Зачетка
4K

Как я сдала ОГЭ без репетиторов в 2024 году

5

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

В 2024 году я стала выпускницей девятого класса средней общеобразовательной школы. Экзамены уже позади и я решила поделиться своим опытом подготовки и сдачи четырёх экзаменов — двух обязательных: русского, математики; двух дополнительных: я выбрала обществознание и литературу.

На что я опиралась, выбирая дополнительные экзамены для сдачи?

1. Знания. Я понимаю, что эти экзамены точно смогу сдать, так как данные предметы мне интересны, я ими занимаюсь.

2. Аттестат. По обществознанию в году у меня вышла четвёрка и я решила во что бы то ни стало попытаться её исправить. Получилось ли — читайте дальше:)

А с литературой всё проще — пятёрка за год, которая и так повлияет на аттестат, поэтому экзамен достаточно сдать на 4.

3. ЕГЭ. Я иду в десятый класс, поэтому решила, какие предметы собираюсь сдавать на едином государственном экзамене. Подготовка заранее (в виде подготовки к ОГЭ) даст неплохую опору для сдачи.

Расписание ОГЭ-2024 (четыре предмета):

  • Обществознание — 27.05.2024
  • Русский язык — 03.06.2024
  • Математика — 06.06.2024
  • Литература — 14.06.2024

Мои цели:

  • Обществознание — пятёрка, с помощью которой исправлю аттестат.
  • Русский язык — пятёрка, возможно даже максимальный балл.
  • Математика — рассчитываю на 4 или 5, так как в аттестате всё равно будет четвёрка.
  • Литература — четыре или пять.

Напомню, как формируются оценки: год = годовая оценка, экз = экзамен.

  • Обществознание = год + экз/2
  • Русский язык = год + экз/2
  • Математика = год(алгебра) + год(геометрия) + экз/3
  • Литература = год + экз/2

То есть, складываются годовые оценки и оценки за экзамены и делятся на их количество (находится среднее арифметическое).

В течение года мы сдали итоговое собеседование (я на 19/20, оценок нет, важен зачёт -10 баллов) и защитили индивидуальный итоговый проект (иногда его сдают в 8 классе), получили допуск к экзаменам. Теперь о самих ОГЭ и подготовке к ним.

Обществознание

В школе нас не очень хорошо готовили к данному экзамену. Консультации были очень редко, уроки часто "выпадали" из расписания. Пришлось готовиться самостоятельно. Я смотрела бесплатные вебинары на ютуб-каналах онлайн-школ "Умскул" и "100балльный репетитор", чаще обращалась к первому варианту, также прорешивала сборник из 40 вариантов Лазебниковой, задания с ФИПИ.

Для меня была важна практика — я нарешивала как можно больше, смотрела не только видео с теорией, но и практикумы. Также хочу посоветовать вам изучить критерии оценивания заданий — это поможет избежать некоторых неприятностей.

Например, в пятом задании: если неверно ответить на первый вопрос (например, назвать вид деятельности, изображённый на фотографии), то задание обнуляется полностью.

Ещё я состояла в открытых телеграм-каналах онлайн-школ, частных репетиторов — они публикуют полезные материалы и тесты для самопроверки.

Так как обществознание было моим первым экзаменом, я нервничала. За день я повторила основы обществознания. Советую вебинар от "Умскула" "Вся теория по обществознанию 5-11 класс" — он поможет вспомнить необходимый минимум (определения и теория в целом). Утром я посмотрела практику второй части экзамена (21-24, их оформление, так как, если честно, не уделила им слишком много времени — больше работала с заданиями 1-20). Перед экзаменом я повторила понятия для задания 1.

Экзамен проходил в нашей школе, с нашими учителями. Мы сдали свои телефоны, прошли металлоискатель (нас не заставляли расстёгивать рубашки или что-то такое, всё прошло просто прекрасно, я очень благодарна нашим учителям).

Когда я увидела КИМ (контрольно-измерительный материал, или вариант), я обрадовалась, так как вариант был не очень сложным для меня. Написала всё без проблем, ни разу не выходила из аудитории, сдала работу буквально в последние минуты. Итог: сдала на 36/37 (5), оценку в аттестате исправила на 5.

Русский язык

Нас очень хорошо подготовили в школе — наш учитель русского языка и литературы является экспертом ОГЭ по русскому языку и великолепно знает критерии. Мы буквально заучивали необходимые шаблоны и понятия для сочинений, практиковали их, писали изложение одно за другим, решали тесты и повторяли теорию. За год мы получили всё, что могли.

Было два пробника: я написала первый на 32 балла, второй на 30 (пятёрки)

К тому же, у меня достаточно хорошая база по русскому языку, я люблю этот предмет, поэтому не уделяла ему так много времени (меня больше интересовали другие предметы).

Хотя я заходила на ФИПИ, решала тесты, писала изложения (отработала все 36 текстов), сочинения, но делала это понемногу, в течение года. Утром перед экзаменом я повторила несколько правил на правописание приставок и… всё. Я не смотрела вебинары, видео, просто посещала уроки.

Экзамен проходил в нашей школе, всё было замечательно. На экзамене я немного переживала (+ моя главная ошибка — я не выспалась перед русским!), но изложение оказалось замечательным (опять же повторю, что я отработала все 36 текстов), с сочинением я также справилась.

Тестовая часть была не очень сложной, некоторые задания были аналогичны тем, что я отрабатывала в течение года, но несколько вопросов заставили меня понервничать. Вышла с ощущением, что не набрала на пятёрку.

Итог: сдала на 32/33 (5), глупая ошибка в тесте по невнимательности, в аттестате и так стояла бы 5, так что я просто подтвердила свою оценку.

Математика

К математике нас готовили в школе. Но только к первой части, а она даёт всего 19 баллов — этого не хватит на пятёрку. Было два пробника — первый я написала на 18 баллов, второй на 16 (четвёрки)

Первую половину года я потратила исключительно на неё, так как понимала, что по алгебре и геометрии у меня всё равно четвёрки и оценка за экзамен ничего не изменит. Прорешивала задания с ФИПИ, иногда открывала варианты на Решу ОГЭ.

Как только я удостоверилась, что решаю всё практически без ошибок, решила заняться некоторыми заданиями второй части. Я выбрала задания 21 (чаще движение по воде (по течению/против течения) и 24 (доказательство чего-либо), рассмотрела возможные варианты и начала отрабатывать.

За день до ОГЭ не делала ничего, разве что повторила правила по геометрии. С утра я также ничего не повторяла, хотя, находясь около школы, посмотрела видео по типам заданий 1-5. Экзамен проходил в нашей школе, так что с организацией всё было в порядке.

Сам экзамен писала почти все 3 часа 55 минут, сдала работу примерно за 10 минут до окончания. Вариант был нормальным — не слишком лёгкий, но и не очень сложный. Выходила один раз — скушать шоколадку. Итог: сдала на 23/31 (5), чему была очень рада!

Литература

У нас замечательный учитель русского языка и литературы, но подготовки к экзамену в школе никакой не было. Его выбрали всего два человека из параллели, поэтому не было ни пробников, ни консультаций.

В то же время на уроках литературы было очень много полезной информации по основным произведениям из кодификатора (список всех произведений, которые могут попасться на ОГЭ).

Я готовилась также самостоятельно, с помощью бесплатных вебинаров от тех же школ, что и по обществознанию, а также посмотрела первый день "Нокаута" на канале онлайн-школы "Сотка". Теорию литературы я изучила быстро, так как её не очень много, а потом стала читать…

Я читала бумажные книги, слушала аудиокниги, таким образом успела прочитать весь кодификатор. Лирику, как мне кажется, читать не обязательно, главное — научиться анализировать любое стихотворение.

Сам экзамен проходил в другой школе, куда мы поехали с сопровождающим. Организация была хороша, металлоискатель тоже все прошли спокойно.

В аудитории были все книги из кодификатора, их спокойно можно было брать. Единственное "но" заключалось в том, что в кабинете было ужасно холодно, и к третьему часу у меня дрожали руки, я не могла просто держать ручку. Тогда я вышла в коридор, немного прогрелась и пошла писать своё последнее сочинение…

В целом о варианте: он был несложным, первая часть по "Горю от ума" А. С. Грибоедова (а в школе мы эту комедию очень подробно разобрали), далее лирика Маяковского и Некрасова (я научилась анализировать любое стихотворение), а самое большое и "дорогое" сочинение я решила писать по лирике М. Ю. Лермонтова. Закончила я за минуту до конца экзамена, кое-как успела дописать вывод. Вышла с ощущением, будто завалила экзамен:) Итог: сдала на 35/37 (5), подтвердила свою оценку в аттестате.

Выводы

В заключение хочу сказать, что ОГЭ — это не такое страшное жизненное испытание. К экзамену можно подготовиться без репетиторов, даже без сборников (я же приобрела по обществознанию), но это будет эффективно только в том случае, если есть база по выбранным предметам и желание готовиться.

Я могу сказать, что не мучила себя подготовкой, не сидела сутками за компьютером — я отдыхала, наслаждалась жизнью, спокойно училась, понемногу, но регулярно читала. Я не получу аттестат с отличием из-за четвёрок по математике и физике, но в течение года я всё равно уделяла время учёбе в целом и не бросала школу.

Важно знать структуру экзамена, изучить кодификатор и спецификацию (всё есть на сайте ФИПИ), знать пороговые баллы на соответствующую оценку, а также знать, сколько баллов даёт то или иное задание.

Теория и практика одинаково важны. Есть определённые критерии, стандарты оформления заданий (вторая часть математики), можно даже пользоваться клише (сочинения по русскому языку). Без отработки навыков не получится набрать высокие баллы.

Ещё у вас должна быть цель — зачем вы выбираете данный предмет, а также понимание — а смогу ли я сдать этот предмет? а хочу ли я его сдавать?

Конечно, если в школе грамотные учителя, то готовиться будет куда проще, но на примере обществознания я убедилась, что могу готовиться полностью самостоятельно также без репетиторов. Перед экзаменом важно выспаться и позавтракать. Казалось бы, мелочь, но она может повлиять на ваше состояние во время ОГЭ.

Я не брала ни одной шпаргалки на экзамены, поэтому нервничала меньше — из кармана моей юбки ничего бы не вывалилось, например. Но писать их полезно — так запоминается материал. Благодаря шпаргалкам я запомнила функции денег и полномочия органов власти (а они мне очень пригодились!)

Я своими результатами довольна, хотя изначально боялась, что оценка по русскому языку и литературе будет ниже.

  • АлинаСкоро будут статьи "как я без репетиторов написал контрольную в 5 классе"?9
  • NonameСдать огэ без репетиторов - это норма. Вот с егэ сложнее, хотя и тут можно вполне обойтись без репетиторов и притом поступить на бюджет.5
  • СолнышкоАлина, возможно всё) я же просто хотела поделиться опытом, в первую очередь с теми, кому предстоит сдавать экзамены - будущим девятиклассникам. И согласна с тем, что ОГЭ - это просто, его можно даже сравнить с контрольной. Спасибо за комментарий!2
  • СолнышкоNoname, согласна полностью. Смотрела большое количество видеороликов из разряда "я сдал(а) ОГЭ 20**", практически всех авторов можно делить на два типа: вообще не готовились и усердно готовились (репетиторы, ежедневная учёба по 7-8 часов в день). Результаты разные - кто-то и без подготовки на 3-4-5 сдаёт, кто-то с репетитором на 3-4-5, кто-то и не сдаёт. И многие переживают, так как любой экзамен - это опыт. Но слишком много нервов тратить на него не нужно... А ЕГЭ - это правда другой уровень. Возможно, через пару лет я и про него напишу что-нибудь (если не отменят)), пока насчёт подготовки не думала.0
  • София Малиновахспд, огэ можно и без подготовки написать хорошо.. а вот егэ...0