Как я получаю льготные лекарства для родственника с онкологией и инвалидностью даже при отказе от НСУ

9

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Проблема

Моя мама 1934 года рождения, после нескольких инсультов стала немобильным инвалидом, 1 группа инвалидности присвоена бессрочно с 2020 года, до этого с 2014 была вторая.

Я сначала пыталась получать льготные лекарства для нее через поликлинику, но намучавшись с получением (то есть, то нет, то ограничение по сумме лекарств) мы написали отказ от набора социальных услуг (НСУ) и стали получать доплату деньгами к маминой пенсии. Лекарства, выписанные неврологом и кардиологом я покупала сама в аптеке.

В сентябре 2023 года у мамы диагностировали рак молочной железы. Операцию провести невозможно по медицинским показаниям, назначено лечение антираковым препаратом в виде таблеток. На медкомиссии в областной онкологии нам с мамой разъяснили, что лекарство будет предоставлено бесплатно, в заключении комиссии об этом тоже было указано. При назначении лечения в связи с диагнозом РМЖ кардиолог из поликлиники изменила схему обычного лечения на препараты, более эффективные для нашего случая и они оказались очень дорогими.

В льготном отделе лекарств при поликлинике мне сказали, что маме надо вернуть НСУ, и тогда она будет получать все лекарства (не только онкологические) по федеральной льготе (сразу помечу, что в нашем случае это введение в заблуждение, отказ от федеральной льготы не нужен). Но был уже октябрь, в соцфонде оформлять возврат НСУ в натуральной форме на 2024 год было уже поздно, я стала покупать все выписанное в обычной аптеке и через льготу мы получали только препарат от онкологии.

Для получения льготного лекарства нужно каждый месяц записываться к терапевту, он вносит в тетрадь и в базу запись о лекарстве и после визирования в отделе льготных лекарств можно идти в льготную аптеку и получать выписанное. У нас постоянные очереди на всех этапах этого получения и однажды от соседки по очереди я узнала, что оказывается онкопациентам можно получать все необходимые лекарства бесплатно, если они входят в региональную программу медпомощи. Я стала искать информацию в интернете и очень помогла статья от января 2024 года. Но терапевт в поликлинике повторила слово в слово все инструкции от льготного отдела и отказалась включить в льготу лекарства, выписанные кардиологом, якобы они не от онкологии. Пришлось немного поругаться, я пошла к заведующей и потребовала либо выписать нужные лекарства или предоставить мотивированный отказ. Лекарства мне все нужные выписали, но как сказали: «разово в виде исключения…» (!?) и вновь повторили, что нам нужно вернуть федеральную льготу для полного лекарственного обеспечения.

Мои действия

Я обратилась за разъяснениями и с жалобой в чат Министерства здравоохранения региона, где мне прислали ответ:

  • Добрый день. 4 марта 2024 года Вами для мамы получены лекарственные препараты (5 наименований) по всем выписанным льготным рецептам за счет средств областного бюджета. Задержка в оформлении льготных рецептов на некоторые лекарственные препараты была связана с уточнением их наличия в аптеке для льготных категорий граждан за счет средств областного бюджета. Согласно действующему законодательству Ваша мама имеет право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного и федерального бюджетов, но от федерального льготного лекарственного обеспечения она отказалась. Для более полного лекарственного обеспечения рекомендуем вернуть право на льготное обеспечение за счет средств федерального бюджета…

И опять вроде как никто не гарантировал получение этих лекарств на постоянной основе. В поликлинике в льготном отделе мне внесли в тетрадь пометку (надпись крупно ОТКАЗ от ЛЬГОТЫ!) и опять стали заявлять, что ничего не положено, а препарата от онкологии сейчас вообще нет по территориальной льготе и эти лекарства вообще сейчас в аптеку не поступают — в результате я вообще ничего не получила в этом месяце, пришлось идти и все купить самой.

Я записалась на прием к главврачу по данной ситуации, параллельно написала запрос что делать в благотворительный фонд «Онкологика». Они мне в сентябре 2023 года очень помогли консультированием по маме. Также позвонила местному специалисту Росздравнадзора, которая курирует вопросы по лекарственным препаратам.

Помощь профильных ведомств

В чате благотворительного фонда мне ответили:

  • 1. При отсутствии лекарства в аптеке необходимо составить и направить жалобы главврачу или заведующему аптеки с копией в Департамент здравоохранения.

    2. По вопросам отсутствия в продаже лекарственного препарата Вы можете обращаться по телефону горячей линии Росздравнадзора: +7(800)550-99-03, +7 (499)578-06-70 (доб.116) (Отдел государственного контроля за реализацией программ лекарственного обеспечения населения). Также направить письменное обращение по данному поводу.

    3. Если не поможет Росздравнадзор, то подать заявление в прокуратуру на ту организацию или должностное лицо, которые создавали препятствия для получения пациентом бесплатных лекарств, приложив к нему копии паспорта, удостоверения льготника, рецепта.

    Если вам нужна помощь в составлении жалоб, то обращайтесь на горячую линию Фонда к юристу или направьте свой запрос на почту:…

Специалист Росздравнадзора в телефонном разговоре пояснила, что если ситуация доходит до отказа в выдаче выписанного лекарства нужно обращаться в прокуратуру и подтвердила, что онкопациенту ничего не надо оформлять по соцфонду, и что все нужные лекарства должны выдаваться по территориальной льготе (при наличии их в областном списке на 2024 год).

Я позвонила по телефону горячей линии Росздравнадзора, назвала данные по пациенту и перечень лекарств, которые выписаны, но я не могу их получить в льготной аптеке по причине их отсутствия. На приеме у главврача я рассказала все, что услышала в льготном отделе поликлиники и от специалистов «Онкологики» и Росздравнадзора. Она внимательно выслушала, извинилась за сложившуюся ситуацию и пообещала, что ответственные люди наведут порядок.

Итоги

Со мной по телефону связались сначала представители Министерства здравоохранения региона и сказали, что нужные маме препараты перемещены из другого города в нашу льготную аптеку и можно их получить. Потом был контрольный звонок от местного Росздравнадзора с проверкой, решили ли проблему по выдаче льготных лекарств.

Все назначенные препараты мы стали получать. При отсутствии лекарств ставят в лист ожидания и иногда звонят и я еду их получать в других аптеках, где они есть в наличии в нашем городе.

Но в сентябре опять начались перебои с выдачей. В аптеке записали в лист ожидания, ставят номер, дату, все по закону, но уже прошло 10 дней положенные на выдачу. Завтра опять буду звонить на горячую линию Росздравнадзора и оформлять жалобу на отсутствие льготных лекарств по территориальной льготе для онкопациента.

Если бы речь шла о суммах в пределах одной-пяти тысяч рублей, то можно было бы поберечь нервы и время и просто покупать нужное и не бодаться с государственными чиновниками, но суммы по нашим лекарствам в месяц получаются пятизначные, неподъемные для меня. Так что «борьба с ветряными мельницами» здравоохранения для нас продолжается…

  • GiorgiaВы стойкий, принципиальный и грамотный человек. Здоровья Вам и Вашей маме!13
  • ЛарисаКак все похоже. Так хочется опустить руки. Девиз нашего здравоохранения в поликлиниках : борьба не за больного, а борьба с больным.6
  • ПростоТаЛариса, да, сегодня была в очередной раз в поликлинике, там бабулечка с палочкой тихо плакала от бессилия в очереди сидя - второй месяц не может получить лекарства для себя и у нее дочь после аварии без ноги с "фантомными" болями. Поутешала ее как могла, дала ей телефон Росздравнадзора для жалобы по отсутствию лекарств. По своим лекарствам опять прошла всю карусель - в аптеке мне бодро отрапортовали, что ничего нет, поставили в ожидание, но я сгребла свою охапку рецептов и пошла в кабинет к заведующей, положила перед ней, вкратце повторила ей про права инвалида и онкопациента, та сначала отнекивалась, что за лекарства они не отвечают и все же мне выписали, а что получить не могут, это другие люди ответственны, я просто сказала, что государство дает социальные гарантии больным, что неполучение лекарств - это нарушение законодательства, что если они ничего не могут исполнить, то пусть тоже пишут жалобы на чиновников регионального Минздрава, которые ответственны за закуп необходимых лекарств, потому что даже Путин сказал, что финансируется все и на федеральном уровне и на региональном в полном размере, на месте за реализацию программ отвечают конкретные люди и не в финансах, а в их работе проблемы. ну и говорю, либо мы с вами вместе двигаемся в правовом поле и вы делаете что в ваших силах, либо я иду уже в последнюю инстанцию - прокуратуру, во-первых - пишу жалобу и пусть прокуратура разбирается, кто виноват, ищет и наказывает виновных в том, что я нужные лекарства не могу получить , ну и во-вторых прокуратура может подключиться на этапе, когда я за свои деньги покупаю нужные лекарства, а прокуратура взыскивает с Минздрава через суд в все потраченные деньги. Поверьте - сразу все как-то бодро задвигалось, и через примерно полчаса мне выдали часть рецептов на получение в местной льготной аптеке с заменой на аналоги, по онко-лечению нужные лекарства нашлись в аптеке областной, и на часть лекарств мне гарантировали получение в понедельник.Вроде результат и положительный, но все под таким соусом, что "мы вам тут в виде исключения сделаем" и "вы тут ходите жалуетесь, мы вам лекарства достаем, вместо того, чтобы людей лечить", и особенно меня "позабавила" фраза - " вы вот жалуетесь, а нас потом ни-за-что премий лишают ..." Как будто не видно причинно-следственную связь, что если бы у меня лекарства были никаких жалоб бы и не было. Да, тот еще квест. Терпения Вам и всем нуждающимся в льготных лекарствах, не опускайте руки, у вас есть права - а у врачей и чиновников есть обязанности и ничего сверх выполнения законодательства от них не требуется.14
  • ОльгаВы очень хорошая дочь. Итак тяжёлая ситуация,так ещё и борьба эта выматывает. Я тоже за мужа боролась. Совет вам, при онкологии на последней стадии выписывайте жидкий морфин. Ах если бы хоть кто то мне это сказал,что надо жидкий ,а не таблетку, которую он в один день не смог проглотить, а так просто и быстро его не взять...4
  • ПростоТаОльга, Спасибо за совет и добрые слова. Обнимаю Вас.1
  • ПростоТаGiorgia, Спасибо за похвалу и добрый пожелания! Пусть в Вашей жизни все складывается наилучшим образом!1
  • ОльгаСпасибо Вам за статью! Изучаю эту проблему. Тоже проходим через унижения и издевательства. Один раз получила для мамы лекарства в полном обьеме, только после жалобы к главврачу. А остальное время все время выслушиваю какие то причины.Проблема в том, что сама невсегда могу ходить за рецептами. На это нужен целый день. Ходит отец, а они его дурят. Приходится докупать. Но уже нервы на пределе. И факт в том, что когда начинаешь настаивать (а это поход к провизору или главврачу), то сразу выдают рецепт. Не могу понять, какое право врач имеет не выписать рецепт и зачем ей это нужно!!! Куда эти лекарства уходят? Они есть, но она отказывает в выписке рецепта0
  • ПростоТаОльга, да, меня тоже неприятно удивляет, что выдача происходит порой будто из личного кармана врачи выдают , а не государством положенные лекарства. На этапе получения рецепта у врача я теперь всегда настаиваю, чтобы она сама посмотрела , связавшись с провизором - есть ли выписываемые лекарства в наличии в аптеке, и если их нет, то выписывала аналог или смотрела в какой аптеке есть и туда переназначала рецепт, мне так заведующая терапевтическим отделением делала и я это у простого терапевта прошу теперь всегда, чтобы потом из аптеки не возвращаться после трех очередей из-за того, что именно выписанного нет , а другое есть. может не всякий врач или фельдшер на приеме может это в базе посмотреть, но заведующая терапевтами точно может. Я прямо так и врачу говорю- мы же не будем заведующую беспокоить, а то она ругается потом, вы же можете сами так сделать или прошу врача к заведующей зайти и проконсультироваться, как это все сделать, чтобы время не терять. Почему врач не выписывает назначенный препарат в рецепте это тоже можно у заведующей сразу зайти и уточнить, есть рецепты по федеральной программе проходят, есть по территориальной ( или как провизоры помечают - "по Постановлению..." ) По территориальной программе на сайте местного минздрава каждый год выкладываются согласованные списки лекарств, которые можно получить по льготе. Еще можно дозвониться через контакты с сайта местного минздрава начальнику или специалисту отдела льготных лекарств , назвать имя и фамилию пациента, нужное лекарство и попросить пояснения дать по вашей ситуации или , что еще удобнее - написать в ВК на сайт местного минздрава, только в личный чат, не в общедоступное обсуждение и так же попросить разъяснения. Если вас ответы не удовлетворят, то надо звонить в федеральный Росздравнадзор на горячую линию по лекарственным льготным препаратам, там девочки в колл-центре запишут от вас инфо о проблеме, и направят жалобу . по ней обязательно отработают и вам придет письменный ответ от Росздравнадзора ( обычно пишут, что направили в территориальный отдел Росздравнадзора), территориальный - в местный Минздрав и уже из Минздрава местного вам специалист напишет что по жалобе решилось. порой даже из формальных отписок можно выжать нужную и полезную информацию , но все они вам будут в основе своей писать, что все зависит от врача в поликлинике, так что лучше и результативнее всего обращаться к терапевту или заведующей терапевтическим отделением и с ней взаимодействовать. Самое главное - делать это в корректной форме, но требовательно и со знанием своих прав. С этого года стала еще замечать в поликлиниках - стало больше в очередях за рецептами соцработников, поговорила с некоторыми - оказывается, сейчас гораздо легче через соцзащиту попросить соцработника и она будет за рецептами ходить, это прямо большая помощь для тех, кто не может или не хочет самостоятельно мучиться с получением лекарств в поликлинике. В соцзащите можете проконсультироваться как в вашем случае соцработника можно подключить.0
  • ОльгаПростоТа, мне вас сам бог послал! "если их нет, то выписывала аналог или смотрела в какой аптеке есть и туда переназначала рецепт"- даже не знала, что это они обязаны сделать. Знаете, я человек терпеливый. Сначало нам отказывали в 2-3 рецептах еще куда не шло, но потом стало больше. Потому то я и задумалась, дурят нашего брата. Теперь на каждую причину- я отвечаю законом. Благо интернет доступен. Люди подсказывают, как и Вы. Еще раз спасибо!1