Как распознать фальшивые отзывы в интернете

История о коварстве, фальши и доверчивости
70

Я пишу текст за деньги. Однажды мне упал заказ на фальшивые отзывы для интернет-магазина, и моя жизнь изменилась.

Смысл в том, что некоторые компании хотят, чтобы о них писали в интернете только хорошее. Они нанимают специальных людей, которые этим занимаются: сочиняют хвалебные отзывы и публикуют их на сайтах вроде «Яндекс-маркета». Когда таких людей и отзывов много, то создается впечатление, что компания хорошая, даже если в реальности это не так. Стоит такая репутация копейки.

Аватар автора

Екатерина Папаценко

возмущена несправедливостью

Я считаю, что фальшивые отзывы — это дичь и ужас и делать так не надо. Но оказалось, что этим промышляют многие, есть даже агентства, которые делают это профессионально. Мой мир рухнул, я изучила тему и написала эту статью.

Еву не спросили

Мы, конечно, знаем Еву, директора самого известного агентства по отзывам и репутации. Но мы с ней специально не говорили, потому что странно ругать фальшивые отзывы и тут же консультироваться со специалистом по их созданию. Ева, без обид ;-)

Как пишут фальшивые отзывы

За фальшивыми отзывами компании обращаются в репутационные агентства напрямую или находят исполнителей на биржах. Предложений много. Платят копейки.

Предложения на бирже «Фриланс-ру»: пять отзывов за 100 ₽
Предложения на бирже «Фриланс-ру»: пять отзывов за 100 ₽

Отзывы пишут по техзаданиям. В них заказчики прописывают объем текста, требования к содержанию и профилю автора отзыва: когда создан профиль, какая у него аватарка, где должен жить. Часто требуют ключевые слова для СЕО, ссылки на сайт, подчеркнуть конкретные свойства.

Техзадание интернет-магазина бытовой техники копирайтеру с биржи фрилансеров
Техзадание интернет-магазина бытовой техники копирайтеру с биржи фрилансеров

Один отзыв стоит от 20 до 500 ₽. Цена зависит от объема работы и популярности площадки, где нужно разместить отзыв. Чем популярнее площадка, тем дороже. Это связано с тем, что в таких местах модераторы следят за новыми публикациями и стараются не пропускать фальшивки. Они оценивают репутацию аккаунта, IP-адрес автора, подробности в тексте и насколько уникальные фотографии.

Площадки со строгой модерацией — «Отзовик», «Айрекоменд» и «Яндекс-маркет». Фальшивки на таких площадках встречаются редко, но и распознать их сложно, потому что их авторы уже обманули модераторов.

Но фальшь не спрятать. Копирайтеров выдает профессиональный слог и желание вызывать положительные эмоции о товаре. Кроме того, они стараются одновременно выполнить задание заказчика, чтобы выставить его бизнес в выгодном свете, и сойти за честного покупателя, чтобы обойти модерацию площадок. На этом-то вы их и подловите.

Честные отзывы тоже бывают фальшивыми

Иногда отзывы, которые выглядят фальшивыми, на самом деле пишут настоящие покупатели магазина и от чистого сердца (ну, почти). Работает это так.

Человек покупает что-то в магазине. После покупки магазин предлагает ему написать отзыв на «Яндекс-маркете» или где-то еще. За отзыв предлагают, например, 100—200 рублей — на телефон, на бонусный счет или как-то еще.

100—200 рублей — деньги не большие, но и не лишние. Клиенты идут писать отзывы. Но так как им за это платят, у некоторых случается копирайтерская деформация — «Надо же похвалить фирму и товар, мне же заплатили!» И начинаются фальшивые копирайтерские приемы, которые мы тут разоблачаем — хотя человек писал честно.

Похожие отзывы стоят рядом

У заказчиков нет времени придумывать разнообразные техзадания для исполнителей, поэтому они создают одно задание и рассылают сразу всем. Из-за этого отзывы получаются похожими, даже если их пишут разные люди: похожие подробности, похожий объем, похожие фразы.

Если отзывы писал один копирайтер, то стиль текста будет совпадать. Будут повторяться характерные фразы, ошибки, порядок слов и интонации. Интуитивно вы поймете, что отзывы писал один и тот же человек.

Копирайтеры пишут быстро, поэтому часто отзывы публикуются пачками в один день или даже час. Посмотрите на время публикаций: если отзывов долго не было, не было, не было, а потом — бах — и десять отзывов за день, то это подозрительно.

Честные отзывы появляются в случайное время и редко похожи друг на друга.

Другое дело — если отзывы появляются постоянно. Похоже, магазин много продает и постоянно подталкивает клиентов писать отзывы.

Кажется, фальшивки: отзывы примерно одинакового объема, размещены в один день, недостатков у товара нет, рейтинг пять звезд, в комментариях похожий сценарий
Кажется, фальшивки: отзывы примерно одинакового объема, размещены в один день, недостатков у товара нет, рейтинг пять звезд, в комментариях похожий сценарий
Похожи на честные (хоть и бесполезные): текст разного объема и в разном стиле, у отзывов разный рейтинг
Похожи на честные (хоть и бесполезные): текст разного объема и в разном стиле, у отзывов разный рейтинг

Ошибки и абстракции

У копирайтеров не всегда есть время изучать товары, для которых они пишут отзывы. Часто они не только не владеют товаром, но и вообще никогда не покупали товары из этой категории.

Например, копирайтер, который всю жизнь моет посуду руками, берется писать отзыв о посудомоечной машине. И напишет что-то вроде «Сразу после мойки мои дети радостно разгружают посуду, мы превратили это в игру!» Ну да, и игра эта — «Кто быстрее получит ожоги второй степени». Сразу после мойки машина наполнена обжигающим паром, а посуда горячая, как ад. Это знает только тот, кто хоть раз открывал машинку сразу после мойки.

У копирайтеров вы часто встретите общие или обезличенные формулировки — они подходят к любым товарам:

  • данная модель;
    эта компания;
    низкие цены;
    высокое качество;
    функции устраивают;
    все понравилось;
    нареканий нет;
    качественно и удобно.

Чтобы спрятать обобщения, копирайтеры используют восторженные оценки, которые оттягивают на себя внимание: очень, никогда раньше, супер, восторг.

В честном отзыве скорее будет много подробностей.

Фальшивка. В магазине «Пчела» всегда продают хорошие товары. Мне нравится приобретать здесь все по низким ценам, особенно мед. Обращаюсь уже не первый год. Менеджеры отлично работают. Рекомендую всем.

Скорее, честный. Брала облепихово-клюквенный мед. Доставка была невовремя, но сам мед понравился. На вкус кисловатый, но вкусный. Мужу понравилось, детям — нет. Лучше брать в пластиковых банках и дома переливать в стекло, потому что когда в доставке много банок, тяжело поднимать.

Подробности не совпадают

Когда копирайтер понимает, что без подробностей не обойтись, он их придумывает на ходу — и не всегда угадывает. Хвалит быструю доставку, а в магазине ее нет. Поет оды стоматологу Ивановой, а она полгода как в декрете. Поэтому если сомневаетесь, есть смысл проверить подробности на сайте.

Выбираете магазин строительных материалов и находите отзыв: «Работать с магазином „Шпала“ я начала еще в прошлом году, когда стартовал мой ремонт. Заказывала у них мебель и отделочные материалы для ванной комнаты. Качество отличное. Только Европа, никакого Китая нет и в помине. На крупные заказы делают скидки. Менеджер Наташа всегда хорошо консультирует по телефону. Спасибо ей отдельное».

На первый взгляд, все выглядит терпимо, пусть и немного абстрактно. На сайте пишут, что магазин и правда продает только европейские товары. Но оказывается, что у него нет колцентра и вся поддержка только через чат. Наташу автор придумал.

То же с бытовыми приборами и электроникой: если в отзыве что-то не совпало, это повод насторожиться.

Например, отзыв о переносном отпаривателе, а копирайтер пишет о большом баке для воды и удобном месте для вешалки. Видимо, набрал заказов на отпариватели и пошел строчить под копирку.

Или на экшн-камере нет экрана, а копирайтер этого не заметил и по привычке написал, что у камеры яркий экран с сочными цветами. Потому что у большинства камер экран есть.

О компактной посудомоечной машине копирайтер пишет: «Поместилась вся посуда после ужина, вся семья довольна». Это либо очень маленькая семья, либо очень фальшивый отзыв.

Слишком много деталей

Иногда копирайтерам удается придумать правдоподобный отзыв, но они слишком увлекаются подробностями и расписывают всю историю покупки. При этом сам отзыв, конечно, положительный. Честные покупатели скорее потратят силы, чтобы поругать продавца, чем чтобы похвалить. Но помните про эффект «честный отзыв за 200 рублей».

Похоже, отзыв заказной: он слишком подробный, все поля заполнены, рейтинг максимальный
Похоже, отзыв заказной: он слишком подробный, все поля заполнены, рейтинг максимальный

Натянутый негатив

В отзыве присутствует умеренный негатив, но ему тут же находится оправдание. Это делают для того, чтобы отзыв показался честным, — но выходит наоборот. В жизни мы редко пытаемся оправдать недостатки, за которые заплатили. Даже если копирайтеры это понимают, они выполняют техзадание.

Объявление на бирже фриланса «Фл-ру»
Объявление на бирже фриланса «Фл-ру»

Получаются такие отзывы:

«Обращаюсь в клинику „…“ уже не первый раз. Сначала лечила зубы, потом пришлось обратиться к гастроэнтерологу. Сразу поинтересовалась наличием дипломов — с этим все было нормально, потом оценила индивидуальный подход. Стоматолог тщательно расспрашивала, как я ухаживаю за зубами, какие средства гигиены выбираю. Она набросала несколько вариантов ухода, чтобы я их периодически меняла. По ценам нормально. В среднем по Москве, я думаю. Не понравилось, что каждый прием приходилось ждать, несмотря на точно назначенное время. Но их тоже можно понять — услуги больницы пользуются спросом, а врачи стараются уделить внимание каждому пациенту».

Графомания

Автор очень старается написать хороший отзыв и использует замысловатые обороты. Обычные покупатели не будут таким заниматься, даже если покупка на самом деле их осчастливила. В честном отзыве эпитетов немного и они обычно привязаны к чему-то конкретному. Сравните.

Фальшивка. Посуду в магазине «…» заказывала к юбилею свадьбы с мужем. Хотелось отметить на приподнятой волне, в окружении красивостей. Когда я достала посуду из коробки, мое сердце начало гулять где-то между ребрами и позвоночником. До чего же я была восхищена! Перед моими глазами сразу предстали дома с картин эпохи Ренессанса, я почувствовала себя героиней картин французских импрессионистов. Этот момент подарил мне такое счастье, что я теперь всегда буду заказывать посуду только здесь!

Наверное, честный отзыв. Заказывала посуду к юбилею свадьбы, хотелось отметить дома за романтическим ужином. Выбирали близкое к импрессионизму, внешний вид порадовал. Качество оценим со временем. Доставили посуду на следующий день после заказа. Сколов и потертостей не увидела.

Еще одна крайность — писать вместо отзыва художественный рассказ с сюжетными поворотами, метаниями героев и эффектной развязкой. В этом есть своя красота, но какова вероятность, что скороварку купит великий русский писатель?

Графомания. Восьмой Айфон мне подарила судьба. Никогда бы не подумал, что смогу когда-нибудь пользоваться таким дорогим гаджетом. До этого я всегда пользовался китайским ширпотребом. Дело было так. Однажды вечером я вышел из бара и, пока ждал такси, увидел под ногами телефон. Я поднял его и увидел, что это айфон. Конечно, был соблазн оставить его себе, но я слышал, что ворованные айфоны блокируются, поэтому, поразглядывав некоторое время меню и фотографии владельца, я набрал номер «жена» из записной книжки. Она передала трубку мужу, тот попросил отменить такси, и сказал, что сейчас приедет. Я дал три сотни только подъехавшему таксисту и зашел обратно в ресторан. С владельцем телефона мы выпили и разговорились за жизнь. Оказалось, что он человек обеспеченный, но со своими проблемами. Мы подружились, и спустя полгода он подарил мне восьмой айфон. С тех пор не нарадуюсь.

Рекламные призывы и ссылки

Если в отзыве есть ссылка на страницу продукта — включайте скептика. Заказчики просят поставить ссылку, чтобы их сайт быстрее поднимался в поисковых системах. Чтобы оптимизировать текст для роботов, они просят делать упор на какой-то одной характеристике. Так поисковое вхождение получается более точным и страница получает больше веса в Гугле и Яндексе.

Сложно представить, чтобы честные покупатели оптимизировали отзывы под поисковые запросы. Сравните.

Кажется, фальшивка. Заказала утюжок для волос в магазине «…». Очень понравилось, что у него есть быстрый нагрев. Раньше мне всегда было неудобно пользоваться утюжками, потому что на работу нужно собраться быстро. Пока дождешься утюжка и хорошо выглядеть не захочешь. А тут решила купить утюжок для волос с быстрым нагревом, и не ошиблась! Он реально очень быстро нагревается. Просто супер-утюжок! Попробуйте сами: название-компании.рф

Похоже на честный. Утюжок — бомба! Нагревается за три секунды. Удобно, когда собираешься на работу. Иногда пользуюсь насадками для локонов. Из недостатков — сильно перегревается и портит волосы, поэтому надо следить по времени. Месяц использую и заметила посеченные кончики.

Фотографии из интернета

Некоторые площадки разрешают показывать в отзывах фотографии. Настоящие фотографии копирайтерам взять неоткуда, поэтому они используют изображения с фотостоков или из интернета. Проверить это просто: загрузите картинку в сервис «Гугл-картинки» и он покажет, откуда она взялась. У ворованных фотографий будет много копий на разных сайтах.

Популярные площадки с отзывами делают это сами, поэтому отзывы со стоковыми фотографиями не проходят модераторов. Но есть и исключения. Например, «Отзовик» разрешает использовать чужие изображения в шапке отзыва, а «Айрекомменд» допускает их в коллажах, где есть хотя бы одна оригинальная фотография.

Порядок слов

Когда человек знает, что врет, и боится разоблачения, он начинает волноваться. Это может быть незаметно по его виду, но его выдаст порядок слов. Общее впечатление: так не говорят.

Фальшивка. Купился на бренд «Термос». Думал, что будет качество какое-то выдающееся. По факту обычный качественный термос из стали. Механизм для закрывания нормальный попался, закрывает герметично. Будьте осторожны с температурой: внутри все остывает медленно очень. Через час можно сделать глоток и обжечься.

Честный отзыв. Купился на бренд «Термос». Думал, что будет какое-то выдающееся качество. По факту обычный качественный термос из стали. Механизм для закрывания попался нормальный, закрывает герметично. Будьте осторожны с температурой: внутри все остывает очень медленно. Через час можно сделать глоток и запросто обжечься.

Как определить честный отзыв

Даже если вы научитесь распознавать фальшивые отзывы, перед большой покупкой стоит потратить немного времени и узнать о ней побольше. Вселенная знает все и готова поделиться этим знанием с вами. Спросите ее.

Свяжитесь с автором отзыва. Если он оставил почту или ссылку на свой профиль в соцсети, напишите ему и уточните какой-нибудь момент из отзыва. Человек потратил время на то, чтобы написать отзыв, и ему будет приятно, что вы его прочитали и обратились к нему как к эксперту. Скорее всего, он будет рад ответить на ваши вопросы.

Создайте пост в соцсетях. Попросите друзей поделиться впечатлениями от товара в комментариях к посту. Когда кто-то откликнется — идите к другу в чат и задавайте вопросы. Обязательно спросите, что не понравилось: комментарии видят все друзья, а человеку может быть неприятно рассказывать при них о недостатках своей покупки.

Расспросите знакомых. Возможно, кто-то из них уже пользовался товаром, который вам интересен. Это лучший вариант: знакомый не станет зря хвалить товар, а если потом что-то пойдет не так, вы сможете обратиться к нему за советом.

  • Andy TИз-за развитой индустрии копирайтерства и фальшивых отзывов абсолютно не развивается конкуренция и качество обратной связи от покупателей. В Москве это просто дичь и безумие какое-то, малый и средний бизнес перестают работать с постоянным клиентом, ищут просто лоха, который один раз купится на фейковые отзывы или накрученные лайки/полписки, выругается матом после покупки и больше никогда не придёт. Во-первых, сам по отзывам уже практически никогда не выбираю услуги и товары, любым отзывам на самих сайтах производителей и дилеров, яндекс-картах, яндекс-маркета не доверяю совсем. А на арегаторах отзовик или айрекомменд отзывов на не ширпотрёб и непопулярное не найти практически. Особенно выдаёт себя сложившаяся картина мира с большинством восторженных и счастливых потребителей новых товаров и услуг в стране, где большинство населения даже не улыбается и не может позволить себе никаких покупок сверх необходимого. Во-вторых, сам недавно столкнулся с тем, что мою организацию заказали недоброжелатели, даже не конкуренты, а просто неадекватный человек, у которого нет возможности официально и законно договориться, а есть только ресурс навредить публично и анонимно. На самом деле это реальная проблема и если кто-то стаокивался с подобным, то буду благоларен совету. Потому что теперь я получаю ежедневно негативные отзывы, оспорить подлинность которых перед модераторами Яндекс карт и Гугл карт становится не легко. Выход мне пока только один видется. Это закупать в противовес положительные отзывы, чтобы восстановить рейтинг, но я веду честный бизнес, а сам рынок в интернете, купающийся в д*рьме с этими отзывами и пиаром, вынуждает меня играть по этим животным и примитивным правилам. То есть я прекрасно понимаю про ещё один выход, выход на другой рынок, немосковский и нероссийский, но пока нет возможности уехать в страны цивилизованного бизнеса. Советам буду рад, спасибо, что прочитали до конца!46
  • Andyна англоязычных ресурсах с этим делом получше. рускоязычные засраны фальшой от говнорайтеров. к схемам 'кэшбек за отзыв' я более толерантно отношусь но полную туфту писать за 60руб этот "бизнес" надо карать терморектально.13
  • Семён ДаниловСоздали бы полноценный опрос из 10-20 вопросов по распознаванию фальшивых отзывов)9
  • Яна Сапранковао_О всегда стараюсь писать отзывы, потому что искренне считала (до этой статьи), что люди пишут отзывы, чтобы другим людям было удобно выбирать... Как теперь жить, как выбирать товары? К тому же почитала тут про речь копирайтеров, и теперь мне кажется, что мои отзывы могут быть похожими на фейковые.. Всё фальшиво и Деда Мороза тоже не существует :-(37
  • Родион КуклинСейчас даже целые компании есть кто отзывы продает, вот например https://repa.guru/2
  • Айгуль ГомоюноваА еще есть заказные негативные отзывы фейки. Фальшивки от чернопиарщиков. Кстати эта статья не очень похожа на профессионала из данной отрасли. Очень поверхностно разобрали тему. Ни разу не упоминали, что отзовики с простой регистрацией и модерацией зарабатывают на негативных отзывах, разместим за 100 руб. хороший отзыв, а в ответ напишем 20 негативных за 20 тыс. руб., а после того, как клиент "клюнул" появятся 238 негативных отзывов за 350 К уже, откажешься зальют грязью.7
  • Душа времениНу вы дали!))) Я сам на Отзовике давно сижу. Поначалу хотел зарабатывать там, но быстро понял что это копейки и желание пропало. Зато знаю всё там изнутри. И заказухи там немало. Её, в частности, можно вычислить по отзыву пользователя обо всём. Т.е. автор пишет, например, что он отдыхал в прошлом месяце на Бали, а сегодня пишет что приехал из Тайланда. А в отзывах куча всякой фигни типа косметики, обуви и игрушках за копейки. Много там и всякой лабуды "до кучи". Которую просто рерайтят. На Айреке то же самое.20
  • Ирина ЛобановаВ стоматологии предложили написать положительный отзыв за скидку. Больше я к ним не пошла.8
  • Екатерина Без-ФамилияУ Тинькова на Банки ру такие строчат. На один отзыв с оценкой "1" немедленно появляются три с оценкой "5" с щенячьим восторгом А другие их "бойцы" засерают любое выражение недовольства "да они вам не обзаны" "да куда вы сам смотрели", "а вас то что мелким шрифтом читать не учили?" Даже по никам палево. Там 3-4 постоянно действующих таких персонажа.6
  • Валентин БурликовМаркетинг и PR - худшие изобретения человечества! Они нас и погубят.13
  • Константин СахаровGenyc, фейк можно написать безграмотно специально — как раз чтобы не казался фейком. Собственно, в статье и такие примеры есть (разве что помеченные "возможно фейк").12
  • Andrey PolukhovЕкатерина, прям с языка сняли. Да Тинёк заказными отзывами постоянно грешит )))0
  • Nik RaidЕкатерина, у Тинька есть специфика очень занимательная. У него очень лояльные клиенты по дебетовым картам, и его люто поносят с кредитными :D У меня дебетовая ну и я как то страховал машину.. у меня все как по маслу, а знакомый с кредиткой у него встрявал, так ненавидит его ушел на альфу. Так что там не сказать что прям заказуха по пять звезд.. они реально отличный сервис сделали и приложение, это можно в апстор посмотреть, столько тысяч отзывов с отличной оценкой не заказать от пользователей Эпл да еще и так чтобы это не бросалось в глаза в интернете рекламой аля - оцените и мы заплатим..4
  • Nik RaidДиана, ну блин я не эмоциональные совсем оставляю, а сугубо по делу ))12
  • Nik RaidGenyc, хз хз, я наоборот, могу в личной и быстрой переписке писать как попало. А когда дело доходит до отзыва, я очень стараюсь писать со всеми запятыми, тире, дефисами... В жизни мне лень ставить тире в "из-за", а в жизни я это тире обычно пропускаю - на телефоне его долго выщемлять с доп клавиатур..14
  • Andy TАдекс, может реально ты реально слепой 🙈6
  • Светлана МехедоваЯ тоже раньше не знала про заказные отзывы 😰 Я всегда пишу отзывы товаров, что сама покупала в конкретном магазине (потому что одно и тоже в разных местах разное по качеству). И пытаюсь в своих отзывах заполнить все поля и быть грамотной (для пользы других покупателей) 😉33
  • Ace VenturaПри просмотре заинтересовавшего меня отзыва смотрю профиль того, кто пишет отзыв. Естественно если там один-единственный отзыв то сразу на 99% это именно заказной отзыв. Если даже несколько но весьма однотипно написанные или только в одну дату - тоже самое это фейк. Если отзывы разные и в разное время - это похоже на правду. Опять же смотря как давно человек зарегистрирован на сайте. пока не знаю про сайт IRecommend.ru, но Отзовик - это ещё тот трэш. Считаю их хамами, кретинами и откровенно нарушителями авторских прав по той причине, что мало того, что нахамили в личку мне, так ещё забанили , но продолжают использовать мои отзывы. Причем сайт зарегистрирован на Кипре в Ларнаке (киприёты блин), а хостинг в Германии. Впрочем у IRecommend.ru - хостинг тоже в Германии у того же провайдера.9
  • Анна ЛевинскаяЯ читаю только негативные отзывы. С похвалой и отличной оценкой пропускаю. Хочу сразу знать с какими трудностями и недостатками столкнулись потребители. И оценить критичны ли будут для меня эти недостатки.28
  • Игорь СоколовскийИначе говоря вы выделили эдакий один идеальный тип клиентов из Палаты мер и весов, и упростили, подогнав огромную разношерстную аудиторию под единственный "нормальный стиль"? Ребята, ну это уже перебор с упрощением. По факту аудитория разномастна до ужаса, отзывы пишут все, начиная от школьников, заканчивая, дедушками в возрасте, очень большой пласт необразованных людей, у них речь реально иначе строится, фальшивка? А людей, владеющих высоким языком учли? Внезапно психоэмоциональные реакции у всех разные, кто-то диком в восторге от мелочей, кто-то всегда разговаривает на литературном языке, использует книжную лексику и странные обороты не от мира сего. Я, например, могу легко употребить что-то, попадающее под ваш фильтр, как профессиональное и копирайтерское. А как же отзывы от студентов правового профиля/филфака/да вообще любых студентов, пишущих курсачи и читающих учебную литературу, написанную научным языком. Это же накладывает отпечаток на стилистику текста. В разговорной речи среди "рилпацанов" часто используется неестественный порядок членов предложения, они просто разговаривают иначе. А графомания у фанаток бульварных детективов, а работники бюрократического механизма/чиновники, работающие только с официальным деловым стилем в силу профессии. Короче, вы допускаете непозволительное упрощение и охоту на ведьм, упуская из виду и непредсказуемость стиля человека, и социальные факторы, воспитание, рамки, возрастные и вот это всё. Написали ерунду, но с уверенным видом. Ишь, аж целую систему выдумали, но нельзя судить по одному из фильтров в отрыве от всей картины. Распознать действительно сложно, сложнее, чем у вас в этой псевдоэкспертной статье. А жаль.23
  • МарияЯна, та же фигня. Смотришь на другие отзывы и как-то вольно или невольно подхватываешь манеру письма.2
  • Irina LatyntsevaПро посудомойку и радостно разгружающих детей- это вот пример что все в жизни относительно )) Даже отзывы, кажущиеся проплаченными. Может кто то и разгружает, почему бы и нет 😀 У меня было 2 разных, дешёвая и не очень и обе выдавали посуду слегка тёплой. Если конечно не рваться в нее пока цикл не закончится. Там да, можно и паром в мордец получить5
  • Татьяна ЛазареваGenyc, вопрос принципиальный, - какой смысл тратить время и силы на нечитабельный отзыв, вопящий о том, что автор не привык ценить себя и уважать других. По=моему, это говорит лишь об неграмотности и безответственности автора. 👎5
  • Olyga KМне очень не нравится маркетинговый прием, когда начинают в качестве рекламы приводить кучу отзывов. Причем все вот такие хвалебные, слащавые настолько, что неприятно. Особенно это развито у всяких инфобизнесменов. Даже если изначально автор (например, курса) нравился за профессионализм, когда он начинает заваливать ленту подобными отзывами про себя любимого - это отталкивает. Я сама пыталась пару раз написать отзывы авторам, которые реально нравятся - ну не могу я такой сахар из себя выдавить.10
  • Fu_ckin_s_hitВсегда стараюсь смотреть отрицательные отзывы и избегать покупок товаров от малоизвестных брендов, если вижу, что оценка стремится к 5 и количество отзывов как у бренда, который в рекламе не нуждается. А ещё некоторые магазины/производители смекнули, что есть такая фишка, как сортировка по полезности, и начали активно плюсовать положительные отзывы и активно минусовать отрицательные, аж до ужаса, видел нормальный адекватный и правдивый (потому что у меня то же самое) отзыв с огромным количеством дислайков. Вот от покупки таких товаров я тоже стараюсь отказываться, если положительные отзывы попахивают накруткой, а похожие отрицательные говорят о системной проблеме (хотя, как выясняется, и отрицательные могут накрутить недоброжелатели).3
  • Неточка НезвановаIrina, сразу после отключения? Тарелки, пропаренные в посудомойке, обжигают, кто с ними станет играть?2
  • Irina LatyntsevaНеточка, ну там же цикл не сразу выключается, они тёплые но не горячие Если залезть до конца цикла то там и пар и горяченные тарелки1
  • Iolanta ViridisДиана, вот неправда, я просто описываю, что понравилось, обычно очень коротко и сдержанно. Я ж не экзальтированная школьница, чтобы свои восторги изливать направо и налево.10
  • Iolanta ViridisGenyc, как можно безграмотно писать вообще, да еще и там, где люди это прочитают? Это ж позор для человека, который имеет хоть какое-то представление о грамматике. Или вы станете утверждать, что грамотные люди не покупают ничего и отзывов не пишут? Я и в чате как попало не напишу, совесть не позволит, даже несмотря на маленькую клавиатуру (а еще можно подобрать под себя удобную, и проблемы тире решится чудесным образом), а уж отзыв 3 раза пересмотрю на предмет ошибок. Отзывы с большим количеством ошибок я не читаю, так как считаю, что мнение такого человека не может быть достаточно адекватным и полезным для меня.1
  • Михаил КрутилинСтранный алгоритм распознания фальшивых и честных отзывов. Теперь понятно, почему в адекватности модераторов многие сомневаются) Читать нужно ответы компании на отзывы, на мой взгляд.3
  • АнастасияЯна, да, мои отзывы тоже на фейки похожи :)7
  • Арсений ГрибнойAndy, так можно же просто сменить юрлицо/марку. Не думаю, что в каких-то других странах вы будете застрахованы от подобных случаев. Недовольный преследователь, сталкер, мститель, иногда психически неадекватный, строящий герою козни - весьма популярный герой в мировом кинематографе и литературе. Вам просто не повезло. (4
  • Арсений ГрибнойАнна, у этих отзывов часто тоже много недостатков. Ради интереса посмотрел отзывы на вещи, которыми пользуюсь годами. И пришел к выводу, что многие отрицательные отзывы больше говорят об авторах, чем о товаре. Об их криворукости, тупости, скандальности, нежелании разобраться. Ну что еще сказать о людях, не осиливших 5 страниц инструкции или желающих от "Жигулей" (и по цене "Жигулей") качества и функций "Мерседеса". Или ставящих 1 товару за то, что курьер его повредил. Отдельная категория - кому достался брак. В ряде случаев я вообще не понимаю, почему недостатки проявляются только у некоторых людей.12
  • Арсений ГрибнойИгорь, вы совершенно правы. Как верно кто-то заметил, отзыв, написанный хорошим копирайтером, неотличим от настоящего. Равно как и может оказаться настоящим очень, казалось бы, палевно написанный.5
  • Арсений ГрибнойGenyc, безграмотность отзыва - признак безграмотности автора или желания копирайтера под такового закосить, более ничего.3
  • Ася ВалерьевнаИгорь,да это верно.Копий не бывает,у каждого воспитание,образование ,манера разговора разные1
  • Вилена ВиловаЛет этак 10-15 назад я ещё как-то ориентировалась на отзывы в инете, и они по большей части были нормальные, т.е. живые, даже если за них платили площадки, то за любые и баллами чаще всего. Потом пошло-поехвло вот это всё, "купленное" и кстати очень заметное, действительно обезличенное и неинформативное. Но сейчас на большинстве ресурсов отзывы уже и не интересуют, даже если к ним и подходят "творчески". Сама стараюсь писать отзывы, когда уже попьльзовалась чем-то долго или регулярно и очень не/довольна)), т.е. вызвало эмоции. Поэтому и отзыв информативный и обоснованный, хотя и пристрастный. Кстати, иногда начисляются неплохие баллы за подробный отзыв, ( В Ситилинке как-то начислили 1500 , хотя я и не ждала, бонус от производителя)) хотя трачу время не ради них. Отзовик вызывает хоть какое-то доверие,яндекс-маркет вызывает сомнения, Вайлберрис вообще не стоит внимания в этом плане. И даже анализируя что-то, всегда начинаю с отрицательных отзывов, ибо если есть косяк, то он повторяется часто, и недовольные люди пишут обычно на эмоциях правдиво. Врачебные сайты часто грешат этими заказными отзывами. Ну это вообще дно, я считаю, но нет, лепят и лепечут что-то. Вобщем только включать критическое мышление и весь свой жизненный опыт.2
  • Вилена ВиловаАнастасия, а почему? Вы их пишете формально? Если что-то вызвало написать отзыв, значит это что-то вызвало эмоцию и желание потратить время, и даже если отзыв будет короткий он будет ваш индивидуальный, с вашим опытом. иначе зачем и писать0
  • Вилена ВиловаАрсений, хороший копирайтер навряд ли будет писать фейковые отзывы за копейки. Поэтому творческий подход за "рупь за ведро" не найдёте, не обольщайтесь. Ну на эксклюзивный товар, да за немалые деньги возможен и творческий подход профессионала, но нужна ли такая реклама элитном товару не для масс?0
  • Вилена ВиловаAce, ещё бывает, что отзыв влечёт кучу комментов и целую дискуссию)) и если автор нормальный чел, а не зарабатывальщик, он и на клмменты отвечает нормально, как живой адекватный персонаж. Т.е. его ответ на коммент тоже индивидуален2
  • Вилена ВиловаGenyc, ну не знаю, не знаю. Я человек относительно) грамотный, и если пишу не с телефона, ошибок и описок почти нет, стараюсь предварительно просмотреть, что я там понаписала4
  • Светлана МехедоваFu_ckin_s_hit, если вы имеете ввиду ещё и отзывы на Оzon, например, то там всё неоднозначно. Жаль покупатели не пишут в отзыве, в каком городе/районе они получили некачественный/некомплектный товар, потому что у одного продавца, например, я встречала отзывы с 1 звездой, где жаловались на испорченный продукт, но вот у меня, купившей там же, абсолютно другая картина - всё отлично. Так что, возможно, дизлайкали отрицательные отзывы те, кто получил качественный продукт. 🤷‍♀️ А ещё бывают нелепые отрицательные отзывы на товар, где пишут, например, что это не Урбеч, хотя купили из инжира (и все лайкнули этот отзыв с одной звездой) - КАК они собирались получить Урбеч из инжира?! - конечно, это только паста из сухофрукта! И таких отзывов там ещё десятки, которые незаслуженно занижают рейтинг товара🤦22
  • Светлана МехедоваСергей, ну не всегда. Я встречала отзывы под закос от клёвой "мамаши" (со сленгом и некоторыми искажёнными словами, конечно, и грамматика там так себе) - сначала я поверила ему, а потом встретила ещё несколько таких же на других ресурсах 🤔21
  • Светлана МехедоваГломгольд, я не копирайтер, но я тоже подробно пишу иногда так (теперь задумаюсь над этим) 😅21
  • Светлана МехедоваАся, я так сижу фоткаю и расписываю, подписываю каждое фото заодно (я не копирайтер, и вообще не люблю фоткать, да и лень писать отзывы). Но пишу такие отзывы только про товар, который считаю прям находкой и хочется поделиться с другими (и я тоже хочу читать похожие полезные подробные отзывы). А с новыми товарами на самом деле ещё проще - если на них отзывов от силы десяток насоберётся - то отлично, а если бы были проплаченные там, то от 100 штук минимум и не с отпиской из одного слова. 🤔 Например, отзывы на новинки в Л'этуале очень часто соответствуют действительности 😉 (я так не раз находила действительно хорошие новинки) 👍21
  • АнастасияВилена, не все люди так эмоциональны. Я сама часто смотрю на отзывы перед покупкой, и потому стараюсь оставлять свои впечатления для тех, кто захочет купить товар после меня. При этом ценю не охи-вздохи-восторги, а конкретные плюсы и минусы, и соответственно сама стараюсь писать так же. Плюс да, я стараюсь и позитив тоже расписывать, а в статье это представлено как признак заказного отзыва7
  • Вилена ВиловаАнастасия, понятно, но под эмоциональным отзывом я вовсе не имела ввиду неинформационные охи-вздохи), а просто личностный отзыв , вызванный именно вашими эмоциями по отношению к предмету. Ведь мы все разные и наше видение тоже.0
  • Алексей ЛСветлана, как-то попался отзыв с плохой оценкой нерафинированного подсолнечного масла, которое при жарке воняет 😄7
  • Ekaterina StepnovaМои реальные отзывы выглядят, как фальшивые, оказывается 😁 Нестандартный порядок слов люблю особенно.2
  • Клиент ВасилияСамое мерзкое это не оплаченные положительные отзывы, хотя есть большинство дурачков в стиле получил товар еще не использовал 5 звезд. Удаление реальных отрицательных отзывов вот проблема которую называют борьбой с негативном и конкурентами!!! мои отзывы про жуликов стоматологов в центре с ценниками в 4-5 раз выше рыночной и агрессивной рекламой постоянно удаляют. альфа банк трет мой отзыв про то как кинули с ценными бумагами и наоткрывали карт и счетов без моего ведома типа в моих интересах. Короче не жалейте писать отрицаительные отзывы и сохраняйте доказательства типа чеков и фото чтобы жуликам было труднее удалить ваши отзывы!1