Скандалы в руковод­стве и первая победа «Макларена» за 26 лет: итоги сезона⁠-⁠2024 ​«Формулы⁠-⁠1»
Профес­сио­нальный спорт
136
Фотография — SRDJAN SUKI / EPA / ТАСС

Скандалы в руковод­стве и первая победа «Макларена» за 26 лет: итоги сезона⁠-⁠2024 ​«Формулы⁠-⁠1»

3
Аватар автора

Анна Никишина

подвела итоги

Страница автора

24-й этап в Абу-Даби завершил год в главном гоночном чемпионате.

Сезон-2024 начался почти так же, как и прошлогодний — Макс Ферстаппен в доминирующем стиле выиграл несколько первых гонок, — и, казалось, все предсказуемо. Но затем ситуация для обладателя титула и его команды «Ред Булл» изменилась — и началась борьба за чемпионство.

Вспоминаем события прошедшего сезона и прогнозируем, что произойдет в следующем году.

Главные события сезона

Скандалы в «Ред Булле». Большинство событий и новостей в этом году было связано именно с прошлогодними чемпионами. Еще до начала сезона одна из сотрудниц обвинила в домогательствах руководителя команды Кристиана Хорнера.

В феврале коллектив начал собственное расследование. Фирма-партнер «Форд» присоединилась к нему и настояла на честности и открытости в «Ред Булле». Многие, в том числе отец Макса Ферстаппена Йос и консультант коллектива доктор Хельмут Марко, говорили об отстранении Хорнера.

Руководитель «Ред Булла» Кристиан Хорнер. Фотография: Алексей Куденко / РИА Новости
Руководитель «Ред Булла» Кристиан Хорнер. Фотография: Алексей Куденко / РИА Новости

На основании 100-страничного документа с результатами расследования акционеры вынесли вердикт о невиновности Хорнера, и он сохранил место руководителя. Но волнения в коллективе не прошли бесследно — «Ред Булл» лишился нескольких важнейших сотрудников. Команду покинул главный конструктор, Эдриан Ньюи. В течение сезона он обсуждал переход в «Макларен», «Уильямс», «Мерседес», «Феррари» и «Астон Мартин».

После сложностей в переговорах с «Феррари» Ньюи присоединился к «Астон Мартину» (сайт недоступен из РФ) и получил долю в коллективе. Кроме него «Ред Булл» потерял спортивного директора Джонатана Уитли, который работал со дня основания команды и считался одним из претендентов на место Хорнера.

На фоне перестановок идут разговоры о потере Макса Ферстаппена, которому прочили переход в «Мерседес» или «Астон Мартин». Второй пилот, Серхио Перес, покинул команду (сайт недоступен из РФ) из-за неважных результатов после окончания сезона, несмотря на продление контракта в июне. На его место взяли 22-летнего Лиама Лоусона, который выступал в нескольких заездах за РБ.

Появление новой команды в «Формуле-1». Перед началом сезона «Формула-1» открыла тендер на место одиннадцатого коллектива. Желающие команды подали заявки на вступление, среди них были известная по выступлениям в серии IndyCar и Formula E «Андретти» и «Хайтек», представленная в «Формуле-2» и «Формуле-3».

После рассмотрения предложений «Формула-1» объявила, что у претендентов недостаточно возможностей для участия в чемпионате. «Андретти» на протяжении всего сезона боролась с этим решением и владельцем «Формулы-1», Liberty Media. Глава коллектива Марио Андретти заявил, что генеральный директор медиахолдинга Грег Маффеи угрожал его сыну Майклу, председателю команды, «сделать все, чтобы „Андретти“ не оказалась в чемпионате».

«Андретти» все равно продолжила готовиться к вступлению в ростер. Команда представила проект базы в Фишерсе и заявила о запуске второй в Сильверстоуне через два месяца после отказа. Также коллектив пополнил бывший технический директор «Формулы-1». В «Андретти» не прекратили делать и будущий автомобиль: помогло отсутствие ограничения бюджетов, которое существует у тех, кто участвует в соревнованиях.

Между тем Марио Андретти обратился к Конгрессу США для обсуждения правомерности недопуска «Андретти» и ее партнера GM в «Формулу-1». Конгресс потребовал ответа от Liberty Media и поднял вопрос о нарушении американских антимонопольных законов. 8 августа Министерство юстиции США объявило о расследовании дел медиахолдинга, а на Гран-при Лас-Вегаса к руководству чемпионата приехали представители ФБР. В это же время против Liberty Media выступили два члена Европарламента, которые обвинили компанию в нарушении закона о честной конкуренции и создании картеля.

После этих событий Liberty Media одобрила вступление команды в «Формулу-1» с 2026 года с рядом условий. GM должна была расширить сотрудничество с «Андретти», назвать команду «Кадиллак» и разработать собственный двигатель. Майкл Андретти покинул коллектив, а Liberty Media объявила об уходе Грега Маффеи. В совет директоров «Кадиллака» вошел Марио Андретти, но его роль, скорее всего, ограничится консультациями. Команда начнет выступать с 2026 года. Пока идет разработка двигателя, болиды «Кадиллака» оснастят взятыми у «Феррари».

Изменения в ФИА. Многочисленные перестановки происходили и в ФИА  , которая в том числе управляет «Формулой-1». Глава отдела управления и регулирования Пьер Кеттерер перешел в Международный олимпийский комитет, ушли директор по коммерческим правам Эдвард Флойд и исполнительный директор Натали Робин. Своего места лишился и стюард Тим Майер, работавший в автоспорте с 1992 года.

Перед Гран-при Лас-Вегаса уволили гоночного директора «Формулы-1» Нильса Виттиха: на решение повлиял конфликт с президентом ФИА Мохаммедом бен Сулайемом. Новым главой стал Руй Маркеш, который занимал тот же пост в «Формуле-2». Уже в следующей гонке в Катаре он запомнился болельщикам многочисленными штрафами и отказом выпускать автомобиль безопасности для уборки обломков, на которых Льюис Хэмилтон и Карлос Сайнс затем прокололи шины.

После повышения Маркеша кресло гоночного директора «Формулы-2» в сезоне-2025 должна была занять его помощница Джанетт Тан, но бен Сулайем уволил ее на неделе между гонками в Лас-Вегасе и Катаре.

В начале сезона бен Сулайем попал под расследование за попытку вмешаться в результаты Гран-при Саудовской Аравии. По слухам, на нем президент ФИА вынудил стюардов отменить штраф Фернандо Алонсо. Говорили и о его попытках убрать из календаря этап в Лас-Вегасе вмешательствами в проверки и получение лицензии. По итогам 30-дневного разбирательства комитет по этике ФИА оправдал бен Сулайема.

Мохаммед бен Сулайем и Шарль Леклер. Фотография: picture alliance / HOCH ZWEI / ТАСС
Мохаммед бен Сулайем и Шарль Леклер. Фотография: picture alliance / HOCH ZWEI / ТАСС

В том числе из-за этого расследования Мохаммед бен Сулайем инициировал изменения в уставе ФИА. Теперь комитет по этике может проводить только первичные проверки, а комитет по аудиту лишен полномочий самостоятельно расследовать финансовые вопросы. Все ключевые решения будут принимать президент ФИА и президент сената ФИА: поправки ликвидировали контроль над их деятельностью.

На фоне происходящих перестановок и деятельности бен Сулайема растет недовольство гонщиков, команд и крупных европейских автоклубов. Инсайдеры пишут, что команды обсуждают создание отдельной европейской автомобильной федерации. Если идея разовьется, болельщики могут увидеть внутреннее противостояние и значительные перемены в «Формуле-1» уже в ближайшие годы.

Изменение гоночного календаря. В течение года ходило много разговоров о появлении новых Гран-при в сезоне и исчезновении из чемпионата привычных зрителям трасс. Турция обсуждала с руководством чемпионата возвращение гонки в страну. Также новый этап хочет Южная Корея: на Гран-при Японии состоялась встреча мэра Инчхона Чжон-Бока и руководителя «Формулы-1» Стефано Доменикали.

Интерес проявляли Индия, Таиланд с проектом уличной гонки в Бангкоке, ЮАР с идеей возвращения в Кьялами и Аргентина: в стране резко вырос интерес к чемпионату из-за пилота «Уильямса» Франко Колапинто. Дальше всего зашла Руанда: президент Поль Кагаме заявил о подаче заявки на проведение нового этапа рядом со столицей страны Кигали.

Продолжается строительство необычного автодрома в Киддии, куда в будущем переедет Гран-при Саудовской Аравии. У трассы будет 21 поворот и три зоны DRS  с максимальной скоростью 325 км/ч. Первые прототипы автодрома вызвали у болельщиков неоднозначные впечатления, особенно поворот «Клинок» с перепадом высоты в 70 метров. Многие задумались о безопасности гонщиков в таких условиях, но до 2027 года у организаторов есть возможность подготовиться и пройти все проверки на соответствие требованиям.

Несколько действующих Гран-при продлили возможность проведения гонок «Формулы-1»: Китая до 2030, Монако и Италии — до 2031, а Великобритании — до 2034. Как минимум одна трасса покинет календарь: директор этапа Роберт ван Овердейк объявил, что нидерландский Гран-при в последний раз пройдет в 2026.

Результаты сезона

«Ред Булл». Прошлогодний чемпион доминировал в начале сезона, но это продлилось недолго. После Гран-при Майами команда сравнялась по скорости с «Маклареном», а затем — с «Феррари» и «Мерседесом». Проблемы с болидами начались еще на этапе в Испании прошлого года, и первым их заметил Серхио Перес (сайт недоступен из РФ), но коллектив не прислушался к его словам и упустил Кубок конструкторов — 2024.

«Нулевые» понтоны  , с версией которых в прошлом году провалился «Мерседес», оказались сложными в настройке и на отдельных этапах работали не так эффективно. К этому прибавились неудачи Переса, и команда закончила сезон на третьей позиции. Впрочем, Ферстаппен все равно выиграл четвертый титул подряд.

Серхио Перес за рулем болида «Ред Булла» во время Гран-при Азербайджана. Фотография: Мурад Оруджаев / Sputnik / РИА Новости
Серхио Перес за рулем болида «Ред Булла» во время Гран-при Азербайджана. Фотография: Мурад Оруджаев / Sputnik / РИА Новости

«Макларен». После среднего начала сезона обновления позволили команде нагнать лидеров. На шестом этапе в Майами Ландо Норрис одержал свою первую победу в «Формуле-1», а на Гран-при Венгрии это сделал его напарник, Оскар Пиастри. Несмотря на быстрые болиды, коллектив несколько раз серьезно ошибался и упускал подиумы.

Кроме того, в руководстве команды долго не могли решить, кто будет первым номером — это облегчило задачу Максу Ферстаппену в личном зачете. К концу сезона скорость болидов позволила «Макларену» выйти на первое место среди команд и впервые за 26 лет взять Кубок конструкторов. Ландо Норрис с четырьмя победами в гонках стал вице-чемпионом, а Пиастри закончил на четвертом месте.

Ландо Норрис с кубком Гран-при Абу-Даби. Фотография: ALI HAIDER / EPA / ТАСС
Ландо Норрис с кубком Гран-при Абу-Даби. Фотография: ALI HAIDER / EPA / ТАСС

«Феррари». Была сильна на отдельных этапах, когда у соперников возникали проблемы. У команды пять побед, три из которых на счету Шарля Леклера, в том числе его первый и долгожданный триумф на домашнем этапе в Монако. Карлос Сайнс выиграл Гран-при в Австралии и Мексике.

Коллектив закончил сезон на втором месте с отставанием в 14 очков — из-за победы Ландо Норриса на решающем Гран-при в Абу-Даби «Макларен» сохранила отрыв. Леклер стал третьим, а Сайнс — пятым в личном зачете.

Шарль Леклер за рулем болида «Феррари». Фотография: Мурад Оруджаев / Sputnik / РИА Новости
Шарль Леклер за рулем болида «Феррари». Фотография: Мурад Оруджаев / Sputnik / РИА Новости

«Мерседес». Как и «Феррари», успешно пользовалась проблемами соперников. Оба гонщика команды взяли по два этапа: Льюис Хэмилтон — в Великобритании и Бельгии, Джордж Расселл — в Австрии и Лас-Вегасе. Перед последним Гран-при у водителей было равное количество очков за время совместных выступлений — 685. Хэмилтон обогнал Расселла на финальном круге в Абу-Даби и выиграл эту борьбу с преимуществом в два балла.

Самым резонансным событием стало объявление о том, что Льюис Хэмилтон покинет команду в конце сезона. В следующем году британец будет выступать за «Феррари». Семикратный чемпион провел в немецкой команде двенадцать сезонов.

Льюис Хэмилтон после Гран-при Бельгии. Фотография: HOCH ZWEI / Zuma / ТАСС
Льюис Хэмилтон после Гран-при Бельгии. Фотография: HOCH ZWEI / Zuma / ТАСС

«Альпин». Год выдался непростым для команды: многие ключевые сотрудники покинули свои посты, а автомобиль получился тяжелым и сложным в управлении. В первых семи этапах коллектив не заработал ни одного очка, а к середине сезона — только девять.

С приходом известного по работе с «Рено» консультанта Флавио Бриаторе и нового руководителя Оливера Оукса положение немного выровнялось. Переломным моментом стал двойной подиум на Гран-при Бразилии: Эстебан Окон пришел вторым, а Пьер Гасли — третьим. Команда получила 35 очков за гонку — этот результат помог сохранить шестую позицию по итогам сезона.

Эстебан Окон за рулем болида «Альпина». Фотография: Мурад Оруджаев / Sputnik / РИА Новости
Эстебан Окон за рулем болида «Альпина». Фотография: Мурад Оруджаев / Sputnik / РИА Новости

«Астон Мартин», «Хаас» и РБ. Находясь позади лидеров, команды вели плотную борьбу на протяжении всего сезона. В его начале РБ казалась сильнее, но соперники удачнее провели конкретные этапы и прогрессировали, оставив итальянский коллектив на восьмом месте.

«Хаас» понемногу набирала очки в половине Гран-при и финишировала седьмой, а «Астон Мартин» с проблемным автомобилем вытащил на пятую позицию Фернандо Алонсо.

Фернандо Алонсо во время Гран-при Азербайджана. Фотография: Мурад Оруджаев / Sputnik / РИА Новости
Фернандо Алонсо во время Гран-при Азербайджана. Фотография: Мурад Оруджаев / Sputnik / РИА Новости

«Уильямс» и «Кик-Заубер». Аутсайдеры чемпионата столкнулись с большим количеством проблем по ходу сезона. Машине «Кик-Заубер» не хватало скорости, и в сочетании с поломками и сходами это привело к последнему месту. Единственный раз команда получила очки благодаря восьмому месту Гуаньюй Чжоу на Гран-при Катара.

Проблемы «Уильямса» были связаны с постоянными авариями, которые особенно помешали на заключительных этапах. В общей сложности три пилота коллектива разбили автомобили более чем на 11 миллионов долларов. Представители «Уильямс» даже обратились к ФИА с просьбой позволить им вывести эту часть расходов из бюджета, но Федерация ответила отказом. Теперь команде необходимо правильно распределить средства не только на прошедший, но и на следующий сезон. Могли бы помочь призовые, но за девятое место в Кубке конструкторов они относительно небольшие.

Итоговое положение команд в турнирной таблице

ПозицияКомандаОчкиПобедыПодиумы
1🇬🇧 Макларен666621
2🇮🇹 Феррари652522
3🇦🇹 Ред Булл589918
4🇩🇪 Мерседес46849
5🇬🇧 Астон Мартин9400
6🇫🇷 Альпин6502
7🇺🇸 Хаас5800
8🇮🇹 РБ4600
9🇬🇧 Уильямс1700
10🇨🇭 Кик-Заубер400

Итоговое положение команд в турнирной таблице

1 позиция
Команда🇬🇧 Макларен
Очки666
Победы6
Подиумы21
2 позиция
Команда🇮🇹 Феррари
Очки652
Победы5
Подиумы22
3 позиция
Команда🇦🇹 Ред Булл
Очки589
Победы9
Подиумы18
4 позиция
Команда🇩🇪 Мерседес
Очки468
Победы4
Подиумы9
5 позиция
Команда🇬🇧 Астон Мартин
Очки94
Победы0
Подиумы0
6 позиция
Команда🇫🇷 Альпин
Очки65
Победы0
Подиумы2
7 позиция
Команда🇺🇸 Хаас
Очки58
Победы0
Подиумы0
8 позиция
Команда🇮🇹 РБ
Очки46
Победы0
Подиумы0
9 позиция
Команда🇬🇧 Уильямс
Очки17
Победы0
Подиумы0
10 позиция
Команда🇨🇭 Кик-Заубер
Очки4
Победы0
Подиумы0

Перспективы следующего сезона

Обновление коллективов. В следующем году восемь команд частично или полностью обновят состав гонщиков. Этому в том числе поспособствовали активные замены по ходу сезона — из-за болезней и дисквалификаций основных водителей дебютировали Оливер Берман, Франко Колапинто, Лиам Лоусон и Джек Дуэн.

Перестановок не будет только в «Макларене» и «Астон Мартине». Остальные коллективы ждут следующие изменения:

  1. «Феррари». На место Карлоса Сайнса в напарники к Шарлю Леклеру приходит Льюис Хэмилтон, семикратный чемпион мира, в надежде выиграть еще один титул в составе легендарной команды.
  2. «Ред Булл». На место Серхио Переса придет Лиам Лоусон, который выступал за РБ в шести гонках конца сезона после ухода Даниэля Риккардо.
  3. РБ. Партнером Юки Цуноды после ухода Лиама Лоусона в «Ред Булл» станет Исаак Хаджар. В прошлом году он выступал в «Формуле-2» и был резервным пилотом «Ред Булл» и РБ.
  4. «Мерседес». На место Льюиса Хэмилтона придет многообещающий новичок Андреа Кими Антонелли, известный по многочисленным победам в младших формульных сериях.
  5. «Альпин». Пьер Гасли остается, а его напарником станет гонщик младших серий и академии команды Джек Дуэн, сын пятикратного чемпиона мира в MotoGP Мика Дуэна. Неизвестно, удастся ли новичку сохранить свое место на протяжении всего сезона. Были слухи о переговорах с «Уильямсом» по поводу Франко Колапинто, но его переход отложили как минимум до 2026 года.
  6. «Хаас». Команда полностью сменит действующий состав. Опытным пилотом станет Эстебан Окон, а в качестве перспективного новичка присоединится Оливер Берман. Он четыре раза подменял основных пилотов и дважды зарабатывал очки, в том числе в своей первой гонке в «Формуле-1».
  7. «Уильямс». Команда заключила многолетнее соглашение с Алексом Албоном, а вторым гонщиком — вместо Логана Сарджента и заменившего его Франко Колапинто — станет Карлос Сайнс.
  8. «Кик-Заубер». Выкупленная «Ауди» команда полностью поменяет состав гонщиков. На место Валттери Боттаса и Гуаньюй Чжоу придут Нико Хюлькенберг и многообещающий пилот Габриэль Бортолетто, чемпион «Формулы-3» и «Формулы-2» и протеже Фернандо Алонсо.

Изменения в раскладе сил. «Ред Булл» потерял доминирующую позицию и окажется в равных условиях с сопоставимыми по скорости «Маклареном», «Мерседесом» и «Феррари». При определенных обстоятельствах зрителей может ждать борьба четырех команд и восьми пилотов за командный и личный титулы. В условиях подготовки к смене регламента Максу Ферстаппену будет не так просто защитить статус чемпиона в четвертый раз подряд.

Итоговое положение гонщиков в турнирной таблице

ПозицияПилотКомандаОчкиПобедыПодиумы
1М. Ферстаппен🇦🇹 Ред Булл437914
2Л. Норрис🇬🇧 Макларен374413
3Ш. Леклер🇮🇹 Феррари356313
4О. Пиастри🇬🇧 Макларен29228
5К. Сайнс🇮🇹 Феррари29029
6Д. Расселл🇩🇪 Мерседес24513
7Л. Хэмилтон🇩🇪 Мерседес22325
8С. Перес🇦🇹 Ред Булл15204
9Ф. Алонсо🇬🇧 Астон Мартин7000
10П. Гасли🇫🇷 Альпин4201
11Н. Хюлькенберг🇺🇸 Хаас4100
12Ю. Цунода🇮🇹 РБ3000
13Л. Стролл🇬🇧 Астон Мартин2400
14Э. Окон🇫🇷 Альпин2301
15К. Магнуссен🇺🇸 Хаас1600
16А. Албон🇬🇧 Уильямс1200
17Д. Риккардо🇮🇹 РБ1200
18О. Берман🇮🇹 Феррари / 🇺🇸 Хаас700
19Ф. Колапинто🇬🇧 Уильямс500
20Г. Чжоу🇨🇭 Кик-Заубер400
21Л. Лоусон🇮🇹 РБ400
22В. Боттас🇨🇭 Кик-Заубер000
23Л. Сарджент🇬🇧 Уильямс000
24Д. Дуэн🇫🇷 Альпин000

Итоговое положение гонщиков в турнирной таблице

1 позиция
ПилотМ. Ферстаппен
Команда🇦🇹 Ред Булл
Очки437
Победы9
Подиумы14
2 позиция
ПилотЛ. Норрис
Команда🇬🇧 Макларен
Очки374
Победы4
Подиумы13
3 позиция
ПилотШ. Леклер
Команда🇮🇹 Феррари
Очки356
Победы3
Подиумы13
4 позиция
ПилотО. Пиастри
Команда🇬🇧 Макларен
Очки292
Победы2
Подиумы8
5 позиция
ПилотК. Сайнс
Команда🇮🇹 Феррари
Очки290
Победы2
Подиумы9
6 позиция
ПилотД. Расселл
Команда🇩🇪 Мерседес
Очки245
Победы1
Подиумы3
7 позиция
ПилотЛ. Хэмилтон
Команда🇩🇪 Мерседес
Очки223
Победы2
Подиумы5
8 позиция
ПилотС. Перес
Команда🇦🇹 Ред Булл
Очки152
Победы0
Подиумы4
9 позиция
ПилотФ. Алонсо
Команда🇬🇧 Астон Мартин
Очки70
Победы0
Подиумы0
10 позиция
ПилотП. Гасли
Команда🇫🇷 Альпин
Очки42
Победы0
Подиумы1
11 позиция
ПилотН. Хюлькенберг
Команда🇺🇸 Хаас
Очки41
Победы0
Подиумы0
12 позиция
ПилотЮ. Цунода
Команда🇮🇹 РБ
Очки30
Победы0
Подиумы0
13 позиция
ПилотЛ. Стролл
Команда🇬🇧 Астон Мартин
Очки24
Победы0
Подиумы0
14 позиция
ПилотЭ. Окон
Команда🇫🇷 Альпин
Очки23
Победы0
Подиумы1
15 позиция
ПилотК. Магнуссен
Команда🇺🇸 Хаас
Очки16
Победы0
Подиумы0
16 позиция
ПилотА. Албон
Команда🇬🇧 Уильямс
Очки12
Победы0
Подиумы0
17 позиция
ПилотД. Риккардо
Команда🇮🇹 РБ
Очки12
Победы0
Подиумы0
18 позиция
ПилотО. Берман
Команда🇮🇹 Феррари / 🇺🇸 Хаас
Очки7
Победы0
Подиумы0
19 позиция
ПилотФ. Колапинто
Команда🇬🇧 Уильямс
Очки5
Победы0
Подиумы0
20 позиция
ПилотГ. Чжоу
Команда🇨🇭 Кик-Заубер
Очки4
Победы0
Подиумы0
21 позиция
ПилотЛ. Лоусон
Команда🇮🇹 РБ
Очки4
Победы0
Подиумы0
22 позиция
ПилотВ. Боттас
Команда🇨🇭 Кик-Заубер
Очки0
Победы0
Подиумы0
23 позиция
ПилотЛ. Сарджент
Команда🇬🇧 Уильямс
Очки0
Победы0
Подиумы0
24 позиция
ПилотД. Дуэн
Команда🇫🇷 Альпин
Очки0
Победы0
Подиумы0

Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik

Анна НикишинаПоделитесь впечатлениями от прошедшего сезона «Формулы⁠-⁠1»:
  • Dan Freedman"Максу Ферстаппену будет не так просто защитить статус чемпиона в четвертый раз подряд." Пятый. Спасибо за статью! Очень интересно было почитать о кадиллаке)2
  • Сергей КощеевDan, в первое чемпионство ему не пришлось защищать титул, он ведь его впервые получил0
  • Нехетти ГринОго! Вот это зоопарк!! Надо такое смотреть. Кто где теперь смотрит, поделитесь? А вместо Хорнера надо старого козла Марко прогнать. Жаль, что его в домогательствах не обвинишь: "жертве" тут же поставят диагноз, несовместимый с дачей любых показаний :)0