Скандалы в руководстве и первая победа «Макларена» за 26 лет: итоги сезона-2024 «Формулы-1»
24-й этап в Абу-Даби завершил год в главном гоночном чемпионате.
Сезон-2024 начался почти так же, как и прошлогодний — Макс Ферстаппен в доминирующем стиле выиграл несколько первых гонок, — и, казалось, все предсказуемо. Но затем ситуация для обладателя титула и его команды «Ред Булл» изменилась — и началась борьба за чемпионство.
Вспоминаем события прошедшего сезона и прогнозируем, что произойдет в следующем году.
Главные события сезона
Скандалы в «Ред Булле». Большинство событий и новостей в этом году было связано именно с прошлогодними чемпионами. Еще до начала сезона одна из сотрудниц обвинила в домогательствах руководителя команды Кристиана Хорнера.
В феврале коллектив начал собственное расследование. Фирма-партнер «Форд» присоединилась к нему и настояла на честности и открытости в «Ред Булле». Многие, в том числе отец Макса Ферстаппена Йос и консультант коллектива доктор Хельмут Марко, говорили об отстранении Хорнера.
На основании 100-страничного документа с результатами расследования акционеры вынесли вердикт о невиновности Хорнера, и он сохранил место руководителя. Но волнения в коллективе не прошли бесследно — «Ред Булл» лишился нескольких важнейших сотрудников. Команду покинул главный конструктор, Эдриан Ньюи. В течение сезона он обсуждал переход в «Макларен», «Уильямс», «Мерседес», «Феррари» и «Астон Мартин».
После сложностей в переговорах с «Феррари» Ньюи присоединился к «Астон Мартину» (сайт недоступен из РФ) и получил долю в коллективе. Кроме него «Ред Булл» потерял спортивного директора Джонатана Уитли, который работал со дня основания команды и считался одним из претендентов на место Хорнера.
На фоне перестановок идут разговоры о потере Макса Ферстаппена, которому прочили переход в «Мерседес» или «Астон Мартин». Второй пилот, Серхио Перес, покинул команду (сайт недоступен из РФ) из-за неважных результатов после окончания сезона, несмотря на продление контракта в июне. На его место взяли 22-летнего Лиама Лоусона, который выступал в нескольких заездах за РБ.
Появление новой команды в «Формуле-1». Перед началом сезона «Формула-1» открыла тендер на место одиннадцатого коллектива. Желающие команды подали заявки на вступление, среди них были известная по выступлениям в серии IndyCar и Formula E «Андретти» и «Хайтек», представленная в «Формуле-2» и «Формуле-3».
После рассмотрения предложений «Формула-1» объявила, что у претендентов недостаточно возможностей для участия в чемпионате. «Андретти» на протяжении всего сезона боролась с этим решением и владельцем «Формулы-1», Liberty Media. Глава коллектива Марио Андретти заявил, что генеральный директор медиахолдинга Грег Маффеи угрожал его сыну Майклу, председателю команды, «сделать все, чтобы „Андретти“ не оказалась в чемпионате».
«Андретти» все равно продолжила готовиться к вступлению в ростер. Команда представила проект базы в Фишерсе и заявила о запуске второй в Сильверстоуне через два месяца после отказа. Также коллектив пополнил бывший технический директор «Формулы-1». В «Андретти» не прекратили делать и будущий автомобиль: помогло отсутствие ограничения бюджетов, которое существует у тех, кто участвует в соревнованиях.
Между тем Марио Андретти обратился к Конгрессу США для обсуждения правомерности недопуска «Андретти» и ее партнера GM в «Формулу-1». Конгресс потребовал ответа от Liberty Media и поднял вопрос о нарушении американских антимонопольных законов. 8 августа Министерство юстиции США объявило о расследовании дел медиахолдинга, а на Гран-при Лас-Вегаса к руководству чемпионата приехали представители ФБР. В это же время против Liberty Media выступили два члена Европарламента, которые обвинили компанию в нарушении закона о честной конкуренции и создании картеля.
После этих событий Liberty Media одобрила вступление команды в «Формулу-1» с 2026 года с рядом условий. GM должна была расширить сотрудничество с «Андретти», назвать команду «Кадиллак» и разработать собственный двигатель. Майкл Андретти покинул коллектив, а Liberty Media объявила об уходе Грега Маффеи. В совет директоров «Кадиллака» вошел Марио Андретти, но его роль, скорее всего, ограничится консультациями. Команда начнет выступать с 2026 года. Пока идет разработка двигателя, болиды «Кадиллака» оснастят взятыми у «Феррари».
Изменения в ФИА. Многочисленные перестановки происходили и в ФИА , которая в том числе управляет «Формулой-1». Глава отдела управления и регулирования Пьер Кеттерер перешел в Международный олимпийский комитет, ушли директор по коммерческим правам Эдвард Флойд и исполнительный директор Натали Робин. Своего места лишился и стюард Тим Майер, работавший в автоспорте с 1992 года.
Перед Гран-при Лас-Вегаса уволили гоночного директора «Формулы-1» Нильса Виттиха: на решение повлиял конфликт с президентом ФИА Мохаммедом бен Сулайемом. Новым главой стал Руй Маркеш, который занимал тот же пост в «Формуле-2». Уже в следующей гонке в Катаре он запомнился болельщикам многочисленными штрафами и отказом выпускать автомобиль безопасности для уборки обломков, на которых Льюис Хэмилтон и Карлос Сайнс затем прокололи шины.
После повышения Маркеша кресло гоночного директора «Формулы-2» в сезоне-2025 должна была занять его помощница Джанетт Тан, но бен Сулайем уволил ее на неделе между гонками в Лас-Вегасе и Катаре.
В начале сезона бен Сулайем попал под расследование за попытку вмешаться в результаты Гран-при Саудовской Аравии. По слухам, на нем президент ФИА вынудил стюардов отменить штраф Фернандо Алонсо. Говорили и о его попытках убрать из календаря этап в Лас-Вегасе вмешательствами в проверки и получение лицензии. По итогам 30-дневного разбирательства комитет по этике ФИА оправдал бен Сулайема.
В том числе из-за этого расследования Мохаммед бен Сулайем инициировал изменения в уставе ФИА. Теперь комитет по этике может проводить только первичные проверки, а комитет по аудиту лишен полномочий самостоятельно расследовать финансовые вопросы. Все ключевые решения будут принимать президент ФИА и президент сената ФИА: поправки ликвидировали контроль над их деятельностью.
На фоне происходящих перестановок и деятельности бен Сулайема растет недовольство гонщиков, команд и крупных европейских автоклубов. Инсайдеры пишут, что команды обсуждают создание отдельной европейской автомобильной федерации. Если идея разовьется, болельщики могут увидеть внутреннее противостояние и значительные перемены в «Формуле-1» уже в ближайшие годы.
Изменение гоночного календаря. В течение года ходило много разговоров о появлении новых Гран-при в сезоне и исчезновении из чемпионата привычных зрителям трасс. Турция обсуждала с руководством чемпионата возвращение гонки в страну. Также новый этап хочет Южная Корея: на Гран-при Японии состоялась встреча мэра Инчхона Чжон-Бока и руководителя «Формулы-1» Стефано Доменикали.
Интерес проявляли Индия, Таиланд с проектом уличной гонки в Бангкоке, ЮАР с идеей возвращения в Кьялами и Аргентина: в стране резко вырос интерес к чемпионату из-за пилота «Уильямса» Франко Колапинто. Дальше всего зашла Руанда: президент Поль Кагаме заявил о подаче заявки на проведение нового этапа рядом со столицей страны Кигали.
Продолжается строительство необычного автодрома в Киддии, куда в будущем переедет Гран-при Саудовской Аравии. У трассы будет 21 поворот и три зоны DRS с максимальной скоростью 325 км/ч. Первые прототипы автодрома вызвали у болельщиков неоднозначные впечатления, особенно поворот «Клинок» с перепадом высоты в 70 метров. Многие задумались о безопасности гонщиков в таких условиях, но до 2027 года у организаторов есть возможность подготовиться и пройти все проверки на соответствие требованиям.
Несколько действующих Гран-при продлили возможность проведения гонок «Формулы-1»: Китая до 2030, Монако и Италии — до 2031, а Великобритании — до 2034. Как минимум одна трасса покинет календарь: директор этапа Роберт ван Овердейк объявил, что нидерландский Гран-при в последний раз пройдет в 2026.
Результаты сезона
«Ред Булл». Прошлогодний чемпион доминировал в начале сезона, но это продлилось недолго. После Гран-при Майами команда сравнялась по скорости с «Маклареном», а затем — с «Феррари» и «Мерседесом». Проблемы с болидами начались еще на этапе в Испании прошлого года, и первым их заметил Серхио Перес (сайт недоступен из РФ), но коллектив не прислушался к его словам и упустил Кубок конструкторов — 2024.
«Нулевые» понтоны , с версией которых в прошлом году провалился «Мерседес», оказались сложными в настройке и на отдельных этапах работали не так эффективно. К этому прибавились неудачи Переса, и команда закончила сезон на третьей позиции. Впрочем, Ферстаппен все равно выиграл четвертый титул подряд.
«Макларен». После среднего начала сезона обновления позволили команде нагнать лидеров. На шестом этапе в Майами Ландо Норрис одержал свою первую победу в «Формуле-1», а на Гран-при Венгрии это сделал его напарник, Оскар Пиастри. Несмотря на быстрые болиды, коллектив несколько раз серьезно ошибался и упускал подиумы.
Кроме того, в руководстве команды долго не могли решить, кто будет первым номером — это облегчило задачу Максу Ферстаппену в личном зачете. К концу сезона скорость болидов позволила «Макларену» выйти на первое место среди команд и впервые за 26 лет взять Кубок конструкторов. Ландо Норрис с четырьмя победами в гонках стал вице-чемпионом, а Пиастри закончил на четвертом месте.
«Феррари». Была сильна на отдельных этапах, когда у соперников возникали проблемы. У команды пять побед, три из которых на счету Шарля Леклера, в том числе его первый и долгожданный триумф на домашнем этапе в Монако. Карлос Сайнс выиграл Гран-при в Австралии и Мексике.
Коллектив закончил сезон на втором месте с отставанием в 14 очков — из-за победы Ландо Норриса на решающем Гран-при в Абу-Даби «Макларен» сохранила отрыв. Леклер стал третьим, а Сайнс — пятым в личном зачете.
«Мерседес». Как и «Феррари», успешно пользовалась проблемами соперников. Оба гонщика команды взяли по два этапа: Льюис Хэмилтон — в Великобритании и Бельгии, Джордж Расселл — в Австрии и Лас-Вегасе. Перед последним Гран-при у водителей было равное количество очков за время совместных выступлений — 685. Хэмилтон обогнал Расселла на финальном круге в Абу-Даби и выиграл эту борьбу с преимуществом в два балла.
Самым резонансным событием стало объявление о том, что Льюис Хэмилтон покинет команду в конце сезона. В следующем году британец будет выступать за «Феррари». Семикратный чемпион провел в немецкой команде двенадцать сезонов.
«Альпин». Год выдался непростым для команды: многие ключевые сотрудники покинули свои посты, а автомобиль получился тяжелым и сложным в управлении. В первых семи этапах коллектив не заработал ни одного очка, а к середине сезона — только девять.
С приходом известного по работе с «Рено» консультанта Флавио Бриаторе и нового руководителя Оливера Оукса положение немного выровнялось. Переломным моментом стал двойной подиум на Гран-при Бразилии: Эстебан Окон пришел вторым, а Пьер Гасли — третьим. Команда получила 35 очков за гонку — этот результат помог сохранить шестую позицию по итогам сезона.
«Астон Мартин», «Хаас» и РБ. Находясь позади лидеров, команды вели плотную борьбу на протяжении всего сезона. В его начале РБ казалась сильнее, но соперники удачнее провели конкретные этапы и прогрессировали, оставив итальянский коллектив на восьмом месте.
«Хаас» понемногу набирала очки в половине Гран-при и финишировала седьмой, а «Астон Мартин» с проблемным автомобилем вытащил на пятую позицию Фернандо Алонсо.
«Уильямс» и «Кик-Заубер». Аутсайдеры чемпионата столкнулись с большим количеством проблем по ходу сезона. Машине «Кик-Заубер» не хватало скорости, и в сочетании с поломками и сходами это привело к последнему месту. Единственный раз команда получила очки благодаря восьмому месту Гуаньюй Чжоу на Гран-при Катара.
Проблемы «Уильямса» были связаны с постоянными авариями, которые особенно помешали на заключительных этапах. В общей сложности три пилота коллектива разбили автомобили более чем на 11 миллионов долларов. Представители «Уильямс» даже обратились к ФИА с просьбой позволить им вывести эту часть расходов из бюджета, но Федерация ответила отказом. Теперь команде необходимо правильно распределить средства не только на прошедший, но и на следующий сезон. Могли бы помочь призовые, но за девятое место в Кубке конструкторов они относительно небольшие.
Итоговое положение команд в турнирной таблице
Позиция | Команда | Очки | Победы | Подиумы |
---|---|---|---|---|
1 | 🇬🇧 Макларен | 666 | 6 | 21 |
2 | 🇮🇹 Феррари | 652 | 5 | 22 |
3 | 🇦🇹 Ред Булл | 589 | 9 | 18 |
4 | 🇩🇪 Мерседес | 468 | 4 | 9 |
5 | 🇬🇧 Астон Мартин | 94 | 0 | 0 |
6 | 🇫🇷 Альпин | 65 | 0 | 2 |
7 | 🇺🇸 Хаас | 58 | 0 | 0 |
8 | 🇮🇹 РБ | 46 | 0 | 0 |
9 | 🇬🇧 Уильямс | 17 | 0 | 0 |
10 | 🇨🇭 Кик-Заубер | 4 | 0 | 0 |
Итоговое положение команд в турнирной таблице
1 позиция | |
Команда | 🇬🇧 Макларен |
Очки | 666 |
Победы | 6 |
Подиумы | 21 |
2 позиция | |
Команда | 🇮🇹 Феррари |
Очки | 652 |
Победы | 5 |
Подиумы | 22 |
3 позиция | |
Команда | 🇦🇹 Ред Булл |
Очки | 589 |
Победы | 9 |
Подиумы | 18 |
4 позиция | |
Команда | 🇩🇪 Мерседес |
Очки | 468 |
Победы | 4 |
Подиумы | 9 |
5 позиция | |
Команда | 🇬🇧 Астон Мартин |
Очки | 94 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
6 позиция | |
Команда | 🇫🇷 Альпин |
Очки | 65 |
Победы | 0 |
Подиумы | 2 |
7 позиция | |
Команда | 🇺🇸 Хаас |
Очки | 58 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
8 позиция | |
Команда | 🇮🇹 РБ |
Очки | 46 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
9 позиция | |
Команда | 🇬🇧 Уильямс |
Очки | 17 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
10 позиция | |
Команда | 🇨🇭 Кик-Заубер |
Очки | 4 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
Перспективы следующего сезона
Обновление коллективов. В следующем году восемь команд частично или полностью обновят состав гонщиков. Этому в том числе поспособствовали активные замены по ходу сезона — из-за болезней и дисквалификаций основных водителей дебютировали Оливер Берман, Франко Колапинто, Лиам Лоусон и Джек Дуэн.
Перестановок не будет только в «Макларене» и «Астон Мартине». Остальные коллективы ждут следующие изменения:
- «Феррари». На место Карлоса Сайнса в напарники к Шарлю Леклеру приходит Льюис Хэмилтон, семикратный чемпион мира, в надежде выиграть еще один титул в составе легендарной команды.
- «Ред Булл». На место Серхио Переса придет Лиам Лоусон, который выступал за РБ в шести гонках конца сезона после ухода Даниэля Риккардо.
- РБ. Партнером Юки Цуноды после ухода Лиама Лоусона в «Ред Булл» станет Исаак Хаджар. В прошлом году он выступал в «Формуле-2» и был резервным пилотом «Ред Булл» и РБ.
- «Мерседес». На место Льюиса Хэмилтона придет многообещающий новичок Андреа Кими Антонелли, известный по многочисленным победам в младших формульных сериях.
- «Альпин». Пьер Гасли остается, а его напарником станет гонщик младших серий и академии команды Джек Дуэн, сын пятикратного чемпиона мира в MotoGP Мика Дуэна. Неизвестно, удастся ли новичку сохранить свое место на протяжении всего сезона. Были слухи о переговорах с «Уильямсом» по поводу Франко Колапинто, но его переход отложили как минимум до 2026 года.
- «Хаас». Команда полностью сменит действующий состав. Опытным пилотом станет Эстебан Окон, а в качестве перспективного новичка присоединится Оливер Берман. Он четыре раза подменял основных пилотов и дважды зарабатывал очки, в том числе в своей первой гонке в «Формуле-1».
- «Уильямс». Команда заключила многолетнее соглашение с Алексом Албоном, а вторым гонщиком — вместо Логана Сарджента и заменившего его Франко Колапинто — станет Карлос Сайнс.
- «Кик-Заубер». Выкупленная «Ауди» команда полностью поменяет состав гонщиков. На место Валттери Боттаса и Гуаньюй Чжоу придут Нико Хюлькенберг и многообещающий пилот Габриэль Бортолетто, чемпион «Формулы-3» и «Формулы-2» и протеже Фернандо Алонсо.
Изменения в раскладе сил. «Ред Булл» потерял доминирующую позицию и окажется в равных условиях с сопоставимыми по скорости «Маклареном», «Мерседесом» и «Феррари». При определенных обстоятельствах зрителей может ждать борьба четырех команд и восьми пилотов за командный и личный титулы. В условиях подготовки к смене регламента Максу Ферстаппену будет не так просто защитить статус чемпиона в четвертый раз подряд.
Итоговое положение гонщиков в турнирной таблице
Позиция | Пилот | Команда | Очки | Победы | Подиумы |
---|---|---|---|---|---|
1 | М. Ферстаппен | 🇦🇹 Ред Булл | 437 | 9 | 14 |
2 | Л. Норрис | 🇬🇧 Макларен | 374 | 4 | 13 |
3 | Ш. Леклер | 🇮🇹 Феррари | 356 | 3 | 13 |
4 | О. Пиастри | 🇬🇧 Макларен | 292 | 2 | 8 |
5 | К. Сайнс | 🇮🇹 Феррари | 290 | 2 | 9 |
6 | Д. Расселл | 🇩🇪 Мерседес | 245 | 1 | 3 |
7 | Л. Хэмилтон | 🇩🇪 Мерседес | 223 | 2 | 5 |
8 | С. Перес | 🇦🇹 Ред Булл | 152 | 0 | 4 |
9 | Ф. Алонсо | 🇬🇧 Астон Мартин | 70 | 0 | 0 |
10 | П. Гасли | 🇫🇷 Альпин | 42 | 0 | 1 |
11 | Н. Хюлькенберг | 🇺🇸 Хаас | 41 | 0 | 0 |
12 | Ю. Цунода | 🇮🇹 РБ | 30 | 0 | 0 |
13 | Л. Стролл | 🇬🇧 Астон Мартин | 24 | 0 | 0 |
14 | Э. Окон | 🇫🇷 Альпин | 23 | 0 | 1 |
15 | К. Магнуссен | 🇺🇸 Хаас | 16 | 0 | 0 |
16 | А. Албон | 🇬🇧 Уильямс | 12 | 0 | 0 |
17 | Д. Риккардо | 🇮🇹 РБ | 12 | 0 | 0 |
18 | О. Берман | 🇮🇹 Феррари / 🇺🇸 Хаас | 7 | 0 | 0 |
19 | Ф. Колапинто | 🇬🇧 Уильямс | 5 | 0 | 0 |
20 | Г. Чжоу | 🇨🇭 Кик-Заубер | 4 | 0 | 0 |
21 | Л. Лоусон | 🇮🇹 РБ | 4 | 0 | 0 |
22 | В. Боттас | 🇨🇭 Кик-Заубер | 0 | 0 | 0 |
23 | Л. Сарджент | 🇬🇧 Уильямс | 0 | 0 | 0 |
24 | Д. Дуэн | 🇫🇷 Альпин | 0 | 0 | 0 |
Итоговое положение гонщиков в турнирной таблице
1 позиция | |
Пилот | М. Ферстаппен |
Команда | 🇦🇹 Ред Булл |
Очки | 437 |
Победы | 9 |
Подиумы | 14 |
2 позиция | |
Пилот | Л. Норрис |
Команда | 🇬🇧 Макларен |
Очки | 374 |
Победы | 4 |
Подиумы | 13 |
3 позиция | |
Пилот | Ш. Леклер |
Команда | 🇮🇹 Феррари |
Очки | 356 |
Победы | 3 |
Подиумы | 13 |
4 позиция | |
Пилот | О. Пиастри |
Команда | 🇬🇧 Макларен |
Очки | 292 |
Победы | 2 |
Подиумы | 8 |
5 позиция | |
Пилот | К. Сайнс |
Команда | 🇮🇹 Феррари |
Очки | 290 |
Победы | 2 |
Подиумы | 9 |
6 позиция | |
Пилот | Д. Расселл |
Команда | 🇩🇪 Мерседес |
Очки | 245 |
Победы | 1 |
Подиумы | 3 |
7 позиция | |
Пилот | Л. Хэмилтон |
Команда | 🇩🇪 Мерседес |
Очки | 223 |
Победы | 2 |
Подиумы | 5 |
8 позиция | |
Пилот | С. Перес |
Команда | 🇦🇹 Ред Булл |
Очки | 152 |
Победы | 0 |
Подиумы | 4 |
9 позиция | |
Пилот | Ф. Алонсо |
Команда | 🇬🇧 Астон Мартин |
Очки | 70 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
10 позиция | |
Пилот | П. Гасли |
Команда | 🇫🇷 Альпин |
Очки | 42 |
Победы | 0 |
Подиумы | 1 |
11 позиция | |
Пилот | Н. Хюлькенберг |
Команда | 🇺🇸 Хаас |
Очки | 41 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
12 позиция | |
Пилот | Ю. Цунода |
Команда | 🇮🇹 РБ |
Очки | 30 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
13 позиция | |
Пилот | Л. Стролл |
Команда | 🇬🇧 Астон Мартин |
Очки | 24 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
14 позиция | |
Пилот | Э. Окон |
Команда | 🇫🇷 Альпин |
Очки | 23 |
Победы | 0 |
Подиумы | 1 |
15 позиция | |
Пилот | К. Магнуссен |
Команда | 🇺🇸 Хаас |
Очки | 16 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
16 позиция | |
Пилот | А. Албон |
Команда | 🇬🇧 Уильямс |
Очки | 12 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
17 позиция | |
Пилот | Д. Риккардо |
Команда | 🇮🇹 РБ |
Очки | 12 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
18 позиция | |
Пилот | О. Берман |
Команда | 🇮🇹 Феррари / 🇺🇸 Хаас |
Очки | 7 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
19 позиция | |
Пилот | Ф. Колапинто |
Команда | 🇬🇧 Уильямс |
Очки | 5 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
20 позиция | |
Пилот | Г. Чжоу |
Команда | 🇨🇭 Кик-Заубер |
Очки | 4 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
21 позиция | |
Пилот | Л. Лоусон |
Команда | 🇮🇹 РБ |
Очки | 4 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
22 позиция | |
Пилот | В. Боттас |
Команда | 🇨🇭 Кик-Заубер |
Очки | 0 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
23 позиция | |
Пилот | Л. Сарджент |
Команда | 🇬🇧 Уильямс |
Очки | 0 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
24 позиция | |
Пилот | Д. Дуэн |
Команда | 🇫🇷 Альпин |
Очки | 0 |
Победы | 0 |
Подиумы | 0 |
Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik