Как я перевела продавцу 7000 ₽ за экошубу, но не получила ее

И не смогла вернуть деньги

22
Как я перевела продавцу 7000 ₽ за экошубу, но не получила ее

В феврале 2017 года я увидела на одногруппнице серую шубку из искусственного меха и захотела себе такую же.

Одногруппница рассказала, что заказала шубу в группе во «Вконтакте», и скинула на нее ссылку. При этом предупредила, что плату принимают на карту физлица. Меня это насторожило, но успешная покупка знакомой притупила мою бдительность. Через несколько дней я выбрала шубу и перевела 6940 ₽ неизвестной женщине. В итоге осталась без денег и товара.

В статье расскажу, как продавщица девять месяцев придумывала разные причины, почему доставка задерживается, как я пыталась вернуть деньги и что делаю теперь, когда заказываю товары в интернете.

Рассылка о том, как жить и богатеть
Лучшая статья недели — в вашей почте каждую среду. Бесплатно

Как выглядела группа

В группе «шоурума» было несколько тысяч подписчиков. Товаров, которые можно оплатить через «Вконтакте», там не было, а типичный пост выглядел так: фото модели в шубе или дубленке и краткое описание товара — размерный ряд и стоимость.

Фотографии не выглядели оригинальными: локации и модели были разными, без единого выдержанного стиля. Я даже скачала один снимок и нашла по нему товар на «Алиэкспрессе» — поиск выдал похожие шубы примерно в полтора-два раза дешевле.

Комментарии к постам были закрыты, а отзывы собрали на отдельной странице — только позитивные и с премодерацией администратора группы.

Если бы я нашла группу сама, а не по рекомендации, то не стала бы в ней ничего заказывать. Я же видела шубу оттуда на одногруппнице и решила, что у продавца просто проверенные поставщики из Китая.

А заказывать шубу с «Алиэкспресса» напрямую я боялась: тогда посылки из Китая долго шли и нередко терялись. К тому же я слышала, что товар оттуда часто отличается от фото, при этом маркетплейс встает на сторону продавца. Я не хотела так рисковать и решила довериться группе.

Такая модель шубы мне понравилась, в группе ее продавали за 6590 ₽
Такая модель шубы мне понравилась, в группе ее продавали за 6590 ₽
Аналогичная модель, которую я нашла на «Алиэкспрессе»
Аналогичная модель, которую я нашла на «Алиэкспрессе»
1/2
Такая модель шубы мне понравилась, в группе ее продавали за 6590 ₽

Как я заказала шубу

В феврале 2017 года я написала в личные сообщения Евгении, которая была указана в контактах группы. Спросила об интересующей меня модели и сроках доставки. Она ответила, что шуба будет у меня через 7—15 дней.

Но девушка предупредила, что работает по полной предоплате на карту физлица. Мне это не понравилось, к тому же перевести деньги нужно было не Евгении, а некой Марии. Но одногруппница получила шубу, и я не подумала, что передо мной мошенники. Я отправила Евгении адрес для доставки, а на следующий день, 19 февраля, перевела деньги и стала ждать.

Евгения обещала отправить шубу Почтой России, но я даже не спросила номер отслеживания посылки: у меня не было опыта подобных покупок.

Сейчас аккаунт удален, но переписка у меня сохранилась. Меня почему⁠-⁠то не насторожило, что собеседница не отправила дополнительные фото шубы
Сейчас аккаунт удален, но переписка у меня сохранилась. Меня почему⁠-⁠то не насторожило, что собеседница не отправила дополнительные фото шубы
Цена шубы — 6590 ₽, стоимость доставки — 350 ₽. Плюс пришлось заплатить 1% комиссии, то есть еще 69 ₽, за перевод физлицу в другой регион
Цена шубы — 6590 ₽, стоимость доставки — 350 ₽. Плюс пришлось заплатить 1% комиссии, то есть еще 69 ₽, за перевод физлицу в другой регион
1/2
Сейчас аккаунт удален, но переписка у меня сохранилась. Меня почему⁠-⁠то не насторожило, что собеседница не отправила дополнительные фото шубы

Когда начались проблемы

От одногруппницы я знала, что не стоит верить заявленным срокам доставки: она получила заказ примерно через месяц. Так что я не ждала шубу раньше марта 2017 года.

Но 26 февраля Евгения написала, что партия шуб пришла «не очень» и лучше выбрать другую модель. Вместо того чтобы разозлиться, я даже обрадовалась такому контролю качества. И выбрала шубу, которая, по словам Евгении, была теплее первой. При этом доплаты девушка не потребовала.

Я не стала разбираться, почему шубу мне даже не отправили, а просто выбрала другую модель. Потом Евгения почему⁠-⁠то удалила фото шуб, которые предлагала в переписке
Я не стала разбираться, почему шубу мне даже не отправили, а просто выбрала другую модель. Потом Евгения почему⁠-⁠то удалила фото шуб, которые предлагала в переписке

Через месяц уведомление о доставке так и не пришло: ни от Евгении, ни от Почты России. Поэтому я написала девушке сама. Она «проверила» информацию и заверила, что посылка вот-вот придет.

Я снова стала ждать. Но и в начале апреля шубы на почте не было. Я написала Евгении, и в этот раз она ответила мне только через неделю. Рассказала, что у магазина проблемы из-за китайского Нового года, который был еще в феврале. Пожаловалась, что в это время страна отдыхала и продавцы не отправляли товары вовремя.

В мае шуба не пришла, так что в середине месяца я потребовала у Евгении вернуть мне деньги. Она ответила через 12 дней: рассказала, что весь их товар арестовали на таможне, много денег потеряно и теперь магазин будет долго с кем-то судиться. Девушка обещала вернуть деньги только осенью.

Я спросила, есть ли гарантии, что я действительно получу назад свои 7000 ₽. Евгения ответила, что, возможно, возврат будет не деньгами, а товарами. Тогда я подумала, что с таможней действительно могут быть проблемы, решила, что летом шуба мне все равно не понадобится, и снова дала магазину шанс.

В следующий раз я написала Евгении 31 августа. Она заверила меня, что магазин снова начинает работать. Но это были пустые обещания.

В апреле я спросила номер отслеживания посылки, но мой вопрос проигнорировали
В апреле я спросила номер отслеживания посылки, но мой вопрос проигнорировали
А в конце мая Евгения предложила подождать до осени, потому что таможня арестовала все заказы магазина по вине поставщика и денег нет
А в конце мая Евгения предложила подождать до осени, потому что таможня арестовала все заказы магазина по вине поставщика и денег нет
1/2
В апреле я спросила номер отслеживания посылки, но мой вопрос проигнорировали

Почему я не обратилась в полицию и в суд

В Т⁠—⁠Ж уже есть статьи о том, как вернуть деньги, если сделал заказ у мошенников в соцсети, и о том, как вернуть покупку в интернет-магазин. Повторять рекомендации оттуда я не буду, но расскажу, как я действовала.

Все эти месяцы, пока переписывалась с Евгенией, я пыталась найти способ вернуть деньги. В марте позвонила в Роспотребнадзор, чтобы узнать, как в таких ситуациях действует закон о защите прав потребителей. Там ответили, что ведомство может проверить только зарегистрированных предпринимателей. А я перевела деньги на карту человека без статуса ИП, и это скорее незаконная предпринимательская деятельность, которой занимается полиция.

У знакомого юриста я спросила, насколько эффективно будет обратиться в полицию. Он сказал, что заявление о незаконной предпринимательской деятельности не гарантирует, что мне вернут деньги, и по нему наказание для предпринимателя — штраф. И я решила не писать заявление: подумала, что из-за 7000 ₽ никто не будет искать человека в другом регионе.

Знакомый сказал, что можно попытаться вернуть деньги через суд. Но для этого надо знать ФИО и место регистрации ответчика, а у меня были только имя, отчество, первая буква фамилии, город и номер карты одного человека и переписка во «Вконтакте» с другим.

В мае я думала обратиться в банк, чтобы узнать данные получателя перевода. Но раз я не оспорила его сразу, то не могла утверждать, что перевела деньги по ошибке, а получатель обогатился незаконно.

Все это время группа во «Вконтакте» продолжала работать, только сменила название и менеджера, который принимает заказы. В итоге в ноябре я опубликовала на своей стене пост, где кратко описала историю и тегнула Евгению, группу и нового менеджера. Кроме того, я пожаловалась в службу поддержки «Вконтакте». Но там мне ответили, чтобы я обращалась в полицию: если она подтвердит факт мошенничества, группу заблокируют.

Зато сразу после публикации поста мне в личку написала Евгения. Она уговаривала его удалить и обещала, что в течение месяца решит проблему. Говорила, что у магазина тяжелая ситуация, количество заказов снизилось, а вслед за этим и выручка, да и вообще, она больше в магазине не работает.

Так выглядел мой пост с предупреждением не заказывать товары в этой группе, к нему я прикрепила скриншоты переписки с Евгенией
Так выглядел мой пост с предупреждением не заказывать товары в этой группе, к нему я прикрепила скриншоты переписки с Евгенией
Наша последняя беседа с Евгенией вышла эмоциональной. После нее я перестала пытаться вернуть деньги, поэтому не отслеживала, когда Евгения удалила свою страницу. Ссылка на группу до сих пор работает, но она сменила название и стала закрытой. Хотя в ней по⁠-⁠прежнему более 20 тысяч подписчиков
Наша последняя беседа с Евгенией вышла эмоциональной. После нее я перестала пытаться вернуть деньги, поэтому не отслеживала, когда Евгения удалила свою страницу. Ссылка на группу до сих пор работает, но она сменила название и стала закрытой. Хотя в ней по⁠-⁠прежнему более 20 тысяч подписчиков

Как я теперь покупаю в интернете

После этого случая я зареклась покупать что-то в интернете не через маркетплейсы или официальные интернет-магазины. Несколько лет я следовала этому плану, а потом распробовала прелесть небольших брендов одежды и украшений с собственным производством.

На мой взгляд, в этих интернет-магазинах качество товара выше, чем в массмаркете, а модельный ряд интереснее. Плюс есть возможность скомбинировать заказ под свой вкус и получить уникальную вещь. Например, я покупаю одежду с авторскими вышивками и выбираю не просто из того, что есть в наличии, как на маркетплейсах или в магазине, а подбираю модель изделия и вышивки на нем, ткань, цвет и размер. То есть вещь создают с нуля по моему заказу.

Из минусов: обычно менеджеры просят оплатить заказ переводом на карту человека без статуса ИП. Но теперь в ответ на это я спрашиваю об альтернативных способах, чтобы получить подтверждение платежа. И пока я не сталкивалась с тем, чтобы их не было: взамен мне предлагают оплатить по QR-коду через СБП или по ссылке через сервис приема платежей. В таких случаях продавец сначала должен указать, от кого, сколько и за что он получает деньги, а я получаю чек.

Дело в том, что принимать платежи таким способом могут только самозанятые без статуса ИП, ИП или компании, которые ведут бизнес официально. Когда самозанятый получит деньги, он должен сформировать и отправить покупателю чек в приложении «Мой налог». А остальные продавцы, чтобы принимать платежи от физлиц, обязаны иметь онлайн-кассу, которая и генерирует чеки.

Чек не гарантирует, что у продавца не произойдет непредвиденная ситуация, а я получу товар. Но при каких-то проблемах мне не придется доказывать, что в момент платежа я выступала как потребитель. И я смогу защищать свои права в соответствии с этим статусом, а не как жертва мошенничества или незаконной предпринимательской деятельности.

Я не знаю, почему бренды просят перевести деньги на карту, просто спрашиваю о других способах оплаты
Я не знаю, почему бренды просят перевести деньги на карту, просто спрашиваю о других способах оплаты
Я прошу оплату с чеком даже у тех интернет-магазинов, где уже покупала. Мало ли с какими трудностями может столкнуться небольшой бренд
Я прошу оплату с чеком даже у тех интернет-магазинов, где уже покупала. Мало ли с какими трудностями может столкнуться небольшой бренд
1/2
Я не знаю, почему бренды просят перевести деньги на карту, просто спрашиваю о других способах оплаты
Сервис приема платежей указывает получателя полностью. В случае с ИП это ФИО — никаких сокращенных фамилий, как с переводами на карту физлиц
Сервис приема платежей указывает получателя полностью. В случае с ИП это ФИО — никаких сокращенных фамилий, как с переводами на карту физлиц
Чек при оплате по QR-коду через СБП можно сформировать прямо в банковском приложении, даже если с момента платежа прошло больше года
Чек при оплате по QR-коду через СБП можно сформировать прямо в банковском приложении, даже если с момента платежа прошло больше года
1/2
Сервис приема платежей указывает получателя полностью. В случае с ИП это ФИО — никаких сокращенных фамилий, как с переводами на карту физлиц

Что в итоге

  1. Покупать товары в соцсетях — это риск. Даже положительные отзывы от знакомых не гарантируют, что в вашем случае все пройдет как надо.
  2. Вернуть деньги, которые перевели на карту физлица, сложно. Если продавец не сделает этого добровольно, придется обращаться в полицию и суд.
  3. Чтобы обезопасить себя, лучше заказывать товары на маркетплейсах: в спорных ситуациях площадка может встать на сторону покупателя, а не продавца.
  4. Если товар уникальный и его нет на маркетплейсах, прежде чем переводить деньги на карту, стоит узнать у продавца, есть ли альтернативные способы оплаты, которые позволят получить чек об операции. Тогда в спорной ситуации можно будет сразу обратиться в суд, минуя полицию.

Хотите написать такую статью для Т⁠—⁠Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.

Сталкивались с интернет-магазинами, которые не присылали вам покупку? Как действовали? Удалось ли вернуть деньги?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество