«Понимаю, что придется нелегко»: как помочь ребенку «перескочить» через класс

Рассказ читательницы и комментарий эксперта
31
«Понимаю, что придется нелегко»: как помочь ребенку «перескочить» через класс

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Jessi

хочет, чтобы дочь училась с ровесниками

Страница автора

Моя дочь учится во втором классе частной школы. Но ей уже 9 лет, и она очень хочет перейти в третий класс, хотя сейчас середина учебного года.

В повторном дневнике трат я писала, что у нее день рождения в ноябре, и мы сознательно не пошли в школу в шесть лет, рассчитывая попасть на программу «Эффективная начальная школа». По ней дети за первый год проходят программу первого и второго классов, а потом сразу идут в третий. Но в год поступления дочери наша школа отказалась от этой программы.

После того как дочь окончила первый класс, я думала пройти с ней программу второго за лето и отдать ее сразу в третий. Но школьный психолог меня разубедила. Да и поленились мы. А теперь дочь сама подняла вопрос: она одна из самых старших в своем втором классе, некоторые дети младше почти на два года. И близкие подруги дочери учатся в третьем. Поэтому в следующем учебном году я решила перевести ее из второго сразу в четвертый класс. Для этого в текущем учебном году ей нужно попасть из второго в третий.

Перед Новым годом дочь написала диктант, в котором проверялось, готова ли она учиться с детьми из третьего класса. Дочь написала его ужасно. Психолог сказала, что ну никак с такими результатами не попасть в третий класс на второе полугодие. Понимаю, что школа против таких прецедентов и придется нелегко. Но я заверила психолога, что мы с дочерью делали упор на математику и к пересдаче подготовимся лучше.

Также дочь сходила на урок математики в третий класс. Вроде было интересно, но ей не понравилось. Я рассказала, что собираюсь выступать с лекцией на сцене, хотя сцену очень боюсь — настолько, что от волнения в студенчестве феерично провалила отборочный тур на конкурс «Мисс институт», хотя в приемной комиссии сидели мои друзья! Дочь впечатлилась. Сказала, что мне надо будет перебороть себя. Я ответила, что ей тоже.

Также я поговорила с учительницей третьеклассников, и она мне понравилась! Она меня построила так, что я забыла все свои вопросы. И кажется, что ей действительно важны дети. Нет равнодушия, которое меня так отталкивает в нашей учительнице. Договорились, что дочь сходит на весь день в третий класс и подумает.

Как облегчить переход из второго класса сразу в четвертый? В мае мы можем перейти на удаленку и сдать все экзамены за третий класс летом, а в сентябре — идти в четвертый. Или летом можем подготовиться к экзаменам, сдать их в августе, а в сентябре пойдем в четвертый класс.

Аватар автора

Дарья Мехрякова

ведущий методист образовательной платформы «Учи-ру»

Страница автора

Как поддержать ребенка, который переходит в новый класс

Переход в новый класс — это одно из самых сложных испытаний для любого ребенка, ведь ему предстоит взаимодействовать с новым учителем в новом коллективе. А если он еще и «перепрыгивает» класс, то ему вдобавок придется адаптироваться к более сложной программе. То, насколько спокойным и комфортным станет этот переход, зависит от помощи родителей.

Дам несколько советов, как облегчить дочери непростой период.

Совет 1. Вместе подумайте, какие знания нужно подтянуть и чему научиться заранее. Допустим, можно разобрать темы по русскому языку, которые вызвали трудности во время диктанта в декабре, или выучить наперед всю таблицу умножения. Подобные конкретные шаги позволят легче усвоить более сложную программу.

Совет 2. Подготовьте ребенка к новым требованиям, нормам и правилам. Поговорите с учительницей третьеклассников о том, что изменится в учебном процессе для вашей дочери, когда она перейдет в ее класс. Возможно, ученики этого класса собирают портфолио в течение года или делают танцевальную зарядку перед уроками. Затем обсудите с дочерью эти изменения, чтобы в будущем они ее не пугали.

Совет 3. Помогайте с учебой при трудностях. Стресс из-за того, что коллектив сменится, а программа усложнится, может привести к снижению успеваемости. Будьте к этому готовы. Возможно, дочери понадобятся дополнительные уроки в школе, занятия на онлайн-платформах или с репетитором.

Но при этом следует соблюдать баланс учебы и отдыха, чтобы не перегрузить дочь. На первом месте должна стоять ее психологическая адаптация, а не оценки в школе.

Совет 4. Поддерживайте стабильность дома. В школе вашу дочь ждет много изменений, значит, в семье нужно сохранить что-то привычное. Например, вы упоминали в дневнике традицию завтраков с бабушкиными сырниками и ежевечерние игры на пробковом полу в ванной. Все это должно и дальше присутствовать в жизни дочери.

Аватар автора

Евгения Васильева

психолог центра Good Point

Страница автора

Как помочь ребенку сохранить интерес к обучению

В возрастной психологии есть понятие ведущей деятельности. Это активность, которая играет самую важную роль в развитии психики ребенка на определенном этапе взросления. Ведущая деятельность в 6—12 лет — учебная. Задача родителя в это время — поддержать интерес ребенка к обучению. В итоге он будет уверен в том, что умеет учиться, поймет, что справляется, и реализует свой познавательный потенциал.

Перед вами непростая задача — сделать с дочерью совместное усилие, чтобы она перешла в четвертый класс и при этом не потеряла тягу к обучению.

Совет 1. Заранее обсудите возможные трудности. На пути к цели вас обеих может сопровождать тревога. Чтобы переживания не навредили, заранее подумайте, а потом обсудите с дочкой, что может пойти не так.

Помешать планам могут как внутренние, или внутрисемейные факторы, так и внешние. Внутренние — это, например, если дочь вдруг испугается переходить в новый класс или если ей будет тяжело справляться там с нагрузкой. А может, ваших ресурсов не хватит на то, чтобы качественно ее подготовить.

Внешние факторы — те, которые от вас не зависят. Допустим, дочери не понравится личность и поведение учителя. Или экзамен для перехода в другой класс окажется слишком сложным, с заданиями, которые вы не разбирали.

Обсудите, как вы будете справляться с подобными трудностями. Можно обговорить, что в любом случае не случится ничего непоправимого и что вы вместе найдете решение.

Совет 2. Хвалите за успехи и говорите о них, даже если вам они кажутся незначительными. Для ребенка маленькие достижения — это кирпичики, из которых складываются навыки. Положительные комментарии родителя будут добавлять дочери мотивации, особенно когда ей нелегко.

Лучше, чтобы такие комментарии звучали конкретно. Вместо «ты очень умная» лучше сказать: «Смотри, ты решила эту задачу сама, хотя еще вчера тебе нужна была моя помощь». Или: «Ты правильно написала это слово-исключение!» Когда мы обращаем внимание не только на ошибки, но и на успехи, ребенку проще видеть свой прогресс.

Совет 3. Поощряйте за стремление и старание. Исследования показывают, что дети, которых хвалили только за способности, теряли интерес к учебе и реже брались за более сложные задачи. В дальнейшем их академические результаты снижались. А те, кого хвалили в первую очередь за усилия, улучшали результаты и испытывали больше удовольствия от решения задач.

Достаточно говорить дочери: «Ты очень постаралась. Ты проявила настойчивость». В моменте такое отношение родителя добавляет ребенку уверенности и отлично работает на долгосрочную перспективу: развивает умение учиться и установку на рост. Плюс это поможет поддерживать интерес и мотивацию дочери к обучению, даже когда перед ней сложные задачи, и при этом сохранить теплые и доверительные отношения.

РедакцияА что бы вы посоветовали?
  • Alex>Дочь сходила на урок математики в третий класс. Вроде было интересно, но ей не понравилось >дочь написала диктант, в котором проверялось, готова ли она учиться с детьми из третьего класса. Дочь написала его ужасно >в студенчестве феерично провалила отборочный тур на конкурс «Мисс институт» Как человек, которого отдали в школу в 6, а в университет, соответственно, в 16, я бы посоветовал не пытаться перескакивать через классы, не пытаться воспитать "вундеркинда", не пытаться компенсировать собственные неудачи в учебе за счет дочери. Вы всерьез хотите потратить летнее время для отдыха и восстановления вашей дочери на то, чтобы обогнать школьную программу? Еще раз ответьте себе на вопрос: "Ваша дочь точно сама в столь нежном возрасте хочет всего этого, а не послушно кивает головой в ответ на Ваши собственные пожелания, которые Вы ей транслируете?"55
  • AnnaВидно, что желание перейти у вас есть, но вот знаний и способностей для этого нет. Возраст - не основной критерий. Стоит ли проявлять настойчивость, чтобы дочь стала аутсайдером в новом классе?20
  • ИльяИ зачем? В 3 классе резко сложнее становится, пусть отдохнёт во 2 пока есть возможность10
  • Vita nostraОй. Прямо очень сомнительное решение, честно. Постараюсь по пунктам: - Разрыв между 2 и 4 классами - огромный. И даже не столько в знаниях "в сухом остатке", а в навыках: скорость письма, автоматизированный устный счёт, скорость чтения, понимание алгоритмов и т.п. - Английский язык. И так-то школьная программа вызывает зубовный скрежет своей нелогичностью и скоростью пробегания материала, а вы хотите ещё ускорить и без того форсированный предмет. - Ситуация неуспеха. Сейчас ваша девочка наверняка одна из лучших учениц в классе. Любимица учителя, легко учится, быстро делает домашку, ее хвалят. Это приятно. Перескочив класс, она неизбежно этого лишится, сильно скатится по оценкам. И получится, что сил она прикладывает больше, чем раньше, а результат все равно не радует. От такой ситуации неуспеха часто даже взрослые теряют мотивацию: "зачем стараться, если все равно ничего не получается". - Психологическое напряжение и конфликты в семье. Вы уверены, что у вас хватит моральных сил утешать, поддерживать, мотивировать и не ругать ребенка, когда посыплются двойки и тройки. А этот самый ребенок, вместо того, чтобы зубрить круглосуточно, будет саботировать домашку и орать на вас : "это ты виновата, ты меня сюда засунула, ненавижу домашку, ненавижу школу, не буду ничего делать. Тебе надо, сама и делай" - Распределение сил. Наверняка сейчас у ребенка есть время и силы на кружки, спорт, прогулки. Их просто не останется. Вы уверены, что этим стоит жертвовать? А главное, ради чего? -Сейчас, будучи сильной ученицей в своей параллели, ребенок может участвовать (и занимать высокие места) в разных олимпиадах, научных проектах и конкурсах. Прыжок через класс - и она еле будет тянуть школьную программу, про дипломы и медали можно забыть. - А ещё - поступление в 5 класс. Даже если вы не планируете потом никуда поступать, часто в школах в 5 класс детей распределяют не по старым классам, а по всяким вертикалям и специализациям. Например, математический класс, гуманитарный класс и общеобразовательный класс - "отстойник" для тех, кто не выделяется успехами в учебе. Вы уверены, что с вашими амбициями вы хотите видеть своего ребенка в такой роли?17
  • Ксения АнтоноваМне кажется, если бы у вас с самого начала не было идеи-фикс сокращать время на учёбу и перескакивать через класс, ваша девочка спокойно бы училась дальше. Т.е. нет объективной необходимости это делать, но теперь есть реальные риски перегрузить ребенка13
  • AlexAlex, вообще, если все же решите, что ваш с дочерью приоритет это качественное школьное образование, то я лично рекомендую не требовать сверх меры от дочери до 5-6-го класса, а сосредоточиться на том, чтобы привить ей любовь к учебе, как таковой, одновременно с этим дать ей насладиться детством. А вот уже далее к 8-9 классу можно и нужно выбрать одно направление, найти хорошие профильные школы по этому направлению. Обычно они либо принадлежат топовым ВУЗам, либо просто известны на всю страну. Основным показателем качества профильной школы можно считать количество участников и победителей всероссийских и международных олимпиад по выбранному направлению. Вероятно, дальше и Вам, а не только дочери, придется пойти на жертвы - переехать, например, в Москву, поселиться рядом с такой школой, а ей - пройти жесткий отбор (Чаще всего такие школы бесплатные, но с большим конкурсом на место). (!) Но все это будет иметь смысл только если Ваша дочь полюбит учиться и сама захочет всем этим заниматься. К старшим классам основой будет именно ее мотивация получать образование, а не Ваше желание разучить с ней на год раньше таблицу умножения, пожертвовав каникулами.7
  • Витас ПоляковAlex, полностью согласен. пусть все течет своим ходом8
  • Vita nostraAlex, а ещё не секрет, что почти у всех детей в средних классах случается провал в учебе из-за наступившего пубертата. И тут в более выигрышном положении оказываются дети постарше. Их завал приходится на 5-7(8) классы, к 9 все более-менее устаканивается, гормоны приходят в норму, мозги подвозят, можно нормально учиться и думать о ЕГЭ/ОГЭ. У более младших (а особенно маленьких, худеньких, с поздним созреванием) пубертат вырубает мозги как раз к самому ответственному периоду. Я бы ещё в этом смысле задумалась. Пусть лучше перебесится в 8, а не в 9 классе...11
  • JessiAlex, крайне неожиданно было в рекомендациях получить статью с советом к дневнику, который вышел два месяца назад. В общем, спасибо за комментарий. Мы успешно перешли в третий класс сразу после выпуска дневника. Единственная проблема в учебе - это диктанты. Но я, как человек, который выправил грамотность к 11 классу, к этому отношусь спокойно. В остальном мы подготовились хорошо. Уровень позволяет учиться хорошо. Для дочери было важно перейти, и она перешла. Справилась. На мой взгляд, это важнее любых сложностей.3
  • JessiИлья, не вижу резкого усложнения в программе.2
  • ПухляУ меня тоже день рождения поздней осенью и родители отдали меня в школу в 7 лет. Заканчивала я школу уже в 18 лет. Да, я выслушала много вопросов о том куда у меня делся год и тому подобное. Но, нас таких осенних и зимних детей было много, примерно половина класса/группы в университете. Да, меня бесили бестактные вопросы людей, которым почему то не пофиг о пропавшем годе, но я не думаю, что родители ошиблись, решив отдать меня в 7. Знаю, что это было решено из-за моей готовности к школе. Я бы не стала уже дёргать ребёнка, это непросто. Тем более видно, что ребёнок не готов. Можно учиться в одном классе, а дружить с девочками из другого, не вижу тут причины перевода.9
  • Скажи, ктоJessi, «Но мы туда пошли не за оценками.» 😁😁😁5
  • AlexJessi, не посмотрел на дату, пост попал на главную только сейчас. Раз выбор уже сделан, могу только пожелать успехов2
  • Julia BessonТо есть, ребёнок, очевидно, не тянет программу, психолог вам прямым текстом говорит, что так делать не стоит, но вы продолжаете пытаться запихнуть ребёнка в новый класс... Собственно, а на кой? Мотивация "там подружки учатся" - крайне сомнительна, с подружками можно общаться в свободное от школы время, пытаться ради подружек прыгнуть выше головы - ну хз, я б со своим ребёнком так не поступала, пусть учится там, где он тянет учёбу нормально.6
  • Это яПухля, ой я тоже др 1 декабря, в школу пошла в 7, а зимой уже 8 исполнилось (родители так решили, потому что я часто болела и мне кажется, это был правильный выбор), при этом будучи на год - полтора старше многих одноклассников я не знала какую профессию выбрать, в итоге после 9 класса ушла в ПТУ (где учились тогда 3 года), а после окончания ещё год работала и только потом поступила в институт, т.е. на первом курсе мне было 19, а многим моим одногрупникам 16) и почти всех туда запихнули родители, осозноный выбор сделали единицы. Мой личный опыт, что большинству заканчивающим школу в 16-17 лет слишком рано выбирать свой путь в жизни. P.S. конечно все индивидуально и все дети разные, но мой опыт такой6
  • Alex AlexЯ в свое время перешла из 1 сразу в 3: просто мама договорилась в школе, мне дали написать контрольные по всем предметам, я написала (ничего особенно не готовясь), и перешла. Далее все мои одноклассники и одногруппники были в среднем старше на год. Я никаких проблем не испытывала, ни в учебе, ни с одноклассниками. Школу закончила хорошо, с медалью0
  • горе луковоеЯ бы посоветовал ничего не делать. Пусть ребенок спокойно учится. У них и так нагрузка колоссальная.1
  • горе луковоеAlex, Мне показалось что тут другая ситуация.1
  • Рената УбыйвовкПишу как человек который пошёл в школу почти в 8 лет. Я закончила школу и желания "перепрыгивать" через класс не было от слова совсем. И да, со мной учились дети котрые на год или даже на два младше меня и мне было с ними нормально. Сейчас я учусь в техникуме, мне нравится там учиться, у меня там есть друзья и мне нравится сам коллектив. Но я слышала истории про учёбу кардинально отличающиеся от моей, в стиле "Галопом по Европам или пятилетку за три года". Когда люди в 5 лет идут в школу, ещё и через классы "прыгают" И заканчивают бакалавриат в 18-19 лет, вроде бы на первый взгляд всё замечательно, такой молодой, а уже есть высшее образование. Но к сожалению, за этим скрывается: огромная разница в возрасте с одноклассниками/одногрупниками (и уже не на год и не на два, а больше), откуда может вытекать социальная неприспособленность, что очень может навредить в дальнейшей жизни; неуверенность куда идти дальше. В итоге получаем очередную "мамину гордость" социофобушку. Не надо делать из ребёнка вундеркинда, ну и ради интереса почитайте как жизнь у вундеркиндов во взрослом возрасте складывается. Везде есть свои исключения, но это всегда сложно, когда ты сильно младше других в коллективе. И тогда не понятно для чего все эти риски? Просто потому что ваша дочь самая старшая в классе? И ещё сложилось впечатление будто это чисто ваше желание как родителя, а не желание дочери, а если это и её желание то скорее всего не совсем, потому что возможно в этом её убедили вы3
  • МирославаРебенку не понравилось, а вы в восторге от учителя. Отталкиваетесь от себя или от ребенка?2
  • Yuliya RueJessi, один вопрос, зачем? Мой старший числится в одарённых с начальной школы, но переездая из другой страны мы попросили, чтобы его в новой школе определили в класс младше, чтобы учиться с ровесниками. В предыдущей школе он вынужден был пойти с 6 лет, а в России дети в среднем идут в 1й класс в районе 7 лет. Мы не пропадали на все 100. Если ребёнок очень умный, то лучше отдать в школу с более сложной программой, чем в обычной школе прыгать через классы6
  • Yuliya RueПухля, сын в конце ноября родился и от природы умница, но большой непоседа. Отдали в школу почти в 8. Ребёнок полностью автономен в учебе, учителя очень хвалят с начальной школы. В прошлом году сам без репетиторов поступил в 5й математический . Очень моииаированный и целеустремленный ученик4
  • BDMЧто отец школьницы думает по этому поводу?1
  • AnnaVita, не все так просто. Во-первых, проблемы могут уже в 5-6 классе начаться, а могут не начаться вообще. Чем крепче база до того, как уносит крышу, тем больше шансов пройти турбулентеность с минимальными потерями. К тому же бывает так, что пубертат заканчивается, ребенок созрел, но учиться уже не хочет, а хочет жениться. Особенно актуально у девочек. Лет в 16 вполне может уйти жить к парню.3
  • ИльяJessi, помню там было в разы сложнее0
  • Курочка Дрёмапо-моему, ребенок однозначно не в состоянии учиться в классе постарше, ради чего все это? Чтоб не стыдно было из-за возраста? да блин...1
  • BrizМладший ребенок в прошлом году "перепрыгнул" через класс. Желание возникло спонтанно. Выбранный для перехода класс попадал в средней школе к отличным предметникам и классной, учился деть не напрягаясь и был одним из старших в классе. Стандартный путь показался замороченным, решила для начала посоветоваться с учителями. Предложили пару отличных вариантов. В результате за оставшийся до конца года месяц прошел программу следующего класса, в мае сдал аттестацию за два года сразу и в сентябре пошел в новый класс. Учится все так же не напрягаясь на все те же пятёрки, периодически конючит еще "поперепрыгивать", но объективных причин для этого нет, так что, скорее всего, в средней школе будет учиться в стандартном ритме. Вот 10-11 класс за год пройти и сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ без кучи лишней суеты, конечно, мысль соблазнительная (старшие дети недавно сдавали ЕГЭ так что впечатление свежи).0
  • Юлия МалееваAlex, ну я из тех, кого отдали в школу в 6, а потом не дали вот так перевестись вперед. Было чудовищно скучно, особенно в началке.0
  • AlexЮлия, дело не (только) в скуке. Например, мне в первом классе было 6, а кому-то аж 8. В таком возрасте это колоссальная разница, в том числе, в физических возможностях организма. Всю начальную школу меня этот момент очень напрягал. Героиня статьи, правда, выбрала для дочери частную школу - возможно, там контингент поприличнее :) Перескакивать вперед через классы, пойдя в школу в 6, я бы точно не хотел. Обогнать-то программу обычной школы - дело нехитрое. Если нанять репетитора, вообще большая половина детей с этим справится. А вот заканчивать школу в 12 или 14 и идти в ВУЗ в этом возрасте означает почти точно не социализироваться нормально ни в школе, ни в ВУЗе.1