Как спасти деньги от официанта-мошенника

Вас спасет дополнительная карта
6

В 2012 году двое официантов обворовали москвичей на 10 млн рублей.

Мошенники работали в кафе и ресторанах, обслуживали десятки посетителей в день. Когда клиент отдавал карту для оплаты, официант уносил ее на кассу и копировал данные — это занимало несколько минут. Потом карта возвращалась владельцу, а через несколько дней с его счёта пропадали все деньги.

Аватар автора

Саша Волкова

редактор, экономист

Сотрудники банка советуют не выпускать карту из виду. Но в жизни этому совету следуют только параноики. Представьте: вы сидите в баре, хорошо выпили, спорите с друзьями о политике. Официант приносит счет. Прервете спор и пойдете за ним, чтобы проверить, не копирует ли он вашу карту? А даже если пойдете, это не всегда спасет: мошенники придумали способ считывать данные карты незаметно. Поэтому мы дадим другие советы: реалистичные и простые.

3,5
млрд рублей заработали карточные мошенники в прошлом году в России

Как официант крадет деньги

У официанта есть блокнот и ручка — даже этого достаточно, чтобы обнулить ваш банковский счет. Если есть еще и специальное устройство — скиммер, мошенник сделает с картой всё что захочет.

Самый простой способ украсть деньги — записать видимые реквизиты карты и использовать их для покупок в интернете. Некоторые банки проводят онлайн-платежи без подтверждения одноразовыми паролями. Если у вас карта такого банка, то мошеннику достаточно узнать ваше имя, номер карты, срок действия и код с обратной стороны карты. Он закажет себе айфон в онлайн-магазине, а платить будете вы.

Другой способ — сделать дубликат вашей карты. Официант уносит ее к кассе и прогоняет через скиммер. Это устройство похищает данные с магнитной полосы. Или то же самое мошенник делает на ваших глазах: вы вставляете карту в ридер и не замечаете, что в нем спрятана тонкая плата, которая похищает данные карты.

68%
операций мошенники проводят с помощью видимых реквизитов карты

Дома мошенник с помощью специального устройства записывает ваши данные на другую карту — и дубликат готов. Большинство терминалов оплаты не заметят подделки. Мошенник пойдет в магазин электроники и купит ноутбук за ваш счет. Или продаст дубликат другому мошеннику, и тот расплатится вашей картой где-нибудь в Сингапуре.

21%
операций мошенники проводят с помощью поддельных карт
Заготовка для пластиковой карты. На ней могут быть данные любой карты: моей, вашей, вашего коллеги или знакомого. По ней уже можно покупать
Заготовка для пластиковой карты. На ней могут быть данные любой карты: моей, вашей, вашего коллеги или знакомого. По ней уже можно покупать

Еще один вариант — похитить и данные магнитной полосы, и пин. Официант заглянет вам через плечо, посмотрит записи камер, установит на ридер накладную клавиатуру — и узнает пин. Потом сделает полноценный дубликат карты и снимет ваши деньги в банкомате.

Выпустите дополнительную карту

Карту, на которой вы храните большие деньги, оставьте дома или в паспорте. Для платежей в кафе и ресторанах используйте дополнительную карту — она привязана к тому же счету, что и основная, но у нее другие реквизиты: номер, имя, пин и секретные коды.

Даже если кто-то списал номер и код дополнительной карты, основная карта в безопасности — ведь их реквизиты не совпадают. Просто заблокируйте дополнительную и выпустите новую.

Многие не блокируют карту, даже если подозревают, что ее данные скопировал мошенник. Это случается не по глупости — просто человек не хочет остаться без денег на неделю, пока ему не выпустят новую карту. Но если вы заблокируете карту-дочку, основная карта остается у вас — можете снимать с нее деньги, пока вам снова не выпустят дополнительную.

Чтобы выпустить дополнительную карту Т⁠-⁠Банка в интернет-банке: нажмите «Действия», выберите «Оформить дополнительную карту» и назначьте время и место встречи с курьером:

То же самое можно сделать в приложении: зайдите в раздел «Счета», нажмите на иконку настроек в правом верхнем углу, выберите «Выпустить доп. карту». Введите паспортные данные и ждите звонка оператора — он согласует место и время встречи с представителем.

Установите лимит

Для дополнительной карты установите лимит на снятие наличных. Например, не больше 5000 ₽ в день. Если вдруг понадобится больше наличных, измените лимит — это можно сделать за минуту:

В разделе «Счета» выберите дополнительную карту. Потом зайдите в меню в раздел «Безопасность». Выберите «Лимиты» — «По карте» и укажите нужную сумму.

Ограничить можно и платежи, но только за месяц. Например: тратить с дополнительной карты не больше 30 000 ₽ в месяц. До остальных денег мошенник не доберется.

Чтобы спрятать все деньги, месячный лимит придется то и дело переустанавливать. Поставили лимит 5000 ₽ в месяц; как только он исчерпался — повышаете лимит до 10 000 рублей. Как бы мошенник ни старался, он не получит больше трех-четырех тысяч за один раз.

Отключите платежи в интернете

Запретите онлайн-платежи для карты, которой платите в кафе и ресторанах. Если мошенник подсмотрит реквизиты, он не сможет их использовать. Когда понадобится заплатить с карты в интернет-магазине, вы сможете на время снять запрет — на это уйдет меньше минуты:

Чтобы отключить онлайн-платежи в приложении, зайдите в настройки счёта (в правом верхнем углу экрана) и выберите раздел «Услуги». В интернет-банке — в раздел «Лимиты»

Платите в кафе наличными

Платить наличными неудобно: нужно вовремя снимать деньги в банкомате, возиться с мелочью и сдачей. Но вы можете использовать эти неудобства себе на пользу.

Решите, сколько вы готовы потратить в кафе за неделю. Снимите в банкомате эту сумму и носите с собой. Платите в кафе наличными — официант не сможет украсть данные карты, а вам будет проще оставлять чаевые. Но главное — придется ограничить траты, чтобы вписаться в запланированную сумму. Это поможет сэкономить.

Минус такого подхода — вы не узнаете, в каких кафе вы тратите больше денег. И если будете тратить наличку на что-то еще (транспорт, бензин, покупки), то они будут неразличимы в вышей статистике расходов. Это неудобно, если вы следите за бюджетом.

Как вернуть украденное

Если с карты украли деньги, сразу обратитесь в банк. По закону, он должен возместить убыток, если деньги списаны с карты вопреки воле клиента. Но тут начинаются юридические нюансы:

  1. Вы должны сообщить о мошенничестве не позже чем через сутки. Поэтому обратитесь в банк сразу и сохраните доказательства: запишите время звонка и имя оператора, продублируйте обращение письмом. Это понадобится, если банк станет отрицать, что вы сообщили ему о списании денег вовремя.
  2. Сообщение должно быть «в предусмотренной договором форме». Проверьте, что написано в договоре. Иначе банк откажется возвращать деньги, потому что вы вместо факса отправили электронное письмо.
  3. Вы не должны «нарушать порядок пользования» картой. Если банк докажет, что вы написали пин на карте или сами вручили карту бандиту, то не вернет похищенные деньги.

Формулировки в законе туманные. Например, непонятно, что значит «нарушать порядок пользования» — споры в суде могут затянуться. К счастью, решение о возврате чаще принимает не суд, а банк.

Банк опирается на два принципа. Первое — нельзя отдавать деньги по любому требованию. Иначе мошенник снимет деньги с собственной карты, заявит о краже и получит в банке возврат. Второе — нельзя каждый спор доводить до суда. Это дорого и плохо для репутации. На практике банк принимает решение в зависимости от двух факторов: суммы и внутренней политики.

Если мошеннику достались только 3—4 тысячи, скорее всего, банк возместит ущерб. Но если речь идет о сотнях тысяч, банк изучит ситуацию подробно. Не рискуйте большими суммами — не придется ходить по судам.

Политика возвратов у разных банков разная. Одни не отдадут ни рубля, пока не изучат все обстоятельства, другие относятся к возвратам проще. Прежде чем оформить карту, почитайте отзывы о банке.

Выводы

  1. Выпустите дополнительную карту и платите в кафе только ей.
  2. Установите на карте лимиты.
  3. Отключите платежи в интернете.
  • Lubov ShyshkoСупер1
  • Сергей Тихоноводин мой знакомый однажды пошёл в ночной бар. Там он напился, а счёт оплатил картой. Когда он проснулся на следующее утро и проверил баланс карты оказалось что по его карте бармен провёл 100 чеков, и то что он заказал и то что не заказывал. Просто бармен прикарманил себе наличные с 99 заказов, провёл их по карте моего знакомого. Ночное прохождение обошлось ему в 45 тыс. Такое ощущение, что он угостил в ту ночь всех посетителей заведения. Как будто он сказал "спиртное для всех за мой счёт"2
  • Dark VictorКак вариант, можно после каждого контакта карты с банкоматов менять ПИН через приложение (в банках, которые, это позволяют). Как минимум, наличные снять не смогут. И отключить манипуляции в интернете. Что я и делал в поездке по Индонезии. В добавок к пину после манипуляций кидал карту на счёт, на котором был "0". В итоге, карта всё же где-то засветилась, были попытки списания, когда уже уехал из Индонезии, местные "хорьки" получили "банан". Карту по возвращении заблочил и утилизировал. А еще вариант - оплачивать телефоном или часами. Некоторые Самсунги могут генерировать магнитное поле, подобие тому, что производит магнитная лента банковской карты при контакте с терминалом, что позволяет через SamsungPay расплачиваться практически через любой, даже "древний", терминал10
  • Людмила ИвановаСергей, Жесть жестокая...(((1
  • ГАЛИНА ЯРОСЛАВЦЕВАПолезная статья. В Америке подобные вещи сплошь и рядом:за 2,5 месяца пребывания там я трижды столкнулась. Самая маленькая потеря-8,25 $ было списано с Карты не пойми за что после того как я уже несколько дней как в России да ещё и ночь глубокая.А по ночам я сплю обычно. Побольше:оплатила общий бортовой счёт по итогу 203 $.В 22 часа.Ушла спать- завтра длинный день.Представьте мои ощущения:через тот же терминал 4 часа спустя с Карты списали ещё 50$ без объяснения причин. Ну и вишенка на торте:утром при оплате картой обнаружила что она заблокирована. Связалась со своим менеджером по обслуживанию VIP клиентов через What’up-звонить в банк по стоимости 65 руб за минуту как то не очень.Она то мне и сообщила, что карту заблокировали- 12 покупок подряд на Амазоне каждая на сумму 19,9 $ сочли подозрительными.Я четко сказала что это не я и карту заблокировала дополнительно в приложении банка. По итогу:8,25$ банк вернул без всяких возражений. 50$ в процессе:мой менеджер по обслуживанию VIP клиентов рекомендовала мне получить письмо от Royal Carribian как ответ на вопрос «за что?». Круизная компания трижды мне ответила что не имеют доступа к подобным операциям и, что ещё смешнее « обратитесь по этому вопросу к своему В последствии выяснилось что я зря теряла на это время- можно было и избежать этого этапа.Это к вопросу о порядке выставления претензии. 238$ банк не вернул.Сослались на то что я пропустила срок подачи заявления на возврат.Это к тому что от менеджера банка я получила положительный ответ на мой прямой вопрос что деньги не спишут.Что нужно ещё раз блокировать карту окончательно на горячей линии и ещё и заявление составлять узнала случайно, как и про срок давности данного действия.И это при том что имею личного консультанта по финансам. Этот с Альфа-банком у меня такая некрасивая история вышла благодаря непрофессионализму их сотрудника Дарьи Шемельковой. Как не смешно сказать Перед поездкой я имела с ней беседу о безопасности пользовании картой, но от статьи в Т-Ж пользы получила больше. А по поводу механизма возврата моих денежных средств: оказывается я была проконсультирована «в полной мере» как мне ответил банк.Теоретически их и списать то не должны были.4
  • mаpиoнeтo4kaDark, хорошо, что вы все предусмотрели!2