Фудтех: можно ли зарабатывать сейчас на инвестициях в продукты будущего

11
Фудтех: можно ли зарабатывать сейчас на инвестициях в продукты будущего
Аватар автора

Элена Перес

международный бизнес-консультант

Страница автора

Благодаря фудтеху гамбургеры печатают на 3D-принтере, коровье молоко производят без коров, а куриную грудку выращивают в лаборатории.

И чем дальше, тем удивительнее проекты: можно ожидать, что индустрия фудтеха преобразует всю продовольственную систему. Эта тенденция несет в себе огромный социальный и экономический потенциал — и сообщество инвесторов уже это осознает.

Расскажу, что частному инвестору важно знать об этом рынке и на какие компании обратить внимание.

Что такое фудтех

Часто под фудтехом мы подразумеваем онлайн-сервисы доставки еды из магазинов, кафе и ресторанов. Но эта сфера гораздо обширнее и включает в себя все организации, компании, стартапы, которые используют ИТ на любом из этапов производства продуктов питания: от создания до распространения, приготовления, упаковки и утилизации

Инновации в пищевой индустрии еще в 1931 году рассматривал Уинстон Черчилль. Он обратил внимание на открытые учеными микроорганизмы, которые способны создавать протеины из азота. «Мы уйдем от того абсурда, когда надо выращивать целую курицу, чтобы съесть грудку или крыло, к выращиванию этих частей по отдельности…» — писал он в своей публикации «Что будет через 50 лет» в журнале «Популярная механика».

Статья Уинстона Черчилля о технологиях будущего
Статья Уинстона Черчилля о технологиях будущего

Пусть это и заняло больше времени, но сейчас наука способна не только выращивать клетки животных в лаборатории, никого при этом не убивая, но и воссоздавать коровье вымя и женскую грудь в пробирке для создания полноценного коровьего и материнского молока

Можно выделить пять основных направлений, которые сейчас развиваются активнее остальных. Интерес к ним инвесторов также растет с огромной скоростью.

Доставка — Delivery

Это онлайн-заказ и доставка еды из магазинов и ресторанов. Еще в 2016—2018 годах более 60% инвестиций в фудтех-стартапы приходилось именно на этот сектор. По понятным причинам в период пандемии этот сегмент продолжает расти быстрее всех остальных.

Источник: digitalfoodlab.com
Источник: digitalfoodlab.com

Как видно из графика, сфера доставки еды активно развивалась и до пандемии. Буквально в течение двух-трех лет такие сервисы, как американские Uber Eats и Door Dash, немецкий Delivery Hero, британский Deliveroo, российские Delivery Club и «Яндекс-еда», по сути, поменяли принципы взаимодействия ресторанов с клиентами во всем мире и увеличили продажи в разы.

Но пандемия привела к активному развитию принципиально новой бизнес-модели в сфере доставки еды — dark kitchen, или «темная кухня». Это рестораны, работающие без зала для посетителей: еда в них готовится только для доставки.

Стартапы, работающие в этом направлении, стараются использовать технологии анализа данных для более эффективного развития и масштабирования. Например, скандинавский агрегатор «темных кухонь» Curb активно использует анализ данных для оптимизации и автоматизации всех процессов, связанных с сервисом доставки еды и улучшения качества обслуживания клиентов. Анализ данных здесь применяется буквально на каждом этапе: от выбора рекламной площадки до цепочки поставок и дизайна меню. В июне 2021 года этому стартапу удалось привлечь 20 млн евро.

Агротехнологии — AgTech

Это цифровые технологии и инновации в сельском хозяйстве, включающие генную инженерию, технологии искусственного размножения насекомых, производство сельскохозяйственных роботов и их комплектующих, тепличные технологии.

В 2020 году глобальные агротехнические компании привлекли почти 6,2 млрд долларов в результате 460 сделок.

Например, американская компания Indigo Agriculture, которая разрабатывает микробиологические средства для обработки семян, чтобы помочь фермерам выращивать кукурузу, рис, соевые бобы и пшеницу без чрезмерного использования дорогостоящих удобрений и химикатов, могла привлечь 500 млн долларов.

Компании Ynsect, которая занимается экологичным производством мучных червей для использования в кормах животных и для удобрения, удалось собрать 372 млн долларов.

Источник: cbinsights.com
Источник: cbinsights.com

Интеллектуальная и активная упаковка — Smart Packaging

В интеллектуальную упаковку могут быть встроены, например, индикаторы свежести, времени, температуры. Могут быть компоненты, которые поглощают газы, влагу, предотвращают развитие бактерий, дают достоверную информацию о пригодности продукта к потреблению или продлевают его срок годности.

В 2017 году объем этого рынка составлял 38,77 млрд долларов — и, по прогнозам, к 2023 году достигнет 57,8 млрд долларов.

По большей части стартапы, работающие в этом направлении, все еще находятся на стадии исследований и первичной разработки. Но есть и крупные «экземпляры», которые предлагают конкретные и глобальные решения для более качественного хранения продуктов. Например, компания Apeel Sciences разработала специальный порошок, который смешивают с водой и распыляют на овощи и фрукты. После этого на них образуется защитная пленка, которая задерживает влагу и не дает продуктам портиться. В итоге овощи и фрукты сохраняют влагу на 30% дольше и окисляются на 60% медленнее.

В мае 2020 года оценочная стоимость компании превысила 1 млрд долларов — теперь она считается «единорогом» пищевой промышленности. А осенью того же года Apeel привлекла еще 30 млн долларов от крупных инвесторов.

Экологичная или перерабатываемая упаковка — Sustainable Packaging

Это направление пищевой индустрии занимается поиском и разработкой наиболее экологичных решений для упаковки продуктов, будь то способы многоразового использования или создание перерабатываемых или биоразлагаемых материалов.

Ожидается, что в ближайшие годы среднегодовой темп роста мирового рынка экологичной упаковки составит 5,7% и к 2024 году достигнет 297&nbspмлрд долларов.

Один из наиболее перспективных стартапов в сфере экологичной упаковки продуктов — израильская компания TIPA. С 2010 года стартап занимается разработкой и производством компостируемой упаковки для пищевых продуктов: свежих, сухих, охлажденных и замороженных. Упаковка TIPA обладает всеми положительными качествами обычного пищевого пластика, но полностью биоразлагаема.

В конце 2020 года этот стартап привлек 4 млн долларов, общий объем финансирования TIPA составил 53 млн долларов.

Альтернативный белок

Сейчас это самый горячий и быстроразвивающийся сегмент фудтеха после доставки. Ему стоит уделить отдельное внимание.

Рынок альтернативных белков все еще находится в стадии становления и составляет примерно 1% от общего рынка протеина, но прогнозируется, что к 2025 году он достигнет 17,9 млрд долларов. Дальше — больше: по тем же прогнозам, к 2040 году он возрастет уже до 1,1 трлн долларов, что составит 60% всего рынка мяса.

Несмотря на неопределенность, с которой сегодня сталкиваются мировые рынки, прямые инвестиции в альтернативные белковые технологии — растительные и клеточные — находятся на рекордно высоком уровне. С января по декабрь 2020&nbspгода в технологии выращивания растений и культивирования клеток инвестировано более 3,1 млрд долларов.

Источник: fairr.org
Источник: fairr.org
Источник: gfi.org
Источник: gfi.org

Как создается искусственный белок

Аватар автора

Авив Орен

вице-президент по деловому развитию НКО Good Food Institute

У индустрии растительных заменителей мяса и молока гораздо больший потенциал к росту, чем у пищи животного происхождения. В будущем основой нашего питания могут стать продукты, созданные в лаборатории и максимально приближенные или идентичные продуктам, полученным от животных.

Они будут создаваться из «белков будущего» — альтернативных белков, полученных с помощью одной из трех технологий.

Белки растительного происхождения — из соевого белка, гороха, нута, бобов и даже водорослей, которые могут имитировать текстуру и вкус продукта животного происхождения.

Культивированное мясо — технология, которая в последние годы набирает обороты за счет выращивания стволовых, мышечных и жировых клеток курицы или рыбы в биореакторах без необходимости выращивания животных и их убийства.

Ферментация — сочетание общеизвестных процессов брожения пищевых продуктов, как при производстве йогурта или вина, с технологическими инновациями, которые позволяют использовать микроорганизмы или белки животного происхождения, например, для производства молока, абсолютно идентичного животному.

Главные факторы роста: угроза голода и экологическая осознанность

В мире не существует более крупного рынка, чем рынок продуктов питания. Постоянные потребители этого рынка — около 7,8 млрд человек. Одни лишь граждане США в 2019 году оставили супермаркетах и продуктовых магазинах более 1,7 трлн долларов. Примерно 13% своего свободного дохода американцы тратят на продукты питания.

Источник ers.usda.gov
Источник ers.usda.gov

Запросы потребителей постоянно меняются. Сегодня в развитом мире люди все больше внимания уделяют экологичности, полезности, свежести потребляемых продуктов и готовы платить больше за технологические новшества, которые удовлетворят их потребности. Именно это и дает основной потребительский толчок к развитию пищевой индустрии.

Для производства коровьего молока больше не нужны коровы, а для грудного — материнская грудь

Аватар автора

Томер Айзэн

генеральный директор компании Biomilk

Рынок молочной продукции и рынок заменителей грудного молока стремительно развиваются. Спрос постоянно растет. По мере роста спроса на молочные продукты предложение неумолимо сокращается.

Сейчас объем мирового рынка молочных продуктов составляет примерно 650 млрд долларов в год, и ожидается, что к 2024 году он удвоится. Объем мирового рынка заменителей грудного молока сейчас составляет 50 млрд долларов в год и ожидается, что к 2025 году он достигнет 98&nbspмлрд долларов.

Невозможно увеличить количество коров, потому что это вредно для экологии, как невозможно и увеличить надой уже существующих коров, потому&nbspчто у коровы есть предел производства.

Biomilk разработала технологию, с помощью которой мы воссоздаем клетки, которые, в свою очередь, производят коровье и грудное молоко, включая все его основные компоненты, белки и жиры, выделяемые из живого организма.

Для производства культивированного коровьего молока нам нужны только клетки вымени. Получив эти клетки единожды, мы выращиваем их в лаборатории. То же самое касается клеток материнской груди: мы воспроизводим эти клетки снова и снова, получая материнское молоко вне матери.

И еще немного про аппетиты инвесторов

Инвестиции в мировую индустрию пищевых технологий с каждым годом набирают обороты: по данным PitchBook, в 2008 году вложения в сферу составляли меньше 0,1 млрд долларов, в 2019 году этот показатель составил уже примерно 7 млрд долларов, а за первые три квартала 2020 года достиг 8,37 млрд долларов.

В Европе рост компаний пищевой индустрии за последние 5 лет значительно превышает рост в сфере традиционного производства продуктов и супермаркетов. Причем 2020 пандемийный год стал переломным для фудтеха как с точки зрения роста компании, так и с точки зрения венчурных инвестиций.

Источник: cbinsights.com
Источник: cbinsights.com
Источник: dealroom.co
Источник: dealroom.co
Источник: finistere.com
Источник: finistere.com

Риски

Традиционно сегмент технологий — то есть все, что заканчивается на «-тех», — считается более рискованным. Риски здесь выше, чем во многих других областях, из-за более явного уровня неопределенности и «перегретости». Но за счет инноваций и ускоренного роста прибыли инвестиции в эти компании имеют потенциал повышенной доходности.

Любому инвестору стоит задаться вопросом, станут сегодняшние тенденции пищевой индустрии долгосрочными факторами или исчезнут, как только изменится ситуация с COVID-19. Необходимо постоянно анализировать ситуацию и быстро на нее реагировать.

Например, потребительский сегмент фудтеха уже сейчас выглядит слегка перегретым — особенно это заметно в сфере доставки. Возможно, в скором времени здесь произойдут определенные изменения. Но люди уже успели вкусить все прелести онлайн-заказа и доставки продуктов — и, скорее всего, развитие этой сферы будет продолжаться.

Не стоит забывать, что фудтех — это не только доставка. Как до пандемии, так и после нее останутся неизменными ключевые факторы, влияющие на глобальную необходимость освоения альтернативных источников белка: население Земли продолжает расти и потреблять белок, экология все так же находится в плачевном состоянии, осознанность людей по отношению к продуктам питания и гуманному потреблению все так же набирает обороты.

Как частному инвестору заработать на пищевых инновациях

Большая часть перспективных фудтех-компаний находится на стадии становления и не торгуется на бирже. Но традиционные игроки пищевой промышленности прекрасно понимают потенциал инновационных разработок. Они видят, как меняются предпочтения потребителей, которые стремятся употреблять более здоровые и экологичные продукты.

Такие компании, как Campbell Soup, Chobani, Kellogg, Kraft Heinz, Nestlé, PepsiCo и Tyson Foods, создают инновационные центры и сотрудничают с существующими инкубаторами, помогая нишевым брендам расти и процветать. Основная цель — занять лидирующие позиции на рынке инновационных продуктов питания, поглощая мелкие перспективные компании, покупая новые технологии и внедряя их как можно скорее в собственное производство. Как правило, инвестиции в такие компании являются долгосрочными, а не спекулятивными.

Вот частичный список основных гигантов пищевой индустрии, которые активно следят за трендами и делают ставку на высокотехнологичные инновации.

Tyson Foods (TSN) — крупнейший производитель мяса в США. Одна из первых крупных компаний, которая сделала ставку на заменители мяса, выведя в 2019 году на рынок новую торговую марку продуктов на основе растительного белка Raised & Rooted.

Линейка продуктов включает в себя наггетсы на растительной основе, гамбургеры и растительные сосиски. Компания заявляет, что бренд Raised & Rooted доступен в более чем 10 тысячах торговых точек в США и в течение 2021 года будет расширяться в Европу.

В 2016 году Tyson Foods фактически запустила венчурный фонд, начав инвестировать в компании, «разрабатывающие прорывные технологии, бизнес-модели и продукты, чтобы обеспечить устойчивое питание растущего населения мира», — говорится на сайте Tyson Foods.

General Mills (GIS) — американская корпорация, производящая супы, десерты, фруктовые закуски, диетические батончики, а также органические продукты, включая охлажденные йогурты, замороженные овощи, хлопья и другие.

В 2019 году General Mills объявила, что планирует инвестировать в сельское хозяйство на 1 млн акров сельскохозяйственных угодий в своей цепочке поставок к 2030&nbspгоду. Речь идет об инвестициях, направленных на оздоровление почвы, сокращение использования пестицидов, исключение загрязнения воды и улучшенные экосистемы дикой природы.

Kellogg (K) — американская компания, которая производит готовые к употреблению сухие завтраки и полуфабрикаты. В 1999 году Kellogg Company приобрела бренд Morningstar Farms, который производит веганские продукты. В основном искусственное мясо — гамбургеры, заменители курицы, колбасы. В 2020 году направление принесло компании более 400 млн долларов.

Conagra Brands (CAG) — одна из ведущих компаний Северной Америки по производству бакалеи, закусок, замороженных продуктов. Активно внедряет в свое производство разработки по замещению мяса.

В сентябре 2020 бренд Gardein, который Conagra выкупила 6 лет назад, представил первую в мире коллекцию супов на основе растительного мяса с пятью вкусами, каждый из которых содержит 10—15 граммов белка.

Hain Celestial (HAIN) — компания производит в США, Европе и Индии натуральные специализированные продукты питания и экологически чистые напитки.

Компании принадлежат более 20 различных брендов, таких как Yves Veggie Cuisine, Terra Chips и средства личной гигиены Live Clean, Almond Dream, Better Bean. В мясе на растительной основе Yves отсутствуют искусственные красители и ароматизаторы. Гамбургеры Yves содержат всего 3—4 грамма жира.

Запомнить

  1. Главные долгосрочные факторы развития фудтеха в последние годы — постоянный рост населения и экологический кризис. Также влияет изменение потребительских привычек в сфере питания, например ЗОЖ и веганство.
  2. Как и в любой технологической сфере, в фудтехе необходимо постоянно следить за ситуацией и быстро реагировать на изменения. Хоть COVID-19 и стал мощнейшим катализатором для пищевой индустрии, не все тенденции, которые он принес в фудтех, останутся с нами надолго.
  3. Пандемия привела к колоссальному росту сервисов доставки, и стартапы в этой сфере привлекли наибольшее количество инвестиций в 2020 году. Можно предположить, что это направление будет активно развиваться и дальше. Но происходить это будет в гораздо более спокойном темпе.
  4. Самое горячее направление после сервисов доставки в пищевой индустрии — сфера альтернативного белка и культивированного мяса. Но большая часть перспективных стартапов в этой сфере все еще находится на этапе становления.
  5. Традиционные гиганты пищевой промышленности, стараясь занять лидирующие позиции в фудтехе, создают инновационные центры, сотрудничают с существующими инкубаторами, помогают нишевым брендам, а затем внедряют технологии в собственное производство. Инвестиции в такие компании наиболее доступны частным инвесторам и являются долгосрочными, а не спекулятивными.

Элена ПересКак думаете, какие фудтех-компании еще взлетят?
  • Igor M.Спасибо за материал. BeyondMeat не упомянули, а ведь это один из лидеров и ярких представителей тренда.9
  • Roman DoroshenkoДоставка - это та же услуга такси, только не для людей, а для еды для людей. Тупиковое направление и многолетнее сжигание денег акционеров, практикуемое Убером. А вот производство и продажа «альтернативного белка», развиваемые и скупаемые гигантами TSN, GIS, K, CAG, HRL, достаточно интересны.5
  • Инна БайерДумаю, что вложение в альтернативные белки на долгий срок может принести неплохой результат4
  • Инна БайерRoman, мне кажется как раз гиганты и подомнут под себя большую часть перспективных стартапов в фудтехе.0
  • Roman DoroshenkoИнна, я это и подразумевал под «скупаемые». Гиганты и сами развивают это направление, и скупают мелочь в виде нишевых конкурентов и стартапов. Ситуация та же, что была в каннабисе: отдельные новички могут иногда выстреливать на хайпе, но всех, заслуживающих внимание и перспективных, в итоге скупят большие табачные и алкогольные дяди, у которых все системы и процессы налажены для массового производства и распространения.1
  • шот кемой ответ0
  • СергейЕда для ЗОЖ1
  • Илья СергеевRoman, не согласен. «Самокат» тому яркое доказательство. Доставка еды, это скорее про курьерские услуги. Быстрая доставка до двери и продуктоматы ориентированные на индивидуальную повседневную корзину со временем вытеснят большинство традиционных магазинчиков ларьков и проч, в которые нужно идти и что-то оттуда нести… С течением времени люди становятся все более ленивыми и интравертивными, они не хотят тратить время и контактировать с людьми для покупки продуктов. Потребительских Маркетинг из торговых площадей переместится в интерфейсы ПО пользовательских гаджетов.3
  • Илья СергеевБольше всех взлетят те, о которых мы ещё не знаем.1
  • Александр МантоДумаю что компания "X100 Суши", которая интенсивно развивается на постсоветском пространстве и готовится к выходу на фондовый рынок в ближайшие три года. Активно развивается по бизнес-модели в сфере доставки еды — dark kitchen, или «темная кухня». Это рестораны, работающие без зала для посетителей: еда в них готовится только для доставки. Имеет большой потенциал для взлета.1
  • Дмитрий БрожкоIgor, кстати да, тоже заметил0