в обычный суд общей юрисдикции.
25.04, 05:56
эдик, твари