ПРОМО
Кредитка бесплатно навсегда

Куда жаловаться, если электричество к дому подключают слишком долго?

27 июня 2020 года через сайт Ленэнерго подал заявление на подключение электричества на участке ИЖС в Ленинградской области.

Практически сразу выдали абонентский номер, и с тех пор заявка стоит в статусе «Заявка на ТПр в обработке», хотя по закону, насколько я знаю, электричество должны подключить в течение 20 календарных дней.

На все мои жалобы приходит отписка, дескать, к такому-то числу все сделаем, но время идет и ничего не меняется.

Подскажите, пожалуйста, какие есть инструменты влияния на поставщиков электричества? Кому жаловаться? Что говорит о таких задержках закон и могу ли я рассчитывать на компенсацию?

По закону на подключение объекта у энергетиков есть шесть месяцев со дня заключения договора. Этот срок установлен законом, и, если энергосетевая компания его нарушила, вы можете подать на нее жалобу. Но есть нюансы — расскажу обо всем по порядку.

Как подключают электричество

Процесс подключения к электросетям выглядит так.

Заявка на технологическое присоединение. Сначала потребитель подает в электросетевую организацию заявку на технологическое присоединение. С 1 июля 2020 года все взаимодействие, включая обмен документами, происходит через портал электронных услуг Россетей.

В заявке должны быть данные заявителя, адрес участка и дома, если он уже построен. Нужно приложить документы на право собственности и простую схему с указанием, где желательна точка подключения.

Еще прописывают ряд технических параметров, самый важный из которых — лимит мощности. Для частных домов это обычно 15 кВт. Такой резерв электрической мощности позволяет использовать, например, электрокотел, который способен отапливать 150 м² площади.

ТУ для подключения. Затем сетевая организация выдает технические условия — ТУ — для подключения. В них описываются все характеристики будущего подключения, а также обязанности каждой из сторон.

Договор подключения к электросетям. Потребитель и сетевики заключают договор. В нем прописывают сроки и порядок работ. Так, электросеть выполняет работы до границ земельного участка заявителя: ставит опоры, если их не хватает, монтирует кабели, устанавливает на одну из опор счетчик.

Далее начинается зона ответственности потребителя: он ведет кабель от счетчика к будке строителей или дому, монтирует щитки, прокладывает проводку. Часть этих работ, например организация участка сети от счетчика до ввода в дом, будет описана в ТУ.

Проверка подключения и акт о присоединении. На последнем этапе электрики сетевой компании выезжают и проверяют, как сделано подключение, а затем подают напряжение. Стороны составляют акт о технологическом присоединении.

На сайте электронных услуг Россетей есть калькулятор, которые поможет рассчитать стоимость подключения
На сайте электронных услуг Россетей есть калькулятор, которые поможет рассчитать стоимость подключения

Какие установлены сроки

Сроки и процедура подключения регулируются правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением правительства от 27 декабря 2004 года № 861. Для удобства буду называть этот документ правилами технологического присоединения — это тоже верно.

В самых распространенных ситуациях, когда речь идет о подключении к сетям с напряжением до 20 кВт, предельный срок технологического присоединения — шесть месяцев. Срок может быть больше, если расстояние от участка потребителя до существующей электросети — более 300 метров в городах и более 500 метров в селах.

При этом срок в шесть месяцев исчисляется с момента заключения договора, а договор считается заключенным с момента оплаты потребителем услуги технологического присоединения. Если расстояния не превышены, плата составляет 550 Р.

Так выглядит договор с сетевой организацией. Источник: сайт коттеджного поселка «Петрово Club»
Так выглядит договор с сетевой организацией. Источник: сайт коттеджного поселка «Петрово Club»

Установлены такие сроки:

  1. На то, чтобы выдать техусловия, у сетевой организации есть 30 дней. Россети сейчас выдают ТУ быстрее — за 10 дней.
  2. На оплату счета у потребителя есть 5 дней.

У потребителя после завершения всех работ должно остаться четыре документа:

  1. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию.
  2. Акт о выполнении технических условий.
  3. Акт о технологическом присоединении.
  4. Договор энергоснабжения.
Такой акт свидетельствует, что подключение к электросети завершено. Источник: сайт House Country
Такой акт свидетельствует, что подключение к электросети завершено. Источник: сайт House Country

Подключение электричества можно ускорить, если дом только строится. Помимо постоянной есть временная схема подключения. Энергетики обязаны сделать такое подключение в срок до 15 дней со дня заключения договора.

По временной схеме нельзя запитывать введенные в эксплуатацию объекты капстроя — дом так не подключить. В правилах сказано, что энергопринимающее устройство должно быть передвижным. Обычно временная схема используется для подачи электричества к строительным бытовкам, если хочется возвести дом побыстрее. В таком случае объект так и называют — передвижной строительный вагончик.

Срок работы по временной схеме не может превышать один год, а еще временная схема может оказаться более дорогой. Если надо вкапывать опоры, энергетики, скорее всего, предложат оплатить эти работы или подключиться по постоянной схеме и ждать до шести месяцев, пока опоры вкопают за счет компании. Это законно.

Куда жаловаться, если энергетики не соблюдают сроки

Энергосетевые организации — это естественные монополии. Нарушениями в их работе занимается Федеральная антимонопольная служба — ФАС. На несоблюдение сроков подключения жаловаться нужно туда. Еще можно направить жалобу в прокуратуру региона, но она все равно перешлет заявление в ФАС — только потеряете время.

ФАС может наложить на энергетиков штраф. Для юрлиц это от 100 000 до 500 000 Р. За повторное нарушение — от 600 000 Р до миллиона.

Вместе со штрафом ФАС обычно выдает предписание устранить нарушение, то есть обязывает энергокомпанию выполнить подключение. Новый срок будет в этом документе.

Так, в 2020 году по жалобе жителя Хакасии ПАО «МРСК Сибири» получило штраф 600 000 Р за нарушение сроков подключения электричества. В арбитражном суде региона энергетики просили снизить штраф в два раза, но ничего не вышло. Арбитражный апелляционный суд также оставил решение в силе. МРСК пришлось платить.

А Московское областное УФАС оштрафовало ПАО «МОЭСК» на 100 000 Р после жалобы жительницы села Ильинское под Красногорском. Туда энергетики не могли приехать, чтобы проверить выполнение технических условий.

Энергетические компании, заранее предполагая проблемы с соблюдением сроков, могут пойти на хитрость во время заключения договора. Например, предложат потребителю указать не срок шесть месяцев, а фразу «срок подключения зависит от реализации инвестиционной программы». Таким образом, потребителя поставят в зависимость от внутренних планов сетевой компании: до его участка дойдут, когда будут деньги. Как разъясняет ФАС, подобные условия в договоре незаконны.

Что в итоге

Если от границы участка до электросети не более 300 метров в городах и не более 500 метров в селах, а мощность не превышает 15 кВт, срок подключения не должен превышать шесть месяцев. Плата составит 550 Р.

Срок подключения исчисляется с момента заключения договора с энергосетевой компанией.

Если энергетики сорвали срок, жаловаться нужно в Федеральную антимонопольную службу.

Андрей Ненастьев
Какие у вас были проблемы с подключением электричества в частном доме?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Артём Никонов

"напряжением до 20 кВт" — поправьте что ли...
А вообще заставить их работать очень сложно, люди судятся годами чтобы их подключили. Ещё при срыве сроков есть отличная вещь — "асрент" или судебная неустойка, которая составляет несколько тысяч рублей в день и немного помогает пережить период задержки (:

4
Светлана Ерёменко

Артём, я согласна с Иваном. Очень просто заставить их работать. Я 5 марта 2022г. подала жалобу в ФАС, 25 апреля уже всё подключено, все доки на руках. И это ещё до штрафа им. Бегали как ужаленные, каждый день звонили, чтоб я забрала жалобу с ФАС с гарантией полной установки. Всё исполнено! И, кстати, я не стала дожидаться по полтора года, как большинство "терпил" в нашей стране. Срок 6 месяцев вышел, ничего не сделано, значит получи "фашист гранату")))

6
Руслан Матюшкин

Светлана, большинство "терпил" в нашей стране.

Не надо так говорить, и ставить себя выше остальных.
Каждый конкретный случай индивидуален. У нас не подключают даже после того как ФАС вынес штраф в адрес Россетей на 600тыс рублей. А у некоторых даже после того как суд вынес положительное решение и обязал Россети к исполнению своих обязательств.

4
Светлана Ерёменко

Руслан, "терпилы" - это люди, которые вообще ничего не предпринимают. Ведь случаев обращений и доведение до логического завершения не так много. Так что не принимайте на свой счёт. Ваш случай, скорее исключение редкое. Думаю, это связано с огромным количеством коррупции в вашем регионе. Но, кстати, сейчас интересное время, когда чиновнивников взяли за "яйца". Я, на вашем месте, попробовала ещё раз выставить жалобу в прокуратуру, уже на неисполнение решиние суда, с требованием снятия с должностей ответственных лиц. Через 30 дней, написала бы жалобу на прокуратуру с тем же требованием, в случае, если от них будет просто отписка. В данном случае, главное, грамотно выбрать статьи место, куда жаловаться (что-то типа верховного суда). В идеале, если вы найдёте таких же, как вы, и напишите коллективную жалобу, что даёт ещё больший эффект. Долго, нудно, зато другим поможете. Ещё можно устроить пикет. Или вообще не париться и поставить себе солнечные батареи.

0
Артём Никонов

Светлана, это зависит от степени упорства и мохнатости лапы зантересованных лиц. В нашем КП дело сдвинулось только после того как судебный пристав вручил директору ЛеньЭнерго предупреждение об уголовной ответственности (мб чуть по-другому документ называется, но суть такая) за неисполнение решения суда. По чужому опыту, да, магическое "ФАС!" обычно действует бодряще.

1
Сергей

Светлана, дайте фото жалобы)))

0
Юлия Яковлева

Светлана, здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, в каком формате Вы подавали жалобу и какие документы прикрепили?

0
Светлана Ерёменко
Отредактировано

Юлия, свободный формат, договор, чек об оплате, доки на собственность. Больше ничего и не было на руках. Здесь главные док - это договор и чек.

0
Юлия Яковлева

Светлана, мне прислали в личный кабинет документ, о том что они продлевают сроки до июля 2023 года. В нем как раз и указана вся история. И когда заключён договор и когда пришла оплата и когда приступили к действию. Через сайт госулуг оформила заявку, но там только 1 документ прикрепить можно. Вот его и прикрепила. Если будут ошибки, ФАС даёт возможность исправить и донести документы нужные, или нет?
Спасибо за предыдущий ответ!

0
Светлана Ерёменко
Отредактировано

Юлия, Во-первых, кто ОНИ? Во-вторых, продлить могут только на 30 дней, а не на год! В-третьих, лучше подавать жалобу через сайт ФАС, а не госулуги. Эти госуслуги давно уже самое дно занимают! В- четвертых, ФАС просто отправит ваше заявление в другую структуру, если не правильно оформлено, вы просто потеряете время. Вам по новой придется всё отправлять. Запомните! Никогда и ничего, не подавайте через госуслуги! Только если у организации нет личного сайта. Это самый крайний случай.

0
Юлия Яковлева

Светлана, они это Россети. Я Вас поняла, спасибо большое!

0
Татьяна
Отредактировано

Светлана, как Вас найти в ВК? Очень нужна помощь в составлении жалобы в ФАС. Если не затруднит

0
Светлана Ерёменко

Татьяна, https://vk.com/id7318936

0
Ольга Бунина

Светлана, здравствуйте!
Постучалась к вам в вк, помогите пожалуйста в составлении жалобы в ФАС.

0
Vladimir Mordvinov
Отредактировано

Светлана, здравствуйте. Не могли бы форму жалобы в фас скинуть, уже четвёртый месяц пошёл с заключения договора. На претензию не отвечают.

0
Светлана Ерёменко

Vladimir, Добрый день. К сожалению вам это ничем не поможет. Жалоба пишется в свободной форме. Чтобы грамотно указать все статьи и нарушения, необходимо полностью знать ВАШ случай: куда уже обращались, какой дан ответ, какие сроки и кем нарушены, где стоит столб, что написано в договоре, что требуете и т.д. Могу лишь вам порекомендовать: сесть, составить список всех ваших требований, какие были нарушены и кем, после этого по каждому пункту найти статьи, на которае можно сослаться, далее описать свою ситуацию шаг за шагом. Например: нарушены сроки ответы на жалобу, т.е. бездействие должностного лица - это ст.59 ФЗ от 2006г; Также, скорее всего вам понадобится ч.1 ст.10 135ФЗ от 2006г. Ну, и, конечно, ст. 9.21 КоАП РФ и постановление Правительства 861 от 2004г. Может ещё что-то для себя нароете. В конце жалобы обязательно напишите перечень прилагаемых документов: копия договора, чек об оплате, копию претензии (если была) и т.д. Сначала пишем в региональный аппарат, через 30 дней, если ничего не происходит, пишем жалобу на региональный ФАС в центральный аппарат, ссылаясь на ст.59. А дальше только суд. Удачи!

0
Ivan Levashov

Артём, заставить работать их очень просто, если грамотно обратиться в ФАС.
Мне МОЭСК стал телефон обрывать, забегал как ужаленный, подал в суд на застройщика коттеджного посёлка (у меня было опосредованное присоединение), когда УФАС Московской области оштрафовал МОЭСК на 100 тысяч рублей как юр лицо, и ещё был штраф на 20 тысяч должностному лицу.

Астрент тоже вещь хорошая, но не все суды ещё с этим хорошо знакомы.

0
Вадим Сальников

Ivan, больше года назад был заключен договор о технологическом присоединении, договор не выполнен, все моиизапросы игнорируют, обратился с жалобой в ФАС, пришел ответ:-отказать в возбуждении дела в отношении россети т.к. в 2022г россети уже были оштрафованы по аналогичному делу. Куда теперьтобращаться никак заставить выполнить россети обязательства по договору?

0
Ivan Levashov

Вадим, отказ УФАС можно было в 10дневный срок обжаловать в ФАС РФ или в суд.
Само нарушение Россетями договора тоже можно обжаловать в обычный суд общей юрисдикции.

1
Ivan Levashov

если жалуетесь в ФАС на электросети - очень важно жаловаться правильно.
надо в тексте заявления указывать, что электросети нарушили Правила тех. присоединения и вы требуете от УФАС возбудить дело об адм. правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ.

Иначе если жаловаться в общем виде, на злоупотребление монопольным положением, например, то УФАС может переслать вашу жалобу в какой-нибудь Роспотребнадзор.

4
Татьяна

ФАС вынесла решение об административном правонарушении энергетической компании и назначила штраф 600000 рублей. Это мой случай. Но подключение мне так и не сделали. Как то так...

2
user2175645

Татьяна, вы до сих пор без света?

0
Al Rey

Татьяна, аналогично, в прошлом году ФАС оштрафовала Россети, но воз и ныне там...
Тверская область.

0
Pavel Tarasov

Татьяна, а срок новый УФАС установила для сетевой организации. Тоже жалобу написал в УФАС за просрочку подключения

0
Татьяна

Максим, оказывается, они ничего не боятся.

2
Светлана Ерёменко

Татьяна, вам пока ждать решение ФАС. Они могут продлить срок рассмотрения ещё на 30 дней (не более) с указанием причины продления. Ознакомьтесь с ФЗ № 59 "о порядке обращения граждан". Вообще ФАС должен вынести для них вердикт и сроки исполнения обязательств. Также вы можете позвонить назначенному вам сотруднику и уточнит о ходе разбирательств. А так Вам остаётся только ждать.

2
Руслан Матюшкин

Максим, обращались в ФАС - Россети оштрафовали на 600тыс. руб.
Но конкретно для нас результата 0.

2
Голякова Римма

Здравствуйте , мы подавали заявку на присоединения электричества , город Тула ,деревня Бежка дом 101 срок закончился 25 07 2021 , у нас идет строительство ,что нам делать ,электрики так и не приезжали, а в их офисе крайне грубо разговаривают и не на какие вопосы не отвечают ,говорят ждите когда на сайт придет оповещение о подключении и сколько ждать??

1
Светлана Ерёменко

Римма, если Вам всё еще нужна помощь в подключении вы можете обратиться ко мне. Напишите через страничку в контакте. Я тоже с Тулы, и только что закрыла этот вопрос. Главный совет: Пишите грамотно жалобу в ФАС Тульской области на Тулэнерго, и ни с кем не спорте, не тратьте нервы. У меня за месяц вопрос решили.

2
Михаил Поляков

Светлана, Здравствуйте Светлана. И я из Тулы. Мне тоже просрочили полгода. Фас после 30 дней продлила ещё на 30 рассмотрение. Позавчера прислали что против них открывают административку по части 2 ( от 600 тысяч). И ФАС посоветовали обращатся в суд. Ни один телефон из 4 местных Россетей не отвечает. Думаю может Дюмину написать? :)))

1
Светлана Ерёменко

Михаил, Добрый день. Давно пора Дюмину написать, и желательно коллективно. Россетти не стесняясь говорят: "таких, как вы, у нас 7 тысяч. И что вы хотите?". А ФАС посоветовал в суд, потому что штраф то они выпишут, а контролировать дальнейшую работу никто не будет. Мне много пишут. И, видя, ситуацию по стране, считаю необходимым коллективными жалобами забрасывать администрации городов и Москву. Всех: компании, прокуратуру областную и главную, ФАС всех ступеней, администрации всех ступеней и т.д.

0
Вадим Сальников

Светлана, больше года назад был заключен договор о технологическом присоединении, договор не выполнен, все моиизапросы игнорируют, обратился с жалобой в ФАС, пришел ответ:-отказать в возбуждении дела в отношении россети т.к. в 2022г россети уже были оштрафованы по аналогичному делу. Куда теперьтобращаться никак заставить выполнить россети обязательства по договору?

1
Roman Sh

Вадим, у вас случайно не Нижний Новгород? 2000 договоров проверил уфас, 1 млн.руб. выписал штрафа, а мрск до одного места

0
Виталий Самсонов

Максим, я уже обращался в фас результаты не вижу

1
Efim Malkin

Denis, ну вот куда проще, зайти в госуслуги и в поиске набрать ФАС )))
https://www.gosuslugi.ru/16295/1

Кстати, ФАС мое заявление отклонил, написали что то про то что я юрлицом должен быть и что помочь ничем не могут. Сработало в итоге письмо в администрацию президента, менее чем за месяц счетчик все же установили, и вот уже вторую неделю звонят из Россетей, Администрации, ГЖИ и прочих организаций, уточняют все ли хорошо.

1
Руслан Матюшкин

Виталий, ФАС и Суд

1
Анна П

Добрый день! Подали заявку на технологическое подключение через портал. Оповещения о статусах заявки приходили по смс. 9.08 днем приходит смс "заявка аннулирована", затем новое смс "по заявке размещены документы для заключения договора срок оплаты в течении 5 рабочих дней". Оплатили сразу. Приходит снова смс "статус заявки изменен на проект договора на рассмотрении". Ночью 9.08 опять приходит смс "заявка аннулирована".
Я в этих вещах особо не соображаю, исходя их трех первых сообщений подумала, что заявка аннулирована и после оплаты переходит в другой статус.
Теперь оказалось, что договор на портал они прислали 8.07. Я на портал не заходила, об этом не знала. Я оплатила сразу же согласно оповещению из смс от 9.08, которое оказывается прислали тогда, когда срок заявки истек.
Позвонила на горячую линию. Сказали, надо было заходить на сайт. Мы заявку восстанавливать не будем.
Но мы же оставляем свой е-mail и номер телефона не просто так, а для того, чтобы с нами связывались.
Можно ли что-то предпринять в этой ситуации, подскажите, пожалуйста?

0
user2234430

Просрочены сроки договора и Ту по ТП

0
Светлана Иванова

Заявку на ТУ подал 30. 06.2022. Заявку приостанавливали в связи с необходимостью приложить недостающие документы. В итоге Заявку оформили с 18.07.2022 уже с новой оплатой. Законно ли это?

0
Светлана Иванова

Подавал заявку на ТУ 30.06.2022. Пришлось прикладывать недостающие документы. Заявку возобновили на выполнение с 19.07.2022. Правда уже за 45000 руб. вместо 550 руб. Законно ли это?

0
Эмма

Здравствуйте! Я написала заявление на подключение электросети на участке в 2016 году! В договоре было написано , что в течение 6ти месяцев проведут. Не провели. Второй договор заключили в 2019 году и опять не провели. А сейчас мне выслали претензию, что с моей стороны не было никаких уведомлений и я должна заплатить неустойку в размере более 10ти тысяч рублей. Правы ли они?

0
kugushevrashid

Не дают лицевой счет. В ТУ на меня возложили ответственность за вводной провод СИП который находится вне границ моей баланцевой принадоежности. Я написал обращение с целью исправить. Т.к. нет возможности эксплуатации данного провода(отсутствие вышки допуска и т.л.). Договор расторгли и письмо о расторжении договора прислали задним числом через полгода. Вводной автомат запломбировали и я не могу пользоваться электричеством. Обратился в УФАС. Они мне отказали в привлечении к ответственности.

0
Алина Брагина

заявка висит в статусе "Принята в работу (подготовка проекта договора и ТУ)" почти два месяца. От столба до участка 5см....... Кааак на них повлиять...

0
Валентина Яценко

Здравствуйте, подскажите, такая ситуация, ещё в том году подали заявку на подключение, но нас до сих пор не кто не подключил, всё время завтраками кормили всё лето, а сейчас позвонили и сказали что в трансформаторе не хватает напряжения, что нужно менять трансформатор, а когда его променяют неизвестно, уже дом построили, ребёнок пошёл в первый класс, и приходиться возить с города, Подскажите как быть в этой ситуации.

0
Алексей Дамбаев

У нас договор подписан. Опора стоит , провода протянуть. К трансформатору подключены 3 дома. С нашей стороны и сих стороны условия как бы выполнены. Почему в этом случае нельзя срок уменьшить, а не ждать 6месяцев. У них отговорка что перезагрузка. Но я вычитала что при перезагрузке трансформатора возможно подключение. Они даже не выезжали осмотреть. Это в городе Чита.

0
Нина

Подали заявку наручно 31мая 2022 года, а заявку провели 4 июля, т.е.по новым тарифам и теперь пытаются сказать что они считают не 550 руб а 44000 рублей. Куда дальше двигаться? На местном уровне не решат!!!!!! Всё отписки. Это Астрахань.

0
Виктор Кузнецов

01.06.2022 было произведено технологическое подключение к частному дому,но вместо 15 кВТ,подключили 7.5. И уже около полугода,гоняют по всяким «чубайсам»со всемозможными отписками по моему заявлению об увеличении до 15 кВт.Не знаю что делать?Сейчас попытаюсь написать в ФАС.Возможно будет результат.

0
Тамара Ивановна

Здравствуйте. 25.10.2020 прошло 6 месяцев обозначенных в ТУ я целый месяц хожу в Крымэнерго, мне гл.инженер посоветовал написать заявление на оптимизацию техприсоединения, т.к на участке где я подключаюсь проблем, по его словам нет. Я написала, а сегодня пришел ответ, что минимизация невозможна и что сотрудники были у моего участка. Мне никто не звонил, я там никого не видела и теперь нужно ждать неопределенное время. Я в шоке. Уже идут дожди, а я ничего не могу делать с крышей домика на участке. Подскажите, как мне быть. Спасибо.

0
Сидорова Нина

Когда мы купили участок с домом в коттеджном поселке, я заключила с Россетями договор, который должен быть исполнен через 6 месяцев. Чтобы не простаивать с ремонтом, мы попросили у владелицы земель коттеджного поселка подключить нас к ее сетям. Она согласилась и брала с нас по коммерческой цене. Прошло 3 месяца и она отключила нас от электричества. Россети не могут нас подключить, т.к. чтобы запитать нас от близлежащей деревни, нужно поставить определенное количество опор, которые проходят по земле дамы, которая продала нам участок. Куда мне обращаться? Мне все говорят, что она не имела права так делать. Россети кормят завтраками, но делать ничего не собираются. С ней невозможно договориться. Судя по всему, у нее есть психические отклонения. В суд мы уже подали, но когда это будет...

0
Cat Bazilio

После пожара счечик ээ пришёл в негодность.Не могут заменить счетчик...Ждите полгода!!!!Хотя от опоры не отсоединили.На улице мороз-20,идти некууда...Без электроэнергии,не могу начать восстанавливать жильё!!!!Как ускорить подключение???

0

Сообщество

Популярное за неделю