Бизнес: как я открыла и закрыла музей во Владимире

От открытия до закрытия — три года

40
Бизнес: как я открыла и закрыла музей во Владимире

В 2015 году я с партнером открыла во Владимире музей иллюзий и наук «Да Винчи». На запуск потратили около миллиона рублей и уже через четыре месяца вышли в плюс.

Аватар автора

Виктор Радов

поговорил с предпринимательницей

Страница автора
Аватар автора

Мария Айзина

герой, открыла и закрыла музей науки

За три года я натерпелась всякого. Например, бывший директор, которую я наняла себе в помощь, снимала по ночам мерки с экспонатов. Она копировала их для другого музея. А однажды пришлось втайне от арендодателя вывозить музей из здания.

Несмотря на сложности, бизнес приносил прибыль, но в августе 2018 года я его закрыла. Расскажу, как мы открывались и что пошло не так.

Из юриста — в предприниматели

Я работала юристом в крупных столичных компаниях с миллиардными оборотами. В августе 2012 года мы с мужем устали от жизни в Москве и переехали во Владимир. Я устроилась юристом в местную компанию, но в регионах драйва меньше — легко заскучать. Меня хватило на два года. Когда я вышла в декрет, задумалась, что делать дальше.

В августе 2015 года я сходила в музей наук «Эйнштейниум» в Ярославле. Посмотрела на научные приборы, на физические и химические эксперименты — и впечатлилась. Мне захотелось запустить что-то подобное во Владимире.

Для начала я обзвонила поставщиков экспонатов и от них узнала, что меня опередили — другие ребята вот-вот должны были открыть тут же аналогичный музей науки. Я связалась с ними и предложила стать партнерами, но мне отказали — не захотели делиться прибылью. Это только подстегнуло мой энтузиазм.

Чтобы как-то отличаться от конкурентов, я решила дополнить научную экспозицию 3Д-картинами и оптическими иллюзиями — видела подобные аттракционы в Москве. В сентябре 2015 года через знакомых нашла местного художника Артема, который согласился стать партнером и нарисовать для будущего музея 16 объемных 3Д-картин на разные темы. Я вкладывала в проект миллион рублей из личных сбережений. Делами музея «Да Винчи» договорились заниматься вместе, а будущую прибыль — делить пополам.

1 млн ₽
я вложила в музей из личных сбережений

«Заберите своего карапуза»

Никакие специальные сертификаты для открытия музея наук не нужны. Единственное, что понадобилось согласовать, — вывеску на здании в исторической части города. Пришлось собрать документы для комитета по рекламе и Государственной инспекции по охране памятников архитектуры и культурного наследия.

Моему ребенку было тогда шесть месяцев — часто приходилось брать его с собой. Но это даже помогало: когда я приходила за очередной бумажкой для вывески, мне быстро отдавали документы, лишь бы я быстрее унесла своего «ревущего карапуза». Весь процесс занял 19 дней.

Помещение мы выбирали два месяца. Мы с Артемом нашли старое двухэтажное дореволюционное здание в центре города — на первой линии, с выходом на проезжую часть, где постоянно гуляют туристы. Аренда 350 м² стоила 120 тысяч рублей в месяц.

Еще месяц и 300 тысяч рублей ушли на ремонт: мы нарастили стены из гипсокартона, чтобы нарисовать на них 3Д-картины, проложили пожарную сигнализацию и электрику и покрасили стены.

Вид музея с улицы. На фото пустынно, но на самом деле это оживленная улица, по которой обычно гуляют люди
Вид музея с улицы. На фото пустынно, но на самом деле это оживленная улица, по которой обычно гуляют люди
Команда музея подобралась быстро: я с экскурсоводами и администраторами
Команда музея подобралась быстро: я с экскурсоводами и администраторами

Как появилась экспозиция

Идеи для экспонатов я гуглила — изучала, что есть в похожих музеях в других городах и странах. Когда мы с мужем поехали отдыхать в Будапешт, я первым делом пошла в их музей науки. Там сняла все на видео, чтобы потом повторить часть экспонатов у себя во Владимире. Я не собиралась охватывать разные науки — не хватило бы ни времени, ни денег. Выбрала физику.

Дальше началось самое интересное: я должна была заказать экспонаты, но не знала, на каких остановиться и где их найти. Снова помог Гугл. Оказалось, многое не нужно создавать с нуля, а можно купить уже готовым — например, плазменную лампу или таз с фонтанами.

80 000 ₽
я заплатила за самый дорогой прибор — катушку Теслы

Производители выслали прайсы, где экспонаты разбили по тематическим блокам: вот эти — про электричество, эти — про механику. Я купила те, что понравились. Приборы, которые присмотрела в других музеях, нашла на «Ибэе» и «Амазоне» или заказала в мебельных компаниях Владимира.

Так у нас набралось 60 интерактивных экспонатов. Посетители могли с ними взаимодействовать, а сотрудник музея подсказывал, с какой стороны к ним подойти и что покрутить. Например, раскачать маятник, измерить силу крика в децибелометре или создать аналог молнии с помощью катушки Теслы.

Экспонат, с которым можно сделать 3Д-маску лица
Экспонат, с которым можно сделать 3Д-маску лица
Плазменная лампа с искусственными молниями. В середине находится электрод, а внутри сферы лампы — разреженный газ. Напряжение в парах газа попадает на электрод и формирует плазменные разряды. Когда человек дотрагивается до лампы, они концентрируются в местах, к которым прикоснулись пальцы
Плазменная лампа с искусственными молниями. В середине находится электрод, а внутри сферы лампы — разреженный газ. Напряжение в парах газа попадает на электрод и формирует плазменные разряды. Когда человек дотрагивается до лампы, они концентрируются в местах, к которым прикоснулись пальцы
В прибор «Человек-батарейка» встроен микроамперметр и контактные пластины из меди и цинка для рук. Когда человек кладет ладони на пластины, цепь замыкается, и через нее проходит электрический ток. Стрелки микроамперметра движутся и показывают, сколько именно тока получается
В прибор «Человек-батарейка» встроен микроамперметр и контактные пластины из меди и цинка для рук. Когда человек кладет ладони на пластины, цепь замыкается, и через нее проходит электрический ток. Стрелки микроамперметра движутся и показывают, сколько именно тока получается
Если мокрыми руками тереть ручки таза, тазик начнет звучать, а вода в нем — брызгать. Так получается из-за резонанса волн
Если мокрыми руками тереть ручки таза, тазик начнет звучать, а вода в нем — брызгать. Так получается из-за резонанса волн

В среднем один прибор стоил 20—30 тысяч рублей. Самый дешевый — игрушка, с помощью которой можно сделать объемную маску лица или руки, — обошелся в 1000 рублей. Самый дорогой — катушка Теслы — в 80 тысяч.

Половину экспозиции отвели под 3Д-картины, на фоне которых посетители фотографировались. Такие экспонаты создают иллюзию объемного изображения: то ты летишь на воздушном шаре, то лежишь на рельсах или убегаешь от носорога. Чтобы гости сделали удачные фото, на полу нарисовали указатели, куда и как встать для подходящего ракурса.

Чтобы человек стал частью 3Д-картины, он должен встать в конкретную точку, а фотограф — соблюсти расстояние и ракурс съемки
Чтобы человек стал частью 3Д-картины, он должен встать в конкретную точку, а фотограф — соблюсти расстояние и ракурс съемки
Чтобы человек стал частью 3Д-картины, он должен встать в конкретную точку, а фотограф — соблюсти расстояние и ракурс съемки

☠️ Уже после запуска я поняла, что не все экспонаты выбрала удачно. Основной посетитель музея — ребенок, который хочет все потрогать и испытать на прочность. Например, в электрогитаре пришлось менять струны, потому что их постоянно рвали. Мы обновили 24 струны, но потом терпение закончилось, и экспонат убрали. 30 раз мы ремонтировали наушники к электробарабанам и синтезатору. С разбитыми магнитными стеклянными часами и плазменным шаром я вовсе сбилась со счета. Несколько раз маленькие экспонаты крали.

Со временем все мелкое и бьющееся я либо убрала из экспозиции, либо закупила в большом количестве, чтобы всегда было чем заменить. Еще для меня стало неожиданностью, что у нас постоянно воровали освежитель воздуха и жидкое мыло.

☠️ С картинами тоже были промахи. Например, к чемпионату мира по футболу сделали 3Д-картину с объемным мячом. Многие посетители так увлекались, что били по нарисованному мячу. В конце лета от удара 12-летнего ребенка в стене образовалась дырка.

Как мы открывались

Владимир — город Золотого кольца: летом и на праздниках тут много туристов. Музей «Да Винчи» открылся в середине декабря 2015, и это помогло захватить весь турпоток новогодних праздников.

Наш конкурент вообще не вкладывался в рекламу. Я пошла по другому пути: раздала пригласительные администрации города и компаниям, которые знала, платно продвигалась в соцсетях. В итоге наш запуск проанонсировали все местные медиа.

Для посетителей вход был платным. Билет для взрослых стоил 350 рублей, для детей — 300 по будням и 350 в выходные. Для пенсионеров была фиксированная цена — 175 рублей. Дети до четырех лет проходили бесплатно, а семьи из четырех человек покупали семейный билет со скидкой — за 1100 рублей. В стоимость входили осмотр экспозиции, экскурсионное обслуживание, химическое шоу и фотографирование с 3Д-картинами.

Я пригласила помочь друзей и знакомых: в обмен на билеты или рекламу их проектов в наших соцсетях для гостей выступила студия брейк-данса и сыграли диджеи.

Для детских групп мы с первых же дней придумали проводить мастер-классы, химические и физические шоу. Вулкан на фото скоро извергнет лаву
Для детских групп мы с первых же дней придумали проводить мастер-классы, химические и физические шоу. Вулкан на фото скоро извергнет лаву

☠ На открытии были моменты, которых мы не предусмотрели. Гардероб оказался маленьким и не смог вместить столько верхней одежды — пришлось вешать по несколько курток на одну вешалку. Пятикилограммовый торт и шоколадный фонтан гости съели за пять минут — мы не рассчитали, что на такую толпу этого не хватит. Детям выдавали на входе бесплатную шоколадную вату, от которой руки быстро становились липкими. Они трогали экспонаты и оставляли на них следы — нам потом пришлось потрудиться, чтобы все это отмыть.

☠ Через неделю в городе открылся третий музей наук — «Эврика». Это стало для меня неприятным сюрпризом. К счастью, «Эврика» находилась далеко от центра.

Затраты на открытие музея — 1 090 000 ₽

Экспонаты500 000 ₽
Ремонт300 000 ₽
Зарплаты130 000 ₽
Аренда помещения120 000 ₽
Коммуналка35 000 ₽
Регистрация ИП5000 ₽

Затраты на открытие музея — 1 090 000 ₽

Экспонаты500 000 ₽
Ремонт300 000 ₽
Зарплаты130 000 ₽
Аренда помещения120 000 ₽
Коммуналка35 000 ₽
Регистрация ИП5000 ₽

Неудача с лазертагом и выкуп доли

Благодаря толпам людей на новогодних праздниках музей с первого же месяца вышел в плюс. Через четыре месяца он окупил вложения. Мы вышли на стабильную прибыль — 170 тысяч рублей в месяц. Я задумалась, как ее увеличить.

В нашем здании находился бесхозный подвал на 200 м². Он вполне подходил для лазерного пейнтбола — лазертага. Мы рассчитывали, что люди придут играть, а потом ради интереса зайдут в музей. Или наоборот, захотят размяться после экскурсии. В мае 2016 я закупила 10 комплектов для игры.

☠ С лазертагом я ошиблась. Это активная физическая игра, во время которой люди потеют и устают — туристы в нее играть не хотели. Я попробовала снизить цены, чтобы привлечь владимирских клиентов, но это не изменило дело. Аренда и ремонт подвала стоили нам 65 тысяч рублей в месяц. Игровые комплекты обошлись в 550 тысяч. Так за четыре месяца на все ушло 720 тысяч, но лазертаг так себя и не окупил. Я закрыла проект. Комплекты для игры продавала в течение двух лет — их никто не хотел брать. Пришлось снизить стоимость в восемь раз.

550 000 ₽
мы потратили на игровые комплекты для лазертага. В итоге я перепродала их за 70 тысяч

☠ Другая ошибка стоила мне дороже. В договоренностях с художником Артемом я, опытный юрист, не оформила партнерство юридически и не прописала наши обязанности: в результате каждый воспринимал их по-своему. Чтобы не открывать более дорогое ООО с двумя учредителями, я зарегистрировала музей только на свое ИП. Доля Артема была оговорена на словах. Мы с ним оказались не готовы к совместному управлению и постоянно спорили о развитии музея.

В мае 2016 года решили разделить доли. Формально я могла ничего не выплачивать Артему — юридически у него не было прав на бизнес. Но раз мы все-таки договорились, что разделим доли пополам, я предложила бизнес-партнеру выкупить свою долю за 2 миллиона рублей. Эту сумму не рассчитывала — просто назвала комфортную для себя цену.

Артем продал долю и подписал соглашение, что не имеет претензий — все права на бизнес остались за мной. Не учитывая прибыль за пять месяцев работы музея, Артем заработал 2 миллиона рублей за 16 объемных картин.

«Ваши конкуренты заплатят мне больше»

Летом начались неожиданные проблемы с арендодателем.

☠ В июле арендодатель сказал мне, что музей «Эврика» хочет переехать в его здание. Ребята обещали платить 200 тысяч вместо 120, которые платила я. При этом мы прописывали в договоре, что, если у арендодателя что-то меняется, он уведомляет об этом за два месяца. Еще по договору он не мог вот так сразу повышать цену аренды выше, чем на 10%.

Бороться за место или пытаться договориться я не стала — не захотела работать с человеком, который пытался навязать невыгодные условия в обход договора. Мы решили, что я съеду к октябрю.

☠ В августе «Эврика» переехала в центр, но в другое помещение, а арендодатель решил открыть в своем здании собственный музей. Он даже придумал название, максимально созвучное с моим, — музей научных иллюзий «Дали». Несколько моих сотрудников решили перебежать в новый музей — в том числе наш директор. Я наняла ее, чтобы разгрузить с себя часть обязанностей и больше времени проводить с семьей. Оказалось, по ночам девушка снимала мерки экспонатов, чтобы скопировать их для нового музея.

☠ Домен и сайт музея были зарегистрированы на Артема. К моменту переезда сайт был в топах по тематическим запросам, на него были привязаны все ссылки на туристических порталах. Артем продал сайт владельцу помещения. Тот изменил название и сразу получил раскрученный сайт с положительными отзывами.

Мне повезло: компания, которая занималась продвижением сайта, поддержала меня. Она приостановила его продвижение, за небольшие деньги создала аналог и зарегистрировала максимально похожий домен. На всех ссылках на туристических сайтах изменили адрес, и трафик вернулся.

В августе 2016 года я нашла новое помещение. В этом здании раньше уже был музей наук — тот самый, партнерство которому я предлагала. К этому моменту он успел закрыться. Помещение тоже находилось в центре, но на второй линии и на третьем этаже. Зато было на треть больше моего прошлого — целых 450 м².

Я боялась, что арендодатель помешает переезду или испортит экспонаты, поэтому вывозила их тайно, не сообщив ему дату и время. Собственник помещения считал, что я должна оставить ему 3Д-картины. Перед отъездом мы с мужем закрасили их, вернув стены в первоначальный белый цвет.

Я у нового здания музея на улице Гагарина, 5
Я у нового здания музея на улице Гагарина, 5

Старт на новом месте

Чтобы привлечь новых посетителей и заинтересовать старых, я добавила 15 новых экспонатов, заказала художникам 20 новых 3Д-картин и открыла выставку макетов по чертежам Леонардо Да Винчи. Чертежи нашла в интернете сама, а умельцы из города Коврова помогли смастерить образцы.

Музей открылся на новом месте 10 сентября — через семь дней после переезда.

В этот раз я составила с арендодателем более подробный договор. Например, отдельно прописала: когда мы расторгнем сотрудничество, еще три года он не может открывать в здании собственный музей. Нарушит условие — будет выплачивать вознаграждение.

Инвестиции в перезапуск музея я вернула через восемь месяцев — к июню 2017 года.

Бронированный танк по чертежам Да Винчи — первый прототип танков в мире. В 2003 году «Би-би-си» реконструировали танк для документального фильма. Оказалось, что в чертежах ошибка — передние и задние колеса крутились в разные направления. Скорее всего, ее сделали сознательно — Да Винчи был противником войны
Бронированный танк по чертежам Да Винчи — первый прототип танков в мире. В 2003 году «Би-би-си» реконструировали танк для документального фильма. Оказалось, что в чертежах ошибка — передние и задние колеса крутились в разные направления. Скорее всего, ее сделали сознательно — Да Винчи был противником войны
Червячная передача применялась еще в Древнем Египте для орошения и поднятия грузов. Леонардо усовершенствовал древнюю технологию настолько, что она применяется до сих пор. Например, в автомобильных редукторах или на колках гитар
Червячная передача применялась еще в Древнем Египте для орошения и поднятия грузов. Леонардо усовершенствовал древнюю технологию настолько, что она применяется до сих пор. Например, в автомобильных редукторах или на колках гитар

Затраты на перезапуск музея — 712 000 ₽

Экспонаты и картины400 000 ₽
Аренда помещения155 000 ₽
Ремонт150 000 ₽
Коммуналка7000 ₽

Затраты на перезапуск музея — 712 000 ₽

Экспонаты и картины400 000 ₽
Аренда помещения155 000 ₽
Ремонт150 000 ₽
Коммуналка7000 ₽

Клиенты и продвижение

В музей приходили местные семьи с детьми и туристы. Для сбора статистики сотрудники музея раздавали посетителям анкету на входе. Вопросы выявляли, приезжий это или местный житель и откуда он узнал о музее. Летом и на праздниках преобладали туристы, в остальное время 60% посетителей были местными жителями.

Чтобы люди возвращались снова, я старалась пополнять экспозицию, вводить новые форматы занятий и мастер-классов и перерисовывать 3Д-картины. Со временем добавились выездные выставки, квесты, детские праздники, выпускные программы, профессиональные фотосессии и даже романтические свидания после закрытия музея.

У музея была проработанная система кросс-маркетинга. Я договорилась о партнерских программах с другими заведениями и конкурентами. Например, с соседним музеем пряника действовала система лояльности — посетители одного музея получали 10-процентную скидку на билет в другой музей. Подобные программы действовали с основными туристическими местами города: парками, музеями, детскими кафе.

Музей часто устраивал бесплатные демонстрации в торговых центрах или городских праздниках. Люди пробовали несколько аттракционов, им становилось интересно, и они шли в музей посмотреть всю экспозицию
Музей часто устраивал бесплатные демонстрации в торговых центрах или городских праздниках. Люди пробовали несколько аттракционов, им становилось интересно, и они шли в музей посмотреть всю экспозицию
Еще я проводила бесплатные мероприятия для детей из детских домов и дедушек и бабушек из домов престарелых. Потом вообще рискнула и пригласила заключенных из колонии-поселения. Люди ценили возможность окунуться в другую атмосферу
Еще я проводила бесплатные мероприятия для детей из детских домов и дедушек и бабушек из домов престарелых. Потом вообще рискнула и пригласила заключенных из колонии-поселения. Люди ценили возможность окунуться в другую атмосферу

Ежемесячно мы с командой проводили двухчасовые мозговые штурмы. За неделю я называла дату и задачу: придумать новый квест или программу, подготовиться к празднику, договориться с очередным партнером. Тот, кто предложит больше идей или придумает лучшую, получал шампанское или билет к одному из наших партнеров. В конце мы вместе выбирали то, над чем будем работать, прописывали сроки и ответственных. Все это дублировали в общем чате, а потом управляющий еженедельно сообщал о статусе задач.

Продвижение музея в интернете отдала на откуп местной компании. На рекламу и поддержание сайта в верхних строчках поисковиков уходило 30 тысяч рублей ежемесячно. Пробовали запустить свой Ютуб-канал — рассказывали об экспонатах, скидках и праздниках в музее. Но людей он особо не привел.

Иногда музей посещали иностранцы. Экскурсоводам было тяжело с ними общаться — свободно английского никто не знал. Приходилось вспоминать школьную программу, а еще общаться жестами
Иногда музей посещали иностранцы. Экскурсоводам было тяжело с ними общаться — свободно английского никто не знал. Приходилось вспоминать школьную программу, а еще общаться жестами

Результаты

Весь 2016 и половину 2017 года музей отработал хорошо. Средняя прибыль составляла 150 тысяч рублей в месяц.

С сентября 2017 начался спад клиентов, и прибыль стала снижаться. Поначалу я не придала этому значения, списав все на сезонность. На осенних каникулах случилась эпидемия гриппа, а потом один из школьных автобусов попал в аварию. Для детей из области ограничили правила выезда, поэтому школы отменили уже запланированные экскурсии.

На новогодние праздники пришло на 15% меньше посетителей, чем в прошлых годах. За две недели удалось заработать 300 тысяч рублей вместо 400 тысяч в прошлых годах. А с февраля 2018 года началось резкое падение.

20 августа музей закрылся. Из него вывезли экспонаты и закрасили 3Д-картины. Сначала я хотела продать музей как готовый бизнес со всеми экспонатами, но за несколько месяцев так и не нашла покупателя. В сентябре две трети экспонатов за 450 тысяч рублей купили аналогичные музеи в Твери и Мурманске.

За три года «Да Винчи» заработал больше 3 миллионов рублей и трижды побеждал в предпринимательских конкурсах. Думаю, это был удачный проект, который просто исчерпал свою аудиторию. Я поняла, что проще открыть новый бизнес и раскрутить его, чем убедить людей еще раз прийти в то место, где они уже были.

Я продолжила заниматься предпринимательством, но уже не в музейном деле. Недавно открыла студию маникюра и педикюра в Коврове и собираюсь запустить еще одну в Нижнем Новгороде.

Последние месяцы музея

Месяц: февраль
Прибыль: минус 60 тысяч рублей

Месяц: март
Прибыль: 20 тысяч
Что делали: Я решила, что мало вкладываю в рекламу, и потратила на нее дополнительно 60 тысяч рублей. Начала сама ходить по школам с пакетными предложениями — объездила всю область. Почти везде говорили, что уже были в музее и пока ехать еще раз не планируют.

Месяц: апрель
Прибыль: 20 тысяч
Что делали: Мы с командой придумывали, как спасти музей. Возникали разные идеи: полностью новая экспозиция, переезд в здание на первой линии, запуск с нуля в другом городе, новая концепция — например, музей слабослышащих. Я изучала опыт других аналогичных проектов, а в выходные приходила к дверям музеев конкурентов и считала их посетителей. Дела у них шли не лучше.

Месяц: май
Прибыль: 60 тысяч
Что делали: Майские праздники помогли увеличить прибыль, но я все равно понимала, что проект пора закрывать. Решила сделать это после летнего сезона.

Месяц: июнь—август
Прибыль: 500 тысяч за лето
Что делали: В 2017 году мы зарабатывали по 150 тысяч в месяц и весной, и зимой. Теперь я хотела получить такую ежемесячную прибыль хотя бы летом, чтобы достойно завершить летний сезон с хорошим плюсом. Я предвидела, что осенью будет новый спад, поэтому запланировала закрытие на август и не предпринимала новых шагов по продвижению.

Выводы Марии

Важно, чтобы проект не был для клиентов единоразовым событием. Семьи с детьми хотя бы раз посетят музей науки, но вряд ли придут снова. У музея науки ограниченная аудитория, и однажды она закончится, если речь не идет о мегаполисе с постоянным притоком туристов. За три года в музее побывало 92 тысячи человек. Половина из них — это местные школьники и семьи с детьми. Большинство целевой аудитории уже сходили в музей, и поток иссяк.

Если открываешь бизнес в партнерстве, нужно прописывать роли на старте. Я сперва начала работу с партнером и только потом задумалась о том, что мы толком не обговорили, как будем вести бизнес. Надо прописать роли и объем трудовых и финансовых вложений каждого, то, какая сумма пойдет на развитие, а какой процент — на прибыль. Стоит документировать все свои действия, а договоренности подкреплять максимально подробными договорами.

Стоит узнать историю арендодателя до того, как заключать с ним договор. Я этого не сделала. Оказалось, мой первый арендодатель плохо расстался и с предыдущими съемщиками. Собственник оказался выходцем 90-х: раньше держал в здании казино, а во время встреч грубил и вел себя агрессивно. Лучше, если основная деятельность арендодателя — это именно аренда. Когда у человека несколько объектов для сдачи, он лучше понимает ценность арендатора, у него уже есть подробные договоры с проработанными условиями.

Нужно внимательно относиться к команде. С первой командой я решила общаться только по работе — уделяла время всем процессам, кроме личного общения с сотрудниками. Думаю, это привело к проблемам с коллективом, поэтому некоторые члены команды ушли работать в новый музей, а не остались с нами. С новой командой после переезда я общалась гораздо теснее — мы проработали вместе два года.

Музейное пространство и спонсорство

Аватар автора

Светлана Моторина

управляющий партнер и сооснователь Детского центра научных открытий «ИнноПарк»

На третий год аудитория любого интерактивного музея обычно падает. Чтобы вернуть посетителя, нужны инвестиции в новые экспонаты.

Возможно, Марии стоило расширить концепцию и сделать упор на мероприятия, на которые есть спрос. Тогда это был бы не просто музей, а музейное пространство, где экскурсия по экспонатам — лишь одна из услуг наряду с научными праздниками, днями рождениями и квестами.

Другой вариант заработать — производство экспонатов на продажу.

И не нужно забывать, что все мировые музеи науки живут спонсорством. Так наша героиня могла бы привлечь инвестиции на развитие. Хотя это уже история про социальное предпринимательство, где извлечение прибыли — не основная цель.

Разные науки и мобильная выставка

Аватар автора

Павел Никифоров

исполнительный директор Иркутского планетария

У музея не было стратегических планов — Мария добавляла в программу все, что приходило в голову. В результате «Да Винчи» предлагал все и сразу: и экспонаты посмотреть, и в свадебных фотосессиях поучаствовать, и на романтическое свидание сходить, и даже поиграть в лазертаг. Понятно, для чего все это понадобилось: ради экспонатов люди придут только один раз, а так был выбор. Но со всем этим музей стал похож на развлекательный центр с несвязанным между собой набором предложений.

Если в первую очередь цель — сделать образовательный музей, героиня должна была постоянно обновлять экспонаты. Может быть, не стоило концентрироваться на одной теме — физике, а подготовить заменяемую экспозицию по разным темам. Так у гостей был бы стимул для повторного посещения.

Как вариант, можно сделать такую выставку мобильной и не привязанной к одному помещению: ездить «с гастролями» по школам и детским садам. Не только по Владимиру, но и по ближайшим районным центрам.

Мы ищем людей, которые запускали свой бизнес, но по разным причинам его закрыли. Если вы хотите поработать над ошибками и рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Виктор РадовКак бы вы поступили на месте Марины: продолжили бороться за музей или закрыли бы?
  • Валерия ОвденкоЗакрыла бы. Очень приятно было читать статью с таким трезвым отношением к ситуации!11
  • Вячеслав ДержинскийСпасибо! Великолепная статья, полезная. Не смог оторваться. Во многом есть аналогичный опыт. Только моим делом был цех сварочных работ. У меня мастер в итоге ночью на газеле вывез все оборудование и пропал)4
  • Вячеслав ДержинскийА закрывать или нет, вопрос риторический, это решает только тот кто открывал, тут нет правильного ответа1
  • Sergey OhmИ почему же это никто не захотел покупать умирающий бизнес?1
  • Михаил ПоздняковМария, как Вы верно заметили: 80% проблем можно было избежать на старте, если прописать все бизнес-процессы в банальном excel, приняв в расчет ограниченное количество целевой аудитории, печальный опыт открытия бизнеса с партнером 50/50 и получить ВЕСЬ опыт открытия музея максимум за 100 000 р., обратившись к предпринимателю, у которого есть музей в другом городе, за платной консультацией. Жизнь одной экспозиции музея 1 год (чаще 6 месяцев). Вы держались 3 года. Похвально. Думаю, что в ситуации, которая описана в статье, я бы закрыл музей (с хромающего коня лучше слезть). Не знаю почему Вас закрутила идея развлечений. Можно было закрывать музей в 2016 году и сделать игровой центр для детей (если такого нет в городе). В нашем городе Выборге есть такой центр. У вас была нужная площадь и лазертаг для начала. При открытии музея можно было прописать бизнес-процессы или подсмотреть их у опытных предпринимателей. Вы бы узнали, что музей живет пока меняет экспозиции. Это основа его выживания. В этом году у Вас "Давинчи", а у меня "География" или "Космос". Мы созваниваемся и меняемся нашими музеями на год. Я отправляю фуру к Вам, а Вы ко мне. И ОПА, зарабатываем ещё один год. Это я описал один из возможных вариантов решения проблемы с ограниченным рынком (конечно, бизнес по-русски требует очень внимательно проверять возможных партнеров). К следующему году находим партнеров в других городах или вкладываемся в новую экспозицию с прибыли. А ещё можно было обратиться к копирайтеру. Рекламисты как правило всегда думают о целевой аудитории и ещё в 2015 году сказали бы все, что есть в этом комментарии. Статья крутая. Желаю Вам дальнейших успехов в предпринимательстве.18
  • Ирма Граммеря так и не успела в него сходить (0
  • Niki FedorovМария, спасибо за статью! Какое Вы бы решение не приняли, оно правильное! Это сейчас легко рассуждать, особенно комментаторам, что надо было делать, что не надо. Удачи в новых начинаниях!0
  • АнтонГадил в комментариях к каждой второй статье ТЖ. А тут остается только сказать: "спасибо! Интересно"6
  • Анастасия РозоноваИнтересно всё описали, чётко и по существу. Я думаю, правильно сделали, что закрыли. Сейчас наберётесь нового опыта на других площадках и будете знать, куда двигаться дальше. Реально круто написано, я как будто кино посмотрела.6
  • ольга тютинаОтличная аналитическая статья! Особенно для начинающих-мечтающих... Думаю,правильно,что бизнес был закрыт. Рынок во Владимире ограничен,в т.ч. и кошельками потенциальных клиентов. Постоянные новые "придумки" привели бы постепенно к выгоранию ...Рано или поздно..Ведь суть в заработке,а не в процессе! А вообще,молодчина,умница!0
  • Roman ShuvalovОчень было интересно читать про Ваш невероятно смелый опыт! Вы несомненно большая молодец! (Недавно где-то попадалось, что Леонардо всегда в своих чертежах изображал «одну какую-нибудь детальку задом наперёд» по причине отсутствия в то время института авторского права. Так-де он защищал свои авторские права). Про ютуб-канал: мне кажется ролики должны быть не про экспонаты, музей и скидки, а про захватывающие истории и физические явления, прикоснуться к которым можно при помощи Ваших экспонатов. Условно говоря, ролик рассказывает захватывающую историю о «священном Граале», и в конце ненавязчиво сообщает, что потрогать его можно в Вашем музее (да, я помню, что вы закрылись). Люди приходят в музей не за скидками, а за причащением к чуду. Поэтому редактором канала должен был быть «Главный научный сотрудник» музея, а не «Руководитель отдела продаж». Ну да чего уж теперь... Мне понравились комментарии экспертов и читателей: 1. Постоянное обновление экспозиции, возможно даже с отвязкой от одной темы физики и науки. При четко прописанных бизнес-процессах это упрощается. Как обновлять ? Об этом пункт 2. 2. Обмен экспозициями и темами с коллегами из других городов. В кинотеатр, где крутят одно и то же кино мало кто приходит дважды. Конечно, менять экспозицию не нужно каждые две недели как в кино, но идею Вы поняли... 3. Спонсорство (Вы его не упомянули скорее всего, потому что подходили к музею как к бизнесу, а это миссионерское, некоммерческое предприятие). Но Вы знаете, это все не очень важно вообще (а тем более сейчас). Самое важное то, что у Вас есть предпринимательская смелость, смелость признать ошибки и изменяться и важно то, что Вы не утратили мотивацию. А значит Ваш большой финансовый успех - это вопрос времени. Закрыл бы я музей или продолжил бороться ? Это зависит от внутренней мотивации: если внутренняя мотивация - миссионерская деятельность, «зажигать сердца людей», то после некоторой паузы и переосмысления Вы можете вернуться и наверняка перезапуститься на новом уровне: Вы зажжете намного больше сердец и заработаете чуть больше денег. Если же Ваша мотивация - создать прибыльный бизнес, то я бы закрыл музей. Уж больно плохо приспособлена эта модель для извлечения прибыли. Ещё раз благодарю Вас за Ваш опыт!1
  • Александр БлохинАлександр А., думаю, среднюю зарплату по городу.1
  • Денис ЧелпановЗакрыл1
  • Николай КузнецовАлександр А., может потому, что не об этом тема статьи?0
  • Николай КузнецовMichael, как раз у их конкурентов2
  • Алексей ЗавтраковВозможно попытался бы спасти свое детище, однако с тем опытом, который у меня есть, закрыл бы, как пить дать, когда увидел причины расхождения доходов-расходов и статистику предыдущей деятельности. Спасибо Вам за содержательный личный опыт. 👌0
  • Ksana LaperdinaОчень интересно! Спасибо за столь подробный рассказ!Понравилась оценка (анализ) двух профи.0
  • Наталья МасленковаПроект исчерпал себя, к этому нужно быть готовым0
  • Сергей СадковПохоже, закрыть было логичным решением. Статья крутейшая, спасибо0
  • Орка ГоркаRoman, Ролики не спасли бы никак. Ключевое в конце статьи - когда героиня стала общаться со своей ЦА, оказалось, что все у нее уже были. Это ж индустрия развлечений, постоянно нужен новый контент. Больше, лучше, по-другому. А это героиня не предусмотрела. Но у нее все еще получится, не сомневаюсь в этом. Уже получилось0
  • Орка ГоркаАлександр А., А какое это вообще имеет значение? Бизнес закрылся не из-за этого0
  • Орка ГоркаОличная статья. И Марина отличная. Настоящий предприниматель. Я бы сказал - настоящий русский предприниматель. С его характеными достоинствами и недостатками. Хваткий, умный, энергичный, умелый, использующий любую возможность заработать. Но не строящий долгосрочных планов и смутно понимающий свой рынок и своих клиентов. При удачном стечении обстоятельств может сильно вырасти, при не очень - перепрыгивает на новую нишу. И да, я бы за музей не продолжал бы бороться. Очевидно, что тема достигла своего потолка в этом регионе. Даже постоянно обновляя экспозицию не удастся даже прежних доходов не получить - людям наскучивает одно и то же. Плюс это потребует дополнительных вложений. Нужно либо масштабироваться в другие регионы - а там уже есть конкуренты, и совсем другие риски. И систему управления бизнесом придется серьезно перестраивать. Контролировать удаленно сложно, прогореть легко, и надо иметь долгосрочный план развития. А с Мариной все будет хорошо. Она молодец. И решение сосредоточится на бизнесе массового обслуживания - очень разумно. Стабильный рынок. короткий горизонт планирования - то, что нужно, чтоб по максимому реализовать свои сильные стороны. Особенно, если уметь "отжимать" операционные процессы4
  • Anton MakarovИрма, а я успел ;)0
  • Элина ДобровольскаяМарина,а не осталось ли у вас контактов художников,кто рисовал 3Д картины? Прям очень надо! dentwell@inbox.ru0
  • Светлана АстаповаМихаил, круто, что вы вспомнили про копирайтеров:) Да, тут либо нацеливаться на долгую почти убыточную работу с одним экскурсоводом (директором и владельцем в одном лице) и подбором интересных экспонатов, которые заинтересуют и взрослых, либо постоянно менять экспозиции (да, Физика, Химия, География - и все по школьной программе - удачная идея), либо отказываться от постоянной аренды и кататься по России, как это делают другие музейщики.0
  • Алиса МаркинаОпыт Марины очень интересный. Поскольку в целом бизнес был успешным, я бы попробовала сделать выставки по другим наукам, как-то чередовать их по месяцам или по неделям. Уже был бы раскрученный проект и появились бы поводы возвращаться.0
  • Алиса МаркинаСветлана, Михаил сам - популярный копирайтер)))0
  • Руслан ИслямовШикарная девушка Марина, огонь и большая энергия! Успехов, здоровья и силы!0
  • Виктор КуприяновСейчас находимся в такой же ситуации, Кибер-музей в Муроме, тематика чем-то похожа. Плюс эти карантины. Никогда не было желания заработать, чтобы только расходы отбивались, но с нового года каждый месяц большой минус. Статья интересная, спасибо.0
  • Светлана СветСтатья очень понравилась. Мария-прям настоящая героиня. Большая молодец,что при таких чудовищных ситуациях,как предательство партнёра, фактически мошенничество арендодателя, подлость ключевого сотрудника,она не опустила руки,а боролась и быстро принимала решения. Но у меня вопрос вот в чем: а как же уже более 5лет держатся такие музеи как Изготовление пастилы в Коломне и прочие? Они же как раз с очень узкой программой работают: суть - процесс изготовления продукта. Или они выезжают на торговле этой же пастилой?1
  • ЯнДобрый день! Можно ме связаться с Мариной? У меня есть к ней деловое предложение.0
  • Виктор РадовЯн, Марию можно найти в соцсетях. Сейчас она занимается музеем "В Тишине"0
  • Денис ДавыдовЗдравствуйте! Мария, вы, являясь знающим человеком в видах юриспруденции, можете поискать положительные аспекты, готов которые предоставить вам, в безвозмездную пользу вашей организации, являясь инвалидом с детства.(Федеральный Закон №181-ФЗ, "О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации". (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/).Спасибо!0
  • Алина КовалёваВижу в материале большую недосказанность в отношениях с первым бизнес-партнером. По словам автора: 1) Артем в бизнес вложился только частью работы, денег не вкладывал 2) Бизнес быстро вышел в плюс, однако владельцы постоянно спорили о развитии; насколько, что полгода спустя встал вопрос о разделении долей 3) формально бизнес принадлежал только автору материала, однако она по личной инициативе предложила партнеру Артему отступные в два раза превышающие ее собственные вложения (на тот момент) 4) однако расстались очень плохо, настолько, что Артем продал сайт, домен и т.п. конкурентам (видимо в договоре о продаже доли вообще забыли упомянуть такую "мелочь"?) С учетом того, что автору материала на момент открытия бизнеса было не 20 лет, полагаю, что в действительности многое может быть по-другому.0
  • Юлия ЗлобинскаяВсем привет, последние 12 лет я в выставочно-развлекательном бизнесе. На самом деле вся индустрия подобных проектов подвержена моде. В 2015-2018 годы подобные проекты были невероятно успешны. Потом все либо трансформировались в детские развлекательные центры с квестами и днями рождения, либо значительно снизили поток посетителей или закрылись. И подобная смена тренда в этой индустрии происходит всегда.0
  • Владимир СениченкоМария, Вы не планируете вернуться в музейный бизнес? Есть предложение, только не для Владимирской обл. Регион, считаю, что важен. За масштабами города и локацией - стоит поток.0
  • Барышня-крестьянкаСветлана, во первых - мастер-классы и домашние спектакли во-вторых, продажа своей продукции в-третьих, у них еще есть, например, кафе0

Сообщество