«Крайне дорогой город»: как мы отдохнули в Алма-Ате и покатались на курорте «Шымбулак»
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Мы ездили в Алма-Ату с супругой, чтобы встретить там 2024 год. Провели в городе неделю — с 30 декабря по 5 января.
Жена — гражданка Казахстана, решили навестить ее родственников, так как давно с ними не виделись. Помимо этого, хотели покататься на горнолыжном курорте «Шымбулак», посетить музеи, сходить на шопинг и продегустировать национальную кухню.
В целом все получилось, но с оговорками, главная из которых — расходы. Поездка вышла не самой бюджетной. Я был в Казахстане летом 2022 года, и тогда из-за хорошей разницы в курсе валют неделя отдыха обошлась гораздо дешевле.
Перелет
Добраться до Казахстана из Санкт-Петербурга за адекватные деньги в новогодние праздники было непросто. Мы выбрали нетривиальный, но самый выгодный на тот момент маршрут. Доехали до Москвы на «Сапсане». Билеты на двоих стоили 10 014 ₽, большую часть этой суммы я компенсировал по программе лояльности «РЖД-бонус» — списал 7000 баллов.
Из Москвы летели в Алма-Ату рейсом Uzbekistan Airways с четырехчасовой пересадкой в Ташкенте. Выбрали эту авиакомпанию из-за относительно недорогих билетов — 79 972 ₽ на двоих в обе стороны с учетом багажа. По опыту предыдущих полетов мы знали, что на борту великолепно обслуживают и сытно кормят.
Поездка на такси от дома до Московского вокзала стоила 700 ₽. С Ленинградского вокзала до аэропорта Внуково доехали на метро за 130 ₽.
Возвращались из Москвы на самолете. Перелет в Санкт-Петербург на двоих стоил 12 470 ₽, компенсировал их милями с карты All Airlines. В общей сложности на дорогу туда и обратно потратили 83 816 ₽.
Жилье
Мы жили у родственников — это позволило избежать больших трат на жилье. Аренда недвижимости в Алма-Ате довольно дорогая, даже если сравнивать с Москвой или Санкт-Петербургом. Самый дешевый номер на «Букинге» с душем на этаже и без кондиционера стоил от 3000 ₽ в сутки. Цены на более комфортное жилье начинались от 5000 ₽.
Деньги
У супруги есть карта казахстанского банка Kaspi Bank. В поездке расплачивались преимущественно ею. Пополняли через приложение Korona. Получалось намного выгоднее, чем менять наличные в банках.
Оплачивать услуги в Казахстане удобно. Практически во всех магазинах и заведениях Алма-Аты доступны платежи по QR-коду. Переводы можно делать в том числе напрямую из некоторых российских банков.
Кстати, казахстанские банки довольно легко открывают карты россиянам. Нужно только получить ИИН — индивидуальный идентификационный номер, это можно сделать в центрах обслуживания населения.
Транспорт
Перемещались по городу в основном на такси. Оно дешевле, чем в Москве и Санкт-Петербурге. За 15 километров утром в час пик платили 3090 KZT (618 ₽). При низком спросе аналогичная поездка стоила около 1500 KZT (300 ₽). «Яндекс Такси» работает в Казахстане без проблем: сервис быстро находит машины и списывает деньги за поездку с российской карты, привязанной к аккаунту.
Курорт «Шымбулак»
Визитная карточка Алма-Аты — горный хребет Заилийский Алатау, у подножия которого расположен город. Мы с супругой очень любим горнолыжный отдых, поэтому выбрали поездку на Шымбулак в качестве главной активности этого путешествия. Курорт дорогой, трасс мало, зато они расположены на довольно большой высоте — до 3200 метров.
Есть несколько видов ски-пассов: утренний, послеобеденный, вечерний и на полный день. Мы выбрали последний вариант и пожалели. Днем помимо райдеров на гору приехало много туристов. Они не катались, а просто гуляли и любовались видами. Но из-за этого на фуникулер «Комби-1» выстраивались большие очереди. К счастью, есть кресельный подъемник, куда туристы не могут садиться: он только для райдеров. Мой совет: берите утренний или вечерний абонемент.
В новогодние праздники цены на ски-пассы выше примерно на 20%. За день катания мы заплатили 16 500 KZT (3302 ₽). На горе можно было находиться с 09:00 до 18:00. Мы везли из России только основную экипировку: куртки, штаны, перчатки, очки. Остальное взяли в аренду, каждый комплект обошелся в 6000 KZT (1201 ₽). Снаряжение неплохое, стоило своих денег.
Во время нашего визита стояла теплая погода, было мало снега, поэтому качество трасс оказалось средним. На склоне работали снеговые пушки, которые немного скрашивали ситуацию, но на участке «Комби-2» местами приходилось ехать по голому льду, еще встречались камни. Словом, кататься было не очень комфортно.
А вот еда на склоне порадовала. Мы были в ресторане S.N.E.G, за обед заплатили около 25 000 KZT (5003 ₽). Итого один день катания на двоих обошелся примерно в 70 000 KZT (14 008 ₽).
Большой плюс Шымбулака, который выгодно отличает его от большинства российских курортов, — расположение в черте города. Можно быстро добраться до горы на такси. А вот фуникулер, на мой взгляд, — слабейшая сторона курорта. Из-за него возвращение в город стало для нас огромным разочарованием.
В 17:30 все, кто взял дневной абонемент, выстроились у подъемника — очередь растянулась на пару километров. Мы ждали около часа, чтобы спуститься. Когда подошли к фуникулеру, началась сильнейшая давка. Моей второй половинке чуть не оторвало руку — ужасные воспоминания.
По сумме впечатлений Шымбулак для меня уступил нашим Шерегешу или Красной Поляне, хотя высота гор и красивые виды порадовали.
Город
В окрестностях Алма-Аты отличная природа: горные массивы, озера, есть даже аналог Гранд-каньона — Чарынский каньон. А вот город совсем не впечатлил меня архитектурой или какой-то особой атмосферой. Показалось, что в нем преобладает классическая невзрачная постсоветская застройка. Еще местные жители жалуются на плохую экологию, но во время нашего путешествия явных проблем не было.
Мы сходили в Центральный государственный музей Республики Казахстан. Он небольшой — экспозиция занимает один этаж. Я бы охарактеризовал его как Эрмитаж на минималках: атмосфера максимально похожа. Мы потратили на осмотр около полутора часов. Особенно запомнились работы советских и современных казахских художников, в них есть определенный шарм и колорит. Входной билет стоил символические 500 KZT (100 ₽).
Еда
Казахская кухня порадовала: понравились баурсаки, манты, бешбармак. Со вкусом последнего в Алма-Ате продают даже чипсы.
В основном мы ели дома. На мой взгляд, в общепите Алма-Аты высокие цены. Например, за две порции борща с телятиной в одном из ресторанов мы отдали 9200 KZT (1841 ₽). Еще в счет включают 10% от суммы чека — за обслуживание.
Больше всего понравилась сеть заведений с национальной кухней Navat. Кстати, один такой ресторан есть в Москве. Еще по рекомендации знакомых мы сходили в «Музкафе» — очень популярное место, где по вечерам выступают артисты. Вход платный, в среднем от 3000 KZT (600 ₽) до 10 000 KZT (2001 ₽). Кухня европейская, в основном пасты, салаты и супы. Обслуживание на среднем уровне, а вот музыкальная программа нам очень понравилась.
Что в итоге
Казахстан — комфортная страна для путешествий. Люди там добрые и отзывчивые, многие говорят на русском. Работают онлайн-сервисы вроде «Яндекс Такси», и доступна безналичная оплата.
В Казахстане представлены бренды, ушедшие из России, — можно купить вещи, которых у нас не найти. Для сравнения мы заглянули в «Золотое яблоко» — ассортимент был намного богаче, чем в Петербурге.
Вместе с тем Алма-Ата — крайне дорогой город. Цены в ресторанах выше, чем в Москве или Санкт-Петербурге, жилье тоже недешевое, как и горнолыжный отдых. На недельное путешествие мы потратили больше 125 000 ₽ и при этом не платили за проживание.
Поездка в Алма-Ату вдвоем на Новый год — 83 816 ₽ и 210 000 KZT (42 024 ₽)
Дорога из Санкт-Петербурга и обратно | 83 816 ₽ |
Еда | 75 000 KZT (15 009 ₽) |
Катание на Шымбулаке | 70 000 KZT (14 008 ₽) |
Шопинг | 50 000 KZT (10 006 ₽) |
Прочие расходы | 15 000 KZT (3002 ₽) |
Поездка в Алма-Ату вдвоем на Новый год — 83 816 ₽ и 210 000 KZT (42 024 ₽)
Дорога из Санкт-Петербурга и обратно | 83 816 ₽ |
Еда | 75 000 KZT (15 009 ₽) |
Катание на Шымбулаке | 70 000 KZT (14 008 ₽) |
Шопинг | 50 000 KZT (10 006 ₽) |
Прочие расходы | 15 000 KZT (3002 ₽) |