«Понимаю, что придется нелегко»: как помочь ребенку «перескочить» через класс
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Моя дочь учится во втором классе частной школы. Но ей уже 9 лет, и она очень хочет перейти в третий класс, хотя сейчас середина учебного года.
В повторном дневнике трат я писала, что у нее день рождения в ноябре, и мы сознательно не пошли в школу в шесть лет, рассчитывая попасть на программу «Эффективная начальная школа». По ней дети за первый год проходят программу первого и второго классов, а потом сразу идут в третий. Но в год поступления дочери наша школа отказалась от этой программы.
После того как дочь окончила первый класс, я думала пройти с ней программу второго за лето и отдать ее сразу в третий. Но школьный психолог меня разубедила. Да и поленились мы. А теперь дочь сама подняла вопрос: она одна из самых старших в своем втором классе, некоторые дети младше почти на два года. И близкие подруги дочери учатся в третьем. Поэтому в следующем учебном году я решила перевести ее из второго сразу в четвертый класс. Для этого в текущем учебном году ей нужно попасть из второго в третий.
Перед Новым годом дочь написала диктант, в котором проверялось, готова ли она учиться с детьми из третьего класса. Дочь написала его ужасно. Психолог сказала, что ну никак с такими результатами не попасть в третий класс на второе полугодие. Понимаю, что школа против таких прецедентов и придется нелегко. Но я заверила психолога, что мы с дочерью делали упор на математику и к пересдаче подготовимся лучше.
Также дочь сходила на урок математики в третий класс. Вроде было интересно, но ей не понравилось. Я рассказала, что собираюсь выступать с лекцией на сцене, хотя сцену очень боюсь — настолько, что от волнения в студенчестве феерично провалила отборочный тур на конкурс «Мисс институт», хотя в приемной комиссии сидели мои друзья! Дочь впечатлилась. Сказала, что мне надо будет перебороть себя. Я ответила, что ей тоже.
Также я поговорила с учительницей третьеклассников, и она мне понравилась! Она меня построила так, что я забыла все свои вопросы. И кажется, что ей действительно важны дети. Нет равнодушия, которое меня так отталкивает в нашей учительнице. Договорились, что дочь сходит на весь день в третий класс и подумает.
Как облегчить переход из второго класса сразу в четвертый? В мае мы можем перейти на удаленку и сдать все экзамены за третий класс летом, а в сентябре — идти в четвертый. Или летом можем подготовиться к экзаменам, сдать их в августе, а в сентябре пойдем в четвертый класс.
Как поддержать ребенка, который переходит в новый класс
Переход в новый класс — это одно из самых сложных испытаний для любого ребенка, ведь ему предстоит взаимодействовать с новым учителем в новом коллективе. А если он еще и «перепрыгивает» класс, то ему вдобавок придется адаптироваться к более сложной программе. То, насколько спокойным и комфортным станет этот переход, зависит от помощи родителей.
Дам несколько советов, как облегчить дочери непростой период.
Совет 1. Вместе подумайте, какие знания нужно подтянуть и чему научиться заранее. Допустим, можно разобрать темы по русскому языку, которые вызвали трудности во время диктанта в декабре, или выучить наперед всю таблицу умножения. Подобные конкретные шаги позволят легче усвоить более сложную программу.
Совет 2. Подготовьте ребенка к новым требованиям, нормам и правилам. Поговорите с учительницей третьеклассников о том, что изменится в учебном процессе для вашей дочери, когда она перейдет в ее класс. Возможно, ученики этого класса собирают портфолио в течение года или делают танцевальную зарядку перед уроками. Затем обсудите с дочерью эти изменения, чтобы в будущем они ее не пугали.
Совет 3. Помогайте с учебой при трудностях. Стресс из-за того, что коллектив сменится, а программа усложнится, может привести к снижению успеваемости. Будьте к этому готовы. Возможно, дочери понадобятся дополнительные уроки в школе, занятия на онлайн-платформах или с репетитором.
Но при этом следует соблюдать баланс учебы и отдыха, чтобы не перегрузить дочь. На первом месте должна стоять ее психологическая адаптация, а не оценки в школе.
Совет 4. Поддерживайте стабильность дома. В школе вашу дочь ждет много изменений, значит, в семье нужно сохранить что-то привычное. Например, вы упоминали в дневнике традицию завтраков с бабушкиными сырниками и ежевечерние игры на пробковом полу в ванной. Все это должно и дальше присутствовать в жизни дочери.
Как помочь ребенку сохранить интерес к обучению
В возрастной психологии есть понятие ведущей деятельности. Это активность, которая играет самую важную роль в развитии психики ребенка на определенном этапе взросления. Ведущая деятельность в 6—12 лет — учебная. Задача родителя в это время — поддержать интерес ребенка к обучению. В итоге он будет уверен в том, что умеет учиться, поймет, что справляется, и реализует свой познавательный потенциал.
Перед вами непростая задача — сделать с дочерью совместное усилие, чтобы она перешла в четвертый класс и при этом не потеряла тягу к обучению.
Совет 1. Заранее обсудите возможные трудности. На пути к цели вас обеих может сопровождать тревога. Чтобы переживания не навредили, заранее подумайте, а потом обсудите с дочкой, что может пойти не так.
Помешать планам могут как внутренние, или внутрисемейные факторы, так и внешние. Внутренние — это, например, если дочь вдруг испугается переходить в новый класс или если ей будет тяжело справляться там с нагрузкой. А может, ваших ресурсов не хватит на то, чтобы качественно ее подготовить.
Внешние факторы — те, которые от вас не зависят. Допустим, дочери не понравится личность и поведение учителя. Или экзамен для перехода в другой класс окажется слишком сложным, с заданиями, которые вы не разбирали.
Обсудите, как вы будете справляться с подобными трудностями. Можно обговорить, что в любом случае не случится ничего непоправимого и что вы вместе найдете решение.
Совет 2. Хвалите за успехи и говорите о них, даже если вам они кажутся незначительными. Для ребенка маленькие достижения — это кирпичики, из которых складываются навыки. Положительные комментарии родителя будут добавлять дочери мотивации, особенно когда ей нелегко.
Лучше, чтобы такие комментарии звучали конкретно. Вместо «ты очень умная» лучше сказать: «Смотри, ты решила эту задачу сама, хотя еще вчера тебе нужна была моя помощь». Или: «Ты правильно написала это слово-исключение!» Когда мы обращаем внимание не только на ошибки, но и на успехи, ребенку проще видеть свой прогресс.
Совет 3. Поощряйте за стремление и старание. Исследования показывают, что дети, которых хвалили только за способности, теряли интерес к учебе и реже брались за более сложные задачи. В дальнейшем их академические результаты снижались. А те, кого хвалили в первую очередь за усилия, улучшали результаты и испытывали больше удовольствия от решения задач.
Достаточно говорить дочери: «Ты очень постаралась. Ты проявила настойчивость». В моменте такое отношение родителя добавляет ребенку уверенности и отлично работает на долгосрочную перспективу: развивает умение учиться и установку на рост. Плюс это поможет поддерживать интерес и мотивацию дочери к обучению, даже когда перед ней сложные задачи, и при этом сохранить теплые и доверительные отношения.