Как меня незаконно пытались запугать задержанием за превышение скорости в Казахстане

3

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Привет, читатели!

Краткий мой рассказ ориентирован на любителей автотуризма. В начале марта 2024 года в очередной раз съездил в Казахстан. Люблю эту страну. В большинстве своём отличные люди: отзывчивые, приветливые, приятные в общем.

Проблема

Ездим обычно через Астраханскую область, а дальше — по трассе, которая отличается задорным дуализмом на протяжении многих лет: прямые многокилометровые участки ровного новенького асфальта сменяются участками, где асфальта нет вовсе, а дорогу в непогоду иначе как "направлением" не назвать.

Вообще, трасса эта хоть и существует в нашей реальности, формально считается закрытой "на ремонт", поэтому во многих местах скорость движения по прямому, ровному, сухому асфальту отличного качества с отсутствием какой-либо жизни на обочине на протяжении многих километров, ограничена временными знаками до 60 километров в час (ПДД Казахстана даёт "бесплатно" разогнаться до +10 км/ч). Для пущего эффекта, обгон на этих участках также запрещён.

Как я заметил за несколько поездок по этой трассе, знаки эти действуют на местных только возле нескольких камер у населённых пунктов, а также когда где-то рядом притаилась машина дорожной полиции. Пристроившись за патрульным автомобилем, будьте готовы что вы проедете десятки километров на скорости в 59 км/ч в составе "колбасы" из автомобилей по пустой трассе посреди степи.

Чаще всего я передвигаюсь в чужих странах пристроившись за кем-то из адекватно двигающихся местных. Он немного "превышает" — я немного "превышаю". Ну, вы поняли, если ехать не за жёлтым Феррари — скорее всего ты будешь ездить так, как здесь принято, и не будешь раздражать местных непривычным поведением на дороге.

В одну из поездок выбранный мной "местный" оказался невнимательным водителем и мы с ним проехали камеру несколько задорнее, чем следовало бы. Конкретно — на скорости в 78 км/ч (сравните этот участок трассы с типичной скоростью движения по основным улицам в вашем городе). Ну что же, ценовые листы в составе ПДД Казахстана говорят, что такое нарушение стоит 18 460 тенге (3 700 рублей, сравните со штрафами в вашем городе).

Читатель с высокими моральными стандартами, вероятно, уже начал набрасывать в голове план комментария о том, что ПДД — это закон, а законы чужой страны необходимо уважать, особенно когда ты в гостях. Однако же, заметка моя не о том "почему существует такое странное ограничение", а о том "как современные технологии помогают монетизировать его рядовым сотрудникам дорожной полиции".

Решение

Здесь стоит обратиться к новостной заметке. Система Кибер-шериф (российского производства, кстати — горжусь), недавно развёрнутая в некоторых областях Казахстана, играет большую роль в моей истории.

Итак, в прошлых абзацах мы выяснили, что было совершено преступление. Значит, должно быть и наказание, верно? Верно. В следующую поездку я был остановлен патрулём, тихо ожидавшим меня на обочине за сломавшимся грузовиком (практика распространённая, перед стоящим или медленно едущим грузовиком или автобусом в 3 из 5 случаев будет патрульная машина). Доброжелательного вида офицер (смотрели "Остров Сокровищ", помните доктора Ливси?) полиции сообщил, что моя машина находится в розыске, и что мне нужно пройти с ним в его автомобиль для разбирательства.

Быстро выяснилось, что в прошлый визит в Казахстан я получил штраф с камеры системы Кибер-шериф. Тот самый, на 18 тысяч тенге, да. Разумеется, если я нарушил (и попался) — я должен заплатить штраф. И здесь началось самое интересное…

Сотрудники объяснили мне, что раз мой автомобиль на иностранных номерах, система Кибер-шериф не смогла автоматически оформить мне штраф (нужны данные водителя, а не только автомобиля, да), поэтому мой номер попал в базу розыска дорожной полиции и теперь каждый патруль будет пытаться остановить меня как злостного нарушителя. Так и положено вести себя шерифу посреди степи, не так ли?

Однако же, поскольку с момента правонарушения прошло довольно много времени, моя машина будет отправлена на ШТРАФ-СТОЯНКУ, а сам я буду доставлен в отделение полиции, где должен буду оплатить штраф, после чего смогу отправиться в квест "забери машину со стоянки". В этот момент у меня промелькнула мысль: — Штраф-стоянка? Задержание за минимальное превышение скорости? Шта?! Мы в СНГ или в Северной Корее?!

Но был ли у меня другой выход? Ну, раз мы были не в церкви, а сидели в машине местного ГИБДД на пустынной трассе посреди степи, альтернативный способ выйти из ситуации, конечно, нашёлся почти сразу после дежурного "куда едете и кем работаете":-D. Получалось, что если бы я оплатил штраф на месте, то сотрудники были уверены в том, что я не попытаюсь уйти от наказания, а их работа будет честно выполнена. Причём деньги "вошедшие в моё положение" сотрудники были готовы взять даже рублями, пересчитав сумму по в целом нормальному курсу. В этот момент я рассмеялся, потому что стало понятно, что это фарс.

На вопрос "а что, и чек дадите" ребята удивили меня ответом "да, конечно". Ну ясный красный, всё официально, в Казахстане же разрешены расчёты с официальными органами в рублях, долларах и любой другой валюте, ага (sarcasm)… Кроме того, предполагается что любой рядовой сотрудник в два счёта снимает розыски и аресты в их системе не выходя из патрульного автомобиля. Это вряд ли:-\.

Итог

Здесь я расскажу в двух словах о том, как их система работает на самом деле:

Камеры на дорогах фиксируют номера нарушителей. Сотрудник полиции просматривает материалы и выписывает штраф на владельца автомобиля. В случае, если машина не местная (следовательно — водитель неизвестен), номер попадает в базу розыска. Сотрудники на дорогах останавливают автомобиль и выписывают штраф водителю при личной встрече, после чего розыск снимается. Дальше процедура привычна: оплата в течение семи дней — и получаешь скидку в 50%, две недели на оплату по полной цене и дальше, если затягиваешь с оплатой — штраф-стоянка и всё такое.

Суть "развода" в том, что людей запугивают задержанием и штраф-стоянкой опираясь на предположение о том, что раз камера зафиксировала нарушение давно, то и срок оплаты штрафа уже прошёл. Фото вам показывают, дату, экран планшета где показывают номер вашего авто и красную надпись "РОЗЫСК". Но правда в том, что пока сотрудники не оформили вам постановление очно — никакого штрафа ещё нет:-). Постановление же оформляется вот прямо сейчас, когда вас остановили как "разыскиваемого преступника". То есть ваши положенные две недели на оплату начинаются… сегодня. Шлите преступников в погонах лесом (степями, горами — в зависимости от того в каком регионе Казахстана вы проезжаете), берите постановление и платите в любом месте в удобное время.

В чём интерес сотрудников? Думаю, дело в том, что 50% скидка на штраф в Казахстане в таких случаях как мой не появляется сама собой, просто из срока оплаты. Для этого, при оформлении постановления я должен согласиться с обвинениями, попросив принять решение в упрощённом порядке. Специальный человек оплачивает мой штраф с 50% скидкой через терминал в отделе, а товарищи-бенефециары имеют половину штрафа в кармане. Если кто-то знает эту систему лучше — пожалуйста, расскажите в комментариях если я ошибаюсь.

На иллюстрации к публикации типичный участок трассы, на которой происходят события. Случайно сбить здесь разогнавшись до 80 километров в час можно разве что картонную лошадь на обочине…

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество