Шопинг в реальной жизни не очень похож на приятное хобби из голливудских фильмов.
Толпы, жара, пакеты, очереди, бесконечные переодевания, а верхнюю одежду чаще всего некуда сдать. Вишенка на торте — продавцы, которые способны привить ненависть к офлайн-покупкам на всю жизнь. Читатели рассказали, чем их больше всего бесят консультанты в магазинах, а мы сделали подборку.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Навязчиво предлагают ненужные товары
Пару лет назад забрела в Calzedonia за одним купальником. Дело было в августе, когда летняя коллекция уже на распродаже. Продавцы обломали весь кайф от покупки и примерки, навязывая всяческие товары для детей, колготки, водолазки и прочее осеннее барахло. Отказывала раз пять — на примерке, на кассе, осматриваясь по магазину.
Причем я умею говорить «нет» без чувства стыда, но не в этот раз. Как думаете, я вернусь еще в Calzedonia? Нет, очно больше не загляну, спасибо системе продаж и повышению среднего чека.
Это какой-то ужас. Я заходил в офис «Теле-2» оформить eSim, делов на пять минут. Мальчик-продавец за эти пять минут утомил меня невероятно. Что он только не предложил — от стекла на экран телефона до домашнего видеонаблюдения от «Ростелекома», он натурально не затыкался! Мое «спасибо, ничего не нужно» он, казалось, просто не слышал.
Поехала в аутлет в Пулково за курткой. Из «Снежной королевы» пришлось просто сбежать, так как за мной хвостом ползли пять консультантов.
Я пришла с конкретной целью — за пуховиком. Примерила одну куртку — она оказалась мала, а размера больше у них не было. Так консультант мне предложила снять толстовку, в которой я была.
Когда я далее пошла смотреть ряды курток — а я уже озвучила, что ищу именно пуховик, — началось: «У нас скидка на трикотаж», «Посмотрите шапки», «А вот у нас есть шарфы», «А вот тут дубленки, и скидки есть на шубы!» В результате покупку совершила в другом месте, где смогла спокойно примерить все и задать вопросы в тот момент, когда мне требовалось.
Куда-то уходят из торгового зала и не отзываются
Я сама в студенческую пору работала продавцом, но навязчивость не практиковала. У нас в магазине было правило: приветствуешь покупателя, затем даешь ему 5—7 минут и только потом подходишь. Как правило, людей, которые настроены выбирать самостоятельно, сканируешь сразу. Ну а те, кто нуждается в помощи, к этому времени уже сами ищут продавца глазами или зовут.
Гораздо больше меня бесит, когда приходишь в магазин и не можешь найти продавца. Или не можешь получить консультацию, потому что продавец, к которому обращаешься, из другого отдела. А тот, кто нужен, куда-то отошел. Сталкивалась с таким в DNS и «Эльдорадо».
Отношусь к навязыванию как к бесполезной попытке меня продавить от дефективного менеджера. Продавцы не по своей воле предлагают товары со скидкой. Мне совсем несложно выслушать их, пожалеть и сказать «нет», у меня нет проблем с ассертивностью и есть наушники.
А вот когда приходишь в «Эльдорадо» за заказом или задаешь вопрос и «белые» вальяжно через губу посылают к «красным», которых, как обычно, гораздо меньше, — тогда этих людей хочется наказать, но это бесполезно. Для себя я решила покупать через интернет, не доверять отзывам и тем более не спрашивать совета у продавцов, им лишь бы бонусы получить.
Не знаю, где вы находите приставучих продавцов. У нас в городе уже года два наблюдаю такую картину: к тебе не то что никто не подходит, тебя игнорируют и даже не здороваются. То, что дают освоиться, — это здорово, но стоять с каменным лицом, когда в твой магазин заходит покупатель, — пардон, это хуже навязывания. Сразу думается, что здесь тебе не рады.
Я хожу по магазинам редко, хвала онлайну. А если иду, то хочется компетентной помощи.
Не помогают покупателям в примерочных
Меня бесит, что в некоторых местах консультанта не дозовешься. Особенно в сетевых магазинах одежды типа «Остина». Если взяла не тот размер, то фигушки кто тебе принесет побольше или поменьше, одевайся снова в свое и топай в зал за нужным размером. А потом заново стой в очереди в примерочную.
Дровишек в огонь подбрасывают объявления в примерочных типа «сдавайте одежду на вешалках». Может, мне ее еще в зале самостоятельно по местам развешать? А ваши консультанты зарплату будут получать за то, что в телефоне тупят? Или логика такая, что покупатель массмаркета обязан страдать, а кому не нравится и хочется нормального отношения — добро пожаловать в магазин подороже?
Мешают смотреть и выбирать товар
Я один раз собрала бинго. Зашла в косметическую «Подружку» в дневное время после универа. Покупателей — никого, а вот девочек-консультантов аж четыре.
Пока я ходила между тремя стеллажами, ко мне каждая подошла, спросила, нужна ли помощь, и рассказала про акции. На третий раз это уже вызвало ироничную улыбку, на четвертый — смех пополам с агрессией.
Уж не знаю, правда ли я так ловко лавировала между стойками и они не поняли, что каждая уже подошла, или у них был такой строгий инструктаж докопаться. В любом случае это было мегараздражающе.
Зашел в Москве в Tom Tailor в ТЦ «Авиапарк». За мной увязался консультант. Стоял рядом и загораживал товар.
Попросил его отойти. Было ощущение, будто он или глухой, или под чем-то. Как мантру говорил про должностные обязанности. Я попросил позвать менеджера или дать его телефон — консультант сразу же испарился.
Во всяких магазинах электроники, парфюмерии, продуктов часто сам ищу продавцов. В «М-видео» у них место силы в центре магазина. Во многих других можно найти продавца в слепых зонах камер, где они втыкают в телефон.
Нарушают приватность покупателя
У меня вьетнамские флешбэки из магазина «Бюстье». Я примеряла бюстгальтер, а в примерочную вломилась продавец-консультант, чтобы узнать, подошел ли размер. Как мне было дискомфортно!
В Triumph консультант не дала нормально выбрать лифчик. Каждую пару секунд из-за шторки: «Ну как вам? А этот как?» Вообще не получилось сообразить, подходит мне вещь или нет. Пришлось снять все, не посмотрев толком в зеркале, и уйти.
В Baon настырные продавцы — даже в примерочную за шторку ломились. Стараюсь туда не заходить.
Ходят по пятам и следят за каждым движением
Не могу не вспомнить «Аскону». «Я только смотрю» означает, что консультант будет перемещаться за тобой по залу примерно в метре позади, полностью повторяя маршрут. И не дай бог задержать взгляд на чем-то дольше двух секунд — сразу же срабатывает скрипт и начинается рассказ про диван или кровать.
Один раз мне было максимально неловко: у консультанта была явная проблема с ногой, он не мог ее сгибать и сильно хромал. И тем не менее с мрачной решимостью медленно лез за мной на второй этаж бутика по довольно крутой лестнице. После фразы, что мне не нужна помощь в выборе.
Зашла в магазин профкосметики, подошли два консультанта. Одна спросила, нужна ли помощь, я сказала, что не нужна. После этого за мной молча по пятам стала ходить вторая — куда я, туда и она. На третьем ряду я не выдержала и ушла.
Ладно помощь настырно предлагают, но когда после отказа ходят за тобой, как маньяки, и следят, что ты смотришь и трогаешь, и потом еще поправляют эту вещь…
Разрывают покупателя на части
СПб, «Снежная королева». Переступаю порог магазина, делаю пару шагов — и все, я в ловушке… Из-за вешалок с пяти разных сторон, в том числе со спины, медленно появляются консультанты, как плавники акул из морской пучины. Меня начинает одолевать животный страх, в голове слышится тревожная музыка из «Челюстей» — па-дам, па-дам, — все более нагнетающая. Они приближаются. Надо бежать, но ноги будто ватные. Музыка в голове все громче, я уже различаю блеск в их глазах при виде добычи.
Потом вспоминаю, что я взрослый, солидный молодой человек и просто зашел в магазин присмотреть куртку, — и уже я выбираю свою жертву. Вцепляюсь взглядом, громко здороваюсь и быстрым шагом иду на сближение. Попытки консультанта сделать вид, что он что-то там развешивает и вообще очень занят, ни к чему не приводят. Остальные растворяются среди вешалок в ожидании долгожданной жертвы.
По магазинам хожу все реже, но если все-таки надо, спасают наушники. Вынимаю наушник, говорю «спасибо, помощь не нужна», втыкаю наушник. Обычно это срабатывает.
Но есть исключение — «Иль-де-Ботэ» в ТЦ «Европейский». Не знаю, как сейчас, но раньше там почти у каждого бренда был свой стенд и отдельный, очень активный консультант. Заходя туда, я обещала себе справиться, но каждый раз происходил такой диалог:
— Вам подсказать?
— Спасибо, не надо.
— А может, все-таки надо? У нас вот акция…
И я выбегала оттуда в ужасе.
Самые приставучие продавцы мне попадались в Fashion House, не понимали слова «нет», ходили по пятам, потом еще поругались между собой, кто отнесет мою вещь в примерочную. Хорошо, что они обанкротились и закрылись. Правда, недавно снова заработали под другим названием, но я туда ни ногой.
Дискриминируют и грубят
Мне в «Летуале» однажды с порога сказали: «Давайте я вам крем подберу, у вас плохая кожа». Вот спасибо, порадовали! И кожа у меня, кстати, нормальная. С тех пор эту сеть вообще обхожу.
Забавная логика в «Летуале»: мужик без корзинки — только за шампунем. Прямо-таки воняет мизандрией.
Один раз в салоне «Мегафона» консультант после слов «спасибо, я пока посмотрю» начал прямо угрожать: «Молча постоять не получится». Вот это поворот, думаю.
Предлагают товары, которые им срочно надо продать
Ладно бы словам продавца-консультанта точно можно было доверять. Но всегда может оказаться, что он будет навязывать вам то, что на утренней планерке приказало продавать руководство, либо товар, за который ему капнет самый большой процент.
12.11.22, 00:05
Зато в Леруа Мерлен, где человек напуган, растерян и подавлен миром всех этих аббревиатур, кодов и диаметров, консультантов очень сложно найти, а если находишь, то либо он сайгаком убегает, либо из другого отдела. Так что если хотите молча стоять у витрины в одиночестве, езжайте в Леруа, я там как-то в отделе крепежа час проторчала.
12.11.22, 14:10
Лексическая, это какая-то магия. Когда консультант нужен, его нет, а когда хочешь побродить в одиночку, то обязательно подойдут.
12.11.22, 06:22
Лексическая, у таких магазинов есть "горячая линия", где "ваш звонок очень важен для вас" - я звоню просто и говорю что-то типа "У вас с отдела электрики продавец сбежал, что ли? Или пьет в подсобке? Ну-ка давайте его сюда, быстро!"
13.11.22, 03:46
Жора, как бывший работник леруа скажу - на все эти звонки и жалобы всем пох... Начальство прекрасно знает, что людей не хватает, но ничего с этим не делает. Я сам отправлял клиентов писать жалобы на инфо стойку, лишь бы они свалили, когда мне буквально не давали работать с человеком и требовали позвать еще продавца (видимо думая, что все остальные спят в подсобке и ждут вызова), хотя я один в смене.
Ну и там для продавцов нет бонусной части, только фиксированный оклад - так что вникать в проблемы покупателя никто не будет. Как говорится: не нравится - иди в Бауцентр..
13.11.22, 07:05
Евгения, конкретно в Леруа так не делал, но в сети поменьше, помню, продавец прибежал через 5 минут весь красный. Понимаю, что это немного жестоко, но там была такая ситуация, что без него было не решить вопрос, а времени было мало. Остальные продавцы - "а я с другого отдела, ничего не знаю, мне никого не позвать". Про Леруа по своему опыту ничего плохого сказать не могу.
14.11.22, 19:45
Жора, у Леруа нет горячей линии.
Закупала там пару раз продукцию для организации... тот ещё квест. Ни почт, ни телефонов. Ощущение, что они специально осложняют взаимодействие с юр. лицами, чтоб не иметь с ними дела вообще...
Петрович на их фоне просто рай закупёра)))
И телефоны, и активность в чатах, отвечают даже в ватсап!
Учись, леруа.
15.11.22, 06:16
Перпетуум, понятно, просто в моем городе их нет, и бываю в их магазинах редко. У нас другие подобные сети.
13.11.22, 11:29
Лексическая, зато в леруа консы стараются всегда помочь, и не наседают «а вот затирочку для плитки не желаете, новые оттенки, свежая поставка?»:)
13.11.22, 20:59
Лексическая, тоже от Леруа бомбит.
В прошлом году делал ремонт с нуля - нужен был продавец чтобы выписал со склада мешков 50 сухих смесей. Пришлось идти на стойку информации чтобы они искали хоть кого-то в этом отделе.
В отделе электрики сам по приколу консультировал нескольких девушек по проводке и розеткам))) Очень интересный и необычный опыт. А работники продолжали в слепой зоне втыкать в мобилы.
13.11.22, 21:17
Влад, мне сегодня повезло, я как раз в отделе электрики нашла консультанта и он подсказал, где искать проволоку (конечно же, там, где я проходила 5 минут назад). Зато в отделе, где лежит всякий электроинструмент, всегда кто-то есть, но надо как сектант выслеживать и заглядывать в глаза.
О, вспомнила, что как-то раз поехала туда после работы, на джинсах висел бейджик, и меня приняли за консультанта, было смешно.
13.11.22, 23:08
Лексическая, меня тоже пару раз в зелёной футболке принимали за продавца)
12.11.22, 03:52
Лексическая,
Кстати, в него и собираюсь. Оказывается и у нас открыли. :))
14.11.22, 19:33
Лексическая, частенько бываю в Леруа, проблем с консультантами не наблюдаю, вежливые, не убегают, охотно помогают.
15.11.22, 09:11
Елена, это если их найдешь! В нашем их выслеживать надо
11.11.22, 18:18
Вспомнила случай, точно как у Christina Radaeva. Я зашла в АМ, и, видимо, выглядела как-то подозрительно, но за мной увязалась консультант и ВСЕ, что я брала в руки, за мной переставляла. Я вообще адекватный человек, но, наверное, в тот день и правда какой-то чертик сидел на плече, мне стало так весело. Мы встали у холодильника и по очереди брали-ставили на полку одну и ту же сырную тарелку))) Я возьму, поставлю, она возьмет, поправит. Я ровно поставлю, а она, хоть на миллиметр,но сдвинет. Я в конце уже просто в голос хохотала, уж не знаю, правила там у них или со мной что-то не то было в тот день. Потом ситуация мне наскучила, купила эту сырную тарелку и ушла. Сколько раз до и после была в этом магазине, никогда не было такого.
12.11.22, 14:06
Елена, ахаха, это пять!
11.11.22, 21:41
Ольга, странно, что вас бесят именно покупатели, которые вам ничего плохого не делают, а не тупые требования работодателя и з/пл от продаж.
11.11.22, 19:09
Ольга, представляете, я частенько прихожу в магазин и ничего не покупаю. Потому что не нашел нужного. Потому что прицениваюсь к разным вариантам. Потому что хочу посмотреть новую коллекцию. Потому что... да мало ли почему! Имею право.
11.11.22, 16:24
Зашел как-то в винный бутик. А видок у меня такой, в косухе и мартинсах. Стал выбирать вино, и охранник меня такой - слышь, посмотрел, иди отсюда давай (думал я неплатежеспособный и спиздить хочу)
12.11.22, 11:09
Meiv, меня как-то в подсобку увели в перекрестке, за то что в косухе. и заставили карманы вывернуть. даже не извинились. я только позже узнала что у них такого права нет и нужно требовать полицию и понятых, если в чем-то подозревают. на тот момент просто в шоке была несколько часов и очень противно было. после я уже знала свои права и такое больше не прокатывало.
13.11.22, 19:15
Авторка, тоже была похожая ситуация в студенчестве , заставили при троих охранниках выкладывать все из сумки, где были предметы гигиены, было максимально стремно( сейчас я бы позвала всех там, да
14.11.22, 20:19
Meiv, поэтому я ворую у магазинах в пальто и брюках. Правда без туфель, на них денег нет
11.11.22, 18:53
Ольга, я как покупатель не хочу разговаривать без надобности, мне продавец интересен только в случае принести другой размер
11.11.22, 17:11
Татьяна Толстая в свое время описала, как за ней "игуаной кралась" продавщица : )) Этот образ по жизни со мной : )))
15.11.22, 06:33
Sasha, спасибо! С удовольствие прочла это эссе, 20+ лет прошло, а ничего не изменилось :D
14.11.22, 06:41
Sasha, а не подскажите название?
15.11.22, 01:40
Татьяна, "Ложка для, картоф. " Татьяна Толстая
11.11.22, 18:44
В Кальзедонию тоже больше ни ногой, это же кошмар какой-то - не успеешь вещь одну посмотреть, тебе уже 30 вопросов зададут
11.11.22, 23:35
Ивана, Однажды чуть не словила паническую атаку, когда в мою сторону (пустой магазин в будни и я единственный клиент) в Кальзедонии ринулось сразу 7 продавцов. Что вообще должен ощущать человек в этот момент?
12.11.22, 08:35
Local, что лосины из Кальзедонии им больше не нужны)))
12.11.22, 10:24
Ивана, или что нужны новые чистые лосины из Кальзедонии
13.11.22, 22:44
Local, я похожие ситуации сейчас разруливаю так: говорю одному продавцу чтобы остальные слышали "девушка, если мне что то понадобится, то я Вам обязательно об этом дам знать".
Проверено неоднократно.
15.11.22, 04:04
Ивана, это точно. Я не так часто бываю в офлайн-магазинах, а уж в кальзедонии была в первый и в последний раз. Не дают самостоятельно осмотреть вещи, а я ещё на свою голову решила там взять один товар на примерку. Консультанты стояли за ширмой, постоянно спрашивали "ну как вам, вы уже оделись?", а ведь даже минуты не прошло с того момента, как я зашла в примерочную, я же не Флеш!
При мне старший продавец отчитывал другого продавца за то, что по залу ходят девочки лет 16-18, оказывается, это неплатежеспособные покупатели и их нужно немедленно выгнать из магазина! Они, по мнению управляющего, ничего не купят, отнимут их драгоценное время и вынесут половину зала в своих карманах.
Пожалуй, это один из самых мерзких магазинов, которому я искренне пожелаю разориться с таким подходом к покупателям
12.11.22, 03:45
Ольга,
Да и на экскурсию тоже. Это магазин, а не секретное производство.
Я сначало хожу "посмотреть, сравнить, выбрать". А покупать иду следующий раз. И большинство так.
Вы хотите запретить ходить и выбирать???
Вас бы на месяц в совковые магазины покупателем... Узнали бы прелести пустых прилавков и продавцов-хамов.
А то, что начальство требует доставать покупателей вопросами - тупое начальство! Покажите им мой пост. Не умеют обучать продавцов.
В свое время мы запретили продавцам доставать покупателей. Учили находиться в зоне видимости, но не стоять за спиной, над душой, не приставать с вопросами.
Но следить - как у покупателя возникнет вопрос - тогда только подходить.
Результат. Во всех анкетах наши магазины получали на первом месте характеристику "Вежливые продавцы".
12.11.22, 02:59
=>> Дровишек в огонь подбрасывают объявления в примерочных типа «сдавайте одежду на вешалках»
"Помоги, товарищ, нам - убери посуду сам" 😃
11.11.22, 16:01
Совет Валентине, если не можете найти консультанта в зале, я про DNS, идите на кассу, по своему опыту скажу, что у них там просто местное гнездо
P.S. Заходил в много магазинов, в разных городах)
11.11.22, 18:44
Охрана в летуаль.
11.11.22, 23:59
Ежевичный, Ооо, там это самая тема.
Если ты женского пола и не выглядишь как эскортница, тебя считают чем-то вроде бомжа. Консультанты тобой не интересуются, а охранники зорко следят за движениями рук. А когда подходишь к кассе и в корзинке внезапно (для них) что-то из дорогого сегмента, они буквально расталкивают и проводят тебя впереди других людей в очереди, чтобы пробить первой. Было такое в разных магазинах их сети. Стыдно это все.
12.11.22, 05:44
О да, мы стоящие по разные стороны баррикад никогда, возможно, друг друга не поймем))) Я как продавец консультант с 11 летним стажем могу сказать, что да мы консультанты ведем себя по-разному, и да нас тоже бесят покупатели) Не все конечно же. Так вот на моем последнем месте работы это было магазин очень дорогого женского белья. Если вам о чем-то скажет, например, марка Lise Charmel вы узнаете в каком)))
На правах пассивной агрессии: Во-первых, если с вами поздоровались, ваше приветствие в ответ не значит, что мы на вас накинемся с бюстгальтерами))
Во-вторых, спросить нужна ли вам консультация – это наша работа. Ну и не спросить как-то странно, ведь не все разбираются в размерах, и не все размеры развешаны на стендах.
Просто скажите: «Спасибо, на примерку не настроена, просто хочу посмотреть»
И ВСЕЕЕЕ! Все всё поняли, смотрите себе на здоровье! Это абсолютно нормально – просто посмотреть!!! Не нормально ходить создавая тяжелое напряжение молчанием на вопросы. Нужен приличный панцирь, чтобы изо дня в день пропускать через себя весь ваш негатив. И я не только про молчание.
Но, должна сказать, что вы дорогие покупательницы – наш хлеб. Только благодаря тому, что вы к нам приходите и покупаете для себя красивое белье мы получаем зарплату. Мы в свою очередь очень добрые и готовые для вас на все, привезти заказы, найти самый выгодный и хорошо сидящий купальник. Одевать вас в примерочной, 10 раз сбегать за другой моделью, потому что не «перламутровые пуговицы» Слушать вас, создавать для вас настроение комплиментами – находить приятные слова, отражающие правду тоже искусство.
На данный момент я уволилась, панцирь истощился) Отдыхаю, заряжаюсь)
12.11.22, 08:26
Малика, Что надо сказать консультанту, чтобы он отвалил и оставил тебя в покое самому разбираться со всеми размерами, примерками, предложениями и т.п. ? но при этом я не "просто посмотреть".
12.11.22, 08:56
Zod, "спасибо, я сама, но если понадобиться помощь, то я к вам обращусь?" :)
Ко мне обычно после простого подобного ответа никто не пристаёт.
11.11.22, 17:03
Цум аутлет, rendez-vous и noone даже не представляют, сколько денег ими упущено в моем конкретном случае - каждый раз зажмурившись уговариваю себя войти и тут же вылетаю пробкой от седлания этими несчастными рабами ("консультантами")
11.11.22, 19:11
Sasha, кстати да, в rendez-vous какое-то нереальное количество продавцов. Ощущение, что попал в качестве реквизита в передачу "Слабое звено", а по итогам дня самого неуспешного продавца расстреляют в подсобке.
11.11.22, 19:11
Ветер, да не, просто воспитанные
12.11.22, 10:39
сапер,
Это дурацкая практика, основанная на устаревших и ложных постулатах о "вежливом обслуживании". К сожалению, хозяева, директора и те, кто обучает продавцов, думают что знают "как правильно" и сами учиться не хотят.
Смешно, но я встречал такого, кто сам жаловался на продавцов других магазинов, которые ему надоедали. А что продавцы его собственной сети достают покупателей ещё хуже он никак понять не мог!
12.11.22, 14:13
В calzedonia, мало того консультан постоянно стоял за шторкой в примерочной, еще и когда другой размер принесла, открыла без проблем шторку, а потом хватило наглости, поинтересоваться своя у меня грудь или нет))) я купальники примеряла.
11.11.22, 17:13
В 100% вакансий продажников первая строчка "холодный обзвон". Сами-то авторы вакансии когда последний раз трубочку от "холодильников" брали?? Но нично не тенькнет в головке, что другие тоже не идиоты : )
12.11.22, 06:28
Никто, кажется, не упоминает пищалки на выходе, а ведь это может быть опасно в сочетании с охранниками. Ты пришел в ТЦ, на одном отделе тебе что-то плохо размагнитили, ты идешь в следующий, выходишь - уже неважно, с покупками или без - и за тобой уже может мчаться охранник, чтобы схватить за шею.
12.11.22, 10:53
Ольга,
Вы повесьте на дверях магазина табличку: "Только для покупателей. Без покупки не выпустим!"
И можете ложиться спать. Покупатели больше вас мучить не будут. Гарантирую!