За что могут высадить из поезда?

5
Аватар автора

Евгения Семенова

спросила в Сообществе

В поезде был пьяный пассажир, который вел себя неадекватно, приставал к людям и кричал. Проводник ограничился замечанием, но не изолировал буйного путешественника.

Должен ли проводник снять пьяного пассажира с поезда? И за что в целом могут высадить из вагона?

Аватар автора

Андрей Корнилов

юрист

Страница автора

Человека вряд ли высадят из поезда за то, что он пьян. Но если он нарушает правила проезда, общественный порядок или мешает другим, полицейский вправе заставить его покинуть состав.

Расскажу, что делать, если с вами едет неадекватный пассажир. И как быть, когда проводник отказывается помочь.

В каких случаях могут снять с поезда

В законе указаны две причины, по которым человека могут высадить из поезда до завершения поездки  :

  1. Пассажир едет без билета.
  2. Пассажир нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает другим путешественникам.

Других оснований нет. Раньше закон позволял высадить заболевшего пассажира, но затем этот пункт убрали. Если человек заболел в пути и его состояние угрожает здоровью окружающих, проводник может перевести больного в свободное купе или предложить выйти на станции, где есть медицинское учреждение. Если пассажир против, его нельзя высадить из поезда.

Если путешественник болеет и его состояние требует изоляции, при посадке в поезд он должен показать заключение от медучреждения. Ехать такому человеку можно только с сопровождающим — и придется выкупить отдельное купе  .

Безбилетником считают пассажира, который забыл, потерял или не купил билет. Но в поездах дальнего следования билеты проверяют при посадке, а данные о путешественниках хранятся в системе. Поэтому такая ситуация возможна скорее в электричках.

В законе указано, как действовать, если при проверке нашли безбилетника:

  1. Пассажиру предлагают купить билет в поезде и уплатить сбор за его оформление. Например, в электричках СКППК дополнительно взимают 50 ₽. Сбор не берут у пассажиров электричек, которые не могли купить билет, потому что на станции нет кассы или она не работала.
  2. Если пассажир купил билет, он едет дальше. Если отказался, проводник составит акт, чтобы взыскать деньги через суд, а на ближайшей станции безбилетника высадит проводник, кассир-контролер, ревизор или другой сотрудник. Исключение — подростки до 16 лет, которые едут без взрослых. Их проводник обязан передать полиции  .
  3. Перевозчик может оштрафовать пассажира, который отказался купить билет. А если тот не заплатит, деньги взыщут в суде. В электричках штраф — 50-кратный размер тарифа на перевозку на 10 км. В поездах дальнего следования — пятикратный размер тарифа на расстояние 100 км  . Например, за безбилетный проезд в электричке Петербург — Новый Петергоф в 2023 году могут выписать штраф от 1125 ₽. С поездами сложнее: точная сумма зависит от направления, типа, класса вагона, места, категории и других критериев.

Нарушители общественного порядка — это те, кто мешает другим и ведет себя неадекватно. Например, пристает к попутчикам, лезет в драку, высовывается из окон во время движения, срывает стоп-кран и другими способами посягает на общественный порядок и безопасность.

Есть нарушения, за которые могут оштрафовать, но вряд ли высадят из поезда  . Например, к ним относят:

  • курение — запрет действует во всех помещениях поезда  . Если проводник или другой пассажир заметят курящего, они могут вызвать полицейских, и нарушителя оштрафуют на 500—1500 ₽;
  • шум в ночное время — период с 23:00 до 06:00 предназначен для сна;
  • распитие спиртного в общественных местах, за исключением вагона-ресторана  . Или прогулки по поезду в пьяном виде — за это могут оштрафовать от 500 до 1500 ₽.

Полицейские решают, как быть: высаживать пассажира или ограничиться воспитательной беседой и штрафом. Если он угрожает спокойствию и безопасности других пассажиров, доставляет им серьезные неудобства, его могут высадить. Поэтому пьяного человека, который никого не беспокоит, вряд ли заставят сойти с поезда.

Если с вами едет буйный попутчик, не пытайтесь усмирить его сами. Есть риск, что такие действия посчитают нарушением общественного порядка. Тогда покинуть поезд попросят не только его, но и вас. Сообщите о неадекватном пассажире проводнику или начальнику поезда. Они вызовут сопровождающий наряд или транспортную полицию с ближайшей станции.

Полицейские составят на дебошира протокол, изолируют в отдельном купе и высадят на ближайшей станции. При этом в бумажном билете нарушителя начальник поезда сделает отметку: «Поездка прекращена на основании подпункта „а“ пункта 33 правил оказания услуг». Мне не удалось найти разъяснений, как поступают с электронным билетом.

Пассажир сам решит, что делать с багажом: доставить на станцию назначения или отдать в пункте высадки. Если времени на выгрузку багажа мало, его увезут на другую станцию, а потом вернут на обратном поезде туда, где нарушителя высадили. Но пассажиру придется оплатить перевозку вещей.

Если путешественник устроил драку, продолжает вести себя неадекватно или у него не в порядке документы, его доставят в отдел полиции.

Что делать, если нарушителя спокойствия не высадили из поезда

Снимите на фото, видео, зафиксируйте на аудио доказательства буйного поведения попутчика и бездействие работников поезда. Возьмите контакты свидетелей, чтобы обратиться к ним в случае суда. Попросите у начальника поезда книгу отзывов и предложений. Напишите в ней жалобу на действия сотрудников и сфотографируйте на телефон.

Дальше у вас есть два варианта:

  1. терпеть буйного попутчика до станции назначения, а потом через суд потребовать от перевозчика компенсации морального вреда;
  2. покинуть поезд и потребовать, чтобы перевозчик возместил убытки. Например, траты на покупку новых билетов или на штраф за то, что пассажир не смог вовремя заселиться в гостиницу при гарантированном бронировании.

Основания для компенсации и возмещения убытков — невыполнение обязанностей по договору перевозки и нарушение пункта 33 правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте.

Вот что можно сделать, если вы не смогли смириться с буйным попутчиком и сошли с поезда.

Узнайте, кто перевозчик. Кроме крупнейшей компании ОАО «РЖД» есть частные перевозчики, такие как АО ТК «Гранд-сервис-экспресс», «Тверской экспресс», АО «Транскласссервис» и другие. Название указано в билете.

Напишите претензию перевозчику по образцу. Потребуйте компенсировать расходы на билет, который купили взамен отмененного, или вернуть деньги, списанные по гарантированному бронированию.

Направьте претензию в компанию и приложите к ней доказательства нарушений, например фотографии. Если подаете ее лично в офисе компании, подготовьте два экземпляра. Один передайте сотруднику, а второй оставьте себе, но попросите расписаться о вручении. Еще можно направить претензию по почте — электронной, обычной с уведомлением о вручении или через сервис по отправке электронных заказных писем.

Если претензия к ОАО «РЖД», ее можно подать через виртуальную приемную. Но там принимают обращения объемом до 2000 знаков. К сообщению можно прикрепить до 4 Мб файлов: фото, видео, аудио.

Подготовьте иск, если в течение 30 дней с момента получения претензии перевозчик не ответит или откажется от выплат. Сначала иск передают перевозчику, а затем направляют в суд — вместе с почтовой квитанцией о том, что ответчик получил копию. К иску тоже прикладывают доказательства. Например, распечатку показаний свидетелей. А еще — копию претензии к перевозчику и его ответа, если он был.

Если сумма требований меньше 100 000 ₽, обращаются к мировому судье. Если больше — в районный суд. Вы можете подать иск по месту своего жительства или месту нахождения ответчика.

В суде пассажир вправе потребовать выплаты:

  1. Неустойки — не больше стоимости билета или штрафа за отмену брони гостиницы. Размер считают по формуле: сумма долга × количество дней просрочки × 3%. Просрочка начинается через 10 дней после отправки претензии. Например, билет стоил 6000 ₽, просрочка — 25 дней. Тогда неустойка: 6000 ₽ × 25 дней × 3% = 4500 ₽.
  2. Штрафа — 50% от суммы иска.
  3. Компенсации морального вреда. Ее размер истец определяет сам. Суд может снизить размер выплаты, если посчитает ее завышенной.

В суд можно обратиться в течение трех лет с момента, когда ваши права нарушили.

Если вы терпели попутчика всю дорогу и не покинули поезд, подавать претензию перевозчику не нужно. Вы можете сразу обратиться в суд и потребовать компенсации морального вреда. Еще суд может обязать перевозчика выплатить клиенту штраф — 50% от суммы иска.

Что в итоге

Высадить человека из поезда могут, если он нарушает общественный порядок или отказывается платить за проезд. Других оснований в законе нет. Например, пьяного человека, который не лезет к другим пассажирам, вряд ли высадят.

Если в вашем вагоне едет буйный попутчик, обратитесь к проводнику. Он вызовет полицейских, которые высадят нарушителя на ближайшей станции. Решать проблему самому не стоит: пассажира, который пытался утихомирить соседа, могут тоже обвинить в нарушении общественного порядка и выдворить из поезда.

Если проводник или начальник поезда не вызвал полицию, вы можете сойти с поезда и потом написать перевозчику претензию и потребовать, чтобы он возместил убытки. А если компания не согласится или проигнорирует письмо — подать иск в суд.

Если вы проехали весь путь с буйным пассажиром, а сотрудники поезда бездействовали, вы можете потребовать компенсации морального вреда. Для этого сразу обращаются в суд.


Андрей КорниловСталкивались с пассажирами, которые вели себя неадекватно? Расскажите, как поступили:
  • Ковбой МальбороВспомнились сразу футбольно-хоккейные фанаты ("двери раскрытые, стёкла разбитые, тамбур в сортир превращён..."), дембеля, вахтовики... Не знаю, как сейчас... Но лет 15-20 назад наряды тогда ещё милиции зачастую не связывались с большими пьяными компаниями, особенно когда поезд ехал по глуши. В лучшем случае грозили пальчиком и уходили. Ездил немало, какого-то беспредела не наблюдал, к счастью. Но тогда и в тамбурах курили спокойно, и на спиртное в вагоне все сквозь пальцы смотрели... Раздражали больше всего компании молодёжи (студенты, спортсмены), кто сидел допоздна, болтал и ржал в голос.3
  • Ульяна ЦуцуПровожала дочку 17 лет, которая первый раз ехала на поезде в другой город. При посадке на её месте сидел пьяный мужчина, который начал хамить. Я обратилась к проводнику, он тут же вызвал начальника поезда и аннулировал билет. Стоянка поезда на нашей станции отправления была 30 минут и за это время пьяного мужчину высадили из вагона, я убедилась, что дочка доедет в безопасности. Она рассказала, что через 6 часов высадили ещё одного пассажира, это вахтовики ехали на работу. Не с работы, а именно на работу, ещё не успели ничего заработать, а уже начали отмечать.0
  • ElenaПассажир с нижней полки не пускал за столик для принятия пищи. Говорил, что на своё место никогда и никого не пустит, потому, что он заплатил за ЭТО МЕСТО И ОНО ТОЛЬКО ЕГО. Сказал, что я могу поесть стоя у столика. Сказал, что в правилах проезда написано именно "у столика". В ответ я залезла на свою верхнюю полку и села свесив ноги. Во первых, есть лёжа уж очень неудобно, во-вторых невозможно лежать весь долгий путь! Он блажил, в результате, бился в истерике, крича, что я нарушаю правила проезда! Очень хотелось бы узнать, как я должна была поступить в подобной ситуации?0
  • АндреElena, в правилах прописанр о том, что пассажир с нижней полки обязан пустить вас к столу для принятия пищи и дпже регламентировано время с какое по какое вы имеете право требовать. Правило, именно настолько точное, ввели недавно. Но и раньше жумаю это тоже было хоть как-то регламентировано.1