От Чайковского до «Списка Шиндлера»: как выбирают музыку в фигурном катании

От Чайковского до «Списка Шиндлера»: как выбирают музыку в фигурном катании

На стыке спорта и искусства

8
Аватар автора

Анастасия Рощина

вдохновлялась прекрасным

Страница автора

Существует не так много дисциплин, где соревнования проводятся с обязательным музыкальным сопровождением.

А в случае с фигурным катанием это не просто фоновая мелодия, а неотъемлемая часть проката, от которой во многом зависит результат. Рассказываем, как музыка влияет на программу фигуристов, какие произведения можно услышать на крупных соревнованиях и почему Бизе лучше Вивальди.

Как смотреть фигурное катание

Музыка — важная составляющая фигурного катания, но прежде всего судьи оценивают техническую часть выступления: прыжки, вращения, поддержки и другие элементы программы. О том, как разобраться в соревновательной части фигурного катания, вы можете узнать из нашего большого материала про этот вид спорта.

Правила использования музыки в фигурном катании

Задача спортсменов и тренеров — не просто подобрать подходящий программе ритм и тему, но и соблюсти ряд правил, установленных организаторами турнира. Помимо мировых первенств есть небольшие региональные или выставочные соревнования, на каждом из них могут быть свои требования к музыке — и фигуристам приходится подстраиваться.

Основные требования. Согласно действующему регламенту ISU, Международного союза конькобежцев, фигуристы-одиночники и спортивные пары могут выбрать в качестве музыкального сопровождения любое произведение со словами или без. Единственный критерий — продолжительность композиции. Временные рамки довольно жесткие: допускается погрешность не больше 10 секунд.

Продолжительность номеров по правилам ISU

Короткая программа / ритм-танецПроизвольная программа / произвольный танец
Одиночное и парное катание2 минуты 40 секунд4 минуты
Юниоры, одиночное и парное катание2 минуты 40 секунд3 минуты 30 секунд
Танцы на льду2 минуты 50 секунд4 минуты
Юниоры, танцы на льду2 минуты 50 секунд3 минуты 30 секунд

Продолжительность номеров по правилам ISU

Одиночное и парное катание
Короткая программа / ритм-танец2 минуты 40 секунд
Произвольная программа / произвольный танец4 минуты
Юниоры, одиночное и парное катание
Короткая программа / ритм-танец2 минуты 40 секунд
Произвольная программа / произвольный танец3 минуты 30 секунд
Танцы на льду
Короткая программа / ритм-танец2 минуты 50 секунд
Произвольная программа / произвольный танец4 минуты
Юниоры, танцы на льду
Короткая программа / ритм-танец2 минуты 50 секунд
Произвольная программа / произвольный танец3 минуты 30 секунд
Рассылка для всех, кто любит спорт
Истории о спорте во всех проявлениях — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

В танцах на льду музыке уделяется еще больше внимания, поэтому и правила здесь отличаются. Во-первых, продолжительность короткой программы немного увеличена. А во-вторых, пары должны использовать темы и ритмы, объявленные ISU.

В сезоне-2022/23, например, основной темой были латиноамериканские танцы. Взрослые спортсмены должны были использовать в программе не менее двух ритмов из предложенных: сальса, бачата, меренга, мамбо, ча-ча-ча, румба и самба. При этом дорожку шагов — один из обязательных элементов — необходимо было исполнить в другом латиноамериканском стиле.

У юниоров тема отличается и тоже объявляется перед каждым сезоном. В сезоне-2022/23 основную тему ритм-танца — танго — нужно было совместить на выбор с пасодоблем, фламенко, испанским вальсом, фанданго, болеро, хотой, севильяной или милонгой.

Ритм-танец Мэдисон Чок и Эвана Бейтса на чемпионате мира в Сайтаме

Как менялись правила. За последние 50 лет Международный союз конькобежцев несколько раз менял требования к музыке в фигурном катании. Например, до 1980-х спортсмены могли использовать только классические композиции, исключения допускались в танцах на льду. Затем фигуристам разрешили миксовать классику с инструментальными произведениями, то есть музыкой без слов.

Спустя еще почти двадцать лет, в 1997 году, для танцевальных дуэтов убрали ограничения — в этой дисциплине разрешили использовать авторские произведения с текстом. А в 2014 году, после Олимпийских игр в Сочи, такое же изменение внесли для одиночников и спортивных пар.

В начале прошлого века фигуристы катались под живую музыку, иногда даже не имея возможности выбрать подходящую композицию. Источник: Keystone-France / Getty Images
В начале прошлого века фигуристы катались под живую музыку, иногда даже не имея возможности выбрать подходящую композицию. Источник: Keystone-France / Getty Images

Как музыка влияет на оценку в фигурном катании

Оценка выступления фигуристов состоит из двух частей: Element Score, куда входят все технические элементы программы, и Component Score, то есть оценки за компоненты.

Музыка, сопровождающая прокат, — один из таких компонентов. Хотя систему оценок продолжают дорабатывать, Component Score то и дело вызывает споры среди спортсменов и болельщиков, потому что зависит от субъективного восприятия каждого судьи.

До сезона-2022/23 оценка за компоненты состояла из пяти критериев: интерпретация музыки, перформанс, владение коньком, связующие элементы и композиция. На конгрессе ISU в Пхукете приняли решение сократить количество критериев до трех: мастерство катания, представление, композиция. По каждому из трех пунктов судьи выставляют оценку от 0 до 10 с шагом 0,25.

Музыкальное сопровождение влияет на оценку за представление и композицию. В первом критерии учитывается, как фигурист интерпретировал мелодию и выразил эмоции, что тоже сильно зависит от музыки. В оценке за композицию судьи обращают внимание на то, как хореография сочетается с произведением.

Особенно ценится выделение музыкальных акцентов подходящими элементами. Если фигурист выполняет прыжок в соответствии с темпом мелодии, это оценят дополнительными баллами Grade of Executive, то есть за класс исполнения. Бонусная оценка не превышает 10% от базовой стоимости элемента, но все равно может повлиять на итоговый результат спортсмена.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов одними из первых в дисциплине синхронизировали музыку с элементами проката

Выбор музыки в фигурном катании

Каким бы художественным ни было фигурное катание, в первую очередь это соревновательный вид спорта. Поэтому при выборе музыки для программы фигуристы и тренеры учитывают не только личные предпочтения, но и систему оценок. Произведение должно одновременно раскрывать идею выступления и позволять выполнить все задуманные технические элементы.

Далеко не все музыкальные жанры подходят для этих задач, поэтому в фигурном катании долгое время звучала преимущественно классическая музыка. Со временем количество жанров в мировой культуре увеличилось, а спортсмены начали использовать монтаж и авторские произведения, поэтому разнообразие пришло и в спорт: сейчас на соревнованиях можно услышать популярные радиохиты, рок-музыку и хип-хоп.

Музыку для фигурного катания условно можно разделить на три основные категории: классическую, авторскую и народную.

Классическая музыка. С нее начиналась история дисциплины, ее до сих пор активно используют современные фигуристы. Самые популярные авторы в этой категории — Моцарт, Шопен, Чайковский. Русский композитор и его «Лебединое озеро» пользуются особым спросом: только на Олимпийских играх в Пхенчхане было представлено восемь вариаций музыки из этого балета.

Короткая программа олимпийской чемпионки Алины Загитовой

Народная музыка. Некоторые фигуристы, особенно на международных соревнованиях, стремятся подчеркнуть свою идентичность. Для этого они выбирают произведения, ассоциирующиеся с их страной. Современный фолк — редкий жанр в фигурном катании, но существует немало культовых композиций, отражающих национальную культуру разных народов.

Семикратный чемпион Европы и бронзовый призер Олимпиады Хавьер Фернандес на чемпионате Европы 2019 года использовал известную испанскую мелодию «Малагенья». А советские фигуристы Ирина Роднина и Александр Зайцев, которые однажды выиграли чемпионат мира без половины музыкальной дорожки, один из самых известных своих номеров ставили под «Калинку».

Номер Ирины Родниной и Александра Зайцева под «Калинку»

Авторская музыка. Многие спортсмены, особенно в последние годы, предпочитают известным произведениям оригинальную музыку, написанную специально под их программу.

У этого подхода есть объективный плюс: так проще совместить все необходимые технические элементы в одном прокате и сохранить комфортный темп выступления. Но иногда это мешает донести художественную мысль программы: судьи и зрители остаются без контекста и вынуждены додумывать историю номера самостоятельно.

Самая популярная музыка в фигурном катании

Есть ряд музыкальных произведений, которые регулярно звучат на соревнованиях самого разного уровня. Кроме уже упомянутого «Лебединого озера» это музыка из балетов «Щелкунчик» Чайковского и «Ромео и Джульетта» Прокофьева, саундтреки к фильмам «Мулен Руж» и «Список Шиндлера», композиции из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.

Композитор из Канады Хьюго Шуинар объясняет популярность «Кармен» контрастом: главная героиня — харизматичная привлекательная женщина, которая любит танцевать, но заканчивается история трагически, Кармен убивает отвергнутый кавалер. Противоположные настроения помогают не только передать эмоции фигуриста, но и контролировать темп программы.

Известные композиции в целом упрощают восприятие художественной идеи проката: зрителям и судьям не нужно объяснять либретто программы или рассчитывать на идеальную актерскую игру спортсмена.

Кроме того, у фигуристов и тренеров есть условный список «счастливой музыки», которая чаще приносит олимпийские медали. Например, с «Лебединым озером» побеждали Оксана Баюл в 1994 и Алина Загитова в 2018, а с музыкой Бизе чемпионства добились Катарина Витт в 1988 и Татьяна Навка с Романом Костомаровым в 2006.

Выступление двукратной олимпийской чемпионки Катарины Витт под музыку из «Кармен»

«Несчастливая» музыка в фигурном катании

В противовес «счастливой музыке» в фигурном катании есть два композитора, которых стараются избегать в олимпийский сезон: это Сергей Рахманинов и Антонио Вивальди. Самой известной «жертвой» Рахманинова можно назвать Мишель Кван: американская фигуристка трижды каталась под его музыку на Олимпиаде — в 1998, 2002 и 2006 годах, но победы так и не добилась, хотя считалась претенденткой на золото.

Итальянская фигуристка Каролина Костнер выступала на Олимпийских играх под музыку Вивальди два раза — в 2006 и 2010. В обоих случаях спортсменка даже не приблизилась к пьедесталу: на домашнем первенстве в Турине она стала девятой, в Ванкувере — шестнадцатой. Олимпийскую медаль Костнер заработала лишь в 2014 году, выступив под «Болеро» Мориса Равеля и «Третью песню Эллен» Франца Шуберта.

Короткая программа Мишель Кван на Олимпиаде 1998 года в Нагано

Кто работает с музыкой в фигурном катании

Если фигуристы решают выступить под оригинальное произведение, они обращаются к студиям и личным саунд-дизайнерам — в зависимости от уровня спортсмена. Из современных композиторов, которые занимаются созданием музыки для фигурного катания, можно выделить двоих наиболее заметных: это Александр Гольдштейн и Карл Хьюго.

Канадец Карл Хьюго — пионер среди профессиональных саунд-дизайнеров в спорте, он одним из первых начал работать со спортсменами индивидуально. Хьюго с детства увлекался музыкой, а после просмотра фильма «Ледяные замки» решил связать свое увлечение с фигурным катанием. Композитор начал карьеру в начале 1990-х: сперва снял клип с участием спортсменов, а затем написал композицию для выступления Изабель Брассёр и Ллойда Айслера, двукратных бронзовых призеров Олимпийских игр.

В следующие три десятилетия Карл Хьюго поработал с десятками известных фигуристов. Только для Олимпиады 2022 года в Пекине он в сотрудничестве с Хьюго Шуинаром написал музыку для более чем полусотни спортсменов из 14 стран, включая чемпионов в танцах на льду Габриэлу Пападакис и Гийома Сизерона из Франции. Работы канадского дуэта композиторов можно услышать не только на крупных турнирах, но и на различных ледовых шоу.

Александр Гольдштейн считается одним из самых успешных композиторов в мире фигурного катания. На его счету 20 золотых медалей на Олимпийских играх, под его музыку побеждали в том числе Алексей Ягудин, Тесса Вертью и Скотт Моир, Мерил Дэвис и Чарли Уайт. Сам Гольдштейн отмечает свой вклад в успех спортсменов, но не преувеличивает его: «Когда элементы спорта и искусства правильно сбалансированы, тогда это интересно всем».

Короткая программа Алексея Ягудина под музыку Гольдштейна на Олимпиаде 2002 года

Что в итоге

  1. Музыка — один из важнейших элементов в фигурном катании. Спортсмены строят свою программу вокруг музыкального сопровождения или, наоборот, подбирают композиции под нужные параметры. Для известных фигуристов музыку сочиняют индивидуально.
  2. На заре фигурного катания музыка служила лишь фоном — спортсмены даже не выбирали, что будет играть во время выступления. Во второй половине 20 века мелодия стала частью проката: фигуристы начали синхронизировать движения с музыкой, а затем — придавать ей художественные смыслы.
  3. Это отразилось на правилах соревнований: сначала были разрешены только классические произведения, затем появились другие жанры, а позже — песни со словами. Кроме того, при оценке выступления стали учитываться художественные компоненты, а исполнение элемента в ритм музыке теперь приносит дополнительные баллы.
  4. Несмотря на разнообразие жанров, в фигурном катании сохраняются некоторые традиции: наиболее популярной остается классическая и народная музыка. Кроме того, у фигуристов есть проверенные произведения, например балет «Лебединое озеро» и опера «Кармен».
  5. У каждого соревнования есть свои требования к музыкальному сопровождению. Для официальных турниров под эгидой ISU нужно уложиться в строгие временные рамки, а в танцах на льду — использовать тему сезона, например латиноамериканские ритмы.

Расскажите о вашем любимом выступлении:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество